Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
УЭ-6. Европейская философия ХVII-ХVIII вековСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Наукоцентризм и гносеологическая направленность новоевропейской философии. Борьба эмпиризма и рационализма. Культ разума и науки. Формирование теории диалектики. Становление неклассической философии. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ: Абсолютная Идея – (у Гегеля) идеальная первооснова мира, самопознающая субстанция, представленная как тождество субъекта и объекта, бытия и мышления; антисциентизм – направление в неклассической философии, утверждающее идею неприятия науки как главного орудия познания; антропологический материализм – (у Фейербаха) принцип,согласно которому человек трактуется как чисто природное, биологическое существо, как единственный, универсальный и высший предмет философии; волюнтаризм – идеалистическое направление, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия; деизм – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий; иррационализм – идеалистическое направление в философии, которое в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему; критицизм – гносеологический принцип, заключающийся в постоянном установлении границ или пределов познающему разуму с целью предупреждения его от ошибок и заблуждений; марксизм – философское учение, появившееся во второй половине XIX века в Германии, основанное на принципах диалектического и исторического материализма, главной задачей которого является обоснование переустройства мира, в котором революционная роль отведена пролетариату; материалистическое понимание истории – марксистский принцип, утверждающий, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции; панлогизм – философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, как мыслящая себя субстанция, как самораскрытие спекулятивного понятия; позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетические объединения и что философия, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование; производительные силы – это орудия и средства труда (средства производства), а также люди, участвующие в производстве; производственные отношения – это совокупность отношений между людьми в процессе производства, в которой определяющими являются отношения к собственности на средства производства; рационализм – направление философской мысли, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности (ориентировано на математическое знание); сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания, чувственный опыт – единственным источником достоверного знания; солипсизм – крайнее выражение сенсуализма (в субъективно-идеалистической форме), в котором несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим в качестве идей, актуализирующихся в форме ощущений индивида; способ производства - представляет собой единство производительных сил и производственных отношений; сциентизм – направление в неклассической философии, выражающее абсолютное доверие науке, при этом нередко выдвигающее программу «улучшения науки»; трансцендентальный идеализм – (у Канта) философская система, цель которой заключается в том, чтобы понять возможности нашего априорного (доопытного) познания предметов опыта; эмпиризм - направление философской мысли, ориентированное на опытное естествознание, полагающее источником знания и критерием его истинности опыт (прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент); эмпириокритицизм (махизм) – исторически вторая форма позитивизма, субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, основанное Махом и Авенариусом; основу учения составляет теория «экономии мышления» и идеал чисто описательной науки. ПЕРСОНАЛИИ: Беркли,Ф. Бэкон, Гегель, Гольбах, Декарт, И. Кант, О. Конт, Кьеркегор, Ламетри, Локк, Маркс, Ницше, Руссо, Энгельс, Фейербах, Шопенгауэр. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1. Определите, чем была обусловлена гносеологическая направленность философии Нового Времени. 1.1. Обратите внимание на специфику капиталистического способа производства, бурное развитие которого отмечается в XVII веке. Во-первых, фундаментом этого способа производства, ее экономическим базисом была промышленность, основанная на машинном производстве. Эффективность ее функционирования могла быть достигнута только на пути постоянного совершенствования и изобретения новых технических систем и технологических процессов. Эту задачу невозможно было решить без широкой системы научных знаний, способных обеспечить успех в практической деятельности. Во-вторых, новый тип экономики требовал во все более широких масштабах, вовлечения в производственную сферу разнообразных природных материалов с целью их преобразования, что также невозможно было без разветвленной системы наук о природе. 1.2. Запомните, в чем заключается сущность науки как производительной силы. Научное знание становится определяющим фактором развития капиталистического производства. Отныне от прогресса науки зависит прогресс экономики. 1.3. Обратите внимание на то, почему в новоевропейской философии становится приоритетной именно (гносеологическая)проблема истинности знания. Во-первых, натурфилософия трансформируется в естествознание. Во-вторых, онтология, по причине ее умозрительного характера, вытеснена на второй план. В-третьих, ориентация на практический опыт и естественнонаучное знание стимулировала познание не единичных изолированных фактов, истинность которых чаще всего очевидна, а целых систем, стремление к систематизации, к выявлению взаимосвязей и закономерностей. На этом фоне обнажается актуальность гносеологической проблематики. Проблема познаваемости мира, сущности и характера самого познания, источников и методов получения истинного знания – вот круг тех проблем, которые оказались в центре внимания философов Нового времени, а точнее, в 17-18 веках. 1.4. Запомните основные направления (представителей и их идеи), возникшие в контексте решения проблемы истинности знания.
