Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль-3. Философская антропологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ключевая идея модуля. Человек - существо биосоциальное, он есть субъект и продукт общественных отношений. Основными социокультурными факторами, обусловившими выход человека из дикой природы, являются труд, общение и речь. Практическое применение. Сознательное и целенаправленное акцентирование внимания на критическом самоанализе, определении собственных жизненных установок, места и роли в мире. Реализация родовой сущности человека через познание мира и его преобразование. УЭ-1. Философия сознания ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Генезис сознания. Сознание и язык. Структура сознания. Функции сознания. Проблема искусственного интеллекта. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере, в данный момент контролю; внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект; воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления; восприятие – процесс непосредственного отражения действительности в форме чувственного образа объекта; гоминидная триада – совокупность видовых изменений (прямохождение, формирование руки как органа труда, увеличение объема мозга), полагаемых в качестве факторов возникновения сознания человека; интеллект – способность любого организма или устройства достигать некоторой измеримой степени успеха при поиске одной из многих возможных целей в обширном многообразии сред; информационное отражение – способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности мозг – тончайший нервный аппарат, деятельность которого является главным источником сознания; мозг – орудие сознания, сознание – функция – мозга; мозговой рубикон – объем мозга, равный 850 см3, полагаемый в качестве границы, по которой семейство гоминид выделяется из всего отряда приматов как положившее начало развитию сознания человека; мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий; отражение – это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки; ощущение – непосредственное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств; память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения; представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания; речь – общение, опосредованное языком; самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении; сознание – высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека; труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; э моциональная сфера - выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе; она включает: а) собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость); язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения; с помощью языка сознание человека не только выявляется, но и формируется. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1. Определите сущность проблемы сознания и основные подходы к ее решению в философии. 1.1. Прежде всего, определите статус проблемы сознания в философии. Проблема сознания на протяжении всей истории философии всегда играла ключевую роль, а характер ее решения определял исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Ранее уже отмечалось, что основной философский вопрос об отношении сознания как бытия идеального к бытию материальному условно разделил философов на идеалистов и материалистов. Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы идеального принадлежит Платону. Он первым определил идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей, и тем самым положил начало объективному идеализму. 1.2.Примите к сведению классификацию, имевших место в истории философии, подходов к пониманию сущности сознания.
2. Определите сущность генезиса сознания, предпосылок его возникновения. 2.1. Особое внимание обратите на такое универсальное свойство материи как отражение. Отражение, являясь всеобщим свойством материи, есть ключ к решениюпроблемы происхождения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Отражение – это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки. Отражение после завершения взаимодействия объектов продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации. Информационное отражение, связанноесо способностью материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности, явилось определяющим этапом эволюции материального мира, обусловившим в условиях необходимости приспособления живых организмов к постоянно изменяющейся внешней среде формирование тончайшего нервного аппарата - мозга. Мозг – это орган сознания, а сознание – функция мозга. 2.2. Охарактеризуйте сущность трудовой теории происхождения сознания. 2.2.1. Проанализируйте факторы, обусловившие возникновение и развитие сознания.
Появлению сознания человека уже предшествовала: 1) сложная рассудочная деятельность животных, связанная с функционированием ЦНС и головным мозгом; 2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков; 3) стадная форма обитания животных; 4) звуковая сигнализация для передачи информации. 2.2.2. Определите характер зависимости между уровнем развития орудийной деятельности человека и его объемом мозга.
2.2.3. Обратите внимание на роль коллективного труда в становлении и развитии человеческого сознания. Во-первых, коллективный труд предполагал сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию. Во-вторых, коллективный труд требовал и определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля. В-третьих, возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка. 3. Обратите внимание на специфические особенности сознания человека. 3.1. Примите к сведению основные различия между сознанием человека и животных.
3.2. Обратите внимание на характер связи сознания и языка. Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. Развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание. 4. Сравните структуру сознания, носителями которого является индивид и общество.
