Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
УЭ-2. Наука и ее социокультурный статусСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Критерии структура научного познания. Метатеоретические основания науки. Этика науки. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: абстрагирование – метод познания заключающийся в целенаправленном выделении интересующих свойств изучаемого объекта при одновременном отвлечении от других его свойств; аксиоматический метод – метод познания, предполагающий в качестве исходных положений набор логически связанных между собой аксиом, из которых по определенным правилам строится система выводных предложений; восхождение от абстрактного к конкретному – метод познания, заключающийся в движении теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета исследования; гипотеза - предположительное суждение о закономерной связи явлений; предположительное решение некоторой научной проблемы; гипотетико-дедуктвный метод – метод теоретического исследования, заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах; идеализация - мысленное конструирование понятий об объектах, явлениях и процессах, в действительности не существующих, но таких, для которых в реальном мире имеются прообразы; метод – это совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности; методология – учение о методе; совокупность методов применяемых в данной науке; совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем, наука- это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности; наука как социальный институт есть совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений в сфере производства и практического применения научного знания; научная картина мира - специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития; научное открытие – объективно-истинное знание о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности, которое устанавливается в результате творческой деятельности ученых, реализующих определенную научно-исследовательскую программу и отличается общественной значимостью и принципиальной новизной; проблема – знание, фиксирующее некоторое противоречие или противоположные позиции в объяснении каких-либо явлений и требующее адекватной теории для их разрешения; теория - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляет собой идеально-знаковую модель этой сферы; факт - достоверное знание о единичном; фрагмент объективной действительности, зафиксированный в науке как реально существующий. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1. Обратите внимание на логику определения сущности науки. Науку можно рассматривать как деятельность, знание и социальный институт. Но данная дифференциация сущности науки носит условный характер, поскольку в ней, как минимум, невозможно отделить деятельность от знания и наоборот. 1.1. Наука как деятельность. Однозначное определение науки вряд ли возможно. Об этом свидетельствуют многообразие ее трактовок, дискуссии по проблеме разграничения науки и других форм познания. Но при всей непохожести определений у них есть общее — это то, что наука есть производство знаний или деятельность по генерации нового знания. Наука, как правило, ориентирована на изучение тех объектов, которые прямо или косвенно могут быть включены в преобразовательную деятельность человека, а потому в качестве приоритетной своей цели полагает предвидение процессов преобразования предметов практической деятельности в соответствующие продукты. Поскольку же любое преобразование обуславливается сущностными связями, законами изменения и развития объектов, а сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами, постольку основной задачей науки является выявление законов, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.Таким образом, наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. 1.2.1. Наука как знание. Формой существования и систематизации результатов научной деятельности является научное знание. Приращение нового знания – это естественный итог любой научной деятельности. Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений. На каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, переосмысливает и уточняет их. Научное знание не относится к случайным событиям, поскольку ориентировано на фиксацию лишь существенных, устойчивых, необходимых связей в явлениях самой различной природы, т.е. законов. Определяющими признаками научного знания являются логическая последовательность, непротиворечивость, обоснованность, максимальная обобщенность и объективность. 1.2.2. Запомните следующие формы развития научного знания:
1.3. Наука как социальный институт. Наука как социальный институт есть совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений в сфере производства и практического применения научного знания. В этом смысле под наукой подразумевают не только специфического рода деятельность или знание, но и различные по статусу учреждения, в которых эта деятельность целенаправленно осуществляется, непосредственно сами субъекты научной деятельности, т.е. ученые, система правовых норм и т.п. 1.4. Примите к сведению следующую классификацию науки: По мере накопления объективных знаний о действительности, а также усложнения разделения труда, в истории отмечается сложная дифференциация науки на целый ряд отраслей. Исторически первой в качестве самостоятельной науки начинает развиваться математика, с 17-го века – естествознание, с 19-го века – социология и т.д. Сегодня насчитывается около 400 отраслей научного знания, которые можно классифицировать по разным основаниям.
Фундаментальные науки, в отличие от прикладных, ориентированы на выявление базисных структур и законов соответствующих областей действительности (первой или второй природы, общества или мышления), которые изучаются безотносительно к их возможному использованию. 2. Охарактеризуйтеспецифические признаки научного познания. 1) Специфика научного познания определяется, прежде всего, непосредственно спецификой самого объекта научного познания. Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в практической деятельности, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые или человеку не даны в опыте по причине их бесконечно малого или большого размера, или могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Она также зачастую оперирует моделями таких объектов, явлений, процессов, в действительности не существующих, для которых в реальном мире имеются лишь некоторые прообразы 2) Наука предполагает с необходимостью использование специального языка, поскольку возможностей обыденного языка принципиально не хватает для научного описания по ряду причин. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки). Во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же стремится, как можно более четко фиксировать свои понятия и определения, и, как следствие, она вырабатывает свой, специальный (искусственный) язык описания. 3) Научные исследования нуждаются в особой системе специальных орудий (приборов), которые, непосредственно воздействуя на объект, позволяют выявить возможные его состояния. Орудия, применяемые в производстве и быту, как правило, для этой цели непригодны. 4) Стремление науки к исследованию объектов относительно независимо от обыденного опыта предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности. Занятия наукой требуют особой специальной подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного познания, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида. 3. Проанализируйте структуру научного познания.
