Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое аксиология и что она изучает?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С середины XX в. и по сию пору подвержены стремительным изменениям и наука, и философия, и естествознание. Стремительно меняется мир и вслед за ним преображается его «духовное сопровождение». В нем появились совершенно новые, наряду с традиционными, составные части, учения и доктрины. Такие разделы, которых еще не было в 1959 – 2000 гг., сегодня уже признанные научные дисциплины. К их числу принадлежит и философия науки, и аксиология, и вернулась из небытия проблема онтологии, и т.д. Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – наука, или учение о ценностях духовно-практической жизни индивидов и человеческих сообществ. Проблема ценностей ставилась И. Кантом, Э. фон Гартманом, М. Вебером, а также неокантианцами Баденской школы философии. Эти и ряд других философов считали, что проблема ценностей не поддается строгому научному анализу и относится к области вненаучного, точнее социально-гуманитарного знания. Однако в XX в. целесообразность ценностной ориентации становится насущной проблемой не только социально-гуманитарного знания, а всей системы наук, в том числе и естественнонаучных. Дело в том, что аксиологизация – процесс проникновения субъективных элементов в систему объективного знания – стала насущной проблемой особенно после середины прошлого века, когда обнаружилось проникновение, а иногда и сильнейшее влияние гуманитарных знаний на естественно-научные дисциплины. К тому времени исторически сложившиеся методы привели к тому, что стало необходимо ориентировать научное познание на выявление адекватной, отвечающей реальности картины мира. Сущность данного принципа сводится к необходимости заострять внимание ученых как на объективности процесса естественно-научного познания, так и на необходимости учета субъективного содержания науки, ибо ее «делают» не безликие существа, а индивиды, имеющие определенное мировоззрение, усвоившие философские категории и принципы, которые в принципе не лишены аксиологических, ценностных аспектов. Аксиологизация естественнонаучных дисциплин, не говоря уже о социогуманитарных науках, проходит под влиянием социальных институтов, политических систем и партий, государственных деятелей, оказывающих поддержку научных проектов, оценивающих вклад ученого данной страны в общемировое развитие науки. Одним из важных факторов работы исследователей является нравственный фактор как определенное средство и побудительный мотив, направляемый на достижение успехов в научной деятельности. Нравственные (аксиологические) ценности поэтому неустранимы в науке. Повышение степени аксиологичности науки включает в себя несколько аспектов. Во-первых, объективная логика развития науки рождает такое разнообразие направлений познавательного процесса, что приводит к постановке вопросов о реальности и даже необходимости и ценности их осуществления. Это создаст особую интеллектуальную проблему выбора приоритетных (и ценных с позиции общемирового уровня развития науки) областей в познавательно-практический сфере. Во-вторых, глубина, степень и масштабы воздействия науки требуют возможного (вероятного) прогнозирования отдельных результатов научных исследований, их последствий. В-третьих, естественнонаучное познание все более ориентировано не только на познание и выявление сугубо природных закономерностей, но и на изучение человека, основ его бытия, коммуникативных взаимоотношений с природой. Это вызывает процесс взаимосвязанного, современного развития природы и общества, в котором не только человек переделывает природу, приспосабливается к ней, но и природа приспосабливается к человеку. Этот процесс называется коэволюция, сущность которого состоит в том, чтобы определить согласованные с фундаментальными законами природы параметры и механизмы развития человеческой культуры. Однако здесь возникает у ряда ученых сомнение относительно того, что любой научный процесс при элиминации в нем человеческого фактора лишается по существу ценностного содержания. Как видим, здесь глобальная (масштабная) реализация современных технологических способов взаимодействия в социально-культурной среде может привести к негативным последствиям, Далее, несмотря на утверждения, что фундаментальные естественнонаучные исследования, изучающие объективные природные процессы, якобы в основе своей лишены ценностных аспектов, не вполне корректны и не выдерживают критики, ибо в конечном счете имеют аксиолого-прагматический, точнее нравственный смысл. На практике (и это истина) все фундаментальные естественные науки содержат в себе имплицитно ценностные элементы. Что касается гуманитарных наук, то у них самая высокая степень аксиологической направленности, так как они имеют дело с человеком, его бытием и условиями его существования. На базе научных норм складываются различные социальные технологии, способы рационализации жизненного мира человека. Нормативность и творчество – две взаимодополняющие стороны культуры. В своем историческом бытии нормы наук неотрывны от существующих в настоящее время в культуре ценностей, ибо переводят их в практическую плоскость, когда возникает потребность не только воспользоваться научными нормами, но и создавать на их основе новые научные концепции. В последние десятилетия XX века в науковедении была проделана аналитическая работа по выявлению ценностных форм и компонентов в структуре научного знания; в частности, были указаны основания, нормы и идеалы научных исследований, выделено то общее, что движет ученым, создающим научные концепции, теории или выдвигающем различные гипотезы. Таким общим, по сути дела регулятивным принципом в науке называют «предпосылочное знание» (См.: Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., 2006. С. 500), считая этот принцип одной из форм его функционирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.007 с.) |