Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория познания. Философия науки

Поиск

1. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

2. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

3. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма;

д) гедонизма.

4. Дедукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

5. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

 

6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция;

б) дедукция;

в) анализ;

г) синтез.

 

7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях:

а) слово;

б) категория;

в) дефиниция;

г) термин;

д) имя.

8. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ­ником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание ис­точником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию ис­точником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи ис­точником знания.

9. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного позна­ния мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

10. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

11. Выс­шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши­рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок;

б) разум;

в) чувство;

г) переживание;

д) интуиция.

12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

а) агностицизм;

б) эмпириокритицизм;

в) скептицизм;

г) гносеологический оптимизм;

д) гедонизм.

 

13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

а) материализм;

б) скептицизм;

в) эмпиризм;

г) идеализм;

д) рационализм.

 

14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

г) антропоцентризм.

 

15. Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический;

б) религиозный;

в) теоретический;

г) мифологический;

д) диалектический.

16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение;

д) ноумен.

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

в) идея;

г) ощущение.

 

18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие;

б) представление;

в) умозаключение;

г) суждение;

д) восприятие.

19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным;

д) божественным.

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна;

д) божественна.

22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок;

д) иллюзия.

23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

а) методика;

б) развитие;

в) навык;

г) механизм;

д) процесс.

 

24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) парадигма;

д) модель.

25. Наука как специфический тип духовного производ­ства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

г) Нового времени;

д) в ХХ веке.

 

26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

а) проблема;

б) боль;

в) вера;

г) гипотеза;

д) теория.

 

27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

а) конвенционализм;

б) релятивизм;

в) рационализм;

г) агностицизм;

д) скептизизм.

28. В западноевропейской философии рационализм пре­имущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

в) дедукции;

г) анализа;

д) математического анализа.

 

29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

а) категорий;

б) универсалий;

в) модусов;

г) антиномий;

д) законов.

 

30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

б) наблюдение;

в) эксперимент;

г) измерение;

д) моделирование.

32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

б) наблюдение;

в) идеализация;

г) измерение;

д) моделирование.

 

33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

а) индукции;

б) дедукции;

в) идеализации;

г) наблюдении;

д) анализе.

 

34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

а) точностью;

б) обоснованностью;

в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

 

35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

г) заблуждение;

д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

 

36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

а) доклассическая;

б) классическая;

в) неклассическая;

г) постнеклассическая.

 

37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

а) мировоззренческая;

б) методологическая;

в) эстетическая;

г) политическая;

д) предсказательная.

 

38. На самых ранних этапах человеческой истории важ­ную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;

б) обыденно-практическое;

в) игровое;

г) философское;

д) мифологическое.

 

39. К основным концепциям истины относят:

а) конвенциональную;

б) прагматическую;

в) системную;

г) соответствия;

д) аналитическую.

 

40. Понятие «практика» в философии может быть обо­значено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

а) действие;

б) познание;

в) опыт в целом;

г) физическая жизнь;

д) истина.

 

41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

а) «Я верю, чтобы знать»;

б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

в) «Я мыслю, следовательно я существую»;

г) «Мы живем внутри языка».

42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 1) неотомизм;

б) антисциентистские направления 2) экзистенциализм;

3) «философия жизни»;

4) неопозитивизм;

5) неокантианство.

 

43. Соотнесите термин с определением:

1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову

вселен­ной;

2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной

системе);

3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю

проверку.

44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

б) Средние века 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущно­сти (Аристотель);

в) Новое время 3. Бог, вот что является истиной;

г) XX в. 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (гер­меневтика).

 

45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический; 1) XVII в.

б) классический; 2) XVв.

в) неклассический; 3) XXI в.

г) постнеклассический. 4) XX в.

46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический 1. Придумать новую теорию, которая была бы эф­фективней старой;

б) Теоретический 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;

3. Добыть новые экспериментальные факты;

4. Провести теоретическую интерпретацию экспери­ментальных фактов.

47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны; 1) скептицизм;

б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;

не дает никакого знания о мире;

в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются; 3) прагматизм;

г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.

конкретными людьми в жизненных ситуациях.

