Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.
УЭ-5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.
УЭ-6. Европейская философия XVII-ХVIII веков.
УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.
УЭ-8. Философская мысль Беларуси.
Итоговый контроль (зачет)
Модуль-2. Философские проблемы бытия.
УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.
УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.
УЭ-3. Философия природы.
Модуль-3. Философская антропология.
УЭ-1. Философия сознания.
УЭ-2. Проблема человека в философии и науке
Модуль-4. Гносеология.
УЭ-1. Познание как предмет философского анализа.
УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.
Модуль-5. Социальная философия.
УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.
УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.
УЭ-3. Философия политики и права.
УЭ-4. Философия культуры.
УЭ-5. Философия техники.
УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.
Итоговый контроль (экзамен).
Литература.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она в большей степени, нежели другие науки, способна «расковать» интеллект человека, сделать его гибким. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.
В результате изучения курса «Философия» студент должен знать:
- смысл, содержание и взаимосвязь основных философских категорий, отражающих всеобщие закономерные связи в мире;
- чётко представлять историю развития философской мысли, уметь выявлять главные особенности основных исторических терминов, раскрывать социокультурную обусловленность философии соответствующей эпохи.
Студент должен уметь:
- анализировать и интерпретировать философские тексты;
- освоить навыки философской аргументации и полемики;
- связывать философские знания с практикой, показывая возможную полезность абстрактных философских положений в сфере соответствующей профессиональной деятельности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
№
|
Название тем, их содержание
|
Цели и задачи изучения темы
|
Кол-во
часов
лекций
|
| Философия как феномен культуры
Философия как система мировоззренческого знания.
Понятие мировоззрение, его структура и его основные функции. Исторические типы мировоззрения.
Философия в системе культуры. Предмет философии и
его историческая динамика. Функции философии.
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия.
| Цель: раскрыть место и роль философии в культуре.
Задачи:
- раскрыть связь между философией и мировоззрением;
- показать отличие философии от
мифологии, религии, науки;
- раскрыть структуру философского знания,
- охарактеризовать основные направления
философских поисков.
|
|
| Философская мысль Древнего Востока
Специфика древневосточной культуры, её влияние на философскую мысль.
Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и главные школы древнеиндийской философии.
Религиозно-философский смысл. Упанишад.
Философский смысл джайнизма и буддизма.
Рационально-практическая направленность древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм.
| Цель: выявить особенности
возникновения и главные проблемы
древневосточной философии.
Задачи:
- на основе характеристики основных школ
древнеиндийской философии показать её
религиозно-мифологический характер;
- показать морально-этическую и
социальную направленность древнекитайской философии.
|
|
| Древнегреческая философия
Предпосылки появления философии как
теоретической формы рационального мировоззрения.
Этапы развития древнегреческой философии.
Натурфилософские ориентации досократической
философии.
Философия классического периода.
Философия эпохи эллинизма.
| Цель: показать место и роль древнегреческой философии в европейской традиции.
Задачи:
- раскрыть факторы, обусловившие трансформацию мифологического мировоззрения в рациональное;
- выявить специфику основных этапов развития древнегреческой философии.
|
|
| Статус и основные проблемы философии
в эпоху Средневековья
Социокультурная обусловленность средневековой
философии.
Патристика. Августин Аврелий и становление
средневековой философской парадигмы.
Основные проблемы схоластической философии:
проблема соотношения веры и разума;
проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.
| Цель: раскрыть теоцентрический характер средневековой философии.
Задачи:
- показать влияние античного наследия на философию Средневековья;
- раскрыть особенности патристики;
- охарактеризовать основные проблемы
схоластики;
- раскрыть появление новых тенденций в
философии позднего Средневековья,
обусловивших её переход к новому
историческому этапу.
|
|
| Основные философские идеи в культуре
Возрождения
Социокультурные предпосылки подрыва монополии религиозного мировоззрения.
Антропоцентризм и гуманизм. Гуманистические идеи в
творчестве Эразма Роттердамского, Монтеня.
Коперниковский переворот и формирование новой картины мира. Натурфилософия и пантеизм Возрождения: Н.Кузанский, Д.Бруно.
Социально-политические идеалы эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, М.Лютер.
Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы.
| Цель: раскрыть причины, обусловившие
переход философии к проблемам
человека и природы.
Задачи:
- раскрыть гуманистический и
антропоцентрический характер философии
Возрождения;
- показать пантеистический характер натурфилософии Возрождения;
- раскрыть социально-политические идеалы эпохи Возрождения.
|
|
| Европейская философия ХУП-Х1Х вв.
Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии. Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм.
Материализм и атеизм философии французского Просвещения.
Классическая немецкая философия.
