Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
УЭ-2. Философская мысль Древнего ВостокаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Влияние ведической традиции на религиозно-мифологический характер философии Др. Индии. Влияние культа предков(традиции) и Неба на рационально-практическую и этико-административную направленность философии Др. Китая. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: ахимса – принцип джайнизма, основанный на отсутствии противопоставления духовного и материального, и, соответственно, на представлении о всеобщей одушевленности природы, заключающийся в ненанесении вреда всему живому; Брахман-Абсолют – верховное божество-абстракция, безличное первоначало всего существующего, высшее духовное единство; брахманизм – одна из самых ранних религиозно-философских школ Др.Индии, возникшей благодаря монополизации брахманами-жрецами доступа к ведическим текстам, а также исключительного права совершения обряда жертвоприношения; учение представлено в форме брахманов-текстов комментариев к Ведам, главной идеей которых является ритуализация обряда жертвоприношения как путь освобождения человека от кармы; будда – тот, кто достиг наивысшего, полного, совершенного просветления, всезнания, реализовал полноту признаков совершенства; буддизм – неортодоксальная религиозно-философская школа Др. Индии (впоследствии ставшая одной из трех мировых религий), основателем которой считается индийский принц Сидхартха Гаутама Шакьямуни – Будда; краеугольным камнем буддизма являются 4 истины, в основе которых лежит вера в перевоплощение души: страдания правят миром; причиной страданий является сама жизнь; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, ведущий к нирване; вайшешика – одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии, направлена на освобождение нас от нас самих через правильное познание реальности; сущность мироздания вайшешика выразила в системе семи категорий, подчинив при этом физический порядок в мире моральному; веданта – одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии, утверждающая, что Веды существовали еще до сотворения мира, и возникли они из дыхания Брахмана; считает доступным постижение подлинной реальности, к которой относит исключительно Брахмана-Абсолюта, лишь соблюдающим определенный образ жизни: спокойствие духа, умеренность, отрешение, терпение сосредоточенность и веру. ведические тексты (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Адхарваведа; брахманы, араньяки, Упанишады) – сборники мифологии, священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношениях, а также комментариев к ним; дэ – индивидуальное проявление всеобщего, жизненная сила и цель единичного, добродетель; джайнизм – неортодоксальная философско-религиозная школа Др. Индии, (основоположником считается Махавира Джина), согласно учению которой, по закону кармы, а также посредством действия вечных духовных монад и атомов совершается вечный мировой процесс; душа, пока она пронизана тонкой материей, вынуждена странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободиться посредством правильного познания и жесточайшего аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимется в высшую сферу, где будет пребывать в чистой духовности; Дао – в конфуцианстве – правильный путь в жизни, в даосизме – закон, скрытая основа мира, источник мирового движения и незыблемой судьбы всех вещей; даосизм – философско-религиозная школа Др. Китая, в основе которой лежит учение о дао или "пути вещей"; основоположником принято считать Лао-цзы; согласно даосизму, только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу", лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью; жэнь – гуманность (скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие. любовь к людям); и – чувство долга (внутренняя убежденность в том, что следует поступать именно так, обусловленная знанием высших принципов, а не расчетом); йога – одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии (примыкающая к санкхье), направлена на то, чтобы освободить нас от господства над нами нашего тела, растворить наш страдающий дух как проявление пуруши в самом безличном пуруше путем специальной деятельности (телесная и духовная бодрость, регулирование дыхания, отключение наших чувств от внешних предметов, дисциплина ума, равномерное течение мысли, сосредоточение и т.д.); карма – закон возмездия; сумма злых и добрых дел каждого человека, определяющая форму последующих перерождений; конфуцианство – философско-религиозная школа Др. Китая (основоположник - Кун-цзы или Конфуций), определяющей целю учения которой является воспитание человека в духе уважения существующих порядков; легизм (фа-цзя) – в Др. Китаешкола законников, противопоставившая конфуцианским ритуалу закон совести – страх, нравственному убеждению – принуждение и наказание; ли – ритуал, метод осуществления жэнь; миманса - одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии, учение которой исходит из различных слоев вед, следствием чего стали явные расхождения в решении центральной для мимансы проблемы сущности ритуала, но при этом за ритуалом утверждается главная его цель: прекращение сансары через освобождение души от довлеющего над ней закона кармы; моизм – древнекитайская философская школа в основе учения которой лежит идея человеколюбия Неба; отказ от идеи предопределенности судьбы человека Небом; допускается критическое отношение к традиции; нирвана - (угасание, затем блаженство), в буддизме и джайнизме высшая цель человеческих стремлений: блаженное вечное состояние, характеризуемое абсолютным спокойствием души, которое наступает после смерти, когда все переселения, все страдания прекращаются абсолютно и навсегда; номинализм (мин-цзя) – философская школа в Др. Китае, главной проблемой которой являлось логическое соответствие имен (понятий) и реальности (вещей); решение данной проблемы нередко граничило с игрой слов, подменой понятий; ньяя – одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии (примыкающая к вайшешике), утвердившая в качестве правильного пути избавления человека от страданий высшее познание; оно должно избавить человека от всяких привязанностей, в том числе и к собственному уму; ум ограничивает наше истинное «Я», истинное познание возвращает человека к полиному «Я», т.е. Атману и к богу; санкхья – одна из самых ранних ортодоксальных философских школ Др. Индии, определяющей установкой которой являлось познание мироздания путем перечисления основных объектов и средств познания (их санкхья насчитывает 25) как путь достижения мокши, т.е. освобождение души из плена сковывающей ее материальной оболочки; сансара – колесо перевоплощений, материальное пленение души, определяемое кармой человека; у-вэй – в даосизме принцип недеяния, следование естественности, созерцание мира; чарвака-локаята – древнеиндийская неортодоксальная философская школа, утвеждающая в качестве истинного постигаемое через непосредственноевосприятие, в качестве существующего - только этот мир, в качестве единственной реальности – материю, единственной целю человеческого существования считает наслаждения; Цзюнь-цзы – в конфуцианствевысокоморальный муж: внутри – святой, снаружи - государь, эталон для подражания, он должен обладать жэнь, и. ПЕРСОНАЛИИ: Гаутама Шакьямуни, Кун Фу-Цзы, Лао-Цзы, Махавира Джина. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1) Проанализируйте основные различия в социокультурной среде Древней Индии и Китая.
