Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Модуль-1. Философия в исторической динамике.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Цели и задачи дисциплины
Учебный план лекционного курса
Учебный план семинарских занятий
Модуль-1. Философия в исторической динамике.
УЭ-1. Философия как феномен культуры.
УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока.
УЭ-3. Древнегреческая философия.
УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.
УЭ-5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.
УЭ-6. Европейская философия XVII-ХVIII веков.
УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.
УЭ-8. Философская мысль Беларуси.
Итоговый контроль (зачет)
Модуль-2. Философские проблемы бытия.
УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.
УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.
УЭ-3. Философия природы.
Модуль-3. Философская антропология.
УЭ-1. Философия сознания.
УЭ-2. Проблема человека в философии и науке
Модуль-4. Гносеология.
УЭ-1. Познание как предмет философского анализа.
УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.
Модуль-5. Социальная философия.
УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.
УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.
УЭ-3. Философия политики и права.
УЭ-4. Философия культуры.
УЭ-5. Философия техники.
УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.
Итоговый контроль (экзамен).
Литература.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она в большей степени, нежели другие науки, способна «расковать» интеллект человека, сделать его гибким. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.
В результате изучения курса «Философия» студент должен знать:
- смысл, содержание и взаимосвязь основных философских категорий, отражающих всеобщие закономерные связи в мире;
- чётко представлять историю развития философской мысли, уметь выявлять главные особенности основных исторических терминов, раскрывать социокультурную обусловленность философии соответствующей эпохи.
Студент должен уметь:
- анализировать и интерпретировать философские тексты;
- освоить навыки философской аргументации и полемики;
- связывать философские знания с практикой, показывая возможную полезность абстрактных философских положений в сфере соответствующей профессиональной деятельности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
№
|
Название тем, их содержание
|
Цели и задачи изучения темы
|
Кол-во
часов
лекций
|
| Философия как феномен культуры
Философия как система мировоззренческого знания.
Понятие мировоззрение, его структура и его основные функции. Исторические типы мировоззрения.
Философия в системе культуры. Предмет философии и
его историческая динамика. Функции философии.
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия.
| Цель: раскрыть место и роль философии в культуре.
Задачи:
- раскрыть связь между философией и мировоззрением;
- показать отличие философии от
мифологии, религии, науки;
- раскрыть структуру философского знания,
- охарактеризовать основные направления
философских поисков.
|
|
| Философская мысль Древнего Востока
Специфика древневосточной культуры, её влияние на философскую мысль.
Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и главные школы древнеиндийской философии.
Религиозно-философский смысл. Упанишад.
Философский смысл джайнизма и буддизма.
Рационально-практическая направленность древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм.
| Цель: выявить особенности
возникновения и главные проблемы
древневосточной философии.
Задачи:
- на основе характеристики основных школ
древнеиндийской философии показать её
религиозно-мифологический характер;
- показать морально-этическую и
социальную направленность древнекитайской философии.
|
|
| Древнегреческая философия
Предпосылки появления философии как
теоретической формы рационального мировоззрения.
Этапы развития древнегреческой философии.
Натурфилософские ориентации досократической
философии.
Философия классического периода.
Философия эпохи эллинизма.
| Цель: показать место и роль древнегреческой философии в европейской традиции.
Задачи:
- раскрыть факторы, обусловившие трансформацию мифологического мировоззрения в рациональное;
- выявить специфику основных этапов развития древнегреческой философии.
|
|
| Статус и основные проблемы философии
в эпоху Средневековья
Социокультурная обусловленность средневековой
философии.
Патристика. Августин Аврелий и становление
средневековой философской парадигмы.
Основные проблемы схоластической философии:
проблема соотношения веры и разума;
проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.
| Цель: раскрыть теоцентрический характер средневековой философии.
Задачи:
- показать влияние античного наследия на философию Средневековья;
- раскрыть особенности патристики;
- охарактеризовать основные проблемы
схоластики;
- раскрыть появление новых тенденций в
философии позднего Средневековья,
обусловивших её переход к новому
историческому этапу.
|
|
| Основные философские идеи в культуре
Возрождения
Социокультурные предпосылки подрыва монополии религиозного мировоззрения.
Антропоцентризм и гуманизм. Гуманистические идеи в
творчестве Эразма Роттердамского, Монтеня.
Коперниковский переворот и формирование новой картины мира. Натурфилософия и пантеизм Возрождения: Н.Кузанский, Д.Бруно.
