Философия и ее роль в жизни человека и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и ее роль в жизни человека и общества



Философия и ее роль в жизни человека и общества

1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

2. Термин «философия» означает

г) любовь к мудрости;

 

 

3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

г) всеобщее в системе «мир-человек»;

4. Философии присущи функции:

г) все эти функции вместе взятые.

5. Философия объясняет мир с помощью:

г) рациональной аргументации;

6. Философия — это:

а) мировоззрение;

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

г) доводах и умозаключениях разума;

8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

 

9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты):

б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)?

в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)?

г) как быть счастливым (Сократ)?

 

10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):

б) в чем сущность человека?

г) в чем смысл жизни?

11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) разумное миропонимание;

 

12. Необходимым признаком философского мировоззрения является:

г) абстрактность;

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

в) мировоззрение;

14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

а) мифология;

б) религия

в)философия

г) наука

15. В своих истоках философия и наука опирались на:

а) мифологию;

 

16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:

в) в мифологической;

18. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

 

19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты):

а) онтология;

г) аксиология;

е) антропология;

ж) гносеология.

20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:

г) онтология;

21. Философское учение о всеобщих законах познания — это:

а) гносеология;

22. Центральной проблемой онтологии является:

в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального;

23. Аксиология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

 

24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц;

в) материя – это объективная реальность;

г) атрибутом материи является движение;

 


Античная философия

 

1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

в) Фалес;

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

г) стихийный материализм.

 

3. Представителей милетской школы называют стихийными мате­риалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;

4. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

д) Гераклит.

5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита;

 

6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:

г) Гераклит;

7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор;

 

8. Число в пифагорейской школе – это:

б) первоначало мира, тождественное вещи;

9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие;

10. Основоположником античного атомизма является:

б) Демокрит-Левкипп;

 

11. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;

 

12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:

а) Протагор;

13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

д) другие не знают и этого.

14. Майевтика— это:

д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

 

15. Идея, согласно Платону:

б) нематериальна, но умопостигаема;

16. Истинное познание по Платону есть:

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

 

17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».

в) Платон;

18. "Государство" Платона было:

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

 

19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

г) философов, воинов, ремесленников;

 

20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

в) единство материи и формы;

 

 

21. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»

а) Аристотель;

22. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

 

23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

Вода – Фалес;

апейрон – Анаксимандр;

огонь – Гераклит;

число – Пифагор;

атомы – Демокрит.

 

24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:

Платон – идея;

Гераклит – логос;

Аристотель – форма;

Демокрит – атом;

Эмпедокл – любовь, ненависть

25. Установите соответствие философа той или иной школе:

. Парменид - Элейская школа;

Демокрит - атомисты;

Анаксимандр - Милетская школа;

Плотин - неоплатонизм;

Пиррон - скептики.

26. Установите соответствие философа философскому направлению:

Материализм: Демокрит; Эпикур;

идеализм: Парменид; Платон; Аристотель

 

27. Установите соответствие учителя ученику: Платон - Аристотель;

Сократ – Платон;

Аристотель - Александр Македонский;

Фалес Анаксимандр.

 

28. Установите последовательность философских учений античности:

. «Все из воды»;

«в основании всего лежит число»;

«мир идей»;

«воздержание от суждения».

 

29. Установите последовательность философских школ античности:

. Милетская школа;

пифагорейцы;

Академия;

Ликей;

неоплатоники
3. Средневековая философия

1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):

а) сотворение мира из ничего;

2. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

3. Основной догмат христианства:

б) триединство;

4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:

г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;

5. В центре размышлений философов средних веков стоит:

в) Бог;

 

6. Наиболее важный раздел знания в Средневековье:

б) теология;

 

7. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

в) откровения;

8. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название:

г) теодицея;

9. Средневековая философская мысль:

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот­ветствии с собственными запросами;

10. Христианско-религиозное понимание истории означает:

а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;

 

11. Апологеты во II в. н. э.:

б) защищали, оправдывали христианское вероучение;

12. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

а) дух;

13. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:

б) Бога;

14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

г) вера;

15. Высший критерий истины в концепции Августина:

в) откровение;

16. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

в) найти рациональные доказательства веры;

17. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом;

18. Предметом спора об универсалиях было:

в) реальное существование общих понятий;

19. В споре об универсалиях реалисты:

а) приписывали существование общему;

20. Номинализм в своей атаке на строгую рационали­зацию религиозных догматов, тем самым:

б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

21. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:

в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

 

22. Фома Аквинский придерживался концепции:

г) о превосходстве веры над знанием.

23. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

б) томизмом;

24. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:

б) признавал Бога полностью трансцендентным, непозна­ваемым;

25. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский ис­ходил из того, что:

а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;

26. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:

б) Фома Аквинский;

27. Установите соответствие философа философскому направлению:. Реализм: Ансельм Кентерберийский; Фома Аквинский;

номинализм: Уильям Оккам; Иоанн Росцелин.

 

28. Установите последовательность философов Средневековья:

.. Филон Александрийский;

Тертуллиан;

Бл. Августин;

Фома Аквинский

 

29. Установите последовательность возникновения философских трудов:

«О началах» Ориген;

«О граде Божьем» Бл. Августин;

«О божественных именах» Дионисий Ареопагит;

«Сумма теологии» Фома Аквинский.

30. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

«О граде Божьем - Бл. Августин;

«Сумма теологии» - Фома Аквинский;

«О божественных именах» - Дионисий Ареопагит;

«О началах» - Ориген

 


Вопросы повышенной сложности (история философии)

1. Установите соответствие философа и эпохи:

. Августин Блаженный - Средневековье;

Николай Кузанский - Возрождение;

Кант - Новое время;

Платон - Античность

 

2. Установите соответствие философа и эпохи:

.Аристотель - Античность;

Локк - Новое время;

Вольтер – Просвещение;

Фома Аквинский – Средневековье.

 

3. Установите соответствие философа и эпохи:

Гоббс - Новое время;

Цицерон - Античность;

Руссо – Просвещение

Дж. Бруно – Возрождение

 

4. Установите соответствие философа и философского направления:

Сартр - экзистенциализм;

Фалес - милетская школа;

Гегель - немецкая классическая философия;

Августин Блаженный - патристика.

 

 

5. Установите соответствие философа и философского направления:

Фома Аквинский – схоластика;

Демокрит - атомисты;

Маркс - диалектический материализм;

Николай Кузанский - натурфилософия.

 

6. Установите соответствие философа и философского направления:

Дидро - энциклопедизм;

Протагор - софистика;

Томас Мор - утопизм;

Кант - немецкая классическая философия.

 

7. Установите соответствие философского направления исторической эпохе:

Немецкая классическая философия - Новое время;

герменевтика - Современность;

патристика - Средневековье;

софистика - Античность

 

8. Установите соответствие философского направления исторической эпохе:

Энциклопедизм - Просвещение;

атомизм - Античность;

фрейдизм - Современность;

схоластика – Средневековье

9. Установите соответствие философских школ философской культуре:

Философия Нового времени - картезианство;

современная западная философия - прагматизм;

философия Античности - скептицизм;

немецкая классическая философия - трансцендентальный идеализм.

 

10. Установите соответствие философской категории и ее автора:

Утопия - Томас Мор;

логос - Гераклит;

мораль - Цицерон;

общественно-экономическая формация - Маркс.

 

11.Соотнесите понятия и философов, которые их используют:

Бытие - Парменид;

форма - Аристотель;

идея - Платон;

атом – Демокрит

12. Соотнесите философов и ключевые категории их концепций:

Эпикур - удовольствие;

Ницше - воля к власти;

Бергсон - жизненный порыв;

Конт - позитивная философия.

 

13. Найдите соответствие между автором и его произведением:

Гомер - «Илиада»;

Гоббс - «Левиафан»;

Аристотель - «Никомахова этика»;

Парменид - «О природе».

 

14. Найдите соответствие между автором и его произведением:

.Гомер - «Одиссея»;

Гесиод - «Труды и дни»;

Бэкон - «Новая Атлантида»;

Августин Блаженный - «О граде божьем».

 

15. Найдите соответствие между автором и его произведением:

Гесиод - «Теогония»;

Спиноза - «Этика»;

Кант - «Критика чистого разума»;

Ницше - «Так говорил Заратустра

 

16. Соотнесите философские позиции и их авторов:

Материализм – Маркс;

кинизм - Диоген;

гедонизм (философия наслаждения) – Эпикур;

идеализм - Гегель.

 

17. Соотнесите философские позиции и их характеристики:

. Антропоцентризм - человек в центре мира;

теоцентризм - бог в центре мира;

пантеизм - бог повсюду;

атеизм - отрицание Бога

18. Установите последовательность историко-философских эпох:

. Патристика;

схоластика;

возрождение;

просвещение

19. Установите последовательность возникновения философских школ:

Пифагорейцы;

софисты;

эпикурейцы;

неоплатоники;

экзистенциалисты

20. Установите последовательность возникновения философских направлений:

.Атомизм;

эпикуреизм;

реализм;

эмпиризм;

энциклопедизм

21. Установите последовательность возникновения философских направлений:

Софистика;

стоицизм;

патристика;

реализм;

психоанализ.