4. Обратите внимание на методы научного познания. 4.1. Определите понятие метода и методологии. Методы – своеобразные орудия, с помощью которых наука добывает, развивает и проверяет знания, осуществляет движение от эмпирии к теории и от нее к практике. Следует заметить, что метод, во-первых, не существует вне человеческой деятельности, а во-вторых, содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется, в конечном счете, характером объекта, законами его строения, функционирования и развития (объективная обусловленность метода). Исходя из этого метод – это совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности. Отрасль знания, которая исследует методы, определяется как методология. Методология — довольно широкое понятие и оно может быть определено как совокупность применяемых в данной науке методов; как совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем; как учение о методе (особое направление, связанное с самопознанием науки). Специфика научного познания определяется обязательным применением всего арсенала известных ей методов. Комплексность их применения является гарантом достоверности вырабатываемого наукой знания. 4.2. Примите к сведению следующую классификацию методов.
5. Особое внимание обратите на этические аспекты научного познания.
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. Аргументируйте идею, заключенную в тексте. «Наука все более становится не просто системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института». Задание 2. Определите, насколько универсален в современной науке критерий истинности, о котором повествует текст. «В сложном вопросе об истинности науки важное значение приобретает проблема реализуемости тех или иных научных положений и гипотез. Именно эмпирическая проверяемость, реализуемость на практике научных теорий служит надежным критерием, отделяющим истинное от предполагаемого или субъективного». Задание 3. Прокомментируйте фрагмент с опорой на знания по метатеоретическому уровню науки: «Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования». Задание 4. Проведите связь между теми специфическими чертами научного знания, о которых повествует текст, и проблемой этики науки. «Наука в высшей степени представляет собой отделение субъекта от объекта и лишение этого объекта какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Именно поэтому возникает столь серьезная проблема соотношения между наукой и нравственностью, между физиками и лириками и т.д.». САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Установите соответствие между формами научного знания и суждениями, выражающими их сущность. 1) гипотеза а) объективно-истинное знание, отличающееся общественной 2) теория значимостью и принципиальной новизной; 3) научное открытие б) предположительное суждение о закономерной связи явлений; 4) научная картина мира в) высшая форма организации научного знания, представляющая собой идеально-знаковую модель некоторой области действительности; г) специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития. 2. Исключите лишнее: а) естественные науки; б) прикладные науки; в) гуманитарные науки; г) технические науки. 3. Выделите специфические черты научного познания. а) абсолютная эмпирическая проверяемость; б) изучает исключительно материальную действительность; в) объективное знание является конечной целью; г) с необходимостью использует специальный язык. 4. Какой из признаков выражает сущность метода «восхождения от абстрактного к конкретному»? а) стремление к детализации содержания изучаемого объекта, заданного в начале как некая абстракция; б) оперирование как абстрактными, так и конкретными понятиями в процессе познания; в) оторванность в процессе познания от жизни; г) объект познания наделяется признаками, которыми в реальности не обладает. 5. Выделите элементы метатеоретического уровня науки. а) философские основания науки; б) идеалы и нормы научного познания; в) теория; г) научная картина мира. 6. Исключите лишнее: а) описание; б) сравнение; в) обобщение; г) аналогия. 7. Наука как социальный институт представляет собой… а) форму существования и систематизации результатов научной деятельности; б) исторически сложившуюся форму человеческой деятельности, направленную на познание и преобразование объективной действительности; в) совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений в сфере производства и практического применения научного знания; г) форму духовной деятельности, направленную на генерацию нового знания. 8. Выделите уровень научного исследования, главной задачей которого является выявление законов, создание идеально-знаковых моделей реальности. а) рациональный уровень; б) эмпирический уровень; в) теоретический уровень; г) метатеоретический уровень. 9. Выделите главное отличие фундаментальных наук от прикладных. а) установка на создание научной картины мира; б) ориентация на формулировку законов и принципов изучаемой реальности; в) установка на достижение максимально истинного знания; г) установка на выявление базисных структур и законов соответствующих областей действительности, которые изучаются безотносительно к их возможному использованию. 10. Методология может быть определена как… а) совокупность применяемых в данной науке методов; б) совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем; в) система взглядов на проблему роста научного знания; г) понятие, обозначающее ряд наиболее важных для науки средств познания. ОТВЕТЫ: 1) 1-б, 2-в, 3-а, 4-г; 2) б ;3) в,г; 4) а; 5) а,б,г; 6) а; 7) в; 8) в; 9) г; 10) а,б.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.011 с.) |