Что такое бытие как предельное основание в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое бытие как предельное основание в



Понимании мира?

Философия как особая форма интеллектуальной деятельности постигает объективную действительность посредством теоретического мышления, которое не «замутнено» чувственными повседневными впечатлениями и переживаниями в процесс взаимодействия с эмпирической данностью мира. Именно в силу этой её особенности многие философы называли философию «душой культуры», «эпохой схваченной в мысли», «квинтэссенцией эпохи», «мыслью вслух» и т.п.

Обращаясь к окружающему миру, к различным событиям, люди обнаруживают, что мир противоречив, что он изменчив и постоянен одновременно. Задумываясь над этим, стремясь понять окружающий мир, обнаружить связи между различными событиями, порой отдаленными друг от друга, человек обнаруживает, что обо всем, о чем он задумывается можно сказать: это было, это есть, это будет. Совокупность всех состояний явлений и процессов в прошлом, настоящем и будущем составляет содержание понятия «действительность» или «реальность». Среди мира вещей и процессов имеют место такие, которые существуют объективно вне нас, вне нашего сознания, которые называют «объективной действительностью» или «объективной реальностью».

Но в процессе жизнедеятельности людей существует и другого рода реальность, связанная с сознанием, выражающем мысли, понятия, мнения, предрассудки, образы, научные и ненаучные знания, которую называют субъективной реальностью. Явления и процессы, образующие субъективную реальность, существуют в сознании человека, в его мышлении, и выражаются в мыслях и образах, в научных знаниях, художественных образах и т.п. Создавемая людьми субъективная реальность определенным образом связана с объективной реальностью, как и сам человек связан с окружающим его миром. Мысли, образы, чувства, желания, составляющие содержание субъективной реальности, побуждают человека к деятельности и направляют её на удовлетворение потребностей и обоснование интересов.

Таким образом, существующая вне человеческого сознания объективная реальность и являющаяся продуктом человеческого сознания и существующая в нем субъективная реальность, несмотря на серьезные различия по форме существования, находятся в тесном единстве, взаимосвязаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Эта глубинная связь их единства и взаимодействия, охватывающая все возможные состояния объективной и субъективной реальности, всю действительность в прошлом, настоящем и будущем, отражается и фиксируется философской категорией «бытие», которую многие мыслители считают основанием философии, ибо при рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего, а осмысление бытия позволяет понять сокровенные (скрытые) основы существования как многообразного мира природы, так и коренные вопросы, которые человек способен ставить перед собой в самые сложные периоды своего существования. Размышления о бытии позволяет философской мысли охватить всю Вселенную, как бы соединяя бесчисленные миры, времена, жизни и судьбы многих человеческих поколений. Философские проблемы бытия изучаются специальной философской дисциплиной – онтологией, являющейся учением о бытии, сущем, а также формах его организации, атрибутах и фундаментальных принципах.

Античный философ Парменид одним из первых в западно-европейской мысли ввел и стал употреблять философское понятие «бытие» в его общем абстрактном значении. Данное понятие позволяет выявлять и изучать предельно общие связи и отношения реальной действительности. Проблема бытия возникает тогда, когда такие универсальные предпосылки становятся предметом размышления людей. Установив, что мир есть, существует, человечество постепенно приходило к выводу, что мир существует везде, а отсюда возникали вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ - всегда был, есть и будет, другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет свое начало и конец.

Специфика философского понимания бытия состоит в том, что люди в процессе познания отвлекаются от отдельных предметов, их конкретных признаков и состояний, от различий между природой и человеком, индивидами и обществом, материальным и духовным и ищут общее между всеми ними. Это общее заключается в том, что они существуют здесь и сейчас, существовали в прошлом и будут существовать в будущем, составляя определенную целостность. Отсюда можно сказать, что бытие выступает как предельно общее понятие (высший уровень абстрагирования), которое объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы, образующие определенную целостность. Иначе говоря, философская категория бытия обозначает весь существующий мир (природа, человек и общество, знание) в его многообразии, целостности и единстве. Понимание бытия мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует.

Таким образом, в категории бытия интегрируются основные характеристики существующего мира, которые заключаются в том, что, во-первых, мир есть и существует как беспредельная и непреходящая целостность; во-вторых, природное и духовное, индивидуальное и общественное существуют в различных формах, но их существование выражает собой единство мира; в-третьих, в силу объективной логики существования и развития мир в различных формах своего существования образует совокупную реальность, действительность, которая предзадана сознанию и деятельности конкретным индивидам и поколениям людей.

