Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия в системе культуры

Поиск

Философия в системе культуры

 

Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово "философия" восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

 

Основные разделы философии:

· Онтология – философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;

· Гносеология – философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;

· Эпистемология – философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

· Философская антропология – философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

· Аксиология – философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

· Праксеология – философия деятельности;

· Социальная философия – философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.

 

Функции философии в культуре:

 

  1. Мировоззренческая

Эта функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности.

  1. Методологическая

Эта функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации.

  1. Гносеологическая

Эта функция выполняется в рамках учения о познании, т.е. о путях познания, его формах и критериях истинности полученных знаний.

 

  1. Аксеологическая (теория ценностей)

Эта функция предполагает выработку средств философии, критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы, общества в целом.

  1. Идеологическая

Эта функция состоит в обосновании средствами философии идеологии, как теоретической системы, отражающей общественное положение, цели, интересы, идеалы определенной социальной группы.

  1. Праксиологическая

Эта функция связана с выявлением и выработкой в русской философии смыслов, основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности.

  1. Критическая

Эта функция состоит в выявлении ее средствами заблуждений, догм, устаревших стереотипов мышления и практической деятельности, направляя их по ложному и неоптимальному пути.

  1. Прогностическая

Эта функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденций развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

 

***************************************************************************

№2

Мировоззрение

Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и места человека в нем.

 

Блоки мировоззренческих проблем:

· Что есть мир?

· Что есть человек (генезис, сущность, природа)

Структура мировоззрения:

· Знания как совокупность адекватных сведений о действительности. Как? Что? Почему?

· Ценности – некие устойчивые представления или явления, наделенные социальной и индивидуальной значимостью. Оценочная и целевая проблематика.

· Убеждение – знание, основанное на вере и выступающее в качестве регулятивов человеческого поведения.

· Эмоционально-чувственный элемент – на этом уровне скорее образуется мировосприятие (пессимистичное или оптимистичное), выполняет скорее второстепенную роль.

Уровни мировоззрения:

· Уровень индивида.

· Уровень той или иной группы.

· Уровень социума и культуры в целом.

Типы мировоззрения:

· Мифология

· Религия

· Философия

· Наука

 

Специфика философского знания:

· По предметной направленности философия сближается с религиозным знанием

· По характеру знания, языковым средствам и специфике рефлексии философия ближе к науке.

· По критерию природы текста и статуса автора философию можно сравнивать с искусством.

 

***************************************************************************

№3

Начало философии. Основные концепции

Философия насчитывает 25 столетий своей истории.

Философия возникает в определенных социокультурных условиях:

1. Формирования товарно-денежных (вещных) отношений в экономической сфере жизни обществ;

2. Выделение ремесла из сельского хозяйства

3. Становление государства и безличного писаного права;

4. Социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»;

5. Отделение умственного труда от физического.

Древнеиндийская философия

Особенность древнеиндийской философии является религиозный характер большинства ее школ. С приходом Ариев была образована кастовая система. Специфика духовной культуры связана с ее религиозно-мистической направленностью. В Индии в отличие от Китая нет такой централизации власти.

Религиозная направленность отличает и индийскую философию, при этом философские тексты строятся как комментарии к священным текстам. Самый древний свод текстов представлен ведами. Самые древние из них – 4 веды, среди которых центральное место занимает «Ригведа», восходящая к 14 веку до н.э. Завершают канонические тексты упанишады. Упанишады представляли собой тайное знание, передававшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или ины положений вед.

Понятиями Брахмана и Атмана определяются исходные субстанциальные основания бытия, где Брахман – это высшая объективная реальность, благодаря которой все возникает и существует, а Атман - высшая духовная сущность. В упанишадах оформляется идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал Универсума.

