Какова общая характеристика философии Западноевропейского средневековья? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова общая характеристика философии Западноевропейского средневековья?



 

Патристика. Философия Августина Блаженного.

Св. Августин родился в 354 году, был уроженцем Африки. Мать св. Августина была христианкой, но отец был вначале язычником. Около 396 года он стал епископом Гиппона, около Карфагена. Здесь он оставался до смерти (430 г.).

Августин был плодовитым писателем, по вопросам теологии.

Проблематика:

1. чистая философия – теория времени.

2. Философия истории в сочинении «Ограде божьем»,

3. Теория спасения. (полемика против пелагиан).

 

1. Чистая философия.

Книга 11 «Исповеди». Если мир был сотворен действительно так, как об этом рассказывается в первой главе книги бытия, то бог должен был сотворить мир при первой же возможности.

Мир был сотворен из ничего, бог сотворил не только порядок и устройство, но и саму субстанцию. Время было сотворено вместе с миром. Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени, в боге нет никакого «раньше», «позже», а только вечное настоящее. В боге сразу наличествует все время → теория времени.

Что такое время? – Пока никто меня об этом не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; как только хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».

Прошедшее и будущее не имеют действительного существования, действительно существует только настоящее; настоящее есть только мгновение, а мы можем измерить лишь времена проходящие.

Но ведь прошедшее и будущее времена действительно существуют. По-видимому, мы введены в явное противоречие. Единственный способ избежать этих противоречий, который может найти Августин, заключается в том, чтобы заявить, что прошедшее и будущее может быть осмыслено только как настоящее: «прошедшее» - с ожиданием, причем воспоминание и ожидание являются фактами, относящимися к настоящему.

Существует три времени:

«настоящее прошедших предметов, настоящее настоящих предметов и настоящее будущих предметов». «Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память, или воспоминание; для настоящих настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание; а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда» /«Творения Св. Августина епископа Иппонийского», ч.1, с. 349. Говорить же существует три времени – прошедшее, настоящее и будущее, - значит выражаться неточно.

Время субъективно: время существует в человеческом уме, который ожидает, созерцает и вспоминает. Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа и что говорить о времени до сотворения мира – сущая бессмыслица.

 

Крайний субъективизм по теории времени.

2. Град божий

«О граде божьем»

Критика язычества: разграбление городов и храмов,

Осквернение благочестивых девственниц, нечестивость языческих богов

В настоящем мире два града – земной и небесный – взаимно перемешаны, но в грядущем мире будут разделены.

Боги язычников действительно существуют, но они являются демонами. Ангелы могут быть добрыми и злыми, демоны – всегда злы. Знание временных предметов оскверняет ангелов.

Чувственный мир ниже мира вечного.

 

Характеристика града божьего:

Град божий – это сообщество избранников. Познание бога приобретается только через Христа. Есть вещи, которые могут быть познаны при помощи разума (этим занимаются философы), но относительно всякого удаленного от нашего внутреннего чувства религиозного знания мы должны полагаться на Священное писание. Мы не должны доискиваться понимания того, как существовали время и пространство до сотворения мира: до сотворения не было никакого времени, и там, где нет мира, нет никакого пространства.

Все блаженное вечно, но не все вечное блаженно, например ад и сатана. Бог проповедовал грехи дьяволов, но также и то, что они будут использованы для улучшения вселенной как целого – роль, аналогичная антитезису в риторике.

Злая воля имеет не производящую, а уничтожающую причину; она – не восполнение, а убывание.

Миру еще нет шести тысяч лет.

Если бы наши прародители не согрешили, они были бы бессмертны, но они согрешили, и потому все их потомки смертны. Результатом съедения яблока была не только естественная смерть, но и вечная смерть, т.е. проклятие.

Плотское совокупление в браке не греховно при условии, что цель брака – производство потомства.

Тот, кто не принадлежит к сообществу церкви, предстоит терпеть вечные муки.. После того, как на последнем суде тела воскреснут, тела проклятых будут вечно гореть, не подвергаясь разрушению.

Со времени грехопадения мир всегда разделен на два града, один из которых будет царствовать вечно с богом, а другой пребудет в вечной муке с сатаной.

 

2. Схоластика. Философские взгляды Фомы Аквинского.

Возникновение схоластики в узком смысле слова относится к началу12 столетия.

Схоластику как философскую школу отличает ряд характерных черт:

1. Схоластика замыкается в границах христианской теологической ортодоксии.

2. В пределах ортодоксии высшим авторитетом признается Аристотель.

3. Большим почтением пользуются диалектика и силлогистический метод рассуждения, любовь к диспутам.

4. Проблема универсалий.

 

Недостатки схоластики:

- Безразличие к фактам науки,

- Вера во всесилие аргумента в вопросах, которые можно решить только пр помощи наблюдения,

- Совершенно непомерное подчеркивание значения словесных различий и тонкостей.

 

Фома Аквинский

(1226-1274)

 

величайший представитель схоластической философии.

Был сыном графа Аквинского в Неаполе. Университет в Неаполе окончил, вступил в доминиканский орден, учился в Кельне, Париже. Всю жизнь прожил в Италии.

Произведения – «Сумма против язычников», «Сумма теологии».

 

Проблема мудрости

Человек может быть мудрым в каком-либо частном занятии, вроде строительства дома, это значит, что ему известны средства к достижению некоей частной цели. Но все частные цели подчинены цели Вселенной, и мудрость имеет дело с целью Вселенной. Что же касается цели Вселенной, то она заключается в благе разума, т.е. в истине. Достижение мудрости в этом смысле является самым высоким, возвышенным, полезным и восхитительным из всех занятий.