Целостный мир – это всеобщее единство, которое включает в себя множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, явлений, состояний, живых организмов, человеческих индивидов. Общие связи бытия проявляются не иначе, как через связи с отдельными предметами, явлениями, процессами. Каждое отдельное по-своему неповторимо, уникально. Но как бы ни были уникальны единичные проявления бытия, практика и познание требуют, чтобы отдельное обобщалось, объединялось в группы, в обширные целостности. При этом учитывается то, как именно отдельное существует. Обнаруживая определенное сходство условий, способов существования отдельных вещей, предметов и процессов, философия объединяет их в такие группы, которым присуща общность формы бытия. Вместе с тем, в процессе познания и практики в предметах обнаруживаются не только предельно общие свойства и связи, но и что-то неповторимое, несходное при сравнении их с другими предметами, явлениями. Все это выступает в качестве особенного, а бытие предстает как единство всеобщего, особенного и единичного.

Таким образом, бытие характеризует собой многоуровневый, саморазвивающийся процесс, который не может быть сведен только к предметно-вещественному миру. В этой связи принято выделять следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, включающее бытие вещей, процессов, состояний природы, т.е. бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, которые произведены человеком;

2) бытие человека, подразделяющееся на бытие человека в мире вещей как представителя вида биологической популяции и специфически человеческое бытие, проявляющееся в системе различного рода общественных (социальных) отношений;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное, духовное, проявляющееся как внеиндивидуальное или надиндивидуальное духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества в целом или общественное бытие.

Каждая форма бытия имеет свою специфику и представляет собой исторически развивающуюся систему.

Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности были и остаются сегодня вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и деятельности людей, получившей название «первая природы». О бытии первой природы можно утверждать, что ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и независимо от сознания человека. Именно в этом – коренное и постоянное отличие природы (ее вещей, процессов, состояний) как особой формы бытия.

Бытие вещей, процессов включает в себя не только естественную природу, но и природу, созданную человеком, т.е. очеловеченную природу, в которой опредмечен труд и знания человека. Эта форма бытия связана с целесообразным характером обеспечения жизнедеятельности людей, в то время, как развитие природы подчинено естественно-исторической закономерности и не терпит чуждой, навязанной ей цели. Бытие предметов второй природы представляет собой единство природного материала и опредмеченного идеального содержания. Перед последующими поколениями такая реальность выступает как объективно заданные условия жизни и деятельности.

В процессе жизнедеятельности человек для удовлетворения потребностей начинает воздействовать на окружающую его «первую» природу. Результатом этого воздействия возникает и формируется целый мир произведенных человечеством вещей, процессов, состояний, который назван «второй природой» или миром человеческой культуры.

Специфика бытия предметов «второй природы» и ее целостности состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность, в предметах которой воплощены труд, опыт и знания людей, т.е. в них присутствуют элементы социального опыта, знаний, обретающих надличностный характер и составляющих «социальную душу» мира «второй природы»

«Вторая природа» – мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это – орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации, до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций.

Отличие бытия предметно-вещного мира культуры от бытия природных вещей – это не только отличие искусственного (созданного, произведенного) от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизационное бытие.

Бытие отдельного человека специфично и уникально. Но есть в нем моменты, которые выступают общими и для человека, и для любой преходящей вещи природы. Поскольку тело человека есть тело природы, то нельзя не учитывать предпосылки, которые являются общими для всех без исключения природных тел. В этом аспекте рассматривается вопрос жизни и смерти, который включен в более широкую проблему генезиса и эволюции самого человека, как родового существа. В процессе человеческого бытия, каким бы специфическим оно ни было, с необходимостью существуют потребности для удовлетворения первичных предпосылок сохранения и обеспечения телесного (природного) существования. Без этого вообще невозможно человеческое существование.

Вместе с тем бытие отдельного человека - непосредственное единство и автономия тела и духа. Функционирование тела, регулируемое работой головного мозга и нервной системой, тесно связано с психикой, духовной жизнью отдельного человека. Состояние духа в известном смысле зависит от здоровья тела человека.

Специфической особенностью человеческого бытия является наличие неоднозначной, неуниверсальной детерминации (причинного действия) существования человека со стороны его тела. Это означает, что человек действует при удовлетворении своих потребностей не в простом соответствии с «повелениями» природы, а в соответствии с нормами и формами конкретно-исторического этапа развития общества. Иными словами, эгоизм телесных, биологических потребностей зачастую регулируется и трансформируется духовно-нравственными, социальными по содержанию мотивами.