Материально-чувственная природа подчинена сансаре – колесу жизни, связанному цепью рождений и переходом от одной формы существования к другой. Регулирование сансары осуществляется кармой. С идеей сансары связано понятие дхармы (от глагола «держать»), символизирующей универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Высшей целью человеческого существования является мокша (освобождение) как религиозный идеал спасения (соединение с абсолютным Брахманом-Атманом).

Будда в качестве исходного пункта брал страдательную сторону жизни и пустоту существования. По его мнению, все живое пронизано неразумной, слепой и неутолимой жаждой жизни. Вот почему наше бытие наполнено страхом и болью. Неудовлетворенность и боль - вот наши главные ощущения. Желание является только иллюзией, возникающей лишь в преходящий момент удовлетворения этой вечной жажды жизни. Избавление от жизненных мук достижимо только путем отказа от воли к жизни.

 

Неортодоксальные школы:

· Буддизм

· Джайнизм

· Локаята

Специфика школ определяется отрицанием безусловного авторитета вед и апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения.

Ортодоксальные школы:

· Вайшешика – ньяя

· Санкхья – йога

· Веданта – миманса

 

Особенности древнеиндийской философии:

  1. Метафизическая направленность и идеалистическая интерпретация действительности, ее психологизация и «виртуализация».
  2. Традиционализм и интравертность.
  3. Синтез философского знания и религиозной практики спасения.

 

Древнекитайская философия

Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства. Реальными субъектами власти выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись и носителями светского знания и образования. Доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а ритуал, регламентирующий все сферы общественной жизни и выступающий гарантом социальной стабильности и порядка.

Взгляды образованного чиновничества отражало конфуцианство, которое знаменовало золотой век китайской философии, известный как период «ста школ». Шесть основных течений китайской мысли:

· Конфуцианство

· Даосизм

· Моизм

· Легизм

· Школа «инь-ян»

· Школа имен

Во 2 веке до н.э. конфуцианство стало официальной государственной идеологией. В центре внимания стоят вопросы о нравственной природе человека, о семье и об управлении государством. Почтительное отношение к старшим лежит в основе конфуцианского ритуала. По аналогии с семейными связями выстраивается и государственная иерархия, и структура космоса в целом.

Этическая и социально-политическая проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма (Гуань Джун)и моизма (Мо Ди). Легисты (законники) отталкивались от идеи сильного государства, в основе которого лежат не нравственные качества правителей и подданных, а справедливые законы и действенная административная власть. Моисты, напротив, отталкивались от идеи всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов.

Школа имен (Гунсунь Лун) централизовалась вокруг проблемы соотношения действительности и имени. Школы «инь-ян» (Цзоу Янь)и даосизма связаны с натурфилософской проблематикой.

Второй по значимости школой в Китае был даосизм (Лао-Цзы). Центральное понятие даосизма – Дао (путь, дорога), обозначающее с одной стороны, универсальный закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом; с другой стороны, Дао – это истина, пребывающая в безусловности вечности и покоя. Основным принципом является у вэй (недеяние), понятого как отсутствие целеполагания во имя растворения своего «Я» в естественном порядке вещей. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даоской школы.

Лао-Цзы утверждал, что дао предшествует Небу и Земле, что дао является источником рождения и уничтожения всего существующего. Он использует образы, в которых дао предстает "матерью мира", начальным пунктом всего разнообразия существующего. Возможным объяснением дао является то, что оно выступает как бытие бытия, неопределенная исходная сила, являющаяся основой всего, что существует. Однако в других местах Лао-Цзы говорит, что "бытие происходит из небытия". Возможно, он имеет в виду, что исходная сила, или "бытие", должно быть обусловлено "небытием", чтобы избежать превращения дао в вещь или нечто существующее. Подобные интерпретации сопряжены с большой долей неопределенности, но если их допустить, то можно утверждать, что Лао-Цзы представлял проблему дао аналогично тому, как досократики оперировали проблемой субстанции.

 

Китайскую философию характеризует:

1. Отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта.

2. Традиционализм как отражение идеала социальной стабильности и как принцип организации философских школ и текстов.

3. Литературно-афористичный стиль изложения.

