Бытие духовного (идеального) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бытие духовного (идеального)



Бытие индивидуализированного духовного – это проявления сознания индивидуального человека, а также различные формы бессознательного.

Бытие объективированного духовного – это формы материализации духовных образований, порождаемых человеческой культурой.

 

Бытие социального

Бытие отдельного человека в обществе и истории имеет много общего с социальным измерением специфически человеческого бытия и охватывает процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в рамках определенного человеческого сообщества в конкретную историческую эпоху, а также механизмы предопределенности его поведения и деятельности спецификой общественно-исторических условий и активного воздействия с его стороны на исторический ход событий.

Бытие общества – это совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного организма в единстве материально-производственной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, культурно-цивилизационых явлений и процессов.

 

***************************************************************************

№27

Материя

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Ее эволюция связана с тремя основными этапами развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения.

 

Первый этап – это поиск материального начала, образующего первооснову всего природного многообразия. Вначале это были стихии, затем – атомы. Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи».

Второй этап (Новое время) – материей обозначалась вещь, обладающая всеобщими атрибутами – массой, протяженностью и т.д.

 

Третий этап (вторая половина 19-20 вв.) – материя определяется на основе субъект-объектного отношения и рассматривается в качестве философской категории, которая обозначает объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия и общественного бытия в частности.

 

***************************************************************************

№28

Движение

Движение – это способ существования материи, ее всеобщий атрибут, проявляющийся в непрерывном взаимодействии и изменении материальных образований. Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Тип движения, связанный с качественными изменениями предметов, называется развитием. Наряду с типами движения существуют формы движения, выражающие специфику процессов изменения материальных образований. Выделяют основные, специфические и общие (интегративные) формы движения материи. Критериями их классификации являются следующие признаки:

  1. Наличие специфического материального носителя.
  2. Наличие специфического или системы специфических взаимодействий между объектами, образующими определенный уровень организации материи.
  3. Наличие относительно замкнутой системы законов, управляющих специфическими взаимодействиями.
  4. Генетическая связь высших форм движения с предшествующими.
  5. Несводимость высших форм движения к предшествующим.

На основе отмеченных критериев выделяют пять основных форм движения материи:

Механическую – пространственное перемещение любых материальных образований.

Физическую – охватывает взаимодействие материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном, микроэлементарном, ядерном и атомном уровнях.

Химическую – включает процессы взаимодействия и изменения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях.

Биологическую – взаимодействия и сопутствующие им изменения объектов, образующих уровни организации живой материи.

Социальную – включает процессы взаимодействия социальных групп.

 

Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи.

 

Общие (интегративные) формы движения материи представляют собой общий способ бытия, общий тип функционирования материальных систем.

 

************************************************************************

№29

Пространственно-временная структура бытия

Понятие пространство обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

 

К основным свойствам пространства относят:

· Размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы.

· Изотропность – свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений.

 

Основное свойство времени:

  • Необратимость (одномерность) – способность процессов развертываться лишь в одном направлении.

 

В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:

 

  1. Субстанциальная наука: пространство и время существуют независимо от материи. Можно убрать из пространства все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит.
  2. Реляционная концепция зародилась в недрах диалектической традиции. Пространство и время мыслятся не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи.

В результате формируются неклассические представления о пространстве и времени:

    • Пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения;
    • Пространство и время взаимосвязаны;
    • Свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества.

Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления, что позволяет выделить:

Социально пространство – это пространственные структуры, функционирующие в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойственный им образ жизни людей.

Социальное время – это мера изменчивости социальных процессов, форма упорядочения человеческой деятельности как универсального способов бытия социума и человека.

***************************************************************************

№30

Диалектика

Диалектика — это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Ее основные принципы:

· Развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);

· Всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие между вещами, явлениями и их свойствами).

 

Законы диалектики подразделяют на:

  • Основные

 

1. закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия;

2. закон перехода количественных и качественных изменений;

3. закон отрицания отрицания.

 

  • Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью.

 

Трансформацию представлений о развитии принесла синергетика, выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации.

Исторические и современные формы диалектики. Этот термин ввел в употребление Сократ, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в диалоге. В античности диалектика стала трактоваться как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.

В новоевропейской философии это понятие приобретает новые смыслы. Гегель трактует диалектику как теорию развития и универсальный метод мышления. У Маркса и Энгельса диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

 

В отличие от классических эталонов есть целый ряд неклассических диалектик:

  • Экзистенциальная диалектика
  • Критическая диалектика
  • Трагическая диалектика
  • Негативная диалектика

 

***************************************************************************

№31

Законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей:

Гераклит считал, что мир никем не создан, а есть "вечно живой огонь...", "горение" которого поддерживается через взаимодействие противоположностей. Отрицание объективности противоречий характерно для средневековой схоластики.

Основные понятия закона. Основным здесь является понятие "противоположность". Это было замечено еще Гераклитом и Аристотелем. Позднее диалектик Гегель сформулировал тезис о самопротиворечии всего существующего. Противоположности — это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение. Развитие представляет собой процесс возникновения и разрешения противоречий. Основные виды противоречий. Количественное и качественное разнообразие мира (материального и духовного) приводит к многообразию противоречий. Поэтому есть необходимость сделать классификацию противоречий. Внутренние и внешние противоречия.

Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения. Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления.

 

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной веши, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Взаимопереходы количественных и качественных изменений, их взаимодействие обусловлены сложной диалектикой развития явлений и процессов действительности. Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий "качество", "количество", "мера", "скачок".

Методологический аспект данного закона раскрывает его роль в процессе познания качественных и количественных характеристик объектов. Качественное многообразие природы непосредственно фиксируется чувственным созерцанием, многоцветным, ярким образом.

 

Закон отрицания отрицания:

Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают еще более или менее завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. Вопрос о направлении развития особенно актуален для общества. Для человека и человечества важно понять, к чему ведут изменения в обществе. В повседневной практике человек постоянно пользуется понятиями "новое" и "старое", но не всегда задумывается, как они соотносятся друг с другом. На эти и другие вопросы отвечает закон отрицания отрицания, который впервые в истории философии был сформулирован Гегелем. Замена старого новым обозначается понятием "отрицание". Отрицание — это:

1) результат внутренней противоречивости вещей и явлений, это то, что им присуще самим по себе, т.е. налицо самоотрицание;

2) диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно: оно представляет единство уничтожения (разрушения) и возникновения (создания) нового;

3) отрицание конкретно и разнообразно, что зависит от природы вещи и условий развития.

Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового.

 

***************************************************************************

№32



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.74.73 (0.139 с.)