 

22. Установите последовательность возникновения философских направлений:

Неоплатонизм;

схоластика;

гуманизм;

марксизм;

неопозитивизм.

 

23. Установите последовательность возникновения философских направлений:

Патристика;

схоластика;

картезианство;

позитивизм;

феноменология

 

24. Соотнесите философские направления и их характеристики:

Скептицизм - философия сомнения;

эпикуреизм - философия наслаждения;

патристика - философия спасения;

экзистенциализм - философия существования.

 


Философские максимы

 

Сущность и природа человека

1. Индивид в философии понимается, как:

а) синоним понятия «человек»;

б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

д) социальная «маска».

2. Личность в философии понимается, как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»;

б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

д) социальная «маска».

 

3. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:

а) возрасные отличия;

б) физические отличия;

в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;

г) нейродинамические отличия (свойства нервной системы).

 

4. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, — это:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) личность;

г) субъект;

д) особь.

5. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

а) исследует биологические параметры человека;

б) исследует происхождение и становление человека;

в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;

г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;

д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.

6. Термин «антропогенез» означает:

а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;

б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

в) процесс формирования «сверхчеловека»;

г) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

 

7. Термин «филогенез» означает:

а) процесс развития человека от первобытности до современности;

б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

в) процесс формирования «сверхчеловека»;

г) процесс формирования государства;

д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

 

8. Термин «онтогенез» означает:

а) процесс развития человека от первобытности до современности;

б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

в) процесс формирования «сверхчеловека»;

г) процесс формирования государства;

д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

 

9. Средневековые философы утверждали, что человек:

а) есть результат биологической эволюции;

б) создан по образу и подобию Божьему;

в) есть продукт социальной действительности;

г) есть продукт речевой активности.

 

10. Это качество в человеке считалось самым главным в философии Нового времени:

а) эмоциональность;

б) набожность;

в) разумность, рациональность;

г) креативность.

 

11. Биологизаторские концепции утверждают, что:

а) все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными;

б) жизнь человека определена его генотипом;

в) жизнь человека определена процессом воспитания;

г) жизнь человека определена роком (судьбой).

 

12. Категория «деятельность» означает:

а) целенаправленное воздействие субъекта на субъект;

б) инстинктивную активность живого существа;

в) целенаправленное воздействие субъекта на объект (где частным случаем объекта может быть другой субъект);

г) воздействие объекта на субъект.

 

13. Процесс социализации означает:

а) активное участие человека в общественной жизни;

б) принадлежность человека к той или иной социальной группе;

в) усвоение и использование человеком социокультурного опыта;

г) участие человека в социалистическом движении.

 

14. Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):

а) культура - это обычай, язык;

б) культура - это общепринятый образ мышления (менталитет);

в) культура – это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;

г) культура – это, прежде всего, явление искусства.

15. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному на­значению человека;

в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно бо­лее разнообразные, здесь и сейчас;

г) жить — значит из всего извлекать пользу;

д) жизнь – это стремление к богу.

16. Предметом этики является:

а) общество;

б) человек;

в) мораль;

г) смысл жизни;

д) идеал.

 

17. Ответственность человека за свои поступки воз­можна только при наличии:

а) выбора;

б) вины;

в) непреодолимой силы;

г) необходимости;

д) предопределенности.

 

18. Дополните недостающие парные этические категории:

а) добро – зло;

б) свобода –

в) жизнь – смерть;

г) права –

19. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:

а) онтология;

б) аксиология;

в) эстетика;

г) этика;

д) антропология.

 

20. Аксиология — это учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о красоте;

в) о добре и зле;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) учение о сущности человеческой истории.

21. Требование ненасилия означает в первую очередь отказ от:

а) навязывания другим своего мнения;

б) посягательства на жизнь другого человека;

в) посягательства на имущество другого человека;

г) командования другими людьми.

 

22. Автором термина «этика» является:

а) Гераклит;

б) Протагор;

в) Спиноза;

г) Платон;

д) Аристотель.

 

23. Автором термина «мораль» является:

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Цицерон;

г) Августин Блаженный;

д) Фома Аквинский.