 

***************************************************************************

№4

Средневековая философия

 

Переход от античности к средневековью обусловлен рядом предпосылок:

1. Разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений;

2. Изменение социальной структуры общества;

3. Утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим;

4. Признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию.

Принципы средневекового философского мышления:

· Монотеизм – Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен;

· Теоцентризм – Бог является высшей сущностью всего бытия;

· Креационизм – идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

· Символизм – существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;

· Провиденциализм – история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;

· Эсхатологизм – учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.

Этапы средневековой философии:

1. апологетика (II-III вв. н.э.) – защищается христианство, раскрываются познавательные возможности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума. О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрости гласит максима Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно».

2. патристика – разрабатываются основы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии. Проблемное поле философии было связано с темой богооправдания, осмыслением сущности Бога как высшего Бытия, его потусторонней природы и тройственности. Отношения веры и разума получают иную интерпретацию. Согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понимать».

3. схоластика – сохраняется приоритет веры над разумом, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма. Основные теоретики – Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Абеляр, Бэкон. Происходит формирование двух систем образования – монастырской и университетской. Великим систематизатором средневековой философии признан Фома Аквинский, который считал, что источником религиозного знания является веря и Священное писание, а философское – опирается на разум и опыт.

Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), которую представляют следующие философские подходы:

  • Реализм господствовал в ранней средневековой философии (Аквинский, Кентерберийский). В период расцвета Средневековья (ок. 1250) Фома Аквинский представлял умеренный реализм. Универсалии существуют в мышлении Бога (ante res), в единичных вещах (in rebus) и как абстракции в человеческом мышлении (post res).
  • Номиналисты довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование "до вещи". Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

***************************************************************************

№6

Философия Возрождения

Предпосылки философии Возрождения:

· Становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного производства;

· Активизация технического изобретательства;

· Великие географические открытия и развитие международной торговли;

· Наблюдается экономическое развитие городов и переход от деревенской культуры к городской;

· Происходит секуляризация (обмирщение) культуры, католическая церковь постепенно утрачивает идеологическое господство. Религиозно-реформаторские движения (М. Лютер) усилили эти тенденции.

Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, начало которой положили поэты, писатели, художники, ученые. Этой традиции присущи антисхоластичская направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. Для гуманистической философии характерен акцент на проблемах воспитания и образования человека, развитии художественного творчества.

Источником духовного прозрения и нравственного просвещения становятся «писания человеческие». Подобная ориентация обеспечивала познание мира человеческих переживаний и эмоций. Появились две тенденции:

1. возвращение к классикам

2. возвращение к природе

 

В рамках ренессансной культуры:

· изменяется статус науки, она становится самостоятельной формой знания с опорой на реальный эксперимент;

· формируется философия политики, у истоков которой стоял Макиавелли;

· разрабатываются социально-политические утопии с их идеалом общей собственности, равенства и аскетизма.

 

В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой:

 

  1. гуманистический (XIV – первая половина XV вв.): гуманизм и индивидуализм как два ведущих принципа составили его главный смысл. Высшей ценность объявляется человек «свободный» и «благородный». Это приводит к антропоцентризму – человек становится «вторым Богом». Гуманисты породили культ природы, тела и чувственности человека;
  2. философский неоплатонизм (вторая половина XV в.), в рамках которого происходило возвращение идеи о человека как микрокосмосе;
  3. натурфилософский (к. VX – VXI вв.): сущностью становится глубокий интерес к природе. Становление натурфилософии обусловлено стремлением к пониманию природы и усилению власти над ней. Основу натурфилософии составлял пантеизм, который сохранял Бога в качестве творческого начала.

 

***************************************************************************

№7

Эмпиризм и рационализм

Эмпиризм

Ф. Бэкон выдвинул индуктивный метод – метод восхождения отединичных фактов к обобщениям и понятиям. Согласно Б.кону, ученый, изучая конкретные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя различные их стороны, получает богатейший материал для широких обобщений и выводов. Философ подверг резкой критике источники человеческих заблуждений.