Социально-политические идеалы эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, М.Лютер.
Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы.
| Цель: раскрыть причины, обусловившие
переход философии к проблемам
человека и природы.
Задачи:
- раскрыть гуманистический и
антропоцентрический характер философии
Возрождения;
- показать пантеистический характер натурфилософии Возрождения;
- раскрыть социально-политические идеалы эпохи Возрождения.
|
|
| Европейская философия ХУП-Х1Х вв.
Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии. Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм.
Материализм и атеизм философии французского Просвещения.
Классическая немецкая философия.
Активно-деятельностная концепция человека в
немецком идеализме. Философская позиция И.Канта. Идеалистическая диалектика Г.-В.-Ф.Гегеля.
Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Становление иррационалистической традиции в
неклассической философии: С.Кьеркегор, Ф.Ницше,
А.Шопенгауэр.
Философия первого позитивизма и эмпириокритицизма.
Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма. Историческая судьба марксизма.
| Цель: дать характеристику основным направлениям философии Нового времени – периода утверждения нового способа производства.
Задачи:
- показать социальный статус науки и ее
влияние на гносеологическую
направленность философии ХУП в.;
- осветить проблему метода научного познания на основе характеристики позиций эмпиризма и рационализма;
- показать значение философии Просвещения для утверждения светских начал в обществе;
- раскрыть рационалистическую направленность немецкой классической философии;
- показать на примере иррационализма, позитивизма и марксизма многовариативную направленность
неклассической философии
|
|
| Философия ХХ века: основные школы
и направления
Базисные ориентации философии ХХ века: отказ от метафизики, переосмысление классических субъектно-объектных схем, лингвистический поворот.
Исторические формы позитивизма: неопозитивизм и постпозитивизм.
Феноменология и экзистенциализм (Э. Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр).
Философия структурализма и её роль в развитии социально-гуманитарного знания.
Философская герменевтика.
Религиозная философия в контексте современной
культуры (неотомизм, тейярдизм).
Феномен постмодернизма в философии.
| Цель: выявить социокультурную обусловленность пересмотра традиций классической философии в философии ХХ века.
Задачи:
- показать специфику нового осмысления
сущности человека, человеческого
сознания;
- провести основные различия между неопозитивизмом и постпозитивизмом;
- показать многообразие познавательных стратегий философского мышления ХХ в
- показать дискуссионный характер философии,отразивший специфику ситуации конца ХХ века.
|
|
| Философская мысль Беларуси
Влияние христианства на развитие философской мысли
Х-ХIII веков.
Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. (Ф.Скорина, С. Будный, А.Волан).
Особенности белорусской просветительской философии.
Национальное возрождение в конце Х1Х – начале ХХ веков и его отражение в социально-политической и философской мысли. Философское и национальное самосознание белорусов в ХХ в. (И. Абдиралович, А.Гарун, В.Ластовский).
| Цель: показать особенности философского процесса на Беларуси, которые были связаны с преобладанием социальной, морально-гуманистической и эстетической проблематикой.
Задачи:
- показать влияние христианства на
развитие общественной мысли Беларуси;
- раскрыть направления влияния античной культуры на развитие философии в Беларуси;
- выявить приоритет традиций рационализма в белорусской философии.
|
|
| Метафизика и онтология
Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии.
Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Движение и развитие как атрибуты бытия.
Отражение как универсальное свойство материи.
Пространственно-временная структура бытия. Субстанционная и реляционная концепции пространства и времени в природе и обществе.
Диалектика как философская концепция развития. Принципы, законы и категории диалектики.
| Цель: раскрыть сущность материального единства мира.
Задачи:
- показать соотношение понятий «бытие», «субстанция», «материя» в различных философских системах;
- охарактеризовать представление современной науки о строении, видах и свойствах материи;
- выявить соотношение понятий «движение», «отражение», «развитие»;
- показать различие субстанционной и реляционной концепций пространства и времени;
- раскрыть специфику диалектического понимания мира.
|
|
| Философия природы
Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада.
Природа как объект научного познания. Природа как самоорганизующаяся система. Синергетика и её роль в формировании нового образа природы.
Природа как среда обитания человека. Исторические этапы взаимодействия природы и общества.
Философские аспекты экологического кризиса. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.
| Цель: на основе анализа механизма взаимодействия природы и общества выявить сущность экологического кризиса и определить возможные пути его решения.