2) Обратите внимание на различную направленность философии Древней Индии и Китая.
2) Обратите внимание на принцип классификации философских школ Древней Индии.
3) Запомните основные сходства и различия в философских учениях Древней Индии.
5) Обратите внимание на сходства и различия в учениях философских школ Др. Китая.
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. Аргументируйте принадлежность заключенной в тексте установки той или иной философской школы Др. Востока: «…Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использовании правил, то в народе появится стыд и он станет послушным» Задание 2. Поясните, почему из всех древнеиндийских учений данная позиция в большей степени выражает сущность джайнизма: «…Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве» Задание 3. Поясните, почему установка, заключенная в тексте, не имеет ничего общего с древнеиндийской философской традицией: «…Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других» Задание 4. Определите основные принципы философской установки, заключенной в данном фрагменте: «…Не привязывайся к приятному и никогда – к неприятному. Не видеть приятное и видеть неприятное – зло. Не делай приятного, ибо расставание с приятным – болезненно. Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного. Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым! Очищенный от скверны, безупречный, ты не придешь больше к рождению и старости» САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Установите соответствие между чертами философии Древней Индии и Древнего Китая: 1) Древняя Индия а) жизнеотрицающий характер; 2) Древний Китай б) этико-административная направленность; в) насыщенность метафизическими спекуляциями; г) интроспективность; д) строгий рационализм и государственная польза; е) акцент на религиозно-детерминированное индивидуальное поведение. 2. Выделите идейные источники философских школ Древней Индии: а) Брахман-Абсолют; б) кшатрии; в) араньяки; г) Веды; д) Упанишады. 3. Выделите школы Древнего Китая, не характеризующиеся рационально- практической направленностью: а) конфуцианство; б) даосизм; в) легизм; г) номинализм. 4. Выделите неортодоксальные школы Древней Индии: а) санкхья; б) ньяя; в) джайнизм; г) чарвака-лакоята; д) вайшешика; е) веданта; ж) буддизм. 5. Установите соответствие между значениями ряда категорий философии Др. Китая: 1) жэнь а) чувство долга; 4) ли б) ритуал, метод осуществления жэнь; 5) цзюнь-цзы в) степень проявления Дао в человеке; добродетель; 6) и г) сыновья почитательность; 7) де д) гуманность; 8) сяо е) высокоморальный муж; идеал. 6. Выделите факторы, обусловившие рационально-практический характер философии Древнего Китая: а) деление общества на варны; б) культ предков; в) ведическая литература; г) претензия правителей на родство с Небом; д) приоритет знания и добродетели; е) Пятикнижие. 7. Установите соответствие между значениями ряда древнеиндийских религиозно-философских понятий: 1) дхарма а) ценностная сердцевина мира; источник всего благого; 2) Брахман-Абсолют б) колесо перевоплощений; 3) карма в) мировая душа, растворяющая в себе индивидуальные души; 4) Атман г) освобождение души от плена сковывающей материальной оболочки; 5) сансара д) закон возмездия, определяющий цепь перерождений; 6) пуруша е) частицы мироздания, закон; 7) пракрити ж) материальное первоначало; 8) мокша з) духовное первоначало, абсолютная душа. 8. Определите философскую позицию, к которой относится принцип «у-вэй»: а) джайнизм, б) конфуцианство, в) буддизм, г) даосизм. 9. Определите религиозно-философские школы, основоположниками которых были следующие мыслители: а) Махавира Джина, б) Лао-цзы, в) Гаутама Шакьямуни, г) Кун-цзы, д) Лунь- Юй. 10. Укажите «благородные истины» буддизма: а) необходимо следовать принципу недеяния; б) существует путь освобождения от страдания; в) умножающий знания, умножает печаль; г) страдания правят миром; д) знания являются источником всех человеческих бед; е) причиной страданий является сама жизнь; ж) уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану. ОТВЕТЫ: 1) 1-а,в,г,е; 2-б,д; 2) в,г,д; 3) б,г; 4) в,г,ж; 5) 1-д, 2-б, 3-е, 4-а, 5-в, 6-г; 6) б,е; 7) 1-е, 2-а, 3-д, 4-в, 5-б, 6-з, 7-ж, 8-г; 8) г; 9) а – джайнизм, б – даосизм, в – буддизм, г - конфуцианство; 10) б,г,е,ж.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.26.221 (0.013 с.) |