Новейшие тенденции в методологическом развитии современной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новейшие тенденции в методологическом развитии современной



культурологии (занятие проводится в форме брифинга)

Вопросы для дискуссии:

1. Проблема интерпретации культурного события в современной культурологии..

2. Проблема диалога культурных традиций в современной культурологии. Специфика методологии современных кросс-культурных исследований.

3. Проблема референции культурного текста в нарративной концепции истории культуры (А.Дж.Тойнби, Р.Ингарден, Х.Аренд, Дж.Каллер, А.Карр).

4. Программа гендерных исследований в современной культурологии. Феномен гендерной культуры.

5. Методология постколониальных исследований в современной культурологии: переосмысление классических программ Э.Саида, Г.Спивак, Г.Бгабхи.

6. Проблема языка культуры в современной гуманитаристике. Феномен дискурса и современные дискурсивные аналитики.

Феномен транскультурности и понятие культурного пограничья.

8. Постмодернистские проекции гендерных аналитик (Э.Джердайн, Т. Мой).

9. Концепция вербально-коммуникативных практик Ю.Хабермаса и ее переосмысление в современной культурологии (А.-Ж.Греймас, Ж.Курте, Дж Фиске).

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЕЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1.

Подготовка реферативного обзора литературы

по проблеме «Философия в современном мире: функции и социальный статус».

 

Темы реферативных обзоров:

— Философия как феномен современной культуры. Специфика современных форм философского знания.

— Специфика философского знания и его статус в современном обществе. Аксиологическая размерность философской проблематики.

— Природа философских проблем и трансформации проблематики философии в современных условиях.

— Философия и национальное самосознание. Специфика белорусской философской традиции

— Проблема структуры философского знания и ее трансформации в современной культуре.

— Рационально-критические аспекты философского мышления и проблема научности философии.

— Философия как личностное знание. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности.

— Понятийный аппарат философии и культурная традиция.

— Философия и ценности современной культуры.

— Проблема социокультурной детерминации философского знания.

— Философия и стиль мышления эпохи.

— Специфика западноевропейской философии и ценности культуры западного типа.

— Культурная традиция Востока и особенности восточной философии.

— Исторические этапы развития белорусской философии..

— Белорусская философия в контексте культурной традиции.

Задание 2.

Подготовка тематического реферата по теме

«Проблема человека в современной философии:

основные парадигмы философской интерпретации человека

в современной культуре»

 

Темы рефератов:

— Трактовка человека и человеческого сознания в традиции неофрейдизма.

— Экзистенциалистская парадигма интерпретации человека в философии и искусстве.

— Идея «фундаментального проекта» индивидуального существования в философии Ж.-П.Сартра.

— Понятия «абсурда» и «бунта» в концепции человека А.Камю.

— Концепция сущности человека в персонализме (Э.Мунье, Ж.Лакруа).

— Трактовка сущности и предназначения человека в философии русского космизма.

— М.Шелер о специфике положения человека в Космосе.

— Концепция человека в философии С.Грофа.

— Философско-антропологические модели онтопсихологии и трансперсональной психологии.

 

Задание 3.

Подготовка дискуссионных выступлений для обсуждения проблемы

«Феномен глобализации и проблема сохранения культурного многообразия»

(проверка заданий осуществляется в ходе проведения Круглого стола)

 

Темы дискуссионных выступлений:

— Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Феномен национальной культуры. Мировая культура и национальные культурные традиции.

— Специфика восточнославянских культур. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусской культуры.

— Глобализация социокультурного пространства и проблема культурной идентичности. Креативный потенциал культурного многообразия и современные стратегии его сохранения

— Проблемы сохранения и развития белорусской национальной культуры в эпоху глобализма.

— Восток — Запад: проблема взаимопонимания и специфика диалога в современных условиях.

— Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001) и Международная конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003).

— Проблемы сохранения и развития белорусской национальной культуры в эпоху глобализма.

 

Задание 4.