Активно-деятельностная концепция человека в
немецком идеализме. Философская позиция И.Канта. Идеалистическая диалектика Г.-В.-Ф.Гегеля.
Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Становление иррационалистической традиции в
неклассической философии: С.Кьеркегор, Ф.Ницше,
А.Шопенгауэр.
Философия первого позитивизма и эмпириокритицизма.
Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма. Историческая судьба марксизма.
| Цель: дать характеристику основным направлениям философии Нового времени – периода утверждения нового способа производства.
Задачи:
- показать социальный статус науки и ее
влияние на гносеологическую
направленность философии ХУП в.;
- осветить проблему метода научного познания на основе характеристики позиций эмпиризма и рационализма;
- показать значение философии Просвещения для утверждения светских начал в обществе;
- раскрыть рационалистическую направленность немецкой классической философии;
- показать на примере иррационализма, позитивизма и марксизма многовариативную направленность
неклассической философии
|
|
| Философия ХХ века: основные школы
и направления
Базисные ориентации философии ХХ века: отказ от метафизики, переосмысление классических субъектно-объектных схем, лингвистический поворот.
Исторические формы позитивизма: неопозитивизм и постпозитивизм.
Феноменология и экзистенциализм (Э. Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр).
Философия структурализма и её роль в развитии социально-гуманитарного знания.
Философская герменевтика.
Религиозная философия в контексте современной
культуры (неотомизм, тейярдизм).
Феномен постмодернизма в философии.
| Цель: выявить социокультурную обусловленность пересмотра традиций классической философии в философии ХХ века.
Задачи:
- показать специфику нового осмысления
сущности человека, человеческого
сознания;
- провести основные различия между неопозитивизмом и постпозитивизмом;
- показать многообразие познавательных стратегий философского мышления ХХ в
- показать дискуссионный характер философии,отразивший специфику ситуации конца ХХ века.
|
|
| Философская мысль Беларуси
Влияние христианства на развитие философской мысли
Х-ХIII веков.
Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. (Ф.Скорина, С. Будный, А.Волан).
Особенности белорусской просветительской философии.
Национальное возрождение в конце Х1Х – начале ХХ веков и его отражение в социально-политической и философской мысли. Философское и национальное самосознание белорусов в ХХ в. (И. Абдиралович, А.Гарун, В.Ластовский).
| Цель: показать особенности философского процесса на Беларуси, которые были связаны с преобладанием социальной, морально-гуманистической и эстетической проблематикой.
Задачи:
- показать влияние христианства на
развитие общественной мысли Беларуси;
- раскрыть направления влияния античной культуры на развитие философии в Беларуси;
- выявить приоритет традиций рационализма в белорусской философии.
|
|
| Метафизика и онтология
Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии.
Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Движение и развитие как атрибуты бытия.
Отражение как универсальное свойство материи.
Пространственно-временная структура бытия. Субстанционная и реляционная концепции пространства и времени в природе и обществе.
Диалектика как философская концепция развития. Принципы, законы и категории диалектики.
| Цель: раскрыть сущность материального единства мира.
Задачи:
- показать соотношение понятий «бытие», «субстанция», «материя» в различных философских системах;
- охарактеризовать представление современной науки о строении, видах и свойствах материи;
- выявить соотношение понятий «движение», «отражение», «развитие»;
- показать различие субстанционной и реляционной концепций пространства и времени;
- раскрыть специфику диалектического понимания мира.
|
|
| Философия природы
Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада.
Природа как объект научного познания. Природа как самоорганизующаяся система. Синергетика и её роль в формировании нового образа природы.
Природа как среда обитания человека. Исторические этапы взаимодействия природы и общества.
Философские аспекты экологического кризиса. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.
| Цель: на основе анализа механизма взаимодействия природы и общества выявить сущность экологического кризиса и определить возможные пути его решения.
Задачи:
- раскрыть специфику природы как объективной реальности;
- выявить основные виды отношения человека к природе;
- показать, что сущность экологического кризиса проявляется в потере человеком экологической ниши в природе в ходе исторического развития.
|
|
| Философия сознания
Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный,
функциональный, феноменологический,
экзистенциональный, диалектико-материалистический.
Генезис сознания: социальные и биологические предпосылки возникновения сознания. Социокультурная природа сознания. Сознание, мышление, язык.
Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и подсознание. Естественный и искусственный интеллект.
Функции сознания: отражательно- информационная и конструктивно–творческая.
| Цель: раскрыть сущность сознания как способа познания и управления преобразовательной деятельности человека.
Задачи:
- раскрыть проблему сознания в историко-философском аспекте;
- охарактеризовать идеальную природу сознания;
- показать соотношение биологических и социальных факторов в происхождении сознания;
- показать сходство и отличие сознания от психики животных.
|
|
| Проблема человека в философии
Человек как предмет философского анализа. Образ человека в классической и неклассической философии.
