Раздел I. Философия и её роль в жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Философия и её роль в жизни человека



ФИЛОСОФИЯ

Программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения

Хабаровск 2011

ББК Ю

Х 12

 

Философия: программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения / сост. Л. В. Варфалви, С. В. Гончарова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 28 с.

 

Рецензент А. В. Бондарь, канд. филос. наук,

доцент кафедры философии и культурологии

ТОГУ

 

 

Утверждено издательско-библиотечным

советом академии в качестве

методических указаний для студентов

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Философия как один из способов духовного освоения мира человеком всегда играла важную роль в развитии сознания личности и её духовной культуры, задавая определённые мировоззренческие позиции, проясняя проблемы бытия, решая вековечные философские вопросы: Что есть человек? В чём смысл его существования? Как построить жизнь, чтобы жить достойно человека? Эти и другие вопросы остаются актуальными и сегодня.

Наше время – время быстрых и глубоких перемен во всех областях жизни сделало необходимым личностное осмысление происходящего, осознанное определение целей своей активности, выбора направления деятельности и средств её осуществления, ответственности за собственные решения.

Философия, приобщая личность к многовековому опыту критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями, воспитывает самостоятельность мышления, свободную волю и независимый разум.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта предлагаемая программа по «Философии» ориентирована на ознакомление студентов с важнейшими областями и этапами развития философии как части духовной культуры общества и личности, приобщение студентов к апробированной многовековым опытом разумного мышления. Это, в свою очередь, позволит раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности, критически оценивать их; понимать цели и смысл социальной и личной активности, осознавать ответственность за свои поступки и выбор норм и направлений деятельности.

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

И ОБЩЕСТВА

Тема 1. Сущность философских проблем. Место философии в системе культуры

 

Этимология слова «философия». Философия как любовь к мудрости. Историческая метаморфоза философии и её предмета от истоков до наших дней. Социальная востребованность философии. Гуманистическая направленность философии. Многообразие форм духовной жизни общества и их взаимосвязи с философией. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и политическая идеология. Философская рефлексивная критика ценностных ориентаций, норм и идеалов общества.

 

Тема 2. Философия как мировоззренческая форма сознания

 

Понятие мировоззрения. Вопрос о месте человека в мире как центральная проблема мировоззрения. Структура мировоззрения: познавательная, ценностная, и программно-поведенческая подсистемы. Уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мифологическое и религиозное мировоззрение. Специфика философского подхода к мировоззренческим проблемам.

 

Раздел II. ИСТОРИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Тема 3. Восточный тип философствования: Древняя Индия, Древний Китай

 

Древнеиндийская философия. Веды и ведийская традиция в духовной культуре Индии. Религиозно-философский комплекс Упанишад. Взаимоотношение Брахмана, индивидуальной души и мира. Сансара и карма. Буддизм и его основные идеи. Космизм, эзотеризм (сакральность) и альтруизм (ненасилие) как характерные черты древнеиндийской философии.

Древнекитайская философия. Даосизм Лао-Цзы и его идеи. Дао – основное понятие даосизма. Конфуцианство как социально-этическое учение. Учение о «Благородном муже». Роль конфуцианства в истории Китая.

 

Тема 4. Философия Античности – общий исток европейской философской культуры

Ранняя античная философия. Поиск первоначал бытия и познания. Знание непосредственное и опосредованное. Знание и мнение.

Классическая греческая философия. Основные школы и философы: софисты, Сократ, Платон и Аристотель. Релятивизм софистов. Сократ: жизнь и устное философское творчество. Объективный идеализм Платона. Аристотель – энциклопедический ум античного мира. Формальная логика Аристотеля.

Поздняя античная (эллинистически-римская) философия. Кризис моральных ценностей в обществе. Поиски духовной опоры в самом себе. Стоицизм, эпикуризм, скептицизм, неоплатонизм.

 

Тема 5. Философия Средних веков и Возрождения (Ренессанса)

Зарождение христианства и христианского богословия в античном мире. Соединение эллинской мудрости и иудейского откровения. Патристика и схоластика. Теоцентризм средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия бога. Номинализм и реализм. Человек как образ и подобие бога. Соотношение души и тела. Проблема свободы воли.

