Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запомните основные функции культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. С опорой на знание основных подходов к исследованию культуры аргументируйте мысль, заключенную в тексте. «Культура принадлежит к классу общественных явлений, сущность которых менее всего выражается в каких-то опредмеченно-застывших, жестко квантируемых, чувственно воспринимаемых формах. Она не есть некое предметное «это», которое можно выделить, проводя жесткие границы между нею и всем окружающим в обществе, которое не суть культура». Задание 2. Определите на основании фрагмента, в чем заключается специфика культуры. «Ни одной культуре пока еще не удавалось создать порядок, при котором человек формировался бы в нужном направлении, при чем с самого детства». Задание 3. Охарактеризуйте позицию автора применительно к проблеме соотношения понятий «культура» и «цивилизация». «Культура жива до тех пор, пока она сохраняет интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живет не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, которое несет собой цивилизация, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остается душевных сил». Задание 4. Аргументировано займите позицию «за» или «против». «Культура – всегда неудача, ибо не может ответить на онтологический вызов человека, не может ввести его в мир абсолютного бытия. Без осознания неизбежности своей неудачи культура превращается в пустую игру смыслов». САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Определите, в чем заключается специфика философского изучения культуры. а) Культура изучаетсякак в статике, так и в динамике. б) Предметом философской рефлексии является все многообразие форм проявления культуры. в) В ее рамках осуществляется рационально-теоретическая рефлексия над предельными основаниями культуры. г) Поскольку культура осмысливается не в частных своих проявлениях, а как тотальность, философия культуры представлена в виде системы утверждений, прямо не опирающихся на эмпирические факты. 2. Установите соответствие между основными подходами к исследованию культуры и определениями культуры. 1) аксиологический подход а) Культура – это организация различных феноменов, 2) символический подход заключающаяся в употреблении символов и зависящая от этого. 3) диалоговый подход б) Культура – это совокупность средств и механизмов для 4) технологический подход решения проблем, с которыми сталкивается ее носитель. в) Культура – это многоуровневая динамично развивающаяся система материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе исторического развития. г) Культура есть образование, в котором осуществляется постоянный полилог традиций и содержаний не только в пространстве, но и в исторической ретроспективе. 3. Определите, чем обусловлена необходимость типологии культуры. а) демонстрация многообразия культуры; б) выявление новых аспектов культуры; в) возможность более глубокого познания феномена культуры; г) многовариативность подходов к изучению культуры. 4. Определите характер соотношения материальной и духовной культуры. а) материальная культура предшествует во времени духовной культуре; б) духовная культура предшествует во времени материальной культуре; в) материальная и духовная культура находятся в диалектической взаимосвязи; г) материальная и духовная культура два абсолютно самостоятельных образования. 5. Распределите между культурой и цивилизацией их специфические черты. 1) культура а) определяет степень усвоенности обществом образцов поведения, ценностей, норм; 2) цивилизация б) определяет меру человеческого в человеке; в) представляет собой отношение к тому или иному типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев; г) представляет собой реализацию определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах. 6. Установите соответствие между функциями культуры и суждениями, выражающими и сущность. 1) социализирующая функция а) Культура продуцирует конкретные правила и 2) аксиологическая функция способы социального взаимодействия. 3) коммуникационная функция б) Культура обеспечивает равновесие в социуме. 4) нормативно-регулятивная функция в) В культуре вырабатываются и передаются из Поколения в поколение общечеловеческие ценности. г) Культура является объективной средой формирования личности.
