Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем состоят методологические основыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социального управления? Методологические основы социального управления, как и любого явления, объясняются прежде всего исходя из его самого, из его закономерностей и сущности. Управление вообще, в том числе и в особенности социальное управление, – это внутреннее свойство общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, социальной сущности человека как активного деятельного существа, из процесса общения людей, которые реализуют свои цели и действуют на основе определенных регулятивов, принципов, методов. Рассмотрение вопроса о методологических основах социального управления непосредственно связано с учетом реализации общественных функций философии в социальном управлении. Основными социальными функциями философии являются: познавательная, мировоззренческая, конструктивно-прогностическая, управленческая (или «кибернетическая», как ее определяют некоторые авторы), методологическая. В совокупности реализации этих функций субъектами и объектами социального управления складываются философско-методологические основы управленческих отношений и управленческого труда. Социальное управление – это рациональное регулирование и организация деятельности людей с целью получения эффективного, социально значимого и полезного результата. Получить такой результат невозможно без информации, без разносторонних и глубоких знаний не только об объекте и предмете социального управления, но и без должного общеобразовательного уровня, интеллекта субъекта и объекта управления. Следовательно, социальное управление опирается как на знание всеобщего, так и особенного, так и специфического. Первый вид знаний – это философские основы социального управления, ибо философия – это система наиболее общих понятий о мире, о его познании, о месте человека в мире и смысле его существования, о взаимоотношении бытия и мышления, а, значит, это наука о наиболее общих, кардинальных принципах человеческой деятельности (следовательно, и социального управления). Но достаточно ли для социального управления применения лишь всеобщих принципов? Нет. Необходимы и конкретные знания. Эти знания дают конкретные науки во всей их совокупности. Философия же помогает согласовать, интегрировать не только все формы знания, но и «человеческого опыта – практического, познавательного, ценностного», что является необходимым условием гармонической, сбалансированной деятельности по управлению социальной жизнью. Если конкретные науки дают нам знания об отдельных или особенных сферах бытия, то философия, отвлекаясь от частного и даже особенного, дает целостную картину бытия (а для социального управления - целостную картину объекта управления и его места в системе бытия), а также предмета, на который направлена деятельность субъекта и объекта социального управления. В этом смысле философский подход можно сравнить с взглядом «с высоты полета» в отличие от более узкого взгляда с любой точки земной поверхности. Но философия, вырабатывая свои принципы, не может обойтись без данных наук и опыта. То же и в социальном управлении. Обеспечить его научность – это значит преодолеть иллюзорность подхода, обратиться к анализу реалий, отбросить штампы, стереотипы, изжить различные извращения, порожденные идеологизированными наслоениями, филистерским меркантилизмом. Для социального управления важно опираться на обоюдовыгодный, равноправный союз философии и науки, что даст возможность гибко сочетать стратегию и тактику, нетленное и преходящее, всеобщее, особенное и специфическое, видеть перспективу и опираться на знание конкретных фактов. С указанным выше тесно связано умение реализовать в социальном управлении следующую, конструктивно-прогностическую функцию философии, которая, осуществляя критику наличной действительности, давая знания об общих связях и законах бытия и познания, служит в качестве универсального средства интеллектуальной разведки, предвидения, прогнозирования в общих чертах основных тенденций развития познания, практики, социального управления. Философский подход обеспечивает возможность критического анализа управленческих ситуаций, предвидения тенденций и последствий принимаемых решений. Вместе с тем, в социальном управлении следует учитывать и преодолевать возможность двух крайностей, чреватых издержками и отрицательными последствиями. Необходимо избегать абсолютизации критической функции философского подхода, не подменять конструктивную критику критиканством, т.