Подготовка письменных работ

по проблемам методологии и методики научного исследования

(на предметном материале диссертационных работ аспирантов)

Подведение итогов задания осуществляется в форме конференции.

 

Структура письменной работы:

1) цель диссертационной работы и задачи исследования

2) объект и предмет анализа

3) формулировка гипотезы

4) эмпирический базис исследования

5) методология:

— методы эмпирического исследования

— методы теоретического исследования

Задание 5.

Подготовка письменного реферата по проблеме «Линейные и нелинейные модели

в методологии современного гуманитарного познания»

(в приложении к предметной области диссертационного исследования)

 

Темы письменных рефератов:

— Понятие линейных и нелинейных моделей развивающихся систем.

— Описание, эксперимент) и специфика их применения в гуманитаристике.

— Методы теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент) в гуманитарном познании.

— Гипотетико-дедуктивный метод в структуре гуманитарного исследования.

— Метод математической гипотезы в структуре гуманитарного исследования.

— Метод единства исторического и логического метод в структуре гуманитарного исследования.

— Метод восхождения от абстрактного к конкретному метод в структуре гуманитарного исследования.

— Сущность нелинейного подхода к действительности. Специфика нелинейного моделирования.

— Методология нелинейного моделирования в социогуманитарной сфере. Проблема учета специфики социокультурных процессов.

— Глобальные модели нелинейного развития человечества в современной культуре.

— Статус нелинейных моделей в социокультурном познании.

 

Задание 6.

Подготовка текста аналитической записки по проблеме

«Новейшие тенденции в методологическом развитии современной культурологии» (по работам современных методологов)

Темы аналитических записок:

— Номадологическая модель истории культуры в современной гуманитаристике.(по работам Ж.Делеза и Ф.Гваттари).

— Методология генеалогического анализа истории культуры (по работам М.Фуко)

— Нарративная методология истории культуры (по работам: А.Дж.Тойнби, Р.Ингардена, Х.Аренд).

— Методологическая парадигма «завершения истории» в современной культуре (по работам А.Кожева и М.Бланшо).

— Методология дискурсивных аналитик в современной гуманитаристике (по работам М.Пёше и П.Серио).

 

Задание 7.

Подготовка письменной аналитической работы по проблеме

«Основные направления философского постмодернизма»

 

Темы письменных аналитических работ:

— Нарратологический проект в постмодернисткой философии. Методологическая специфика анализа повествовательных текстов (по работам Р.Барта).

— Понятие «дискурса легитимации» в философии постмодернизма (по работам Ж.-Ф.Лиотара).

— Феномен метанаррации; основные метанаррации европейской культуры; концепция «заката метанарраций» (по работам Ж.-Ф.Лиотара).

— Номадологический проект современного постмодернизма. Ризома модель аструктурной, децентрированной и открытой среды (по работам Ж.Делеза и Ф.Гваттари).

— Текстологический проект постмодернизма; критика референциальной концепции знака (по работам Ю.Кристевой, Р.Барта, Ж.Деррида).

— Концепция интертекстуальности в постмодернизме (по работам Р.Барта, Ж.Женнетта, Ш.Гривеля, Б.Морриссетта, У.Эко).

— Антипсихологизм постмодернистских аналитик; семантическая фигура «смерти субъекта» в классическом постмодернизме (по работам Р.Барта, Ж.Деррида, М.Фуко, Ю.Кристевой).

— Феномен постмодернистской иронии: «пастиш» как стратегия творчества (по работам Ж.-Ф.Лиотара, Ф.Джеймисона).

— От произведения к конструкции: постмодернистская концепция творчества. Проблема новизны в постмодернизме; переосмысление понятия оригинальности (по работам Ж.Делеза, Р.Барта, Ж.Деррида, У.Эко).

Задание 8.

Подготовка коллективных письменных компаративных работ по проблеме

«Коммуникативная парадигма в современной философии»

Темы коллективных письменных компаративных работ:

— Идеи диалогизма в неклассической философии: сравнительный анализ концепций экзистенциального психоанализа, философской антропологии и философии аджорнаменто.

