Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Может ли стать герменевтика всеобщей методологией?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновение герменевтики как ведущего философского Как самостоятельное философское течение философская герменевтика оформилось после выхода в свет фундаментального труда профессора Гейдельбергского университета Ганса Георга Гадамера (1900) «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики». Сам по себе термин «герменевтика» и соответствующее ему основное понятие возникли в глубокой древности. Как известно, В более позднее время в христианской теологии она выступала как искусство и метод толкования Священного писания, которые были необходимы из-за наличия в нем множества иносказаний, неясных мест и просто противоречий. В Новое время герменевтика уже понимается как искусство толкования и критики светских литературных и исторических Конституированию в самостоятельную научную дисциплину и использованию ее как метода герменевтика обязана немецким философам: Фридриху Шлейермахеру (1768–1834) и Вильгельму Дильтею (1833–1911). Так, Ф. Шлейермахер видел цель герменевтического понимания в том, чтобы как бы заново повторить творческий акт создания текста его автором. С точки зрения В. Дильтея, герменевтика должна раскрыть объективный дух целой культуры, неповторимую структуру внутренних ценностей эпохи. Для этого необходимо войти в ту культурно-историческую атмосферу, в которой творил создатель текста, и постараться как можно точнее воспроизвести ее в переживании и вообще в сознании исследователя, т.е. исследователь должен переместиться в «чужую субъективность». В XX в. герменевтика пережила еще одно существенное изменение – она превращается во всеобщую методологию. В отличие от своих предшественников, требующих максимальной актуализации субъективного начала личности исследователя, который должен заново оживить в себе историческое прошлое, воплотившееся в текстах и предметах культуры, Г. Гадамер считал такую актуализацию лишь помехой для исторического понимания, так как отсечение всех актуальных связей с историческими явлениями позволяет выявить его подлинную ценность. Следовательно, для Г. Гадамера текст превращается как бы в окончательную объективную реальность и оказывается объективно самостоятельным как в отношении автора, так и его среды, эпохи, потому что задача герменевтического исследования усматривается теперь не в выявлении мыслившихся в свое время подтекстов, а в понимании смыслов текстов, памятников или каких-либо событий культурной жизни, ибо только смысл раскрывает человеческое значение всех явлений, их обязательную отнесенность к человеку и обществу. Но основу исторического познания всегда составляет «предварительное понимание», которое задается традицией, т.е. человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. Поскольку ситуация интерпретатора исторически обусловлена и в социальном, и в культурном, и в идеологическом отношениях, то можно сказать, что интерпретация всегда осуществляется в рамках традиций, порвать с которыми в принципе невозможно. Именно поэтому интерпретатор всегда подходит к тексту с предпониманием. Предварительное понимание можно исправить, скорректировать, но полностью освободиться от него нельзя, ибо это необходимая предпосылка всякого понимания. Носителем или выразителем понимания выступает язык. Языковая традиция, в которую включен познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу. В результате язык, а не говорящий индивид, является субъектом речи. История же в связи с этим, подобно произведению искусства, есть своего рода «игра языка», воплощенная в тексте, в памятниках культуры. Таким образом, предметом познания для герменевтики выступает уже не столько сам текст, сколько человеческий культурный мир, воплощенный в языке. Этот мир имеет всецело исторический характер в силу того, что он вовлечен в поток исторического времени и не может существовать без человека. Современная культура лишь в незначительной мере создана нашими современниками. Центральным методологическим принципом является «герменевтический круг», суть которого заключается в том, что для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Иными словами, понимание текста как «объективированного бытия» творческого индивида возможно при условии понимания духовного мира соответствующей эпохи, что, в свою очередь, предполагает понимание оставленных этой эпохой «объективаций жизни». В философии науки «герменевтический круг» понимается как взаимообусловленность теории и факта. Эта взаимообусловленность такова, что факты, из которых строится теория, всегда концептуально «нагружены», их отбор и интерпретация обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать и подтвердить. Герменевтике Г. Гадамер приписывает чрезвычайно широкую, универсальную функцию, затрагивающую и политику. «Философская герменевтика – отмечает он, – видит свою задачу в открытии герменевтического измерения в его полном объеме, показывая его фундаментальное значение для всего понимания мира и, таким образом, для всех различных форм, в которых это понимание себя выявляет: от межчеловеческой коммуникации до манипулирования обществом; от личного опыта индивида в обществе до путей, на которых он сталкивается с обществом; от традиции, слагающейся из религии и права, искусства и философии, до революционного сознания, которое разрушает традицию посредством эмансипацирующей рефлексии». (Цит.: Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М., 1983. С. 186). Таким образом, анализ проблематики, связанной с выявлением сущности науки, научного знания, языка науки, позволил увидеть, что в своем развитии это направление прошло от «чистого сциентизма», ориентировавшего философию преимущественно не естественно-научные, математические, формально-логические и лингвистические модели, к гуманитарной направленности, которая воплотилась в современной философской герменевтике. Постановка вопроса о преодолении «тирании слов», препятствующей разрешению социальных конфликтов в позитивистской традиции, приводит к необходимости выявления природы этой «тирании». В результате усиливается интерес к социально-гуманистической проблематике, которая по мысли французского социального антрополога Клода Леви-Строса (р. 1908), будет в центре внимания философии XXI века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.007 с.) |