Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные идеи общественного прогрессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные глобальные Проблемы современности Глобальные проблемы Современности
Глобальные проблемы современности
Часть ТРЕТЬЯ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ ГЛАВА ХVI
В современной философии изучение истории философии и критика её положений стали отправной точкой для создания новых критических философских концепций. Изучая историю философии, многие сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Если история науки обычно отличается от теории науки: космологические взгляды Птолемея — это не более чем факт истории астрономии и физики, поскольку его взгляды устарели уже после открытий Коперника, то философия часто включает свою историю в качестве элемента своей теории. Философское знание остается актуальным, несмотря на смену эпох. При этом сохраняются смыслы понятий и концептуальная наполненность прежних философских систем. Они не отвергаются новыми теоретическими построениями. Вопрос лишь в том, для чего именно оно нам нужно и каким образом мы к нему относимся. Философия — это особая сфера человеческой мысли. С точки зрения проблем, которые она решает, ее можно считать универсальной. Философия возникла приблизительно одновременно в Китае, Индии и Греции. Поэтому философию можно считать и многообразной, и одновременно монолитной, единой. Она всегда является выражением самых важных вопросов, которые волнуют всех людей без исключения. Однако конкретный философ предлагает такое решение бытийных и познавательных проблем, которое пригодно лишь для определенного времени. Выделение исторических, культурных типов философии, а также мировоззренческих типов позволяет нам упорядочить то многообразие идей и решений, которые мы обнаруживаем в философских текстах. Существование философии как самостоятельного явления связано, прежде всего, с Древней Грецией. Само название «философия» происходит от древнегреческого слова, которое означает «любовь к мудрости». По этой причине неправильно было бы говорить о том, что существует единая мировая философия. Так, например, восточная философия длительное время развивалась самостоятельно, в отрыве от европейской традиции. В Европе о ней стало известно лишь в XIX веке благодаря А. Шопенгауэру. А, следовательно, восточная философия — это особое явление, которое неуместно привязывать к европейской философии. Русская философия также самобытна: у неё свои задачи, свои методы их решения, и с точки зрения преемственности философского знания русскую философию нельзя сводить к западной философской традиции. Основная задача, которая стоит перед историей философии и отличает ее от философии в собственном смысле этого слова, заключается в упорядочении того многообразия идей, которые были высказаны на протяжении ее истории различными мыслителями. Невозможно учесть все типологические основания философии, поэтому назовем наиболее масштабные принципы, определяющие историю философии в качестве самостоятельной дисциплины. Культурный принцип: философия зависит от культуры, представляет собой ее концентрированное выражение и в то же время оказывает на неё влияние. Именно эта общая закономерность лежит в основании противопоставления европейской и восточной философии. Восток и Запад очень долгое время развивались независимо друг от друга. Первые контакты между Востоком и Западом произошли примерно в середине первого тысячелетия, в эпоху великих географических открытий, а восточная философия стала частью европейской культуры только в XIX веке, благодаря А. Шопенгауэру. Да и сейчас трудно сказать, культуры Востока и Запада резко отличаются друг от друга. Конечно, определенный обмен происходит: с одной стороны, в той же Индии можно найти христиан (поскольку Индия длительное время была колонией Британского королевства), а с другой — в Европе достаточно распространен буддизм. Но эти примеры не оказывают определяющего влияния на культуру. В то же время нельзя говорить о целостности западной или восточной философии. Так, индийская философия существенно отличается от китайской (хотя в них есть и пересечения), а древнегреческая философия отличается от философии Средних веков. Однако в самом общем смысле противопоставление восточной и западной (европейско-американской, или просто европейской) философии остается верным. Исторический принцип: философия является выражением духа эпохи. Именно это легло в основу общего деления философии на древнюю, средневековую, философию Нового времени и современную (новейшую) философию. Подобное выделение не является бесспорным для восточной философии, хотя и там можно выделить аналогичные этапы. Например, древняя философия, т.е. философия Древней Греции и Рима, имеет свою специфику — хотя бы потому, что она не испытала на себе влияния христианства. Однако средневековая философия всё же очень многое взяла от античности, в частности от философии Платона и Аристотеля, — но уже преломив их учения и как бы «подогнав» под нужды христианства. Типологический принцип: типы философии можно выделить и в зависимости от того, как решается основной вопрос философии — вопрос о том, что первично — мышление или бытие. Это совершенно особый способ упорядочения философских учений, который отличается как от культурного, так и от исторического принципа. Идеализм и материализм, рационализм и иррационализм в одинаковой степени присущи любой философской системе, независимо от ее культурной или исторической принадлежности. Онтологический аспект основного вопроса философии заключается в следующем: что первично