Биологическое и социальное в человеке, конкретное соотношение биологического и социального в различных структурах человека. Понятие родовой сущности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Сущность процесса социализации личности
| Цель: раскрыть биосоциальную природу человека.
Задачи:
- показать отличие образа человека в классической и неклассической философии;
- раскрыть деятельностный характер человеческого бытия;
- показать специфику проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека;
- раскрыть признаки сформированности человека как личности.
|
|
| Познание как предмет философского анализа
Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм и феномен агностицизма.
Структура и основные закономерности познавательного процесса: чувственный, рациональный, иррациональный, эмпирический и теоретический уровни познания.
Познание как постижение истины. Концепции истины.
Проблема критериев истины. Практика как критерий
истины. Истина, ложь, заблуждение.
| Цель: раскрыть сущность познания как деятельности по добыванию знаний о мире.
Задачи:
- охарактеризовать специфику познавательного отношения человека к миру;
- раскрыть проблему субъекта и объекта в познании;
- раскрыть сущность проблемы истинности знаний и варианты её решения в истории философии.
|
|
| Наука и её социокультурный статус
Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт.
Специфика научного познания, его структура: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы исследования, философские принципы.
Методы познания. Общелогические приёмы познания. Эмпирические и теоретические методы научного исследования.
Этика науки и социальная ответственность учёного.
| Цель: раскрыть сущность научного познания как профессиональной деятельности по добыванию знаний о мире.
Задачи:
- определить структуру научного познания;
- охарактеризовать разнообразие форм и методов научного познания;
- выявить гуманитарные параметры
современной науки;
- показать соотношение абсолютного и относительного, объективного и субъективного в научном познании.
|
|
| Основные проблемы и понятия социальной
философии
Общество как объект философского анализа.
Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные исследовательские программы в обществознании.
Социальная форма движения материи и её отличие от процессов живой и неживой природы. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная, их взаимосвязь.
Структура общества, его основные компоненты.
| Цель: показать значимость социальной проблематики в системе философских знаний.
Задачи:
- показать эволюцию философских представлений об обществе;
- дать сравнительную характеристику основных исследовательских программ общества;
- дать характеристику основным типам социальных структур: социально-классовой, социально-этнической, социально-демографической.
|
|
| Общество как саморазвивающаяся система
Материальное и идеальное в обществе. Объективный и субъективный фактор в обществе.
Общество в социальной динамике. Характер законов существования и развития общества. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов.
Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.
| Цель: показать специфику общества как саморазвивающейся системы.
Задачи:
- раскрыть источники развития общества;
- раскрыть специфику социального детерминизма;
- раскрыть природу социальных противоречий как главных источников развития общества;
- показать соотношение прогресса и регресса в обществе;
- осветить проблематику критериев прогресса в обществе.
|
|
| Философия политики и права
Понятие политики и власти. Политическая власть и социальный интерес.
Политическая система общества её компоненты. Государство как социальный институт.
Политика и право. Гражданское общество и правовое государство.
| Цель: раскрыть сущность политики как сферы деятельности членов общества по отношению к государству.
Задачи:
- выяснить сущность власти как процесса, в ходе которого происходит подчинение субъектом объекта;
- показать приоритетный характер государственной власти в обществе;
- раскрыть сущность права, признаки правового государства;
- раскрыть сущность гражданского общества на основе характеристики различных вариантов взаимоотношения общества и государства.
|
|
| Философия культуры
Понятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии.
Социальные функции культуры.
Проблема классификации культуры. Материальная и духовная культура, условный характер этого деления. Массовая и элитарная культура.
Исторические типы культуры.
Национальное и интернациональное в культуре. Культура и цивилизация. Традиции и новации в динамике культуры.
| Цель: раскрыть сущность культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком.
Задачи:
- раскрыть главные функции культуры в обществе: познавательно-отражательную, регулирующую, коммуникативную, социализирующую и др.;
- выяснить основания классификации культуры;
- на основе конкретных фактов проиллюстрировать соотношение национального и интернационального, традиций и новаций в развитии культуры.
|
|
| Философия техники
Техника как объект социально-философского исследования. Инженерная и гуманитарная философия техники. Техника, технология, культура.
Закономерности научно-технического прогресса. Социальные последствия научно-технического прогресса.
| Цель: выявить специфику техники как объекта социально-философского исследования.
Задачи:
- дать характеристику основным видам техники, раскрыть её функции в обществе;
- показать взаимосвязь науки и техники в развитии общества;
- выявить последствия технизации общества во всех сферах;
- показать специфику ценностей техногенной цивилизации.
|
|
| Философские аспекты проблемы будущего
Предмет и функции социального прогнозирования. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии.