7. Выделите виды культуры. а) политическая культура; б) белорусская культура; в) элитарная культура; г) народная культура. 9. Выделите формы культуры. а) рабовладельческая культура; б) европейскаякультура; в) массовая культура; г) субкультура. 10. Выделите типы культуры. а) мировая культура; б) национальная культура; в) субкультура; г) белорусская культура. ОТВЕТЫ: 1) в,г; 2) 1-в, 2-а, 3-г, 4-б; 3) в; 4) в; 5) 1-б,в; 2-а,г; 6) 1-г, 2-в, 3-а, 4-б; 7) 8) б; 9) в,г; 10) а,б. УЭ-5. Философия техники. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Инженерная и гуманитарная философия техники. Социальные последствия научно-технического прогресса. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: гуманитарная философия техники – ориентирует человека не только на совершенствование техники, но и на необходимость предвидения и предупреждения тех скрытых, неявных негативных эффектов гуманитарного плана, которые неизбежно несет с собой технический прогресс; инженерная философия техники – исходит из того, что в орудиях труда человек систематически воспроизводит самого себя, соответственно,главной задачей человека полагает поиск того, как заставить технику взять на себя все больше функций выполняемых людьми; отчуждение - это социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему; техника – это система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы; технократия – социологическая концепция, утверждающая необходимость установления политической власти технических специалистов, людей с высшим инженерным образованием; техногенная цивилизация – социокультурныйтип общества, главным стержнем которого является культ науки и техники; техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми посредством воздействия технических средств. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1. Охарактеризуйте сущность техники. 1.1. Определите понятие техники. Техника ( от греч. – «мастерство») – это система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Под техникой необходимо понимать 1.2. Обратите внимание на следующие виды техники. Различают пассивную и активную технику. Пассивная техника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (дороги, каналы, мосты, трубопроводы и т.д.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), одним словом то, что принято называть инфраструктурой производства. Активная техника – это орудия труда(физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д. 1.3. Определите функции техники в обществе. Во-первых, основное назначение техники – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Во-вторых, техника является составной частью производительных сил общества, и в определенном смысле служит показателем уровня его развития. В-третьих, техника как овеществленное знание всегда включала результаты научного познания. Развитие техники с самого начала предполагало развитие науки. 2. Выделите основные исторические этапы развития техники. Существует несколько подходов к периодизации истории развития техники. По использованию разных природных материалов различают каменный век, бронзовый век, железный и т.д. По применению различных видов энергии – век пара, век электричества и т.д. По характеру отношения между человеком и техникой (Ортега-и-Гассет): А. Техника случая (первобытная); Б. техника ремесла (Древняя Греция, Рим, Средиземноморье); В. техника "человека-техника" (Новое время и современность). По характеру развития активной техники, а также по роли человека в технологическом процессе выделяют три этапа: 1) орудия и механизмы ручного труда (человек является основой технологического процесса), 2) машины (основой технологического процесса является машина, а человек лишь дополняет ее как технологический элемент), 3) автоматы и автоматические линии (человек высвобождается из технологической цепи, он перестает быть непосредственным звеном технологической цепи). Современный этап развития техники можно обозначить как этап клонирования. 3. Обратите внимание на технику как объект социально-философского исследования. 3.1. Проанализируйте эволюцию философских представлений о сущности техники. В античности считалось, что техника имитирует природу и действует аналогично естественным процессам. Но при этом техника является продуктом человеческого мышления. Уже Платон ясно говорит о том, что искусство (из контекста просматривается понятие "техника") возникает там, где мы нуждаемся, ибо природа нас не удовлетворяет. Сам факт неудовлетворенности следует рассматривать как проявление человеческого духа, а он, как позже скажет Гегель, есть способность человека возвыситься над природой. Аристотель понимал это так, что искусство (читаем "техника") есть некий причастный истинному суждению склад души, предполагающий творчество. Вместе с тем, Платон указывает на наличие практического интереса, который стимулирует технику: "...не для того ли вообще и существует искусство, чтобы отыскивать и изобретать, что кому пригодно?", - вопрошает он. Эту же мысль высказывает и Аристотель: "Всякий, кто творит, творит ради чего-то, и творчество,...это не безотносительная цель, но чья-то цель и относительная". В средневековье под техникой полагалось ремесло, практическое мастерство строителя, изобретателя. В эпоху Возрождения утверждается идея техники как продолжения природы. То, что может быть сконструировано – это границы возможностей самой природы. В 20-ом веке взгляды на сущность техники обретают нравственную окраску. С одной стороны, здесь утверждается идея, согласно которой техника дает власть над низшим уровнем существования. С другой стороны, осознание глобальных проблем современности, вызванных во многом культом науки и техники, привело к призывам о создании глобальной научной и технической политики. Появляются идеи, согласно которым техника положила конец Ренессансному периоду европейской истории и тем самым вызвала кризис гуманизма. Машина радикально изменила отношение между человеком и природой, ибо она встала между ними и тем самим "разорвала" их связь, разобщила их. 3.2.Проведите различия между двумя, утвердившимися в 20-ом веке, направления в философии техники.