 

Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Б.кон не отвергал значения познавательных особенностей разума. Однако для философа их ценность заключалась лишь в способности извлекать их из опыта истины. Свою же методологию английский мыслитель проиллюстрировал на примере пчелы, собирающей с цветков нектар и перерабатывающей его в мед.

 

Рационализм

Декарт понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако, полагал он, единственным источником истинных знаний является разум. Исходным началом для создания научного метода у Декарта служит сомнение. Философия, отмечал он, развивалась на протяжении веков самыми выдающимися умами, и, тем не менее, в ней нет ни одного пункта, которого нельзя было бы оспорить. Сомнение есть один из актов мышления. Единственное, что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю – следовательно, существую).

Согласно Декарту, в разуме человека заложено также убеждение об объективном существовании мира, ибо в нашем мышлении присутствует идея Бога. По Декарту, Бог создал человека и вложил в человеческий ум понятие о Себе. Врожденностью идей Декарт объяснял также ясность интеллектуальной интуиции человека.

 

***************************************************************************

№9

Спиноза и Лейбниц

Баруха Спиноза (1632-1677)

Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называемой Богом, или Природой, которая выступает как причина самой себя. Философ придерживается точки зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира. Субстанция Спинозы обладает бесчисленным множеством атрибутов, но из этого множества человеку открыты только два: мышление и протяженность, которые предстают перед человеком как множество единичных вещей (модусов).

 

Отношения души и тела Спиноза интерпретирует с позиции философского монизма. Тело и душа суть разные выражения одной сущности. Единство того и другого открывается лишь при условии ясного знания того, что называется интеллектуальной интуицией.

 

Спиноза считал, что мудрость должна преодолевать рабство человеческих страстей и находить подлинную свободу в ясном и спокойном миросозерцании. Человек Спинозы думает не о смерти, а о жизни, как и надлежит думать свободному и мудрому существу.

 

Готфрид Лейбниц (1646-1716)

 

Лейбниц создал принципиально новую систему рационализма, он отверг также пантеизм Спинозы, растворявшего в Боге все сущее. Ядром философии Лейбница выступает понятие монады, представляемой простой и неделимой духовной сущностью. Бытие монад есть внутренняя деятельность представления.

 

Применительно к декартовой проблеме отношения души и тела монадология Лейбница предстает как способ сохранить независимость души и тела и в то же время объяснить их согласованность. Познание – это процесс постепенного осознания того, что имеется в бессознательном. Врожденные идеи рассматриваются как возможность, к которой человек может идти, как к бессознательному в себе.

 

***************************************************************************

№10

Эпоха Просвещения

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! - таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.

В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали теории естественного права, общественного договора и гражданского состояния.

Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность.

Теория общественного договора развивала идеи Гоббса и Локка, в соответствии с которыми государство - результат необходимости защищать свободу и собственность.

Понятие гражданского состояния в учениях Гоббса и Локка понималось как преодоление естественного и связывалось с образованием государства.

 

***************************************************************************

№11

Джон Локк и материализм

Джон Локк (1632-1704) разработал материалистическую гносеологию. Идеи и понятия, согласно Локку, не являются врожденными, они возникают в процессе взаимодействия человека и внешнего мира. Ребенок рождается без всяких идей. Его душа подобна «чистой доске».

Все идеи и представления человек черпает из внешнего и внутреннего опытов. Под внешним опытом философ понимал воздействие на человека предметов объективного мира, которые вызывают у него соответствующие ощущения и восприятия, являющиеся первой и основной ступенью познания. Органы чувств доставляют простые идеи, которые не разлагаются, например: идеи цвета, движения, протяжения, мышления и т.д.

Мыслитель разработал свое учение о первичных и вторичных качествах. Однако выделение первичных и вторичных качеств свидетельствует об осознании Локком недостаточности эмпиризма.