 

48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; 1) неопозитивизм;

б) верифицируемость; 2) диалектический материализм;

в) практика. 3) конвенционализм.


Сущность и природа человека

1. Индивид в философии понимается, как:

а) синоним понятия «человек»;

б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

д) социальная «маска».

2. Личность в философии понимается, как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»;

б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

д) социальная «маска».

 

3. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:

а) возрасные отличия;

б) физические отличия;

в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;

г) нейродинамические отличия (свойства нервной системы).

 

4. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, — это:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) личность;

г) субъект;

д) особь.

5. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

а) исследует биологические параметры человека;

б) исследует происхождение и становление человека;

в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;

г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;

д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.

6. Термин «антропогенез» означает:

а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;

б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

в) процесс формирования «сверхчеловека»;

г) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

 

7. Термин «филогенез» означает:

а) процесс развития человека от первобытности до современности;

б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

в) процесс формирования «сверхчеловека»;

г) процесс формирования государства;

д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

 

8. Термин «онтогенез» означает:

а) процесс развития человека от первобытности до современности;

б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

в) процесс формирования «сверхчеловека»;

г) процесс формирования государства;

д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

 

9. Средневековые философы утверждали, что человек:

а) есть результат биологической эволюции;

б) создан по образу и подобию Божьему;

в) есть продукт социальной действительности;

г) есть продукт речевой активности.

 

10. Это качество в человеке считалось самым главным в философии Нового времени:

а) эмоциональность;

б) набожность;

в) разумность, рациональность;

г) креативность.

 

11. Биологизаторские концепции утверждают, что:

а) все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными;

б) жизнь человека определена его генотипом;

в) жизнь человека определена процессом воспитания;

г) жизнь человека определена роком (судьбой).

 

12. Категория «деятельность» означает:

а) целенаправленное воздействие субъекта на субъект;

б) инстинктивную активность живого существа;

в) целенаправленное воздействие субъекта на объект (где частным случаем объекта может быть другой субъект);

г) воздействие объекта на субъект.

 

13. Процесс социализации означает:

а) активное участие человека в общественной жизни;

б) принадлежность человека к той или иной социальной группе;

в) усвоение и использование человеком социокультурного опыта;

г) участие человека в социалистическом движении.

 

14. Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):

а) культура - это обычай, язык;

б) культура - это общепринятый образ мышления (менталитет);

в) культура – это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;

г) культура – это, прежде всего, явление искусства.

15. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному на­значению человека;

в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно бо­лее разнообразные, здесь и сейчас;

г) жить — значит из всего извлекать пользу;

д) жизнь – это стремление к богу.

16. Предметом этики является:

а) общество;

б) человек;

в) мораль;

г) смысл жизни;

д) идеал.

 

17. Ответственность человека за свои поступки воз­можна только при наличии:

а) выбора;

б) вины;

в) непреодолимой силы;

г) необходимости;

д) предопределенности.

 

18. Дополните недостающие парные этические категории:

а) добро – зло;

б) свобода –

в) жизнь – смерть;

г) права –

19. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:

а) онтология;

б) аксиология;

в) эстетика;

г) этика;

д) антропология.

 

20. Аксиология — это учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о красоте;

в) о добре и зле;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) учение о сущности человеческой истории.

21. Требование ненасилия означает в первую очередь отказ от:

а) навязывания другим своего мнения;

б) посягательства на жизнь другого человека;

в) посягательства на имущество другого человека;

г) командования другими людьми.

 

22. Автором термина «этика» является:

а) Гераклит;

б) Протагор;

в) Спиноза;

г) Платон;

д) Аристотель.

 

23. Автором термина «мораль» является:

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Цицерон;

г) Августин Блаженный;

д) Фома Аквинский.

 

24. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира:

а) открытие клетки;

б) создание гелиоцентрической системы мира;

в) теория происхождения человека от обезьяноподобного предка;

г) теория тепловой смерти Вселенной;

д) теория бессознательного.

 

 


Общество и история

 

1. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

а) антропосоциогенез;

б) социал-дарвинизм;

в) космогенез;

г) историософия.