Существование человека не ограничивается рамками природно-телесного, его специфика раскрывается как пересечение трех относительно различных бытийных измерений, когда: во-первых, отдельный человек рассматривается как мыслящее и чувствующее тело; во-вторых, в качестве продукта эволюции природы человеческий индивид принадлежит к виду Homo sapiens; в-третьих, человек существует и как социальное существо. Таковы исходные характеристики бытия человека.

Люди существуют, а вместе с ними реально существует человеческое сознание. Человек и его сознание лишь одно из звеньев в бесконечной цепи единого бытия.

Единство и автономия сознания в бытии человека проявляется в двух формах: индивидуализированное духовное и объективированное духовное. Первый вид включает в себя, прежде всего, сознание. Специфика существования сознания заключается в исключительной подвижности его процессов и в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. И только в процессе исторического развития люди учатся наблюдать за тем, что происходит с их сознанием, обсуждают состояние своего сознания с другими людьми. На этом держится человеческое общение и, в немалой степени, культура.

Духовное невозможно без материальных носителей. Но имеются такие формы материализации духовного, которые рождаются в лоне культуры и принадлежат к внеиндивидуальным формам её бытия. Наиболее универсальны естественные и искусственные, знаково-символические формы существования, воплощения духовного. Скажем, буквы, слова, предложения, разнообразные варианты языка - это реальность, которая связана с сознанием и в то же время обособлена от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Им эта реальность дана как особый мир, запечатленный в "памяти" человеческой культуры, в памяти человечества.

В процессе самореализации бытия особое значение принадлежит социальному (общественному) бытию, понимаемому как многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Основу бытия социального составляет социально-производственная, коллективная деятельность людей. По структуре социальное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью и многообразными отношениями между людьми. Деятельность выступает главным системообразующим фактором социального бытия.

Развитие социального бытия осуществляется в процессе непрерывного взаимодействия с бытием «первой» и «второй» природы, бытием индивидуальным, представляя собой единство предметности и процессуальности, не только как результат жизнедеятельности индивидов, но и как конкретно-исторический, уникальный процесс организации бытия. Общественное бытие предстает как объективная реальность, которая первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Выделение сфер бытия (природа, общество, человек, сознание), позволяет теоретически зафиксировать, что явления, события, процессы, включенные в эти сферы, образуют определенную целостность. Вместе с тем, возникает вопрос: имеется ли нечто объединяющее эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? Если можно говорить о единстве, то что составляет основу этого единства? Это приводит к представлению о некоторой общей основе, обеспечивающей целостность и самоорганизацию бытия.

В основе представлений о самоорганизации бытия лежит принятие некоей первоосновы, которая самодостаточна и для своего обоснования не требует ничего иного. Для обозначения самодостаточного, самообусловленного бытия используется понятие «субстанция», фиксирующее абсолютное начало. Субстанция – это то, что существует само по себе и существует само через себя, т.е. то, представления чего не нуждаются в другой вещи, из которой оно могло образоваться. В качестве субстанции можно мыслить и материю, и дух.

Исследовать вещи и явления в аспекте их субстанциональности – значит анализировать их существование с точки зрения внутренних причин и взаимодействий, понимать причинную обусловленность.

С категорией «субстанция» связано понятие «субстрат», понимаемое как фундаментальный слой реальности. Всякий конкретный субстрат выражает специфическое качество. Субстратом социальной жизни является человек, целесообразная деятельность которого лежит в основе всех социальных изменений.

Учения, объяснявшие единство мира и исходящие из одной субстанции, называются монистическими. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (Гераклит, Демокрит, Спиноза) и идеалистический монизм (Платон, Беркли, Гегель). В современной философии выдвигаются различные иррациональные реальности на роль субстанциональной основы мира («воля к власти» Ф. Ницше; «жизненный порыв» А. Бергсон и др.). Монизму противостоят дуалистические (Р. Декорт, И. Кант) и плюралистические (монадологический плюрализм Г.В. Лейбница, плюралистическая концепция У. Джеймса и др.) концепции.

Современные представители материалистического монизма рассматривают сознание не как субстанцию, а как особое свойство материи, присущее только высшим формам её организации. В материалистическом понимании субстанции подчеркивается её объективность, абсолютность, несотворимость и неучтожимость, необусловленность её существования каким-либо духовным началом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.014 с.)