в мире — бытие или сознание? Согласно первому решению, которое получило название идеализма, первичным признаются мышление, дух, а не бытие. В зависимости от того, признаются ли идеи объективно существующими, или они рассматриваются как существующие исключительно в сознании человека, принято выделять объективный и субъективный идеализм. Второе решение заключается в том, что первичным являются не мышление, не сознание, не дух, а бытие. Философские направления, склоняющиеся к такой точке зрения, объединяются под общим названием материализм. Кроме того, существует и третье решение основного вопроса философии, признающее, что и идеалистическое, и материалистическое решения правильны, но лишь отчасти. Направления философии, которые склоняются к такому промежуточному решению, получили название дуализма. Основателем дуализма считается французский философ Нового времени Рене Декарт. Гносеологический аспект основного вопроса философии формулируется иначе: что первично в процессе познания — бытие или сознание? Первое решение получило название рационализм, оно предполагает признание первичным не бытия или материи, а сознания. С точки зрения рационализма подлинно истинное знание не зависит от чувственного опыта и может быть выведено только из разума. Основателем этой линии философского размышления был Рене Декарт. Второе гносеологическое решение основного вопроса философии состоит в том, что в процессе познания первичным является бытие. Философские направления, которые принимают эту точку зрения, получили название эмпиризма. У истоков этого философского направления стоял английский философ Нового времени Фрэнсис Бэкон. Имеется и третий вариант ответа на этот вопрос, вообще отрицающий возможность познания мира, — иррационализм. Основатель иррационализма Артур Шопенгауэр считал, что мир не имеет внутренней логики, а следовательно, он не может быть познан. Грубо говоря, поскольку мир не упорядочен, то не может существовать и того результата, к которому стремится любое познание, — логичных и обоснованных законов, которым подчиняется действительность. В современной философии основной вопрос философии звучит в ином смысловом подтексте: как сориентировать практическое применение знания, чтобы при этом сохранить саму природу, человеческую цивилизацию, человека и способствовать их развитию? Формирование философии. Осевое время
Философия возникла приблизительно одновременно в Китае, Индии и Греции в эпоху, которую немецкий философ Карл Ясперс назвал «осевым временем». Именно в этот период человек осознал себя как историческое существо, и именно в тот период, когда начали формироваться первые государства и товарно-денежные отношения, философия, роль религии и традиционных устоев всё чаще стали ставиться под сомнение. Другими словами, философию можно считать спутником человека с самого момента появления развитой культуры. Философия как выражение мировоззрения противостоит мифу и приходит ему на смену. Философское видение мира не было дано человеку изначально. Ранее объясняющую роль играл миф. Миф — это способ организации и хранения коллективной информации: излагая мифические события, старшие поколения передавали эту информацию младшим поколениям. Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человека. Он объединял в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии и представлял собой целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Кризис мифологического сознания был вызван объективными причинами. Как указывает П.П. Гайденко, относительно кризиса мифологического сознания в Древней Греции, «главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем IX—VII вв. до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. Некоторые исследователи считают, что по отношению к этому периоду можно говорить даже о демографическом взрыве, который, быть может, был вызван усовершенствованием старых форм земледелия и ремесла благодаря выплавке железа, начавшейся около X в. до н. э. Использование железа в сельском хозяйстве содействовало повышению производительности труда. Существует даже точка зрения, что формирование греческого общественного устройства в виде самостоятельных городов-государств — полисов — является непосредственным результатом распространения железа; здесь, однако, слишком преувеличена роль технических открытий в развитии социальных форм жизни древних народов». Еще одной причиной кризиса мифологического сознания является разрушение традиционных социально-экономических отношений. Если ранее традиции передавались от родителей к детям, т.е. «по вертикали», то в период разложения мифологического сознания знания начинают передаваться «по горизонтали» — от сословия к сословию. Это нарушает замкнутость сословий внутри традиционного общества (например, индийского, с его сложной системой каст) и приводит к формированию человека нового типа. Если раньше человек получал свой статус (принадлежность к сословию, род занятий и т.д.) по рождению, то теперь появляются возможности для самоопределения. Конечно, на первых порах эти возможности очень незначительны, однако они уже есть, — раньше их не было совсем. Естественно это требовало новых средств, которые помогли бы человеку самоопределиться: миф на эту роль не подходил. Таким образом, возникновение философии связано с целым комплексом социально-экономических, культурных и политических процессов, а также с развитием сельского хозяйства и ремесленничества. Философия предложила человеку знание, в котором он нуждался в новых условиях. А точнее, человек сам создал философию, отвечая на вызов сложившихся новых социальных отношений.