2. Наиболее закрытой социальной группой является:

а) род;

б) класс;

в) каста;

г) сословие;

д) страта.

 

3. Понятие класса является ключевым в философии:

а) Сен-Симона;

б) Гоббса;

в) Маркса;

г) Гегеля.

4. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,

носит название:

а) конвенциональной;

б) социал-экономической;

в) патерналистской;

г) теократической;

д) психологической.

 

5. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

а) Хангтинтоном;

б) Данилевским;

в) Шпенглером;

г) Моисеевым.

6. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

а) конец политики;

б) конец истории;

в) конец экономики;

г) конец государства;

д) конец человека.

 

7. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:

а) причины и следствия;

б) вызова и ответа;

в) борьбы классов;

г) борьбы расс.

8. Составлением глобальных прогнозов занимается:

а) информатика;

б) евгеника;

в) синергетика;

г) космология;

д) футурология.

 

9. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

а) духовная сфера;

б) семиосфера;

в) ноосфера;

г) стратосфера;

д) биосфера.

 

10. В современности господствующим типом культуры является:

а) поп-культура;

б) элитарная культура;

в) контркультура;

г) антикультура;

д) маргинальная культура.

11. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

а) культурология;

б) социальная философия;

в) гносеология;

г) политология;

д) экономика.

12. Философским учением о сущности и развитии че­ловеческого общества является:

а) онтология;

б) метафизика;

в) социальная философия;

г) антропология;

д) история.

 

13. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:

а) эстетических ценностях;

б) логических принципах;

в) творческой деятельности;

г) системе традиций;

д) экономических отношениях.

14. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда:

а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

б) происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе;

в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результа­тов;

г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

 

15. Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается:

а) семья;

б) государство;

в) собственность;

г) власть;

д) закон.

 

16. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству;

б) нации;

в) экономике;

г) науке;

д) религии.

 

17. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты):

а) Тойнби;

б) Шпенглер;

в) Маркс;

г) Конт.

18. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.

а) теократическое государственное образование;

б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;

в) определнный уровень научно-технического развития;

г) бесклассовое общество.

19. С точки зрения Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:

а) конфликту;

б) миру;

в) самоизоляции цивилизаций;

г) единой цивилизации;

д) бесклассовому обществу.

 

20. Формами государственного правления являются (укажите все варианты ответов):

а) монархическая;

б) республиканская;

в) судебная;

г) исполнительная;

д) религиозная.

 

21. По вопросу возникновения государства современная философия считает, что:

а) государство есть божественное образование;

б) государство основывается героической личностью;

в) государство существовало всегда;

г) государство существовало не всегда, а возникло на определенной стадии усложнения общественного развития.

 

22. Гражданское общество – это:

а) ветвь государственной власти;

б) система внегосударственных общественных образований, помогающая государству и оппонирующая государству в случае неэффективного выполнения им своих функций;

г) партийная политическая система;

д) конституционная форма правления.

 

23. «Формация» является ключевой категорией в учении:

а) Маркса;

б) Платона;

в) Канта;

г) Ницше.

 

24. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:

а) Античность 1. Люди, живущие в соответствии с ими же установ­ленным общественным договором;

б) Средние века 2. Система социальных действий людей, смысл кото­рых определяется

выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.);

в) Новое время 3. Совокупность людей, более или менее удачно жи­вущих по законам справедливости.

г) XX в. 4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному».

25. Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:

а) формационный подход; 1) Шпенглер;

б) цивилизационный подход; 2) Маркс;

3) Тойнби;

4) Конт.

 


14. Философские термины и категории

1. Впишите ключевое слово в определение:

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной ____________ связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

 

2. Впишите ключевое слово в определение:

Идеализм – философское направление, которое исходит из первичности ____________ по отношению к материальному.

3. Впишите ключевое слово в определение:

Материализм – философское направление, которое исходит из первичности __________ по отношению к духовному.

4. Впишите ключевое слово в определение:

Гуманизм – философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности __________ и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.

 

5. Впишите ключевое слово в определение:

Онтология – учение о _________.

6. Впишите ключевое слово в определение:

Гносеология – учение о _________.

