Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Философия и её роль в жизни человека↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИЯ Программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения Хабаровск 2011 ББК Ю Х 12
Философия: программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения / сост. Л. В. Варфалви, С. В. Гончарова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 28 с.
Рецензент А. В. Бондарь, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и культурологии ТОГУ
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011 ПРЕДИСЛОВИЕ
Философия как один из способов духовного освоения мира человеком всегда играла важную роль в развитии сознания личности и её духовной культуры, задавая определённые мировоззренческие позиции, проясняя проблемы бытия, решая вековечные философские вопросы: Что есть человек? В чём смысл его существования? Как построить жизнь, чтобы жить достойно человека? Эти и другие вопросы остаются актуальными и сегодня. Наше время – время быстрых и глубоких перемен во всех областях жизни сделало необходимым личностное осмысление происходящего, осознанное определение целей своей активности, выбора направления деятельности и средств её осуществления, ответственности за собственные решения. Философия, приобщая личность к многовековому опыту критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями, воспитывает самостоятельность мышления, свободную волю и независимый разум. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта предлагаемая программа по «Философии» ориентирована на ознакомление студентов с важнейшими областями и этапами развития философии как части духовной культуры общества и личности, приобщение студентов к апробированной многовековым опытом разумного мышления. Это, в свою очередь, позволит раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности, критически оценивать их; понимать цели и смысл социальной и личной активности, осознавать ответственность за свои поступки и выбор норм и направлений деятельности.
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Тема 1. Сущность философских проблем. Место философии в системе культуры
Этимология слова «философия». Философия как любовь к мудрости. Историческая метаморфоза философии и её предмета от истоков до наших дней. Социальная востребованность философии. Гуманистическая направленность философии. Многообразие форм духовной жизни общества и их взаимосвязи с философией. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и политическая идеология. Философская рефлексивная критика ценностных ориентаций, норм и идеалов общества.
Тема 2. Философия как мировоззренческая форма сознания
Понятие мировоззрения. Вопрос о месте человека в мире как центральная проблема мировоззрения. Структура мировоззрения: познавательная, ценностная, и программно-поведенческая подсистемы. Уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мифологическое и религиозное мировоззрение. Специфика философского подхода к мировоззренческим проблемам.
Раздел II. ИСТОРИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ Тема 3. Восточный тип философствования: Древняя Индия, Древний Китай
Древнеиндийская философия. Веды и ведийская традиция в духовной культуре Индии. Религиозно-философский комплекс Упанишад. Взаимоотношение Брахмана, индивидуальной души и мира. Сансара и карма. Буддизм и его основные идеи. Космизм, эзотеризм (сакральность) и альтруизм (ненасилие) как характерные черты древнеиндийской философии. Древнекитайская философия. Даосизм Лао-Цзы и его идеи. Дао – основное понятие даосизма. Конфуцианство как социально-этическое учение. Учение о «Благородном муже». Роль конфуцианства в истории Китая.
Тема 4. Философия Античности – общий исток европейской философской культуры Ранняя античная философия. Поиск первоначал бытия и познания. Знание непосредственное и опосредованное. Знание и мнение. Классическая греческая философия. Основные школы и философы: софисты, Сократ, Платон и Аристотель. Релятивизм софистов. Сократ: жизнь и устное философское творчество. Объективный идеализм Платона. Аристотель – энциклопедический ум античного мира. Формальная логика Аристотеля. Поздняя античная (эллинистически-римская) философия. Кризис моральных ценностей в обществе. Поиски духовной опоры в самом себе. Стоицизм, эпикуризм, скептицизм, неоплатонизм.
Тема 5. Философия Средних веков и Возрождения (Ренессанса) Зарождение христианства и христианского богословия в античном мире. Соединение эллинской мудрости и иудейского откровения. Патристика и схоластика. Теоцентризм средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия бога. Номинализм и реализм. Человек как образ и подобие бога. Соотношение души и тела. Проблема свободы воли. Философия Ренессанса – возрождение идей гуманизма, науки, культурного и социального творчества. Антропоцентризм, индивидуализм и эстетизм философии Ренессанса. Формирование новой картины мира, отражающей единство космоса, религиозное учение о боге, человеке и природе.
