Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы основные философские идеи И. Канта?

Поиск

 

1. Теория познания и этика Иммануила Канта (1724-1804).

 

Родился в Пруссии Кенигсберге. Его отец, ремесленник.

В профессорской диссертации Каната были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «критической», которая приобрела характер обстоятельно разработанной системы в трилогии, состоящей из:

«Критика чистого разума» (1781)

«Критика практического разума» (1788)

«Критика способности суждения» (1790)

В них последовательно излагались: «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.

Критическая философия Канта, прежде всего гносеология, стала начальным этапом немецкой классической философии.

Прежде чем начать процесс подлинно научного познания, необходимо исследовать сами инструменты человеческого познания и их возможности.

Первой частью системы «критической» философии стала гносеологическая концепция.

Главная задача гносеологической концепции Канта – выяснить причины неудач прежней «метафизики» и найти способ преобразования «метафизики» в подлинную науку.

Чистый разум – это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению.

Для Канта критическое исследование чистого разума «есть необходимое условие для содействия основательной метафизике как науке, которая должна быть построена догматически и в высшей степени систематически…» (39.3.99).

Естествознание и математика должны удовлетворять двум критериям – всеобщности и необходимости.

В «Критике чистого разума» Кант рассматривает как возможны главные формы научного знания, рассматриваемые в плане функционирования основных познавательных способностей человека.

 

Существует три способности познания:

1. чувственность – исследует трансцендентальная эстетика

2. рассудок – исследует «трансцендентальная аналитика»

3. разум – исследует «трансцендентальная диалектика», она исследует также антиномии, или противоречия.

 

Трансцендентальная аналитика + трансцендентальная диалектика = трансцендентальная логика.

Заканчивается «Критика чистого разума» учением о методе.

Кант признает несомненным научный статус математики и естествознания. «Что же касается метафизики, то всякий вправе усомниться в ее возможности, т.к. она до сих пор плохо развивалась, и ни одна из предложенных до сих пор систем, если речь идет об их основной цели, не заслуживает того, чтобы ее признали действительно существующей» (39.3.118-119).

В начале своего гносеологического исследования Кант ставит вопрос:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен делать?

3) На что я могу надеяться?

4) Что такое человек и чем он может сам стать?

Т.о. третий вопрос следует сформулировать так: «Как возможна метафизика как наука, или как возможны синтетические суждения априори?»

Априоризм

Априорным Кант называет «знания, безусловно независимые от всякого опыта», а «чистыми» - те из них, «к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое».

Априорным знаниям «противоположны эмпирические знания», или знания, возможные только апостериори, т.е. посредством опыта» (39, 3, 106-107).

Научные истины априорны.

 

Этика Канта

Идея о самодовлеющем характере человеческой личности, возникшая вместе с философией Нового времени нашла в учении Канта о морали свое развитие и завершение.

Основное положение нравственной философии Канта: Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой бы то ни было цели; он сам есть эта цель.

Принцип нравственной философии Канта: человек – самоцель, но не орудие для достижения цели, носит сугубо абстрактный и формальный характер. Формальность его состоит в том, что в нем не содержится каких-либо конкретных требований в отношении поведения человека.

Всякий поступок морален не зависимо от его содержания, если человек исполняет нравственный закон.

 

Обыденное сознание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.006 с.)