Социально-политический процесс Локк рассматривал как развитие человечества от естественного состояния до гражданского общества. Локк полагал, что:

  1. для естественного состояния общества характерны равенство людей;
  2. государство – результат необходимости защищать свободу и собственность;
  3. разделение властей – основной принцип конституционного правления;
  4. народ имеет право на свержение правительства.

 

Материализм

Одной из исторических форм философии Просвещения во Франции является материализм (Ламетри, Гольбаха, Дидро). В центр своего внимания философы-материалисты ставили человека, его интересы и стремления, который рассматривался ими как часть природы, связанная с ней реальными физическими отношениями. Материалисты-просветители боролись за коренное изменение общественных отношений.

 

Единственным источником знаний человека о внешнем мире французские материалисты считали ощущения. Подчеркивая их роль в познавательном процессе, они не понимали еще всей значимости мышления как высшей ступени познания. Умственные операции сводились ими лишь к способности мозга сопоставлять ощущения, комбинировать и группировать их.

 

Титаническим делом французских материалистов стало создание знаменитой «Энциклопедии». Решительно выступая против засилия клерикализма, французские мыслители призывали к познанию вечной, бессмертной природы, без знания законов которой человек не может быть счастливым.

 

***************************************************************************

№12

Гегель. Учение о диалектике

Подлинной исторической заслугой немецкого философа является разработка диалектического метода. Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии. Гегель стал первым в создании диалектического метода и диалектического ведения реальности.

 

К особенностям Гегелевской диалектики относят:

  1. Обоснование универсальных, объективных принципов развития.
  2. Разработка диалектической системы категорий.
  3. Обоснование противоречия как источника развития и описание механизмов его возникновения и разрешения. В качестве базового концепта выступает триада «тезис – антитезис – синтез». Синтез в свою очередь является новым тезисом и цепочка повторяется.
  4. Идеалистический характер диалектики, т.е. в первую очередь развивается только сфера идей, в то время как природа и история выступает как что-либо произвольное по отношению к ней.
  5. Абсолютизация триады, т.е. отрицание возможных попятных или регрессивных движений, отрицание случайностей.
  6. Финалистский характер развития.

 

Диалектика Гегеля не была диалектикой объективной действительности. Ее законы и категории философ выводил не и природы и человеческой истории, а умозрительно, навязывая их природе и обществу в качестве законов чистого мышления. Именно поэтому Гегелем нередко высказывались абсурдные мысли, например, о развитии природы в пространстве, а не во времени или о завершении исторического движения познания его философской системой.

 

***************************************************************************

№14

Людвиг Фейербах

Труды Фейербаха «Основные положения философии будущего», «Сущность христианства» и другие сыграли значительную роль в дальнейшем развитии материалистической философии. Фейербах ставил вопрос о коренной реформе философии. Необходимость ее он пытался увязать с новыми задачами человечества, его потребностями. Подлинная философия, по Фейербаху призвана носить антропологический характер. Фейербахом была разработана так называемая концепция «разумного эгоизма» - человеку достаточно лишь осознать свою независимость от других людей, чтобы понять, что реализация его личного стремления к счастью связана с необходимостью способствовать осуществлению таких же желаний у других.

Учение Фейербаха о человеке носило ограниченный характер. Человек как отправной пункт был конкретен лишь в физиологическом отношении, в плане же социально-историческом он представлял собой абстракцию, созданную на основе того образа человека, который запечатлен в религиозном сознании. Философ не сводил всякую реальность к механическому движению, а рассматривал природу как организм. Внимание философа было направлено не на отвлеченное понятие материи, а на человека, являвшего собой психофизическое единство души и тела.

 

Фейербах говорит о «вполне законном эгоизме» угнетенной массы, о том, что «эгоизм ныне угнетенного большинства должен осуществить и осуществляет свое право и начнет новую эпоху истории».

