Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука и научная рациональностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как неоднозначна и многолика роль науки в обществе и жизни человека, так же многозначно определение, понимание науки. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова она определяется как: 1) система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления; 2) отдельная отрасль жди совокупность отраслей знания (химия, философия, общественные науки, естественные науки и т.д.):, 3) то, что научает, дает опыт (урок). Научный, основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки. Ученые насчитывают более 120 определений науки. Эта многозначность понимания науки неслучайна: она отражает сложность самого этого феномена как в настоящем, так и в истории его развития и происхождения. Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание окружающей действительности и самого человека, форма общественного сознания, неотъемлемый и важный элемент культуры общества. Наука – это одновременно и система удостоверенных знаний, и процесс их производства, накопления, распространений, и деятельность по выработке способов и путей применения знаний в практике, т.е. это и процесс духовного производства и его продукт, результат, система удостоверенных знаний о фактах, законах, тенденциях, причинах явлений. Человек – неслучайно получивший определение Homo Sapiens – издревле и до наших дней живет в мире информации. «Информация (лат.) – 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи...; 3) в математике, кибернетике – количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы». (Словарь иностранных слов. М., 1990. С. 205). Причем информированность общества постоянно возрастает. Этот рост в качественном и количественном отношениях особенно стал заметен в жизни людей с возникновением современной науки, с развертыванием процесса превращения ее в непосредственную производительную силу общества. Возникла специальная отрасль науки – информатика – «отрасль знаний, изучавшая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности» (там же). А в последней четверти XX в. ученые констатировали начало информационной революции и переход человечества к информационной цивилизации. Из сказанного ясно, что следует различать информацию вообще и научную информацию, знание вообще и научное знание, научное и обыденное познание, истиной и заблуждением. (Эти вопросы рассмотрены в гл. V). Определенную информацию, а на ее основе ориентацию человека, его миропонимание, организацию его деятельности дают и миф, и религия (пусть в фантастической, гипертрофированной форме), и искусство, мораль, и различные формы эмпирического познания. Наука же – специфическая форма познания, главными признаками которой является системность, объективность, предметность, возможность выхода за рамки обыденного опыта и изучения предметов, несмотря на отсутствие потребностей их непосредственного применения в деятельности человека. (См. об этом: Введение в философию. М., 1990. Ч. 2. С. 364–372).
Каковы источники и причины возникновения науки? Наука в таком ее современном виде возникает лишь на определенном, исторически-конкретном этапе общественного развития. Ее источниками практические потребности освоения мира человеком, а также миф, магия, религиозное чувство, эстетическое отношение к миру. На наш взгляд, нельзя относить время возникновения науки в глубокую древность. Следует выделить этапы преднауки и науки в полном смысле этого слова (saiens). Абстрактные, исторически отдаленные предпосылки возникновения преднауки появились в ходе неолитической революции (примерно 10 тысяч лет назад), т.е. с переходом общества от дикости к цивилизации, от присваивавшей технологии к перерабатывающей, когда произошло разделение труда – разделение скотоводства и земледелия. Преднаука как действительная предпосылка современной науки формируется в VI в. до н.э. и позднее. Основу этого заложило разделение умственного и физического труда. Преднаука связана с именами известными мыслителей древности, Фалес, Демокрит, Сократ, Пифагор, Евклид, Архимед, Геродот, Плутарх, Тацит, Платон, Аристотель и др., в средневековье – У. Оккам, Д. Скотт, Августин, Ф. Аквинский и другие, когда, несмотря на засилье схоластики, дух знания жил это время в теологически гипертрофированной форме. Этап преднауки обусловлен состоянием практики, уровнем развития производства и связан с докапиталистическими формами производства и социальной жизни. В производстве, основанном на ручной, ремесленной технике, индивидуализированном характере труда, ячеечном (атомарном) производстве, на натуральном ведении хозяйства, в основном использовались эмпирические знания, рецепты, рутинные приемы. Возникновение капитализма, использование машинной техники (системы машин), механизированного труда, возрастание его общественного характера, рост мирохозяйственных связей, формирование единого мирового рынка вызвали непосредственную практическую необходимость в теоретическом знании, в науке как системе знаний. Такая наука и возникает в новое время, когда формируются ее основные составляющие – складываются научный метод, научные нормы и принципы, формируется наука как особая сфера общественной деятельности и социальный институт, как система знаний. С этими процессами связана деятельность таких известных ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Ф. Бэкон, Р. Дакарт, Дж. Локк, М. Ломоносов, И. Ньютон, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель
Каковы основные этапы возникновения и развития
Процесс возникновения и становления современной науки имеет ряд этапов. Начало развития современной науки вполне логично относить к середине ХVI в., а непосредственно связывать с 1543 г. – годом публикации известного научного труда Н. Коперника «О вращении небесных сфер». В XVII – XVIII вв. шло оформление науки как специфического социального института. В этот период возникают первые научные академии и журналы. Формируется технология как наука. На рубеже XIX – XX вв. возникает новые формы организации науки: крупные научно-исследовательские институты, лаборатории с мойной технической базой, что приближает научную деятельность к формам индустриального труда. Во второй половине XX в. появляется специальная научная индустрия, качественно новые формы организации науки (МНТК, НПО, временные творческие лаборатории, коллективы, невидимые колледжи в науке, международные научные сообщества и т.п.). Идет углубление связей науки со всеми без исключения социальными институтами (промышленностью, сельским хозяйством, политикой, административной, военной сферами и т.п.). Возникает социальная технология, что связано с превращением науки в мощный социальный фактор, в одну из ведущих сфер социального управления. Возникает специальная наука о науке. Середина XIX века – связана с началом превращения науки в непосредственную производительную силу общества, потенциальное приложение производства. Середина – вторая половина XX в. знаменуется движением общества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, к посткапитализму, к обществу автоматизированного и информатизированного труда, идет превращение производства в потенциальное приложение науки, образование системы «человек – наука – производство» (см.: Человек – наука – техника. М., 1973). Важным аспектом философского анализа науки является рассмотрение ее как формы общественного сознания, формы деятельности человека, выполняющей в обществе свои специфический социальные функции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.007 с.) |