2. Определите сущность философии эпохи Просвещения. 2.1. Обратите внимание на принцип классификации философии Просвещения. XVIII век, а точнее время между английской и французской буржуазными революциями (1688-1789 гг.), именуют веком Просвещения. Принято различать английское(Локк, Беркли), французское (Гольбах, Ламетри, Руссо) и немецкое (Кант, Гегель) Просвещение 2.2. Запомните следующую направленность философских идей эпохи Просвещения. Во-первых, гуманистическая ориентация философии, основу которой составляет приоритетность разума в решении всех проблем (от уверенности в том, что с помощью разума и науки можно обеспечить счастливую жизнь человека и общества, до полной абсолютизации разума, когда онтологические основания мира оказываются зависимыми от логических оснований мышления). Во-вторых, четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Гольбах) до антитеологической, богоборческой и атеистической, отрицание любых внешних авторитетов в какой бы то ни было сфере действительности. В-третьих, неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания и, как следствие, механико-материалистическая картина мира. 2.3. Проследите данную направленность на примере взглядов следующих мыслителей Французского Просвещения.
2.4.Обратите внимание на основное противоречие философии Просвещения, наиболее ярко проявившееся во взглядах Жан-Жака Руссо. Согласно французскому философу Жан-Жаку Руссо (1712-1778), следует только сожалеть о распространении образования и изобретении книгопечатания. Можно быть людьми, утверждал мыслитель, не будучи учеными. Науки и искусства не принесли никакой пользы человечеству, лишь сделали людей несчастными. Культура противоположна природе, она толкает человека к неравенству. Но при этом выход из сложившейся ситуации Руссо видит в необходимости исправления мнений людей, отчего их нравы сами по себе сделаются чище. 3. Определите сущность основных проблем немецкой классической философии. 3.1. Оцените роль немецкой классической философии. Прежде всего, следует отметить, что, поскольку наиболее ярко черты классического типа философии были представлены именно в немецкой философии XVIII века, ее и обозначили как немецкую классическую философию. Немецкая классическая философия способствовала уяснению того, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос, и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием. В ее рамках впервые была сформулирована система законов, принципов и категорий диалектики, а также воспроизведена новая форма материализма, а именно, антропологического материализма, выявлены психологические и гносеологические корни религии. Немецкая классическая философия впервые в истории акцентировала свое внимание главным образом на обосновании активности мышления (тематизировала конструктивную сущность познающего разума). В конечном итоге, помимо того, что немецкая классическая философия получила свое дальнейшее развитие в таких направлениях как неокантианство и неогегельянство, она также выступила в качестве непосредственного теоретического источника философии марксизма. 3.2. Обратите внимание на характер обоснования конструктивной сущности разума в философии критического периода И. Канта. Прежнюю философию Имануил Кант (1724-1804)называет догматической, поскольку в ее основе лежало слепое доверие разуму, вера в его способности. Философы с помощью разума исследовали мир, но не исследовали сам разум, т. е. не исследовали само орудие познания. В свою очередь, Кант считает необходимым критически относиться к деятельности разума. Поскольку мир разделен на доступные знанию «явления» (феномены) и непознаваемые «вещи в себе» (ноумены), теоретическое знание имеет определенные пределы. Нарушая эти пределы, разум не способен достигать истины. Соответственно, критика разума, заключающаяся в установлении таких границ или пределов познания, поможет познающему разуму не нарушать их, а значит, ошибаться. Всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный характер. Априорные знания, предшествующие опыту и независящие от него, лишь оформляют чувственность.Цель трансцендентального идеализма, а именно так именует свою философскую систему Кант, состоит в том, чтобы понять возможности нашего априорного познания предметов опыта. Трансцендентальным же немецкий философ называет то, что хотя и носит доопытный характер, но делает возможным познание опыта. Согласно Канту, рассудок всегда направлен на чувственно воспринимаемый материал. Благодаря наличию в рассудке априорных форм (пространство и время) и категорий чувственно воспринимаемое многообразие мира подводится под единство понятий, т.