Работа готовится группой из трех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим проблемам экзистенциального психоанализа, философской антропологии и философии аджорнаменто.

— Концепция «коммуникативного существования» в современной философии: сравнительный анализ позиций М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, Л.Бинсвангера, М.Бубера, О.Ф.Больнова, П.Тиллиха.

Работа готовится группой из шести аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, Л.Бинсвангера, М.Бубера, О.Ф.Больнова, П.Тиллиха.

— Осмысление языковой аспект субъект-субъектной коммуникации в современном постмодернизме: сравнительный анализ концепций Ю.Хабермаса, Х.Аренд, Ф.Жирара и Э.Левинаса).

Работа готовится группой из четырех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Ю.Хабермаса, Х.Аренд, Ф.Жирара и Э.Левинаса.

— Понятие «Другого» и проблема подлинности бытия в современной философии: сравнительный анализ концепций Ж.Лакана, Ф.Гвардини, К.-О.Апеля и П.Рикёра.

Работа готовится группой из четырех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Ж.Лакана, Ф.Гвардини, К.-О.Апеля и П.Рикёра.

— Коммуникативные аспекты концепции языковых игр в современной философии: сравнительный анализ позиций Л.Витгенштейна, Я.Ю.Хинтикки и К.-О.Апеля.

Работа готовится группой из трех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Л.Витгенштейна, Я.Ю.Хинтикки и К.-О.Апеля.

— Специфика знаково-символических форм коммуникации в современной культуре: сравнительный анализ концепций Х.Аренд, Ф.Жирара и Э.Левинаса.

Работа готовится группой из трех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Х.Аренд, Ф.Жирара и Э.Левинаса.


ГРАФИК КОНТРОЛЯ

ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание Время отчета
Тема  
1. Философия в современном мире: функции и социальный статус 4 неделя занятий
2. Человек в системе социальных коммуникаций 6 неделя занятий
3. Современные проблемы философии культуры. Феномен глобализации и проблема сохранения культурного многообразия 9 неделя занятий
4. Проблемы современной философской методологии. Методология и методика научного исследования 11 неделя занятий
5. Линейные и нелинейные модели в методологии современного гуманитарного познания 15 неделя занятий
6. Новейшие тенденции в методологическом развитии современной культурологии 19 неделя занятий
7. Ценности и цели философии и науки в эпоху постмодерна. Основные направления философского постмодернизма 21 неделя занятий
8. Коммуникативная парадигма в современной философии 24 неделя занятий

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

 

& Берков В.Ф. Философия и методология науки. — Мн., 2004.

& Зотов А.Ф. Современная западная философия. — М., 2001.

& Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: Учеб. пособие. — М., 2000.

& Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. — СПб., 2001.

& Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. — Ростов н/Д., 2004.

& Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб. пособие. — М., 1998.

& Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие. — М., 1998.

& Современная западная философия. Учеб. пособие. — Мн., 2000.

& Философия ХХ века. Учебное пособие. – М., 1997.

& Философия для аспирантов: Учеб. пособие. — Ростов н/Д., 2002.

& Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. — М., 1988.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

 

& Западная философия: итоги тысячелетия (антология). — М., 1997.

& Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под. ред. Стёпина В.С. — М., 2001–2002.

& Новейший философский словарь / Под. ред. Грицанова А.А., Можейко М.А., Румянцевой Т.Г., АбушенкоВ.Л. — Изд. 2-е. — Мн., 2001.

& Постмодернизм. Энциклопедия / Под. ред. Можейко М.А., Грицанова А.А. — Мн., 2001.

& Современная западная философия: Словарь. — М., 1991.

& Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. — М., 1996.

& Современный философский словарь / Под ред. Кемерова В.Е. — Изд. 2-е. — М., 1998.

& Философия XX века: школы и концепции. — СПб., 2003.

& Философский энциклопедический словарь. — М., 1994.

& Человек. Философско-энциклопедический словарь. — М., 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА

 

РАЗДЕЛ I.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.110.47 (0.036 с.)