Тема 6. Философия Нового времени – апофеоз опытной науки, разума и идеологии просвещения
Программа теоретического и методологического преобразования наук и философии. Эмпиризм и индуктивный метод в естественно-научном познании. Спор эмпиризма и рационализма. Философское обоснование роли опыта в познании (Ф. Бэкон). Бэконовское учение о призраках познания. Рационалистическая методология Р. Декарта. Теория «врождённых идей». Обоснование роли математики в научном познании. Философское кредо Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую». Сенсуализм Д. Локка, Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.
Тема 7. Немецкая классическая философия
Определение границ познания, эмпирический и априорный источники познания, понятие «вещи в себе» и «вещи для нас» в философии И. Канта. Категорический императив Канта. Философская система и диалектика Г. Гегеля. Гегелевский принцип тождества бытия и мышления. История философии как самопознание духа. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика христианской религии. «Религия любви» Фейербаха. Диалектика материалистического учения о бытии и познании (К. Маркс и Ф. Энгельс). Марксизм как учение о революционном преобразовании общества.
Тема 8. Русская философия XIX – начала ХХ века Осмысление самобытного пути развития России. Славянофилы и западники. Учение о становлении и будущности российской цивилизации (Н. Я. Данилевский). Западники и их включенность в российскую философскую традицию. Религиозно-философская духовность в русской культуре XIX века. «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова, учение о Богочеловечестве В. С. Соловьёва. Проблема смысла жизни (Трубецкой Е. Н., Бердяев Н. А.). Свобода и смысл творчества в философии Бердяева. Русский космизм: религиозный и научный аспект философствования (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский). Тема 11. Эпистемология: философское учение о познании Познание как предмет философского анализа. Социокультурные предпосылки процесса познания. Эволюционная эпистемология. Субъект и объект познания. Единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании. Познание, переживание, ценностное отношение. Знание и информация. Знание и здравый смысл. Знание и вера. Знание и мнение. Опыт, интуиция, интеллект. Творческая природа познания. Воображение и творчество. Реальность и иллюзия. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1. Алексеев П. В.Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010. 2. Алексеев П. В. История философии: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2008. 3. Антипов Г. А. Социальная антропология: учеб. пособие / Г. А. Антипов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 4. Аполлонов А. Ф. Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / А. Ф. Аполлонов. – М.: Изд-во Проспект; Изд-во Московского ун-та, 2011. 5. Арлычев А. Н. Онтология и теория познания: учеб. пособие / А.Н. Арлычев. – М.: URSS, 2010. 6. Арушанов В. З. Проблемы культурного прогресса: учеб. пособие / В. З. Арушанов. – М.: МИИТ, 2009. 7. Баранников В. П. Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества: учеб. пособие / В. П. Баранников. – М.: МИРЭА, 2008. 8. Волынкин В. И. Личность и ее саморазвитие: к истокам человека и личности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Волынкин. –Астрахань: Астраханский ун-т, 2008. 9. Голубева Г. А. Философия: учебник / Г. А. Голубева. – М.: Альфа-Пресс, 2011. 10. Губин В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – М.: Проспект, 2011. 11. Зуев В. В. Проблема реальности в философии и науке: учеб. пособие / В. В. Зуев. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2010. 12. Кобылянский В. А. Философия экологии. Краткий курс: учеб. пособие для студентов / В.А. Кобылянский. – М.: Академический проект, 2010. 13. Кузнецов В. Г. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2010. 14. Лебедев С. А. Философская антропология. Человек многомерный: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С. А. Лебедев. – М.: ЮНИТИ, 2010. 15. Философия: учеб. пособие /под ред. В. П. Кохановского. – Ростов на/Д, 2009.