е. мир воспринимается как нечто упорядоченное, он конструируется как предмет познания. Деятельностью рассудка руководит разум. Он задает рассудку идеи о высших безусловных реальностях, к познанию которых должен стремиться рассудок. В «Критике чистого разума» Кант делает вывод о том, что философия может быть наукой не о «вещах-в-себе» (о высших сущностях), какой оны стремилась быть, а только наукой о границах познания. Высшие сущности - это Бог, душа и свобода, они не даны нам ни в каком опыте, рациональная наука о них невозможна. Примечательным является то, что и в этике Кант тоже пытается отыскать априорные, сверхэмпирические основания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип (закон для всех). Всеобщий закон нравственности возможен и необходим потому, настаивает Кант, что в мире имеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель, и высшую ценность. Это «нечто» — человек. Такой закон, как априорный принцип конечной цели, Кант называет категорическим императивом (обязательным повелением): каждый человек, независимо от его положения в обществе, должен поступать так, чтобы максима его поступков могла стать всеобщим законодательством (не делай того другим, чего не желаешь себе). 3.3. Определите основные принципы философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Философская системаГегеля (1770-1831), представленная в трактате «Энциклопедия философских наук», состоит из трех частей: «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа». Исходным ее пунктом является тождество (подчиненных одним и тем же законам) мышления и бытия, образующее субстанциональную основу единства мира. Сущность тождества заключается в непрерывно развивающейся самопознающей субстанции, именуемой Гегелем Абсолютной Идей. Движущей силой развития Абсолютной Идеи немецкий философ считает противоречие между субъектом и объектом, преодолевая которые она никогда не стоит на одном месте, претерпевая качественные изменения, переходит в иное состояние. В своем развитии Абсолютная Идея проходит три этапа: - на первом она находится в лоне чистого бытия, а именно, мышления, развивающегося по законам и в категориях диалектической логики; - на втором она отчуждается в природу, т.е. природа – это ее инобытие; - на третьем Абсолютная Идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в Абсолютном Духе. Саморазвитие Духа идет по трем ступеням: 1) «субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание; 2) «объективный дух» - человеческое общество и три его формы: право, нравственность и государство; 3) «абсолютный дух» - искусство, религия, философия. Другими словами, саморазвитие мира у Гегеля представлено как история развития абсолютного духа. Все проявления духа (мышление, природа, мораль, государство и т.п.) подчинены законам и принципам диалектической логики, имеют выражение в ее категориях. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному, каждая последняя ступень которого заключает в себе предыдущие, воспроизведенные на более высоком уровне. В конечном итоге, характерный для классической философии культ разума в философии Гегеля достиг апогея. И, несмотря на то, что в дальнейшем панлогизм философииГегеля становится предметом ожесточенной критики, его главной заслугой всегда будет считаться теория диалектики (хотя и идеалистическая), представленная системой принципов, законов и категорий. 3.4. Обратите внимание на сущность критики Л. Фейербахом идеализма и религии с позиции антропологического материализма. Согласно Людвигу Фейербаху (1804-1872), ни теизм, ни идеализм нельзя считать приемлемыми. Идеализм – это ничто иное, как рационализированная религия. В основе религии лежит вера в догматы. Религия возникает из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Человек – не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Первый объект познания для всякого человека – это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, его родовая сущность. 4. Запомните основные черты неклассической философии. 4.1. Проанализируйте причины возникновения неклассической философии. События 18-19 ст. обнажили бессилие человеческого разума в объяснении и предотвращении дисгармонии и хаоса, которые стали содержанием общественной жизни: С одной стороны, крах наполеоновской Франции в начале 19 ст. поставил под сомнение идеалы эпохи Просвещения, связывающие с прогрессом разума общественный прогресс. Резкое обострение классовой борьбы в Германии и Франции в 30-40-е годы, обозначившее непримиримые позиции в обществе, что вылилось в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. также дискредитировала духовные ценности эпохи разума. Но с другой стороны, триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной индукции, Ампером - теории магнетизма, открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. И все это на фоне активного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника стали более ценной "философией", ибо их использование обещало новые блага. 4.2. Примите к сведению принцип классификации рассматриваемых направлений и школ неклассической философии.