е. зряшным отрицанием, очернительством всего и вся – опыта, форм, методов социального управления. Критика должна быть конструктивной, созидательной. Вместе с тем, нерациональна и противоположная крайность, состоящая в игнорировании критического подхода и ориентации на сплошную апологетику, лакировку действительности. Пример первого – чрезмерное игнорирование, разрушительная критика опыта социального управления в прошедшие семь десятилетий Советской власти в нашей стране, игнорирование позитивных аспектов плановой организации экономики и других сфер жизни нашего общества (между тем, за рубежом взято на вооружение немало из этого опыта). Пример второй крайности – апологетика принципов рыночной экономики в ее абсолютно стихийных вариантах, что привело к свирепым аномалиям «дикого» рынка, а не разумно организованного. На Западе, в развитых странах это в принципе уже давно изжито. Важное значение в социальном управлении имеет также реализация управленческой («кибернетической») функции философии, что обеспечивает один из аспектов методологических основ научности данного управления. Давая знание общих принципов и законов бытия, философия обеспечивает возможность осознать и организовать на рациональной основе управленческую деятельность. Философские законы, категории и принципы носят регулятивный характер и составляют теоретическую и методологическую базу основных принципов и требований научного управления обществом. Использование же в социальном управлении принципов диалектики как философского метода дает возможность избегать односторонностей субъективизма, волюнтаризма, догматизма, абстрактности и т.п., а значит, добиваться эффективности управленческой деятельности. Не только в центре, но особенно в регионах эти крайности далеко не преодолены. Одна из важнейших функций философии – мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия определяет его характер, общую направленность (материалистическую или идеалистическую), основу содержания. А это оказывает определенное влияние на направленность и характер человеческих интересов, что не может не сказываться также и на характере управленческой деятельности, которая в конечном итоге затрагивает и выражает интересы тех или иных социальных групп, слоев, классов. Значит идеологические установки конкретного общества не могут в определенной (большей или меньшей) мере не влиять как на управляющих, так и на управляемых. Здесь может возникать противоречие между мировоззренческими (или идеологическими) установками и научностью социального управления. Солидная философская подготовка кадров, умелое владение философской методологией способствуют адекватному разрешению данного противоречия, преодолению чрезмерного идеологического зашоривания управленческих отношений в ущерб объективному, научному подходу. Наиболее непосредственное отношение к методологическим основам социального управления имеет одна из важнейших функций философии – методологическая. Философия как методология- это учение о методе, о наиболее общих принципах, способах, формах, путях, средствах познания и практической деятельности, в том числе и социального управления. Можно сказать, в особенности социального управления как определенного способа человеческой деятельности. Отсюда применение философской методологии в социальном управлении есть применение способа способов. Давая знание о всеобщем методе, философия обеспечивает возможность в социальном управлении избрать общее верное направление деятельности и осуществлять ее, умело используя конкретно свои, специфические методы, сокращает путь достижения цели (Ф. Бэкон). Остановимся более детально на данном вопросе, на характеристике содержания философского учения о методе и значении его для социально-управленческой деятельности. Метод – это способ освоения объекта на основе познания его закономерностей, как указано выше, совокупность средств, приемов, форм, принципов, правил познания и преобразования действительности. Научный метод – это совокупность исторически сложившихся в науке (в том числе и в теории социального управления) правил, принципов, которым подчиняется мысль субъекта в процессе познания объекта, способ построения и обоснования системы знаний и основанных на них действий. Иными словами, метод есть система регулятивных принципов научного познания и деятельности (в том числе в сфере социального управления). Метод – продукт и орудие обобщения опыта науки, практики, социального управления. Оценивая его роль в обществе, метод сравнивают с прожектором, освещающим путь научного познания и действий людей, с компасом, помогающим ориентироваться в лабиринте фактов и проблем. Английский философ XVII в. Ф. Бэкон писал, что хромой, идущий по дороге, придет к цели быстрее, чем здоровый человек, но идущий наугад, без дороги. Так и метод сокращает путь и ускоряет движение к поставленной цели. Добавим также, что в науке и практике имеют значение не только результаты познания и достижения цели, но и вырабатываемый в ходе познания и достижения управленческой цели метод. Таким образом, метод неотделим от тех знаний и приобретаемого опыта, которые получаются на его основе в ходе теоретического и практического освоения объекта, в том числе не только в науке, но и в практике социального управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.009 с.) |