Дополнительная литература
1. Алексеев П. В. Хрестоматия по философии / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997. 2. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию / С. Ф. Анисимов. – М., 2001. 3. Арутюнян М. П. Феномен мировоззрения: монография / М. П. Арутюнян. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. 4. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М., 1989. 5. Войтов А. Г. Наука о науке: философия, метанаука, эпистемология / А. Г. Войтов. – М.: Эндемик, 2010. 6. Дильтей В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты. Статьи. Эссе. – М., 1987. 7. Духовная практика живой этики. Понимание основ живой практики // Рерих Е. И. Сокровенное знание. Теория и практика Агни-Йоги. – 2-е изд. – М., 2006. 8. Конфуций. Беседы и суждения: пер. с кит. В. П. Васильева, П. С. Попова, В. А. Кривцова. – М.: Мир книги; Литература, 2006. 9. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 2002. 10. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 1995. 11. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М., 1998. 12. Масликов В. И. Универсум: эволюция мыслящей материи / В. И. Масликов. – Хабаровск, 2008. 13. Милль Д. С. О некоторых важнейших вопросах познания / Д. С. Милль. – М.: URSS, 2010. 14. Мир философии. Книга для чтения: в 2 т. – М., 1991. 15. Полани М. Личностное знание / М. Полани. – М., 1985. 16. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги / К. Р. Поппер. – М., 1992. 17. Ревич И. М. «Жизнь и смерть предложил я тебе…» / И. М. Ревич. – М.: Грифон,2006. 18. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М., 1998. 19. Рубинштейн М. М. О смысле жизни: труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу / М. М. Рубинштейн. – М.: Территория будущего, 2008. 20. Степин В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М., 1996. 21. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М., 1999. 22. Фолмер Г. Эволюционная теория познания / Г. Фолмер. – М., 1998. 23. Франк С. Реальность как духовная жизнь / С. Франк. – СПб., 2009. 24. Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. 25. Хеффе О. Справедливость: философское введение: пер. с нем. / О. Хеффе. – М.: Праксис, 2007. 26. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски. Поиск фундамента всего знания и всего сущего / Х. Хофмастер. – СПб., 2006. 27. Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX – начала ХХ столетия / под ред. А. В. Соколова. – М.: МГУ, 1995. 28. Эйнштейн А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. – М., 1965.
Справочная литература
1. Баранов Г. В. Понятия философской культуры: учеб. терминологический словарь / Г. В. Баранов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. 2. Кириленко Г. Г. Краткий философский словарь / Г. Г. Кириленко. – М.: АСТ, 2010. 3. Лебедев С. А. Философия науки: терминологический словарь / С. А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2011. 4. Подопригора С. Я. Философский словарь / авт.-сост.: С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Философские интернет-библиотеки
1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/. 2. Философский портал http://www.philosophy.ru. 3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru. 4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/. 5. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/. 6. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru. 7. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/. 8. Britannica - www.britannica.com. 9. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/. 10. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ В современных условиях специалист любой профессии должен уметь мыслить самостоятельно и творчески, ориентироваться в огромном потоке научной, технической, социально-политической информации. Философия аккумулирует многовековый опыт человечества, опыт развития духовной культуры. Изучение философии есть необходимое условие развития способностей теоретического мышления. Семинарское занятие – важная и обязательная форма учебного процесса, являющаяся дополнением лекционной формы обучения с целью углублённого рассмотрения вопросов темы. Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают две основные формы работы: 1) теоретическую в виде устного обсуждения поставленных вопросов; 2) практическую (письменную), которая заключается в выполнении тестовых заданий. Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке: 1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме. 2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопросов. 3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме. 4. Уделить особое внимание основным понятиям, терминам и определениям, овладение которыми способствует эффективному усвоению курса. 5. Проанализировать основные философские концепции, относящиеся к данной теме. 6. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. 7. Записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также для работы «с места», во время выполнения практической работы, а также при подготовке к зачёту.
Требования к качеству подготовки семинарских занятий 1. Подготовка к семинару является обязательной частью работы студента и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам. Сплошная подготовка способствует полноценному освоению темы и эффективной работе на семинаре. 2. Работа студента на семинаре предполагает его высокую активность и соответствие следующим требованиям при публичном выступлении: а) свободное устное воспроизведение подготовленного выступления с использованием презентации или мини-конспекта в качестве вспомогательного средства; б) готовность и умение отвечать на вопросы и на основе сказанного делать выводы; в) владение терминологией курса и датами; г) временной регламент выступления 7 – 10 минут. 3. В ходе семинарского занятия необходимо внимательно слушать выступления однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. 4. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения, доску и фломастер (мел). 5. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала следует задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара необходимо учесть недостатки, отмеченные преподавателем.