Задачи:
- раскрыть специфику природы как объективной реальности;
- выявить основные виды отношения человека к природе;
- показать, что сущность экологического кризиса проявляется в потере человеком экологической ниши в природе в ходе исторического развития.
|
|
| Философия сознания
Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный,
функциональный, феноменологический,
экзистенциональный, диалектико-материалистический.
Генезис сознания: социальные и биологические предпосылки возникновения сознания. Социокультурная природа сознания. Сознание, мышление, язык.
Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и подсознание. Естественный и искусственный интеллект.
Функции сознания: отражательно- информационная и конструктивно–творческая.
| Цель: раскрыть сущность сознания как способа познания и управления преобразовательной деятельности человека.
Задачи:
- раскрыть проблему сознания в историко-философском аспекте;
- охарактеризовать идеальную природу сознания;
- показать соотношение биологических и социальных факторов в происхождении сознания;
- показать сходство и отличие сознания от психики животных.
|
|
| Проблема человека в философии
Человек как предмет философского анализа. Образ человека в классической и неклассической философии.
Биологическое и социальное в человеке, конкретное соотношение биологического и социального в различных структурах человека. Понятие родовой сущности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Сущность процесса социализации личности
| Цель: раскрыть биосоциальную природу человека.
Задачи:
- показать отличие образа человека в классической и неклассической философии;
- раскрыть деятельностный характер человеческого бытия;
- показать специфику проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека;
- раскрыть признаки сформированности человека как личности.
|
|
| Познание как предмет философского анализа
Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм и феномен агностицизма.
Структура и основные закономерности познавательного процесса: чувственный, рациональный, иррациональный, эмпирический и теоретический уровни познания.
Познание как постижение истины. Концепции истины.
Проблема критериев истины. Практика как критерий
истины. Истина, ложь, заблуждение.
| Цель: раскрыть сущность познания как деятельности по добыванию знаний о мире.
Задачи:
- охарактеризовать специфику познавательного отношения человека к миру;
- раскрыть проблему субъекта и объекта в познании;
- раскрыть сущность проблемы истинности знаний и варианты её решения в истории философии.
|
|
| Наука и её социокультурный статус
Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт.
Специфика научного познания, его структура: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы исследования, философские принципы.
Методы познания. Общелогические приёмы познания. Эмпирические и теоретические методы научного исследования.
Этика науки и социальная ответственность учёного.
| Цель: раскрыть сущность научного познания как профессиональной деятельности по добыванию знаний о мире.
Задачи:
- определить структуру научного познания;
- охарактеризовать разнообразие форм и методов научного познания;
- выявить гуманитарные параметры
современной науки;
- показать соотношение абсолютного и относительного, объективного и субъективного в научном познании.
|
|
| Основные проблемы и понятия социальной
философии
Общество как объект философского анализа.
Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные исследовательские программы в обществознании.
Социальная форма движения материи и её отличие от процессов живой и неживой природы. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная, их взаимосвязь.
Структура общества, его основные компоненты.
| Цель: показать значимость социальной проблематики в системе философских знаний.
Задачи:
- показать эволюцию философских представлений об обществе;
- дать сравнительную характеристику основных исследовательских программ общества;
- дать характеристику основным типам социальных структур: социально-классовой, социально-этнической, социально-демографической.
|
|
| Общество как саморазвивающаяся система
Материальное и идеальное в обществе. Объективный и субъективный фактор в обществе.
Общество в социальной динамике. Характер законов существования и развития общества. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов.
Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.
| Цель: показать специфику общества как саморазвивающейся системы.
Задачи:
- раскрыть источники развития общества;
- раскрыть специфику социального детерминизма;
- раскрыть природу социальных противоречий как главных источников развития общества;
- показать соотношение прогресса и регресса в обществе;
- осветить проблематику критериев прогресса в обществе.
|
|
| Философия политики и права
Понятие политики и власти. Политическая власть и социальный интерес.
Политическая система общества её компоненты. Государство как социальный институт.
Политика и право. Гражданское общество и правовое государство.
| Цель: раскрыть сущность политики как сферы деятельности членов общества по отношению к государству.
Задачи:
- выяснить сущность власти как процесса, в ходе которого происходит подчинение субъектом объекта;
- показать приоритетный характер государственной власти в обществе;
- раскрыть сущность права, признаки правового государства;
- раскрыть сущность гражданского общества на основе характеристики различных вариантов взаимоотношения общества и государства.
|
|
| Философия культуры
Понятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии.