 

№15

Марксизм

Предпосылки (теоретические):

  1. классическая немецкая философия: диалектика Гегеля и материализм Фейербаха;
  2. классическая политическая экономия – трудовая теория Смита, Риккардо.
  3. социально-утопические проекты.

 

Предпосылки (естественнонаучные):

  1. эволюционная теория Дарвина;
  2. закон сохранения и превращения энергии Майера;
  3. открытие Шванном и Шлейденом органической клетки.

 

Важнейшими частями философской системы выступают диалектический и исторический материализм, экономическая теория и научный социализм. Исходя из тезиса о примате материального над идеальным, Маркс конкретизирует его применительно к обществу как первичность в конечном счете общественного бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей есть прежде всего проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это приводит к революционным выводам о необходимости насильственной смены экономической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат, и о построении социалистического, а затем коммунистического общества. Наиболее значительным в данной концепции в философском плане является учение о диалектике и распространение его на исследование всех сторон бытия.

Одновременно именно в марксизме утверждается идея о том, что время философии в ее традиционном значении миновало и ее место занимает высшая стадия в развитии философии - диалектический материализм как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (Ф. Энгельс).

Экономическую общественную формацию сменяет путем социальной революции коммунистическая формация. Ей присущи:

· отсутствие эксплуатации человека человеком и противопоставление умственного труда физическому;

· превращение труда в первую потребность жизни;

· всестороннее развитие индивидов, в результате чего «общество может написать на своем знамени: «каждый по способностям, каждому по потребностям».

 

***************************************************************************

№17

В.И. Ленин

Особое место в эволюционном процессе марксизма в конце XIX и первой четверти ХХ вв. принадлежит Ленину. Ленин внес заметный вклад в решение проблем познания, практики, законов и категорий диалектики. Широта спектра проблем социальной философии в ленинских трудах свидетельствовала о том, что данный исторический период требовал новых подходов к анализу социальной действительности, новых идей и решений. И тем не менее Ленин во многом воспринял "позднее" направление развития марксистской мысли, где приобрели самодовлеющее значение такие понятия, как "диктатура пролетариата", "разрушение старого общества", "уничтожение частной собственности", "машина классового подавления", "революционное насилие", "завоевание власти" и т.д.

Ленин и его сподвижники, используя революционную ситуацию, стремились провести в жизнь левокоммунистические установки, принципы радикализма и военного коммунизмам. Если у Энгельса в последние годы появилось теоретическое положение об исключительности государственной собственности при социализме, то у Ленина — о капиталистической монополии как ближайшей предпосылке нового строя.

 

"Для настоящего революционера, — с предостережением писал Ленин,— самой большой опасностью, может быть, даже единственной опасностью, является преувеличение революционности, забвение граней и условий уместного и успешного применения революционных приемов. Настоящие революционеры на этом больше всего ломали себе шею, когда начинали писать "революцию" с большой буквы, возводить "революцию" в нечто почти божественное, терять голову, терять способность самым хладнокровным и трезвым образом соображать, взвешивать, проверять..." Данное положение направлено против тех, кто склонен абсолютизировать революционный метод, считать его единственно возможным при решении различных проблем без учета социально-экономических и политических изменений.

 

***************************************************************************

№18

Философия прагматизма

Прагматизм (гр. pragma—дело, действие) — название философского воззрения, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, жизненной практикой. Прагматизм оказал ни с чем не сравнимое воздействие на интеллектуальную жизнь США.

Развитие философского (Ф. Ницше, А. Бергсон) и естественнонаучного знаний (Ч. Дарвин) выявили тенденцию к радикальному пересмотру природы знания и истины. Эта тенденция получила свое развитие и завершение в философском учении прагматизма, созданном усилиями трех выдающихся американских мыслителей: Чарльза Пирса (1839-1914), Уильяма Джеймса (1842-1910), Джона Дьюи (1859-1952).

Пирсом различаются два состояния сознания: сомнение и вера. Сомнение — колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние. Вера — готовность действовать определенным образом, уверенность в успехе. Успешный переход



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.55 (0.018 с.)