4.3.1.Обратите внимание на характерные черты философии иррационализма. Философия иррационализма явилась своего рода ответной реакцией на обнаружившуюся несостоятельность классической философии в объяснении (с опорой на разум или науку) целого ряда социальных коллизий, речь о которых велась выше (см. 4.1.). Ее отличает резкое неприятие разума и науки в качестве главных средств познания. Здесь утверждается, разум и наука ограничивают человека, подавляют, навязывая шаблоны или стереотипы. Разуму и науке иррационалисты отводят чисто вспомогательную роль, особенно, если объектом познания является человек. Определяющая роль в познании человека (и даже общества) отводится внутренним переживаниям, воле, бессознательным влечениям, интуиции и т.п. 4.3.2. На основе анализа идей Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше проанализируйте антисциентистскую сущность философии иррационализма.
4.4. Определите основные различия между историческими формами позитивизма XIX века.
4.5. Особое внимание обратите на философию марксизма. Основоположниками этой философии, изначально представленной в качестве идеологии пролетариата, были немецкие мыслители Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820— 1895). Определение места и революционной роли пролетариата в истории стало ее приоритетной задачей. 4.5.1. Примите к сведению предпосылки возникновения философии марксизма.
4.5.2. Запомните основные принципы и понятия марксистской философии. Для реализации своей приоритетной задачи марксисты выработали ряд принципов, на первом месте среди которых находится диалектический материализм с идеей материального единства мира. На основе этого принципа было сделано (по оценке самих марксистов) великое открытие, заключающееся в материалистическом понимании истории. Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции. Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей, своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие определяет общественное сознание – этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу. Весь строй жизнедеятельности людей зависит, в конечном счете, от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства. Определяющими среди них являются отношения к собственности на средства производства. Орудия труда могут принадлежать обществу, группе, отдельному лицу. В зависимости от отношений собственности формируются и отношения обмена, распределения и потребления благ. Социальная структура общества также определяется, в конечном счете, отношениями собственности. Производительные силы и производственные отношения находятся в органическом взаимодействии. Определенному уровню и характеру развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Этот закон раскрывает механизм смены способов производства. Производительные силы развиваются быстрее, чем происходит трансформация производственных отношений. Наступает момент, когда производительные силы с необходимостью требуют изменения производственных отношений. Изменение производственных отношений приводит к изменению прочих сфер жизнедеятельности общества. В качестве средства изменения производственных отношений полагается социальная революция. Открытие закона прибавочной стоимости, позволившего Марксу вскрыть эксплуататорскую сущность капиталистического способа производства, стало еще одним шагом, ведущим к идее революционной миссии пролетариата в истории, а также создания справедливого общества. УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. Прокомментируйте текст с опорой на знания по немецкой классической философии: «Логику следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». Задание 2. Определите философский принцип, лежащий в основе фрагмента: «Очевидно, что вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные идеи и что никакая идея не может существовать иначе как в уме. И не менее ясно, что эти идеи или воспринимаемые мною вещи – сами или их прообразы – существуют независимо от моей души; раз я знаю, что не я их творец, то не в моей власти определять по желанию, какие частные идеи возникнут во мне, как только я открою глаза и уши. Они должны, поэтому существовать в каком-либо ином духе, по чьей воле они являются мне…» Задание 3. Определите, кто из известных вам мыслителей Нового Времени мог быть автором данного фрагмента: «…Человеческий ум содержит в себе нечто божественное, в чем посажены первые семена полезных мыслей так, что часто, как бы они ни были заглушаемы и оттесняемы посторонними занятиями, они вопреки всему приносят самопроизвольно плоды». Задание 4. Определите, является ли данная позиция солипсистской? «…Материалист думает, что мыслит материю, в то время как на самом деле он мыслит субъекта, представляющего себе мир. Ошибка его в том, что он принимает объективное за исходное, хотя оно обусловлено познающим субъектом и формами его сознания». Задание 5. Выдержано ли данное утверждение в духе традиций классической философии? «Существование вообще не может быть выражено и понятно с помощью понятия. Это такая реальность, которая не поддается объективированию. Хотя философы иногда рассуждали на тему «Я существую», однако они не отдавали отчета себе в том, что значит существовать. Они упустили из виду то важнейшее обстоятельство, что мое собственное существование дано мне вовсе не в мышлении и, следовательно, не в суждении, а в самой жизни, в чувстве, в переживании». Задание 6. Прокомментируйте текст с опорой на соответствующие ему марксистские категории: «Уже с само
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.251 (0.021 с.) |