Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое движение как способ бытия материи.

Поиск

Материя, будучи субъектом всех своих изменений, раскрывается через свои конкретные формы организации и взаимодействия. Любой объект материи как система существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения (в силу внутренних и внешних взаимодействий). Движение внутренне присуще материи. Движение – атрибут, неотъемлемое свойство материи и всех ее образований. Наличие движения в реальном мире, постоянно изменяющееся бытие признают практически все философские течения. Но в основе метафизических, идеалистических и религиозных концепций лежит отрыв материи от движения и движения от материи.

На трудности в понимании движения обратили внимание еще древние мыслители. Движение, как философскую категорию, наиболее подробно проанализировал Зенон Элейский (V в. до н.э.). Им был сформулирован ряд апорий (от греч. aponia – безвыходное положение), где показана сложность рационального понимания движения в силу его внутренней противоречивости. В апории «Стрела» Зенон, например, рассуждал так: когда летящая стрела движется по траектории, то в любой момент она находится в определенном месте и может быть зафиксирована в состоянии покоя, т.е. другими словами, её скорость равна нулю. Следовательно, движение можно рассматривать как следующие одно за другим состояния покоя. Сложив нули скоростей, Зенон подучил равную нулю сумму и сделал вывод: движения нет.

Конечно, здесь имеется ошибка, которая в философском аспекте заключается в следующем: отсутствует понимание внутренней противоречивости самого движения, ибо стрела одновременно и находится в определенном месте, и не находится в нем. И это не игра слов, но отражение в понятиях реального процесса движения, аналогичного тому, в котором проявляется корпускулярно-волновая природа света, а также сущность субатомных элементарных структур (они и частица, и волна одновременно).

Вплоть до середины XIX в. движение понимается, как только механическое движение. К середине XIX в. само естествознание накапливает массу таких сведений о физических, химических, биологических процессах, которые не могут быть объяснены о точки зрения механической формы движения, с помощью лишь науки механики.

Чтобы преодолеть механистический взгляд на движение философии и естествознании, необходимо выделить такой признак, который имел бы действительно всеобщий характер, был присущ всем без исключения видам материи. В качестве такого признака выступает изменение.

Однако этот признак еще не позволяет раскрыть полную структуру процесса движения. Поэтому наряду с данным признаком в философии подчеркивают неразрывную связь движения с материей, определяют движение как «атрибут» материи, «способ существования» материи.

Из положения о неразрывной связи материи и движения следует, что движение обладает всеми атрибутами материи – оно объективно, независимо и первично по отношению к сознанию, носит всеобщий характер, оно вечно во времени и бесконечно в пространстве, оно несотворимо и неуничтожимо. Движение немыслимо вне или до материи, так же как и материя немыслима вне или до движения. Движение непрерывно себя «поддерживает» благодаря противоречию, которое представляет собой внутреннее состояние материи. Противоречие поэтому является источником движения материи и в связи с этим движение понимается как самодвижение. «Противоречие – корень всякого движения и жизненности» (Гегель). Основанием движения является взаимодействие, которое объединяет мир в единую целую систему. Тело, объект, мыслимые вне взаимодействия с другим (другими) телами, объектами, лишены способности проявить себя, свое бытие, свою природу. Следовательно, и не могут быть познаны.

Можно говорить о двух типах движения. Первый – это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Второй – это движение, связанное с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Такого рода движение характеризуется как развитие, которое всегда связано с преобразованием одного качества в другое, с направленным формированием новых систем, новых типов организации (через взаимодействие), которые рождаются из предшествующих им систем.

Следует выделить две разновидности развития, учитывая системную организацию материи. Первая разновидность – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки существующего вида материи, определенного уровня её системной организации (например, эволюция звезд, формирование новых видов животных и растительных организмов и т.д.). Вторая – процессы перехода от одного порядка к другому (скажем, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации, а от них к человеку).

Для выявления сложности, противоречивости движения как способа существования материи важным представляется соотношение движения и покоя. Согласно философской традиции, движение имеет свою противоположность, покой. Это означает, что покой – это такое свойство движущейся материи, которое не существует где-то отдельно наряду с изменяющейся материей, а состояние материи, которое осуществляется в самом процессе её движения и существует благодаря только движению. Покой – есть момент движения и все – где относителен, движение же абсолютно.

Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества (предмет – есть единство устойчивости и изменчивости), Возможность относительного покоя выступает условием дифференцирования материи, условием существования конкретного бытия определенных тел, конкретных форм общности людей, цивилизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.01 с.)