4. Охарактеризуйте основные социальные последствия НТП. Всякий продукт человеческой деятельности нередко грозит обернуться опасностью для самого человека. Он как бы обретает самостоятельную силу и норовит выйти из-под контроля своих создателей, которые попадают в зависимость от него. Этот феномен в социальной философии был обозначен термином «отчуждение». Отчуждение – это социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение в системе «человек-техника» проявляется двояко: Во-первых, это отчуждение техники от человека. Любой артефакт, так или иначе, при определенных обстоятельствах превращается в угрозу. Во-вторых, происходит отчуждение человека от техники. Люди начинают воспринимать технику так же, как дикарь воспринимал молнию. Техника становится для них непонятной, пугающей силой. Человек все очевиднее превращается в весьма ненадежный элемент технических систем, обладающих зачастую громадным энергетическим потенциалом, что делает человеческие ошибки катастрофическими. Человек, освободившись от жесткой природной зависимости, вступил в жесткую техническую зависимость, проявлением которой можно считать - непредусмотренные побочные последствия технической среды, - необходимость приспособления к законам функционирования технических устройств, - проблема безработицы и организации досуга, - монополизация компьютерной рациональности за счет понижения глубины интеллекта, - индивид, не овладевший компьютерной грамотой становится социальным аутсайдером. - дефицит человечности и т.д. УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. Аргументируйте идею, заключенную в тексте. «Технику нельзя понимать исключительно инструментально. Речь идет не только о создании инструментов-вещей, но и о способе обращения с ними; не об оружии, а о борьбе. Техника есть тактика всей жизни в целом. Она представляет собой внутреннюю форму способа борьбы, который равнозначен самой жизни». Задание 2. Прокомментируйте фрагмент, определив при этом круг проблем, связанных с развитием науки и техники. «В ходе истории бывают моменты сложного переплетения таких сил и обстоятельств, которые, по-видимому, в одинаковой мере способны привести и к катастрофе, и к скачку вперед. Сейчас мы, как кажется, на непродолжительное время вышли к развилке исторического пути». Задание 3. С опорой на примеры из средств массовой информации, обоснуйте идею, заключенную в тексте. «Человеку удалось расковать скрытые силы природы и использовать их для своих целей. Но овладеть результатами своего дела человеку не удалось. Техника оказалась сильнее самого человека, она подчинила его себе. Техника есть не только власть человека над природой, но и власть человека над человеком, власть над жизнью людей». Задание 4. На основе идеи, заключенной в тексте, определите характер взаимосвязи между наукой и техникой. «Современная техника если и получила столь мощное развитие, то только благодаря тому, что вступила в близкое общение с наукой. Насколько она пользуется данными науки, настолько она взаимно и ей оказывает помощь в ее прогрессе». САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Выделите определение, наиболее полно выражающее сущность техники. а) Техника – исторически развивающаяся совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем. б) Техника – этопроцесс и результат опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, основанный на использовании сил и закономерностей природы. в) Техника – это совокупность различных видов деятельности по созданию технических устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования, а также сами эти устройства; 2. Выделите основные функции техники. а) Техника позволила человеку освободиться от природной зависимости. б) Благодаря технике осуществляется частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. в) Техника, являясь составной частью производительных сил общества, служит показателем уровня его развития. г) Развитие техники выступает движущей силой развития науки. 3. Определите этапы развития техники, различаемыепо роли человека в технологическом процессе. а) техника случая (первобытная); б) техника ремесла; в) машинная техника; г) автоматы и автоматические линии. 4. Установите соответствие между отраслями философии техники и их установками. 1) инженерная философия техники; 2) гуманитарная философия техники. а) Поиск путей совершенствования современных технологий. б) Стремление полностью освободить человека от участия в процессе материального производства. в) Ориентирует на необходимость предвидения и предупреждения скрытых негативных эффектов в процессе развития и применения современной техники и технологий. 5. Выделите основные негативные последствия НТП. а) отчуждение техники от человека; б) человек, освободившись от жесткой природной зависимости, вступил в жесткую техническую зависимость; в) уровень развития техники становится основной мерой прогресса; г) имеющийсяуровень развития техники всегда является ограничителем познавательных возможностей человека. ОТВЕТЫ: 1) б; 2) б,в,г; 3) в,г; 4) 1-а,б; 2-в; 5) а,б.
УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: глобализация – определяющая тенденция современного общества, проявляющаяся во взаимозависимости стран мира на уровне всех сфер общественной жизни (политической, экономической, экологической, культурной и т. п), масштаб этой взаимозависимости носит планетарный характер; глобальные проблемы современности – это система взаимосвязанныхпроблем общепланетарного масштаба, вызванных, прежде всего, техногенной деятельностью человека, и с необходимостью предполагающая комплексное решение, требующее усилий всего мирового сообщества; информационное общество – общество высоких информационных технологий, уровень овладения которыми определяет его статус на международной арене; научное предвидение – конечный результат совокупности исследований, представляющий собой научно обоснованные предположения о будущем состоянии явлений природы или общества; постиндустриальное общество – это новое состояние общества, как воплощение линейного прогресса, экономического роста, дальнейшей технизации труда, вследствие чего сокращается необходимое рабочее время, растет благополучие и т.д.; социальное прогнозирование – вид научного исследования, заключающийся в разработке вероятностного знания о состоянии какого-либо социального явления в будущем; футурология – (в широком смысле) общая концепция будущего Земли и всего человечества; (в узком смысле) наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.009 с.) |