 

7. Впишите ключевое слово в определение:

Аксиология – учение о _________.

 

8. Впишите ключевое слово в определение:

Сциентизм – абсолютизация роли __________ в обществе.

 

9. Впишите ключевое слово в определение:

Иррационализм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.

 

10. Впишите ключевое слово в определение:

Нигилизм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.

 

11. Впишите ключевое слово в определение:

Сенсуализм – философское направление, выводящее все познание из _____________.

 

12. Впишите ключевое слово в определение:

Пантеизм – это представление о том, что __________ существует повсюду в мире (природе).

 

13. Впишите ключевое слово в определение:

Гилозоизм – философское направление, которое считает всю материю ___________ и одушевленной.

 

14. Впишите ключевое слово в определение:

Рационализм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________ знание.

 

15. Впишите ключевое слово в определение:

Эмпиризм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________ знание.

16. Впишите ключевое слово в определение:

Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании __________ формы движения как единственно объективной.

 

17. Впишите ключевое слово в определение:

Субъективизм – мировоззренческая позиция, отрицающая существование _________ законов природы и общества.

 

18. Впишите ключевое слово в определение:

Натурфилософия (философия ________) – философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.

 

19. Впишите ключевое слово в определение:

Релятивизм – методологический принцип, абсолютизирующий __________ и условность содержания познания.

 

20. Впишите ключевое слово в определение:

Теоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.

 

21. Впишите ключевое слово в определение:

Антропоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.

 

22. Впишите ключевое слово в определение:

Конвенционализм – философское направление, подчеркиваю­щее, что научные постулаты покоятся на __________ ученых.

 

23. Впишите ключевое слово в определение:

Гедонизм – этическое направление, рассматривающее __________ в качестве основного мотива человеческой деятельности.

 

24. Впишите ключевое слово в определение:

Волюнтаризм – философское направление, признающее в качестве первоосновы бытия _________.

 

25. Подберите термин, противоположный понятию «материализм».

 

26. Подберите термин, противоположный понятию «идеализм».

 

27. Подберите термин, противоположный понятию «реализм».

 

28. Подберите термин, противоположный понятию «номинализм».

 

29. Подберите термин, противоположный понятию «пессимизм».

 

30. Подберите термин, противоположный понятию «индукция».

 

31. Подберите термин, противоположный понятию «дедукция».

 

32. Подберите термин противоположный, понятию «диалектика».

 

33. Подберите термин противоположный понятию «эмпиризм».

 

34. Подберите термин противоположный понятию «рационализм».

 

35. Подберите термин противоположный в гносеологии понятию «истина».

 

36. Подберите термин противоположный понятию «причинность».

 

37. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) слепая воля;

б) воля к власти;

в) воля к жизни;

г) жизненный порыв.

 

38. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) первоначало;

б) сознание;

в) материя;

г) субстанция.

 

39. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) онтология;

б) гносеология;

в) этика;

г) филология.

 

40. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) Я;

б) Оно;

в) Сверх-Оно;

г) Сверх-Я.

 

41. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие;

б) первоначало;

в) экзистенция;

г) субстанция;

д) сублимация.

 

42. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) формация;

б) логос;

в) идея;

г) мораль;

д) фальсификация.

 

43. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) этика;

б) универсалии;

в) первоначало;

г) диалектика;

д) вещь в себе.

 

44. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие;

б) метафизика;

в) гуманизм;

г) формации;

д) воля к власти.

 

45. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) универсалии;

б) идея;

в) естественное право;

г) атом;

д) Сверх-Я.

 

46. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:

а) онтология; 1) красота;

б) гносеология; 2) нравственность;

в) этика; 3) истина;

г) эстетика; 4) бытие.

47. Соотнесите философские категории и их авторов:

а) идея; 1) Ницше;

б) социология; 2) Конт;

в) сверхчеловек; 3) Платон;

г) воля к жизни; 4) Шопенгауэр.

 

48. Установите соответствие философской категории и ее автора:

а) моральный императив; 1) Демокрит;

б) атом; 2) Аристотель;

в) этика; 3) Кант;

г) бытие; 4) Парменид.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.177 (0.021 с.)