Социальные функции культуры.
Проблема классификации культуры. Материальная и духовная культура, условный характер этого деления. Массовая и элитарная культура.
Исторические типы культуры.
Национальное и интернациональное в культуре. Культура и цивилизация. Традиции и новации в динамике культуры.
| Цель: раскрыть сущность культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком.
Задачи:
- раскрыть главные функции культуры в обществе: познавательно-отражательную, регулирующую, коммуникативную, социализирующую и др.;
- выяснить основания классификации культуры;
- на основе конкретных фактов проиллюстрировать соотношение национального и интернационального, традиций и новаций в развитии культуры.
|
|
| Философия техники
Техника как объект социально-философского исследования. Инженерная и гуманитарная философия техники. Техника, технология, культура.
Закономерности научно-технического прогресса. Социальные последствия научно-технического прогресса.
| Цель: выявить специфику техники как объекта социально-философского исследования.
Задачи:
- дать характеристику основным видам техники, раскрыть её функции в обществе;
- показать взаимосвязь науки и техники в развитии общества;
- выявить последствия технизации общества во всех сферах;
- показать специфику ценностей техногенной цивилизации.
|
|
| Философские аспекты проблемы будущего
Предмет и функции социального прогнозирования. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии.
Философские аспекты глобальных проблем современности. Мир в поисках концепции устойчивого развития.
Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. Концепция информационного общества.
| Цель: раскрыть проблему будущего как мировоззренческую проблему.
Задачи:
- охарактеризовать критерии достоверности социального прогнозирования, показать отличие научного предвидения от пророчества, утопических прогнозов;
- раскрыть сущность современной глобальной ситуации;
- дать характеристику концепции постиндустриального (информационного) общества.
|
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п. п.
| Название тем, их содержание
| Кол-во
часов
| 1.
| Философия как феномен культуры.
Проблема понимания сущности философии. Концепции происхождения философии.
Мировоззрение: структура и исторические типы. Философия как теоретическая форма
рационального мировоззрения.
Предмет философии и его историческая динамика. Разделы философии.
Функции философии в культуре.
|
| 2.
| Философская мысль Древнего Востока.
Особенности древневосточных цивилизаций и их влияние на формирование философской мысли. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные школы философии.
Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего
Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
|
| 3.
| Древнегреческая философия.
Условия возникновения и духовные источники древнегреческой философии.
Космоцентризм античной натурфилософии. Проблема «архэ» в философии досократиков.
Учение о бытии: Парменид, Платон, Аристотель.
Становление античной диалектики.
Проблема человека и общества в древнегреческой философии.
|
| 4.
| Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.
Социокультурные истоки средневековой философии.
Патристика: Августин Аврелий и становление средневековой философской парадигмы.
Основные проблемы средневековой схоластики.
|
| 5.
| Основные философские идеи в культуре Возрождения.
Характерные черты эпохи Возрождения, их отражение в философской мысли.
Натурфилософия Возрождения.
Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
Социально-политические идеалы философии Возрождения.
|
| 6.
| Европейская философия ХУП-Х1Х веков.
Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской
философии. Эмпиризм и рационализм.
Философия эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия.
Становление и основные черты неклассической философии: иррациональная философия,
позитивизм и марксизм.
|
| 7.
| Философия ХХ века: основные школы и направления.
Базисные ориентации философии ХХ века.
Философия позитивизма и постпозитивизма.
Человек в мире и мир человека в философии экзистенциализм.
Ситуация постмодернизма в философии.
|
| 8.
| Философская мысль Беларуси.
Социокультурные предпосылки и духовные источники белорусской философской мысли Х-ХIII веков. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. (Ф.Скорина, С. Будный, А.Волан).
Национальное возрождение в конце Х1Х – начале ХХ веков и его отражение в социально-политической и философской мысли.
|
| 9.
| Метафизика и онтология.
Статус категории бытия в философии: методологическая сущность, структура бытия.
Категория материи в системе философского материализма.
Пространственно-временная структура бытия.
Движение и развитие. Диалектика как философская концепция развития.
|
| 10.
| Философия природы.
Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы.
Природа как самоорганизующаяся система.
Синергетика и её роль в формировании нового образа природы.
Природа как среда обитания человека. Исторические этапы взаимодействия природы и общества.
Философские аспекты экологического кризиса.
|
| 11.
| Философия сознания.
Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный,
функциональный, феноменологический, экзистенциональный, диалектико-материалистический.
