Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каково соотношение субстанции и материи?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выделяя сферы бытия (космос, общество, сознание), мы неявно полагали что явления, события, процессы, включенные в эти сферы, образуют определенную целостность. Вместе с тем, возникает вопрос: имеется ли нечто объединяющее сами эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? Идея такого единства приводит к представлению о некоторой общей основе существующего: быть или вовсе не быть – вот здесь вопрос о первоначале философии. При ответе на этот вопрос в философии была выработана категория субстанции (по-латински означает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которых и через которые субстанция существует. Учения, объяснявшие единство мира, исходя из одной субстанции, называются монистическими. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве субстанции можно мы слить и материю, и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учения Гераклита, Демокрита, Спинозы) и идеалистический монизм (например, учения Платона, Беркли, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя сосуществующими исходными началами – материальным и идеальным (Аристотель, Декарт, Кант). Можно говорить о плюрализме (лат. pluralis – множественный), но разумеется, не в смысле множества мнений, взглядов, а в научно-философском смысле. Например, древнекитайские философы утверждали, что первооснов, «семян вещей» много, как минимум пять, древнеиндийские философы – четыре. Современные представители материалистического монизма рассматривают сознание не как субстанцию, а как особое свойство материи, присущее только высшим формам ее организации. В материалистическом понимании субстанции подчеркивается ее объективность, абсолютность, несотворимость и неучтожимость, необусловленность ее существования каким-либо духовным (или иным) началом. Б. Спиноза выдвинул в этом плане идею causa sui – материя является причиной самой себя. В истории философии близким к понятию субстанции, фактически совпадающим с ним было понятие материи. Материя здесь традиционно понимается как единая, универсальная основа, субстрат всех вещей и явлений объективного мира. Наибольшее распространение имело субстратное понимание материи, когда утверждалось существование некоего фундаментального субстрата – «праматерии», «первоматерии», из которой якобы построены все объекты в мире». У Демокрита, например, роль «праматерии» играли атомы, у Декарта – эфир, у Гольбаха – вещество как таковое. Или конкретное вещество, у Фалеса – вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Важное значение в истории развития материализма имело понимание материи как причины самой себя. Например, Спиноза понятие субстанции отличает от субстратного понимания материи, поскольку речь идет о существовании конечной основы, причины. Гегель также не считал субстанцию субстратом, ибо субстанция есть причинное отношение. Понимание субстанции как причины всех формообразований не связано с понятием конечной причины, первоначала и обозначает универсальную, причинную обусловленность объектов. В то же время нужно учитывать, что понятие субстанции как причины самой себя раскрывается в этом смысле как взаимодействие материальных объектов, которое является основой их конкретного бытия, изменения, развития. Материя в таком понимании действительно есть субстанция и выступает единством основы и обосновываемого, единством конечного и бесконечного многообразия. Но даже если употреблять понятие «субстанция» только в смысле того общего, что присуще всем материальным объектам то и в этом случае нельзя ставить знак равенства между материей и субстанцией, ибо материя есть все-таки единство субстанций и всех ее атрибутов (универсальных характеристик объектов) и модусов (неуниверсальных характеристик объектов), их состояний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.006 с.) |