 

24. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира:

а) открытие клетки;

б) создание гелиоцентрической системы мира;

в) теория происхождения человека от обезьяноподобного предка;

г) теория тепловой смерти Вселенной;

д) теория бессознательного.

 

 


Общество и история

 

1. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

а) антропосоциогенез;

б) социал-дарвинизм;

в) космогенез;

г) историософия.

2. Наиболее закрытой социальной группой является:

а) род;

б) класс;

в) каста;

г) сословие;

д) страта.

 

3. Понятие класса является ключевым в философии:

а) Сен-Симона;

б) Гоббса;

в) Маркса;

г) Гегеля.

4. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,

носит название:

а) конвенциональной;

б) социал-экономической;

в) патерналистской;

г) теократической;

д) психологической.

 

5. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

а) Хангтинтоном;

б) Данилевским;

в) Шпенглером;

г) Моисеевым.

6. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

а) конец политики;

б) конец истории;

в) конец экономики;

г) конец государства;

д) конец человека.

 

7. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:

а) причины и следствия;

б) вызова и ответа;

в) борьбы классов;

г) борьбы расс.

8. Составлением глобальных прогнозов занимается:

а) информатика;

б) евгеника;

в) синергетика;

г) космология;

д) футурология.

 

9. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

а) духовная сфера;

б) семиосфера;

в) ноосфера;

г) стратосфера;

д) биосфера.

 

10. В современности господствующим типом культуры является:

а) поп-культура;

б) элитарная культура;

в) контркультура;

г) антикультура;

д) маргинальная культура.

11. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

а) культурология;

б) социальная философия;

в) гносеология;

г) политология;

д) экономика.

12. Философским учением о сущности и развитии че­ловеческого общества является:

а) онтология;

б) метафизика;

в) социальная философия;

г) антропология;

д) история.

 

13. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:

а) эстетических ценностях;

б) логических принципах;

в) творческой деятельности;

г) системе традиций;

д) экономических отношениях.

14. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда:

а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

б) происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе;

в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результа­тов;

г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

 

15. Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается:

а) семья;

б) государство;

в) собственность;

г) власть;

д) закон.

 

16. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству;

б) нации;

в) экономике;

г) науке;

д) религии.

 

17. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты):

а) Тойнби;

б) Шпенглер;

в) Маркс;

г) Конт.

18. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.

а) теократическое государственное образование;

б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;

в) определнный уровень научно-технического развития;

г) бесклассовое общество.

19. С точки зрения Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:

а) конфликту;

б) миру;

в) самоизоляции цивилизаций;

г) единой цивилизации;

д) бесклассовому обществу.

 

20. Формами государственного правления являются (укажите все варианты ответов):

а) монархическая;

б) республиканская;

в) судебная;

г) исполнительная;

д) религиозная.

 

21. По вопросу возникновения государства современная философия считает, что:

а) государство есть божественное образование;

б) государство основывается героической личностью;

в) государство существовало всегда;

г) государство существовало не всегда, а возникло на определенной стадии усложнения общественного развития.

 

22. Гражданское общество – это:

а) ветвь государственной власти;

б) система внегосударственных общественных образований, помогающая государству и оппонирующая государству в случае неэффективного выполнения им своих функций;

г) партийная политическая система;

д) конституционная форма правления.

 

23. «Формация» является ключевой категорией в учении:

а) Маркса;

б) Платона;

в) Канта;

г) Ницше.

 

24. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:

а) Античность 1. Люди, живущие в соответствии с ими же установ­ленным общественным договором;

б) Средние века 2. Система социальных действий людей, смысл кото­рых определяется

выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.);

в) Новое время 3. Совокупность людей, более или менее удачно жи­вущих по законам справедливости.

г) XX в. 4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному».

25. Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:

а) формационный подход; 1) Шпенглер;

б) цивилизационный подход; 2) Маркс;

3) Тойнби;

4) Конт.

 


14. Философские термины и категории

1. Впишите ключевое слово в определение:

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной ____________ связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

 

2. Впишите ключевое слово в определение:

Идеализм – философское направление, которое исходит из первичности ____________ по отношению к материальному.

3. Впишите ключевое слово в определение:

Материализм – философское направление, которое исходит из первичности __________ по отношению к духовному.

4. Впишите ключевое слово в определение:

Гуманизм – философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности __________ и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.

 

5. Впишите ключевое слово в определение:

Онтология – учение о _________.

6. Впишите ключевое слово в определение:

Гносеология – учение о _________.