Восточная и западная философия
Одним из наиболее важных признаков для упорядочения философских концепций является противопоставление Запада и Востока. Восточная философия — это явление, не похожее на европейскую философию. Это обусловлено уникальностью пути восточных цивилизаций. Поэтому выделение в истории восточных философских, моральных и религиозных учений тех же периодов и закономерностей, которые присущи европейской философии, будет ничем иным, как навязыванием того, что им не присуще. Восточные учения были конкретны. Учения Востока создавались как моральные, научные или религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зрения европейского сознания. Однако можно считать такое рассмотрение этих учений вполне оправданно, поскольку основная черта философии — это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия человека как особого существа. Возникновение философии показывает зрелость культуры. Функционирование философских идей в конкретной самобытной культуре может отличаться способом формирования философских идей. Поэтому для выявления философской специфики культуры необходимо, прежде всего, ответить на вопрос о степени осознания философии как самостоятельного культурного явления или же она «растворена» в культуре, искусстве и религии. Восточная философия не представляет собой единого целого. На Востоке существовало две культуры, в которых практически одновременно с Древней Грецией зародилась философия: Индия и Китай. Эти культуры крайне самобытны, а потому их объединение под именем восточной философии достаточно условно. В частности, некоторые исследователи считают Индию тем местом, где жили племена, которые переместились на территорию современной Европы и стали прародителями для европейских народов. С этой точки зрения индийская культура гораздо ближе для европейцев, чем китайская. По крайней мере, нас объединяет общее происхождение и общий языковой и культурный фон, которые и определяют наш взгляд на мир. Кстати, это подтверждается тем, что индийцев, как и греков, всегда интересовали вопросы, связанные с сущностью материи, первоэлементом, который лежит в основе всего мира: в основе первых философских концепций лежали преображенные мифы. В дальнейших разделах будет отмечено, что у китайских мыслителей философские проблемы ставятся совершенно иначе, они в меньшей степени интересовались проблемой первоэлемента (или решали эту проблему качественно по-другому). Периодизация истории европейской философии Историю европейской философии принято делить на пять этапов. Первый этап — это философия античности, которая существовала с VI в. до н. э. до III в. н. э. Это этап зарождения философии как таковой. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Именно к этому стремились первые греческие философы — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее — пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие. Затем благодаря Сократу, Аристотелю и Платону, а также их последователям и противникам из более поздних эпох философия приобретает черты, которые будут присущи ей на протяжении всей ее истории. Следующий этап — это философия Средних веков. Она возникла в IV в. и просуществовала вплоть до XIV в. Философия этой эпохи была тесно сопряжена с теологией (богословием), а фактически составляла ее неотъемлемую часть. Философ, мудрец, богослов, пророк и учитель этики в Средние века представлены одной фигурой. Основная проблема, которую пыталась решить философия Средних веков — проблема бытийного отношения между Богом и человеком. Любая другая проблематика, связанная с философией в античности (онтология, гносеология, этика, эстетика), рассматривалась под углом зрения отношения Бога и человека. Как и теолог, философ строил свои системы, отвечая на запросы религии и ориентируясь на заповеди и веру. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее критическим свойством — сомнением, а также со способностью разума эти сомнения разрешать и приходить к качественно новой истине, отражающей сложившиеся социальные отношения и способность человека осмыслять эти процессы. Качественно новым этапом развития философской мысли стала философия Возрождения (XV—XVI вв.). Начиная с XV века, происходят многочисленные изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, которые были связаны в первую очередь с процессом секуляризации — постепенное освобождение мировоззрения европейца от религиозных представлений об устройстве бытия. Если в центре внимания античности был космос, в Средние века — бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. По этой причине философию Возрождения обычно характеризуют как антропоцентрическую. В эту эпоху человек становится гораздо более самостоятельным. В результате возникает и новая общественная позиция человека, который испытывает теперь гордость, сознавая собственную силу и талант. Важнейшая отличительная черта эпохи Возрождения — его ориентация на искусство. Это напрямую связано с изменениями в отношении к человеку: художник — это фактически творец, который создает мир, а, следовательно, он может претендовать на свое равенство Богу, достигая высшего мастерства, выраженного в своих творениях. За философией Возрождения сформировалась философия Нового времени (XVII—XIX вв.). Для нее характерна почти безграничная вера во всемогущество разума, который, как кажется философам, способен познать природу и привести человека к прекрасному будущему. Новое время — это период развития и становления науки, которая мыслится как средство улучшения человеческой жизни и считается едва ли не естественным явлением. На первый план выступают уже проблемы не бытия Бога или превосходства человека, а проблемы гносеологии, т.е. науки о познании, а, следовательно, философия во многом становится «служанкой науки» (точно так же, как в Средние века она была «служанкой теологии»): философов крайне беспокоят проблемы методов, способностей и путей, при помощи которых мы познаем мир. Однако уже в философии Нового времени возникают сомнения в том, что разум настолько всемогущ. Кроме того, человек этого времени сталкивается с непредсказуемыми последствиями своей собственной деятельности, которые, как оказывается, могут быть очень опасными. Поэтому в философии всё более отчетливо начинают проявляться иррационалистические мотивы, выражающие неудовлетворенность настоящим и неспособность поверить в светлое будущее, которое пророчат сторонники прогресса. Последний этап развития философии — это новейшая философия (XX в.), которую называют также современной. Современная философия — это очень сложное явление, сочетающее в себе все вопросы, которые когда-либо ставила философия. Впрочем, такое присутствие тем предыдущих эпох в философии определенного периода — естественное явление, и вряд ли философия наших дней отличается в этом отношении от философии предыдущих эпох. Основное, наиболее важное для нас, людей XXI века, различие между современной философией и философией прошедших эпох состоит в том, что говорить о современной философии объективно крайне сложно, поскольку она является реакцией на ту жизнь, которая нас окружает, а, следовательно, любая оценка, выносимая в этом отношении, будет в той или иной степени предвзятой.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.118.20 (0.012 с.) |