Генезис сознания: социальные и биологические предпосылки возникновения сознания.
Сознание, мышление, язык.
Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и подсознание.
|
| 12.
| Проблема человека в философии и науке.
Человек как предмет философского анализа.
Материальное и духовное, объективное и субъективное, биологическое и социальное в человеке.
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Сущность процесса социализации.
|
| 13.
| Познание как предмет философского анализа.
Специфика познавательного отношения человека к миру: гносеологический оптимизм и феномен агностицизма. Структура и основные закономерности познавательного процесса: чувственная, рациональная, иррациональная стороны процесса познания.
Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного познания.
Проблема истины в философии и науке.
Методы научного познания.
|
| 14.
| Общество как саморазвивающаяся система.
Общество как объект философского анализа. Специфика социального познания.
Общество в социальной динамике.
Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.
|
| 15.
| Философия политики и права.
Политика как специфическая сфера общественной жизни. Политика и власть.
Государство – основной элемент политической системы общества.
Право и его функции в обществе.
Концепция правового государства и гражданского общества.
|
| 16.
| Философия культуры.
Культура как предмет философского анализа.
Структура культуры и ее функции в обществе.
Развитие культуры: традиции и новаторство.
|
| 17.
| Философские аспекты проблемы будущего
Философские аспекты глобальных проблем современности.
Мир в поисках концепции устойчивого развития. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии.
Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. Концепция
информационного общества.
|
|
При увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же.
Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом, доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар. Таким образом, абсолютное бытие есть совпадение максимума и минимума, и отсюда вывод: все в боге или бог во всем.
3.3. Определите сущность коперниковского переворота в истории.
Несмотря на свою ограниченность, идеи Николая Коперника (1473-1496) нанесли удар по средневековой религиозной картине мира, корни которой находились еще в античной теории Аристотеля-Птолемея. Согласно Копернику, Земля не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси. Земля обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Петли, описываемые планетами среди звезд, — следствие того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно обращаются, т.е. не с Солнца, а с Земли.
3.4. На примере взглядов Джордано Бруно проследите пантеистическую направленность натурфилософии Возрождения, ее связь с идеями Н. Кузанского.
Согласно Джордано Бруно (1548-1600), Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве. Вселенная одна, миры же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их бесконечна. Вселенная вечна и неподвижна, т.е. в том смысле, что ее нельзя сдвинуть в пространстве, ибо сдвинуть некуда, она везде и повсюду. Раз это так, то ясно, что у Вселенной нет центра, или можно сказать, что центр Вселенной везде. Сама природа... есть нечто иное, как Бог в вещах. Бог движет все, он дает движение всему, что движется. Бог есть субстанция универсальная в своем бытии, он есть сущность - источник всякой сущности, от которой все обретает бытие...
4. Обратите внимание на основные установки социальной философии эпохи Возрождения.
4.1. На основе сравнительного анализа идей Т.Мора и Т. Кампанеллы определите сущность социальных утопий Возрождения.
Томас Мор (1478-1535)
«УТОПИЯ»
| Томмазо Кампанелла (1568-1639)
«ГОРОД СОЛНЦА»
| • какой-то значительной собственности нет ни у кого; отсутствуют деньги;
• всеобщее участие в труде, в том числе и физическом (продолжительность труда – 6 часов);
• каждый минимум 2 года в условиях деревенской жизни;
• самые тяжелые и неприятные работы – удел рабов;
• наиболее одаренные утопийцы занимаются умственным трудом, из них избираются различные должностные лица, включая главу государства, а также священники;
• среди удовольствий первое место принадлежит здоровью;
• веротерпимость, каждый волен мыслить бога в соответствии со своими понятиями.
| • нет частной собственности;
• люди отличаются друг от друга только по способностям;
• существует разделение труда, нет презренных разновидностей труда;
• труду предаются с радостью (продолжительность труда - 4 часа);
• свободное время посвящается развитию умственных и телесных способностей;
• отсутствует индивидуальная (моногамная) семья;
• законы и мораль просты: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и что вы хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы им;
• культ Солнца.
|
4.2.На примере идей Н. Макиавелли проследите социально-политическую направленность философии Возрождения.