Философия Ренессанса – возрождение идей гуманизма, науки, культурного и социального творчества. Антропоцентризм, индивидуализм и эстетизм философии Ренессанса. Формирование новой картины мира, отражающей единство космоса, религиозное учение о боге, человеке и природе.

 

Тема 6. Философия Нового времени – апофеоз опытной науки, разума и идеологии просвещения

 

Программа теоретического и методологического преобразования наук и философии. Эмпиризм и индуктивный метод в естественно-научном познании. Спор эмпиризма и рационализма. Философское обоснование роли опыта в познании (Ф. Бэкон). Бэконовское учение о призраках познания. Рационалистическая методология Р. Декарта. Теория «врождённых идей». Обоснование роли математики в научном познании. Философское кредо Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую». Сенсуализм Д. Локка, Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

 

Тема 7. Немецкая классическая философия

 

Определение границ познания, эмпирический и априорный источники познания, понятие «вещи в себе» и «вещи для нас» в философии И. Канта. Категорический императив Канта. Философская система и диалектика Г. Гегеля. Гегелевский принцип тождества бытия и мышления. История философии как самопознание духа.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика христианской религии. «Религия любви» Фейербаха.

Диалектика материалистического учения о бытии и познании (К. Маркс и Ф. Энгельс). Марксизм как учение о революционном преобразовании общества.

 

Тема 8. Русская философия XIX – начала ХХ века

Осмысление самобытного пути развития России. Славянофилы и западники. Учение о становлении и будущности российской цивилизации (Н. Я. Данилевский). Западники и их включенность в российскую философскую традицию.

Религиозно-философская духовность в русской культуре XIX века. «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова, учение о Богочеловечестве В. С. Соловьёва. Проблема смысла жизни (Трубецкой Е. Н., Бердяев Н. А.). Свобода и смысл творчества в философии Бердяева. Русский космизм: религиозный и научный аспект философствования (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).

Тема 11. Эпистемология: философское учение о познании

Познание как предмет философского анализа. Социокультурные предпосылки процесса познания. Эволюционная эпистемология. Субъект и объект познания. Единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании. Познание, переживание, ценностное отношение. Знание и информация. Знание и здравый смысл. Знание и вера. Знание и мнение. Опыт, интуиция, интеллект. Творческая природа познания. Воображение и творчество. Реальность и иллюзия.
Философская концепция истины. Истина и правда. Объяснение и понимание. Абсолютная и относительная истины. Конкретность и процессуальность истины. Проблема критерия истины. Истина и заблуждение. Истина и оценка. Истина как социальная ценность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Основная литература

 

1. Алексеев П. В.Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010.

2. Алексеев П. В. История философии: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2008.

3. Антипов Г. А. Социальная антропология: учеб. пособие / Г. А. Антипов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010.

4. Аполлонов А. Ф. Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / А. Ф. Аполлонов. – М.: Изд-во Проспект; Изд-во Московского ун-та, 2011.

5. Арлычев А. Н. Онтология и теория познания: учеб. пособие / А.Н. Арлычев. – М.: URSS, 2010.

6. Арушанов В. З. Проблемы культурного прогресса: учеб. пособие / В. З. Арушанов. – М.: МИИТ, 2009.

7. Баранников В. П. Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества: учеб. пособие / В. П. Баранников. – М.: МИРЭА, 2008.

8. Волынкин В. И. Личность и ее саморазвитие: к истокам человека и личности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Волынкин. –Астрахань: Астраханский ун-т, 2008.

9. Голубева Г. А. Философия: учебник / Г. А. Голубева. – М.: Альфа-Пресс, 2011.

10. Губин В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – М.: Проспект, 2011.

11. Зуев В. В. Проблема реальности в философии и науке: учеб. пособие / В. В. Зуев. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2010.

12. Кобылянский В. А. Философия экологии. Краткий курс: учеб. пособие для студентов / В.А. Кобылянский. – М.: Академический проект, 2010.

13. Кузнецов В. Г. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2010.

14. Лебедев С. А. Философская антропология. Человек многомерный: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С. А. Лебедев. – М.: ЮНИТИ, 2010.

15. Философия: учеб. пособие /под ред. В. П. Кохановского. – Ростов на/Д, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Алексеев П. В. Хрестоматия по философии / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997.

2. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию / С. Ф. Анисимов. – М., 2001.