Философские аспекты глобальных проблем современности. Мир в поисках концепции устойчивого развития.
Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. Концепция информационного общества.
| Цель: раскрыть проблему будущего как мировоззренческую проблему.
Задачи:
- охарактеризовать критерии достоверности социального прогнозирования, показать отличие научного предвидения от пророчества, утопических прогнозов;
- раскрыть сущность современной глобальной ситуации;
- дать характеристику концепции постиндустриального (информационного) общества.
|
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п. п.
| Название тем, их содержание
| Кол-во
часов
| 1.
| Философия как феномен культуры.
Проблема понимания сущности философии. Концепции происхождения философии.
Мировоззрение: структура и исторические типы. Философия как теоретическая форма
рационального мировоззрения.
Предмет философии и его историческая динамика. Разделы философии.
Функции философии в культуре.
|
| 2.
| Философская мысль Древнего Востока.
Особенности древневосточных цивилизаций и их влияние на формирование философской мысли. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы философии.
Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего
Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
|
| 3.
| Древнегреческая философия.
Условия возникновения и духовные источники древнегреческой философии.
Космоцентризм античной натурфилософии. Проблема «архэ» в философии досократиков.
Учение о бытии: Парменид, Платон, Аристотель.
Становление античной диалектики.
Проблема человека и общества в древнегреческой философии.
|
| 4.
| Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.
Социокультурные истоки средневековой философии.
Патристика: Августин Аврелий и становление средневековой философской парадигмы.
Основные проблемы средневековой схоластики.
|
| 5.
| Основные философские идеи в культуре Возрождения.
Характерные черты эпохи Возрождения, их отражение в философской мысли.
Натурфилософия Возрождения.
Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
Социально-политические идеалы философии Возрождения.
|
| 6.
| Европейская философия ХУП-Х1Х веков.
Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской
философии. Эмпиризм и рационализм.
Философия эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия.
Становление и основные черты неклассической философии: иррациональная философия,
позитивизм и марксизм.
|
| 7.
| Философия ХХ века: основные школы и направления.
Базисные ориентации философии ХХ века.
Философия позитивизма и постпозитивизма.
Человек в мире и мир человека в философии экзистенциализм.
Ситуация постмодернизма в философии.
|
| 8.
| Философская мысль Беларуси.
Социокультурные предпосылки и духовные источники белорусской философской мысли Х-ХIII веков. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. (Ф.Скорина, С. Будный, А.Волан).
Национальное возрождение в конце Х1Х – начале ХХ веков и его отражение в социально-политической и философской мысли.
|
| 9.
| Метафизика и онтология.
Статус категории бытия в философии: методологическая сущность, структура бытия.
Категория материи в системе философского материализма.
Пространственно-временная структура бытия.
Движение и развитие. Диалектика как философская концепция развития.
|
| 10.
| Философия природы.
Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы.
Природа как самоорганизующаяся система.
Синергетика и её роль в формировании нового образа природы.
Природа как среда обитания человека. Исторические этапы взаимодействия природы и общества.
Философские аспекты экологического кризиса.
|
| 11.
| Философия сознания.
Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный,
функциональный, феноменологический, экзистенциональный, диалектико-материалистический.
Генезис сознания: социальные и биологические предпосылки возникновения сознания.
Сознание, мышление, язык.
Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и подсознание.
|
| 12.
| Проблема человека в философии и науке.
Человек как предмет философского анализа.
Материальное и духовное, объективное и субъективное, биологическое и социальное в человеке.
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Сущность процесса социализации.
|
| 13.
| Познание как предмет философского анализа.
Специфика познавательного отношения человека к миру: гносеологический оптимизм и феномен агностицизма. Структура и основные закономерности познавательного процесса: чувственная, рациональная, иррациональная стороны процесса познания.
Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного познания.
Проблема истины в философии и науке.
Методы научного познания.
|
| 14.
| Общество как саморазвивающаяся система.
Общество как объект философского анализа. Специфика социального познания.
Общество в социальной динамике.
Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.
|
| 15.
| Философия политики и права.
Политика как специфическая сфера общественной жизни. Политика и власть.
Государство – основной элемент политической системы общества.
Право и его функции в обществе.
Концепция правового государства и гражданского общества.
|
| 16.
| Философия культуры.
Культура как предмет философского анализа.
Структура культуры и ее функции в обществе.
Развитие культуры: традиции и новаторство.
|
| 17.
| Философские аспекты проблемы будущего
Философские аспекты глобальных проблем современности.
Мир в поисках концепции устойчивого развития. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии.
Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. Концепция
информационного общества.
|
|
|