Работа с презентацией В связи с активным внедрением в практику работы академии компьютерных технологий, помимо ответа на семинарском занятии с использованием конспекта, студенты могут готовить презентации. Требования к подготовке презентаций: 1. Следует выбрать тему презентации, затем продумать каждый слайд (первоначально это можно сделать на бумаге), при этом важно ответить на вопросы: – что будет на каждом слайде; – о чём следует говорить; – как будет сделан переход к следующему слайду. 2. Презентация должна начинаться с титульной страницы, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада. 3. Слайды должны быть аккуратными, т. е. в них не должно быть разнобоя в шрифтах и ошибок в словах. 4. Оптимальное количество строк на слайде от 6 до 11. Следует избегать перезагруженности и мелкого шрифта, т. к. это усложняет восприятие презентации. 5. Слайды могут содержать схемы, таблицы, графики, а также фотографии и небольшие (не более 2 –3 минут) видеоролики. 6. Подготовленный слайд не следует читать дословно. Лучше всего, если на слайде будут написаны основные позиции, а Вы будете рассказывать своими словами их содержательный смысл. 7. Время показа презентации – не более 7 – 10 минут.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 5. Русская философия
1. Западники и славянофилы. Славянофильское учение о мессианской роли русского народа. 2. Религиозная русская духовность. 2.1. Философия всеединства В. В. Соловьёва. 2.2. «Философия общего дела» Н. Ф. Фёдорова. Проблема смерти и победы над ней. 3. Проблема смысла жизни, свободы и творчества в философии Н. А. Бердяева.
Литература 1. Рубинштейн М. М. О смысле жизни: труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу / М. М. Рубинштейн. – М.: Территория будущего, 2008. 2. Арутюнян М. П.Феномен мировоззрения: монография / М. П. Арутюнян. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. 3. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М., 1989. 4. Алексеев П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010. 5. Антипов Г. А. Социальная антропология: учеб. пособие / Г. А. Антипов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 6. Аполлонов А. Ф. Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / А. Ф. Аполлонов. – М.: Проспект; Изд-во Московского ун-та, 2011.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЁТУ) Бытие и развитие. Проблема смысла жизни. ФИЛОСОФИЯ Программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения
Редактор Г. С. Одинцова _____________________________________________________________________ ФИЛОСОФИЯ Программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения Хабаровск 2011 ББК Ю Х 12
Философия: программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения / сост. Л. В. Варфалви, С. В. Гончарова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 28 с.
Рецензент А. В. Бондарь, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и культурологии ТОГУ
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011 ПРЕДИСЛОВИЕ
Философия как один из способов духовного освоения мира человеком всегда играла важную роль в развитии сознания личности и её духовной культуры, задавая определённые мировоззренческие позиции, проясняя проблемы бытия, решая вековечные философские вопросы: Что есть человек? В чём смысл его существования? Как построить жизнь, чтобы жить достойно человека? Эти и другие вопросы остаются актуальными и сегодня. Наше время – время быстрых и глубоких перемен во всех областях жизни сделало необходимым личностное осмысление происходящего, осознанное определение целей своей активности, выбора направления деятельности и средств её осуществления, ответственности за собственные решения. Философия, приобщая личность к многовековому опыту критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями, воспитывает самостоятельность мышления, свободную волю и независимый разум. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта предлагаемая программа по «Философии» ориентирована на ознакомление студентов с важнейшими областями и этапами развития философии как части духовной культуры общества и личности, приобщение студентов к апробированной многовековым опытом разумного мышления. Это, в свою очередь, позволит раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности, критически оценивать их; понимать цели и смысл социальной и личной активности, осознавать ответственность за свои поступки и выбор норм и направлений деятельности.
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.009 с.) |