3. Арутюнян М. П. Феномен мировоззрения: монография / М. П. Арутюнян. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006.

4. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М., 1989.

5. Войтов А. Г. Наука о науке: философия, метанаука, эпистемология / А. Г. Войтов. – М.: Эндемик, 2010.

6. Дильтей В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты. Статьи. Эссе. – М., 1987.

7. Духовная практика живой этики. Понимание основ живой практики // Рерих Е. И. Сокровенное знание. Теория и практика Агни-Йоги. – 2-е изд. – М., 2006.

8. Конфуций. Беседы и суждения: пер. с кит. В. П. Васильева, П. С. Попова, В. А. Кривцова. – М.: Мир книги; Литература, 2006.

9. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 2002.

10. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 1995.

11. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М., 1998.

12. Масликов В. И. Универсум: эволюция мыслящей материи / В. И. Масликов. – Хабаровск, 2008.

13. Милль Д. С. О некоторых важнейших вопросах познания / Д. С. Милль. – М.: URSS, 2010.

14. Мир философии. Книга для чтения: в 2 т. – М., 1991.

15. Полани М. Личностное знание / М. Полани. – М., 1985.

16. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги / К. Р. Поппер. – М., 1992.

17. Ревич И. М. «Жизнь и смерть предложил я тебе…» / И. М. Ревич. – М.: Грифон,2006.

18. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М., 1998.

19. Рубинштейн М. М. О смысле жизни: труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу / М. М. Рубинштейн. – М.: Территория будущего, 2008.

20. Степин В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М., 1996.

21. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М., 1999.

22. Фолмер Г. Эволюционная теория познания / Г. Фолмер. – М., 1998.

23. Франк С. Реальность как духовная жизнь / С. Франк. – СПб., 2009.

24. Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

25. Хеффе О. Справедливость: философское введение: пер. с нем. / О. Хеффе. – М.: Праксис, 2007.

26. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски. Поиск фундамента всего знания и всего сущего / Х. Хофмастер. – СПб., 2006.

27. Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX – начала ХХ столетия / под ред. А. В. Соколова. – М.: МГУ, 1995.

28. Эйнштейн А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. – М., 1965.

 

Справочная литература

 

1. Баранов Г. В. Понятия философской культуры: учеб. терминологический словарь / Г. В. Баранов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.

2. Кириленко Г. Г. Краткий философский словарь / Г. Г. Кириленко. – М.: АСТ, 2010.

3. Лебедев С. А. Философия науки: терминологический словарь / С. А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2011.

4. Подопригора С. Я. Философский словарь / авт.-сост.: С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

 

Философские интернет-библиотеки

 

1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/.

2. Философский портал http://www.philosophy.ru.

3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru.

4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/.

5. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/.

6. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru.

7. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/.

8. Britannica - www.britannica.com.

9. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/.

10. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

В современных условиях специалист любой профессии должен уметь мыслить самостоятельно и творчески, ориентироваться в огромном потоке научной, технической, социально-политической информации. Философия аккумулирует многовековый опыт человечества, опыт развития духовной культуры. Изучение философии есть необходимое условие развития способностей теоретического мышления.

Семинарское занятие – важная и обязательная форма учебного процесса, являющаяся дополнением лекционной формы обучения с целью углублённого рассмотрения вопросов темы.

Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают две основные формы работы:

1) теоретическую в виде устного обсуждения поставленных вопросов;

2) практическую (письменную), которая заключается в выполнении тестовых заданий.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопросов.

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме.

4. Уделить особое внимание основным понятиям, терминам и определениям, овладение которыми способствует эффективному усвоению курса.

5. Проанализировать основные философские концепции, относящиеся к данной теме.

6. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения.

7. Записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также для работы «с места», во время выполнения практической работы, а также при подготовке к зачёту.

 

Требования к качеству подготовки семинарских занятий

1. Подготовка к семинару является обязательной частью работы студента и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам. Сплошная подготовка способствует полноценному освоению темы и эффективной работе на семинаре.

2. Работа студента на семинаре предполагает его высокую активность и соответствие следующим требованиям при публичном выступлении:

а) свободное устное воспроизведение подготовленного выступления с использованием презентации или мини-конспекта в качестве вспомогательного средства;

б) готовность и умение отвечать на вопросы и на основе сказанного делать выводы;

в) владение терминологией курса и датами;

г) временной регламент выступления 7 – 10 минут.