 

7. Впишите ключевое слово в определение:

Аксиология – учение о _________.

 

8. Впишите ключевое слово в определение:

Сциентизм – абсолютизация роли __________ в обществе.

 

9. Впишите ключевое слово в определение:

Иррационализм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.

 

10. Впишите ключевое слово в определение:

Нигилизм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.

 

11. Впишите ключевое слово в определение:

Сенсуализм – философское направление, выводящее все познание из _____________.

 

12. Впишите ключевое слово в определение:

Пантеизм – это представление о том, что __________ существует повсюду в мире (природе).

 

13. Впишите ключевое слово в определение:

Гилозоизм – философское направление, которое считает всю материю ___________ и одушевленной.

 

14. Впишите ключевое слово в определение:

Рационализм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________ знание.

 

15. Впишите ключевое слово в определение:

Эмпиризм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________ знание.

16. Впишите ключевое слово в определение:

Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании __________ формы движения как единственно объективной.

 

17. Впишите ключевое слово в определение:

Субъективизм – мировоззренческая позиция, отрицающая существование _________ законов природы и общества.

 

18. Впишите ключевое слово в определение:

Натурфилософия (философия ________) – философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.

 

19. Впишите ключевое слово в определение:

Релятивизм – методологический принцип, абсолютизирующий __________ и условность содержания познания.

 

20. Впишите ключевое слово в определение:

Теоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.

 

21. Впишите ключевое слово в определение:

Антропоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.

 

22. Впишите ключевое слово в определение:

Конвенционализм – философское направление, подчеркиваю­щее, что научные постулаты покоятся на __________ ученых.

 

23. Впишите ключевое слово в определение:

Гедонизм – этическое направление, рассматривающее __________ в качестве основного мотива человеческой деятельности.

 

24. Впишите ключевое слово в определение:

Волюнтаризм – философское направление, признающее в качестве первоосновы бытия _________.

 

25. Подберите термин, противоположный понятию «материализм».

 

26. Подберите термин, противоположный понятию «идеализм».

 

27. Подберите термин, противоположный понятию «реализм».

 

28. Подберите термин, противоположный понятию «номинализм».

 

29. Подберите термин, противоположный понятию «пессимизм».

 

30. Подберите термин, противоположный понятию «индукция».

 

31. Подберите термин, противоположный понятию «дедукция».

 

32. Подберите термин противоположный, понятию «диалектика».

 

33. Подберите термин противоположный понятию «эмпиризм».

 

34. Подберите термин противоположный понятию «рационализм».

 

35. Подберите термин противоположный в гносеологии понятию «истина».

 

36. Подберите термин противоположный понятию «причинность».

 

37. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) слепая воля;

б) воля к власти;

в) воля к жизни;

г) жизненный порыв.

 

38. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) первоначало;

б) сознание;

в) материя;

г) субстанция.

 

39. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) онтология;

б) гносеология;

в) этика;

г) филология.

 

40. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) Я;

б) Оно;

в) Сверх-Оно;

г) Сверх-Я.

 

41. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие;

б) первоначало;

в) экзистенция;

г) субстанция;

д) сублимация.

 

42. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) формация;

б) логос;

в) идея;

г) мораль;

д) фальсификация.

 

43. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) этика;

б) универсалии;

в) первоначало;

г) диалектика;

д) вещь в себе.

 

44. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие;

б) метафизика;

в) гуманизм;

г) формации;

д) воля к власти.

 

45. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) универсалии;

б) идея;

в) естественное право;

г) атом;

д) Сверх-Я.

 

46. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:

а) онтология; 1) красота;

б) гносеология; 2) нравственность;

в) этика; 3) истина;

г) эстетика; 4) бытие.

47. Соотнесите философские категории и их авторов:

а) идея; 1) Ницше;

б) социология; 2) Конт;

в) сверхчеловек; 3) Платон;

г) воля к жизни; 4) Шопенгауэр.

 

48. Установите соответствие философской категории и ее автора:

а) моральный императив; 1) Демокрит;

б) атом; 2) Аристотель;

в) этика; 3) Кант;

г) бытие; 4) Парменид.

 

Философия и ее роль в жизни человека и общества

1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

2. Термин «философия» означает

г) любовь к мудрости;

 

 

3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

г) всеобщее в системе «мир-человек»;

4. Философии присущи функции:

г) все эти функции вместе взятые.

5. Философия объясняет мир с помощью:

г) рациональной аргументации;

6. Философия — это:

а) мировоззрение;

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

г) доводах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.513 с.)