5. Проанализируйте следующие функции сознания: Функция познания — верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить нужную информацию о них. Функция оценки получаемой информации. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов. Функциянакопления знаний. В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий. Функцияцелеполагания. Опережая ход событий, человек строит модель «желаемого будущего» и определяет пути его достижения, то есть ставит цель и планирует свои действия. К онструктивно-творческая функция заключается в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Функция управления. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, а затем и действия человеческих коллективов. Так как деятельность индивида как общественного существа требует общения личности с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, то сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуникативная функция). 6. Определите сущность проблемы моделирования искусственного интеллекта. В XX столетии на волне достижений научно-технического прогресса были созданы ЭВМ, выполняющие ряд сложных умственных функций человека. Стал дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называемый "искусственный интеллект". Сможет ли машина мыслить? Конечно, ЭВМ в состоянии выполнять, причем несравненно быстрее человека, многие операции. Но, как многие считают, машина никогда не сможет заменить человека, во-первых, потому что она всегда работает по программе, заложенной в нее человеком. Машина есть некая "схема-шаблон", и ей не свойственно творчество, т. е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, потому что машине, в отличие от человека, не присуще чувстенно-эмоциональное отношение к миру. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Существует мнение, согласно которому, о реализации искусственного интеллекта можно будет говорить лишь тогда, когда автомат начнет решать задачи, непосильны для человека, причем сделает это не в результате высокого быстродействия, а в результате применения нового найденного метода. Однако, несмотря на то, что предполагаемый искусственный интеллект будет всего лишь орудием человека, очередной машиной, усиленные попытки его создания предпринимаются и по сей день. Принято различать три основных пути моделирования искусственного интеллекта.
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. С опорой на теоретические знания по проблеме сознания прокомментируйте фрагмент. «Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание и на основе анализа которой только и можно понять его возникновение, выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействие с миром». Задание 2. Какие аргументы можно использовать в защиту данного положения? «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками». Задание 3. Попытайтесь развить идею, заключенную в тексте. «Теоретически в области сознания не может быть никаких границ, так как оно способно к неопределенному расширению. Эмпирически, однако, сознание всегда находит свои границы, когда оно сталкивается с «незнаемым». Последнее состоит из всего, что мы не знаем, и, следовательно, никак не связано с ЭГО, как центром поля сознания». Задание 4. Обоснуйте мысль, заключенную в тексте. «При решении вопроса о принципиальных и реальных вопросах машинного моделирования процессов мышления следует, прежде всего, учитывать социальную обусловленность мышления, сознания, психической жизни человека». САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. В рамках какого историко-философского подхода предметом рефлексии является надындивидуальное, т.е. трансцендентное сознание: а) субстанциональный; б) функциональный; в) феноменологический; г) экзистенциональный 2. В чем заключается методологическая роль в философии категории сознания: а) благодаря сознанию человек разрабатывает различные методы познания; б) категория сознания включена в основной вопрос философии, от решения которого зависит направленность самой философии; в) решение проблемы сознания способствовало многовариативности философии; г) сознание – одна из центральных проблем философии. 3. Выделите сущность исторического аспекта диалектико-материалистического понимания природы сознания: а) исторически формированию сознания должно предшествовать формирование и развитие мозга; б) сознание есть продукт общественно-исторического развития; в) различают исторические типы сознания; г) формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику. 4. Исключите лишнее: социокультурными предпосылками возникновения и развития сознания являются… а) гоминидная триада; б) труд; в) общение; г) речь 5. Какой из элементов структуры сознания является формой активного опосредованного отражения объективной действительности: а) ощущение; б) восприятие; в) представление; г) мышление 6. Гоминидная триада в рамках ряда теорий генезиса сознания свидетельствует о… а) мутациях у ряда видов гоминид, вызванных изменением климата, рельефа и естественного радиационного фона Земли; б) истории возникновения и развития сознания у одного из видов гоминид; в) человек произошел от обезьяны; г) факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания человека. 7. Какие функции присущи только сознанию человека: а) целенаправленное и обобщенное отражение объективной реальности; б) адаптация к естественным условиям обитания; в) условно-рефлекторное поведение; г) мысленное построение будущих действий. 8. Согласно трудовой теории генезиса сознания, коллективный труд способствовал… а) преобразованию естественных условий обитания человека, в результате которого сознание и развивалось; б) формированию общества, как среды, в рамках которой развивается сознание человека; в) необходимости осмысления связи действий одного индивида с действиями других индивидов, т.е. возникновению целеполагания; г) потребности в передаче информации, в результате которой возникает язык. 9. Выделите суждение, наиболее полно выражающее сущность связи языка и сознания человека: а) сознание и язык человекаразвиваются независимо друг от друга; б) деятельность сознания получает адекватное выражение в языке; в) язык – более позднее изобретение сознания человека; г) сознание и язык находятся в неразрывном единстве. 10. Выделите признаки искусственного интеллекта, относящиеся к разряду основных: а) превосходство интеллектуальных возможностей человека; б) способность самообучения; в) отражение действительности под руководством человека; г) самостоятельное принятие решений. ОТВЕТЫ: 1) а; 2) б; 3) б; 4) а; 5) г; 6) а; 7) а,г; 8) в,г; 9) б; 10) б,г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.017 с.) |