3. В ходе семинарского занятия необходимо внимательно слушать выступления однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы.

4. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения, доску и фломастер (мел).

5. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала следует задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара необходимо учесть недостатки, отмеченные преподавателем.

 

Работа с презентацией

В связи с активным внедрением в практику работы академии компьютерных технологий, помимо ответа на семинарском занятии с использованием конспекта, студенты могут готовить презентации.

Требования к подготовке презентаций:

1. Следует выбрать тему презентации, затем продумать каждый слайд (первоначально это можно сделать на бумаге), при этом важно ответить на вопросы:

– что будет на каждом слайде;

– о чём следует говорить;

– как будет сделан переход к следующему слайду.

2. Презентация должна начинаться с титульной страницы, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада.

3. Слайды должны быть аккуратными, т. е. в них не должно быть разнобоя в шрифтах и ошибок в словах.

4. Оптимальное количество строк на слайде от 6 до 11. Следует избегать перезагруженности и мелкого шрифта, т. к. это усложняет восприятие презентации.

5. Слайды могут содержать схемы, таблицы, графики, а также фотографии и небольшие (не более 2 –3 минут) видеоролики.

6. Подготовленный слайд не следует читать дословно. Лучше всего, если на слайде будут написаны основные позиции, а Вы будете рассказывать своими словами их содержательный смысл.

7. Время показа презентации – не более 7 – 10 минут.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 5. Русская философия

 

1. Западники и славянофилы. Славянофильское учение о мессианской роли русского народа.

2. Религиозная русская духовность.

2.1. Философия всеединства В. В. Соловьёва.

2.2. «Философия общего дела» Н. Ф. Фёдорова. Проблема смерти и победы над ней.

3. Проблема смысла жизни, свободы и творчества в философии Н. А. Бердяева.

 

Литература

1. Рубинштейн М. М. О смысле жизни: труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу / М. М. Рубинштейн. – М.: Территория будущего, 2008.

2. Арутюнян М. П.Феномен мировоззрения: монография / М. П. Арутюнян. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006.

3. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М., 1989.

4. Алексеев П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010.

5. Антипов Г. А. Социальная антропология: учеб. пособие / Г. А. Антипов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010.

6. Аполлонов А. Ф. Философия: учебник для студентов нефилософских

специальностей / А. Ф. Аполлонов. – М.: Проспект; Изд-во Московского ун-та, 2011.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЁТУ)

Бытие и развитие.

Проблема смысла жизни.

ФИЛОСОФИЯ

Программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения

 

Редактор Г. С. Одинцова

_____________________________________________________________________

ФИЛОСОФИЯ

Программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения

Хабаровск 2011

ББК Ю

Х 12

 

Философия: программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения / сост. Л. В. Варфалви, С. В. Гончарова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 28 с.

 

Рецензент А. В. Бондарь, канд. филос. наук,

доцент кафедры философии и культурологии

ТОГУ

 

 

Утверждено издательско-библиотечным

советом академии в качестве

методических указаний для студентов

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Философия как один из способов духовного освоения мира человеком всегда играла важную роль в развитии сознания личности и её духовной культуры, задавая определённые мировоззренческие позиции, проясняя проблемы бытия, решая вековечные философские вопросы: Что есть человек? В чём смысл его существования? Как построить жизнь, чтобы жить достойно человека? Эти и другие вопросы остаются актуальными и сегодня.

Наше время – время быстрых и глубоких перемен во всех областях жизни сделало необходимым личностное осмысление происходящего, осознанное определение целей своей активности, выбора направления деятельности и средств её осуществления, ответственности за собственные решения.

Философия, приобщая личность к многовековому опыту критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями, воспитывает самостоятельность мышления, свободную волю и независимый разум.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта предлагаемая программа по «Философии» ориентирована на ознакомление студентов с важнейшими областями и этапами развития философии как части духовной культуры общества и личности, приобщение студентов к апробированной многовековым опытом разумного мышления. Это, в свою очередь, позволит раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности, критически оценивать их; понимать цели и смысл социальной и личной активности, осознавать ответственность за свои поступки и выбор норм и направлений деятельности.

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

И ОБЩЕСТВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.221.121 (0.121 с.)