Цель моя, заявляет Фома, заключается в том, чтобы возвестить истину, исповедуемую вероучением. Но здесь я прибегну к помощи естественного разума, ибо язычники не принимают авторитета священного писания. Однако естественный разум недостаточен в том, что касается бога; он может доказать лишь некоторые части вероучения, но отнюдь не все. Он может доказать существование бога и бессмертие души, но не трочности, воплощения или последнего суда. Все, что может быть доказано при помощи разума находится в полном соответствии с христианским вероучением, и в откровении нет ничего противоречащего разуму.

Но важно разграничить и отделить те части вероучения, которые могут быть доказаны при помощи разума, от тех, что посредством разума доказаны быть не могут.

 

Доказательство бытия (существования) бога

 

Доказательства трудны и доступны лишь ученым людям, вера же необходима людям невежественным. Для них достаточно откровения.

Пять доказательств существования бога:

1. Доказательство неподвижного двигателя (по Аристотелю). Бог есть неподвижный двигатель всего, что движется.

2. Доказательство первой причины.

3. Должен существовать конечный источник всякой необходимости.

4. Мы обнаруживаем в мире различные степени совершенства, которые должны иметь свой источник в чем-то абсолютно совершенном.

5. Доказательство того, что мы обнаруживаем, как даже безжизненные вещи служат цели, которая должна быть целью, установленной неким существом вне их, ибо лишь живые существа могут иметь внутреннюю цель.

 

Определения бога – негативные: природа бога становится известной нам через отрицательные определения.

Бог вечен, ибо он недвижим. Он нетленен, ибо в нем нет никакой пассивной потенциальности. В боге сущность и бытие тождественны друг другу. В боге нет никакой акциденции. Он находится вне всякого рода, его нельзя определить. Однако бог заключает в себе совершенство всякого рода. Вещи в некоторых отношения подобны богу, в других – нет.

Бог является благом и своим собственным благом. Он- благо всякого блага. Он – интеллектуальный, и его акт интеллекта – его сущность. Он познает при помощи своей сущности и познает себя совершеннейшим образом.

Бог познает все вещи в одно и то же мгновение. Его познание – бог есть сама истина.

Может ли бог познавать единичные вещи или его познанию доступны лишь универсалии и всеобщие истины? Богу доступно в познании все.

В боге заключена воля, его воля – его сущность, а ее главный объект – божественная сущность. Желая самого себя, бог хочет также и других вещей, ибо бог – это конец всех вещей. Он хочет даже еще не существующих вещей. Он хочет свое собственное существо и благо,

В боге воля свободна, его волевому акту может быть приписано разумное основание, а не причина.

В боге заключены восторг, радость, любовь, богу неведомо чувство ведомости. Он обладает созерцательной и активной добродетелями. Он счастлив и есть свое собственное счастье.

Творение мира

Бог сотворил мир из ничего. Бог не может быть телом и изменить самого себя, он не может терпеть неудач, он не может уставать, забывать, раскаиваться, гневаться или печалиться, он не может лишить человека души или сделать сумму углов треугольника равной не двум прямым углам. Он не в состоянии уничтожить прошлое, впасть в грех, сотворить другого бога или уничтожить самого себя.

Проблема человеческой души

Все разумные субстанции нематериальны и нетленны. Ангелы бестелесны, в людях же душа существует вместе с телом. Она есть форма тела. В человеке душа только одна. Вся душа наличествует целиком в каждой частице тела. Души животных, в отличие от душ людей, не обладают бессмертием.

Разум является частью души каждого человека. Душа не передается наследственно семенем, а творится заново в каждом человеке.

 

Проблема универсалий

Универсалии не существуют вне души, но разум, познавая универсалии, познает и вещи, находящиеся вне души.

 

Этика

Зло непреднамеренно, оно не существенно, а имеет случайную причину, заключающуюся в добре. Все вещи имеют тенденцию уподобляться богу, который есть конец всех вещей. Человеческое счастье не может состоять в плотских наслаждениях, почестях, славе, богатстве, мирской власти или благах тела, оно не носит чувственного характера.

Наивысшее счастье для человека не может заключаться в деяниях, основанных на нравственной добродетели, ибо последние служат только средствами; наивысшее счастье – в познании бога. В настоящей жизни нам не дано узреть бога (ни через веру, ни через научное познание) и его сущности или достигнуть наивысшего счастья, но в грядущем мире мы узрим его лицом к лицу.

Божественный закон направляет нас возлюбить бога, а также – нашего ближнего.

Божественный закон запрещает блуд, ибо отец должен быть рядом с матерью, пока воспитываются дети.

Узы брака должны быть нерасторжимы. Брак должен быть основан на моногамии.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Средневековье, религия, теоцентризм, апологетика, патристика, схоластика, Бог, трансцендент, дух, душа, грех, вера, спасение, христианство.

Каковы основные направления
философии средневековья?

 

 

 

· Средневековая философия – философия объективного
идеализма.

 

· Главный предмет дискуссии номинализма и реализма –
природа универсалий (общих понятий).

 


Каковы основные черты

Средневековой философии?

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

2. Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой культуры. Тбилиси, 1981.

3. Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

4. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.. 1988.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.. 1992.

6. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

8. Философия средневековья. Хрестоматия. Кн. 1. СПб., 1994.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

10. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ХIX
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(ХIV–ХVI ВВ.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.047 с.)