Никколо Макиавелли(1469— 1527) был убежден в том, что самым сильным стимулом человеческих действий является интерес, главным образом определяемый стремлением людей сохранять свою собственность. Неискоренимый эгоизм человеческой природы, постоянная жажда наживы с необходимостью требуют такой организации государства как высшей силы, которая была бы способна свести человека к его должной норме. Ради блага государства все средства хороши. Государь должен сочетать в себе свойства льва и лисицы, символизирующих собой насилие и хитрость, принуждение и коварство. Государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. При этом важно казаться добродетельным, дабы не утратить расположения и доверия подданных.
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ:
Задание 1. Определите, кто из философов Возрождения потенциально мог быть автором этого фрагмента: «Универсум безграничен, а бог бесконечен. Тем самым актуальной бесконечности бога универсум и мир, представляющий собой одну из его частей, противостоят как бесконечность потенциальная, как возможность перейти любую границу, любой предел. Универсум не может быть актуально бесконечным, ибо это только свойство бога, но его нельзя считать и конечным, ибо за любой далью в нем всегда открывается новая даль»
Задание 2. Сущность какого из принципов натурфилософии выражена в тексте? Определите корни этого принципа. «…Универсальной действующей причиной в природе является универсальный разум – первая и главная сила мировой души; мировая душа – его универсальная форма. Это и есть то, что не меняется, что все наполняет, что освещает весь универсум и побуждает природу, чтобы она соответствующим способом образовывала свои виды»
Задание 3. Почему подобное обращение к человеку не могло иметь места в философии Средневековья? «…Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные… О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет!»
Задание 4. Имеет ли место в тексте отрицание пантеизма? «…Нас обманывает воображение, когда мы представляем себе, что бог заполняет собой абсолютно все; так как в этом случае оно внушает нам, что он некоторым образом помещается в вещах. В действительности же он находится повсюду таким образом, что в нем содержится то, что именуется «повсюду», более того, что он сам и есть это «повсюду», которое охватывает собой себя и все остальное.
Бог потому не находится во всех вещах, что они находятся в нем, они не были бы нигде, и не существовали бы совсем. Не бог распространяется в мире, а мир, насколько это возможно, простирается в боге.»
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
1. Определите, какие социокультурные факторы обусловили антропоцентрический характер философии Возрождения:
а) повышение интереса к натурфилософской проблематике;
б) разрушение церковно-корпоративной структуры;
в) укрепление позиции, согласно которой человек есть высшее творение Бога;
г) прогрессирующее развитие городов.
2. Выделите суждения, соответствующие философскому принципу гуманистического антропоцентризма эпохи Возрождения:
а) Судьба человека предопределена волей Бога.
б) Только рождение и смерть человека в руках Бога, протекание же жизни зависит от воли
человека.
в) Человек есть высшее творение Бога.
г) Человек – соперник Бога в творческой деятельности.
3. Выделите имена философов-гуманистов эпохи Возрождения:
а) Н. Кузанский, б) Т. Мор, в) Э. Роттердамский, г) Дж. Бруно, д) М. Монтень.
4. Установите соответствие между принципами натурфилософии Возрождения и суждениями, выражающими их сущность:
1) Гилозоизм а) Единое есть все.
2) Пантеизм б) Душа – внутренняя сила, свойственная всякой вещи.
в) Вселенная покоится в Боге.
5. Установите соответствие между философами и утверждениями, авторами которых эти философы являются:
1) Николай Кузанский а) Солнце – не абсолютный, а только относительный центр
Универсума.
2) Н. Коперник б) Земля вращается вокруг солнца, находящегося в центре
мира.
3) Дж. Бруно в) Центр и окружность Космоса – это Бог.
6. Выделите суждения, выражающие сущность такой черты натурфилософии, как меньшая умозрительность:
а) В философии Возрождения начинает утверждаться установка, что мыслимые вещи, не
прошедшие через ощущения, пусты и не порождают никакой истины, разве только обманчивую.
б) Научные открытия Возрождения в качестве своего основания хотя еще и имели
онтологическую интуицию, но значительную роль при этом стали играть систематические наблюдения и эксперимент, а в более поздний период даже язык математики.
в) Во взглядах многих философов Возрождения имели место одновременно научные
догадки и метафизические спекуляции.
7. Установите соответствие между видами познания эпохи и их признаками:
1) Натурфилософское познание а) частичная умозрительность;
2) Научное познание б) стремление к экспериментальному обоснованию;
в) онтологическая интуиция как основа открытий;
г) растворение Бога в природе.
8. Установите соответствие между названиями философских трактатов и
их авторами:
1) «Утопия» а) Мак
|