Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы особенности философского мировоззрения?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучая философию, духовный продукт общеисторического развития человечества, разрабатывая понятие философии как формы общественного сознания, всеобщей методологии, особой рациональности, мировоззрения, специфической науки, теоретического самосознания, мы исходили, прежде всего, из ее объективной необходимости, общественной потребности, духовного интереса к ней. Человек нуждается не только в эмпирических знаниях, чтобы организовать правильно практические действия, но и в теоретических знаниях, которые разрабатывает наука, а также в обобщении всех достижений духовной и материальной деятельности, в выработке всеобщих понятий, категорий, представленных в философии.На первом этапе отражения функционирует мироощущение, мировосприятие, миропредставление человека, те конкретные картины мира, которые дают возможность элементарно мыслить и практически действовать. Синтез чувственных данных, конкретная научно-теоретическая картина мира дают нам миросозерцание – более обобщенное представление о мире, обслуживающее практические действия людей. Естественнонаучное мировоззрение выступает, к примеру, таким миросозерцанием. Особенность философского мировоззрения состоит, прежде всего, в том, что оно представляет собой общее теоретическое знание, обосновываемое посредством основных, общенаучных, наиболее общих, категорий. (Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. 2-е изд. М., 1982. С. 141). Мировоззрение – понятие более широкое, чем философия, включает в себя и нефилософские компоненты, непосредственно реализуемые в практике (мироощущение, мировосприятие и т.д.). Философская форма познания – многократно опосредованная умственная деятельность, выполняющая стратегическую роль на практике, – это теоретический синтез наиболее общих взглядов на природу, человека, общество, на процесс познания. Продажу арбузов можно осуществить и без теоретического знания диалектики, но без диалектического, многостороннего подхода нельзя понять природу и общество, сущность человека, определить стратегические цели развития, противоречия, количественно-качественные изменения в природе и обществе. Философский синтез знаний одновременно включает в себя и общую оценку всего того, что составляет содержание общих взглядов и, прежде всего, гносеологическую оценку, т.е. соответствуют ли взгляды реальности или нет, истинны они или ложны по своим фундаментальным основаниям, какую практическую сферу они, эти взгляды, обслуживают. Социальная оценка неизбежно вытекает из философского содержания взглядов, поскольку философия никогда не была социально «нейтральной» в обществе, прямо или косвенно обслуживая определенные группы людей, классы. Философское мировоззрение не есть простое суммирование имеющихся данных с наибольшей полнотой, но и сформированное отношение к оценке того, что считается наиболее важным, существенным для человека, его поисков смысла жизни, для его духовной и практической деятельности. Философское мировоззрение включает в себя общеэтическую оценку человеческого бытия, выражает единство философской истины и блага, добра. Истинная философия всегда была на стороне действительного блага для людей, ярым противником социального зла. Совершенно не случайно то, что фашизм так и не сформировал своего философского понимания и отношения к миру, питаясь тощей эклектической «похлебкой», спекулируя на некоторых ценностях, извращая к тому же их истинную ценность. Мировоззрение – взгляд человека на мир и свое место в нем (совокупность знаний, взглядов, убеждений, идеалов, установок, норм, оценок). Философское мировоззрение обязательно имеет составной своей частью общеэстетические взгляды, обобщает «творение мира» человеком и по законам красоты. Один из философов назвал саму философию «поэзией в понятиях». Философствование есть большое истинное искусство слова, важный способ художественного отражения действительности и обобщение человеческого «делания» всего, к чему он приступает, по законам красоты, преодоление низменного, безобразного, всего противного человеческому естеству. Вместе с тем, здесь речь не идет о том, что философия непосредственно выражается в художественно-образной форме, в метафорах, в огромной синонимичности слов и т.д. Но любое художественное творение полно мировоззренческого философского смысла, содержания, которое вполне можно извлечь, стоит только обобщенно раскрыть образную картину бытия человека, отраженную в произведении силой творческого воображения художника. Философское мировоззрение имеет как бы два отправных пункта: с одной стороны, мир как все то, что существует вне и независимо от человека, а с другой стороны, самого человека, который не существует вне мира и рассматривает его как внешний мир лишь потому, что отличает его от себя в качестве независимо от него существующей действительности, сознавая вместе с тем самого себя частью этого мира, и притом особой частью, которая мыслит, переживает, сознает, что мир в отличие от нее бесконечен, вечен, неуничтожим, не воссоздается из ничего и т.д. «Из этого отношения человека к миру и формируется та коренная особенность философского мировоззрения, которую можно определить как биполярность. Речь идет не только об объективном, но также и о субъективном отношении: одни придают преимущественное значение первому, другие – второму». (Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М. 1982. С. 142). Отношение человека к природе, к обществу – отношение гносеологическое, социальное, нравственное, биологическое, физическое, эстетическое - все это философско-мировоззренческие вопросы, решаемые вместе с конкретными науками, в содержание которых входят общелогическая и мировоззренческая стороны. Особое место занимают в философском мировоззрении проблемы познаваемости мира, истинности в познании, роли практики в познании. Эти проблемы потому и мировоззренческо-философские, что они ставятся в наиболее общей форме и решаются в полном согласии с достижениями частных наук. Общие проблемы познаваемости мира являются мировоззренческими еще и потому, что речь идет о человеке вообще: может ли человек познать мир? В чем состоит сущность познания мира? Или мир непознаваем по свойствам самого мира, по свойствам самого человека, его сознания? Естественно, разные философские направления, школы дают различные и даже прямо противоположные мировоззренческие ответы на эти вопросы. Из этих ответов и складывается мировоззренческая общая ориентация человека для деятельности как духовно-познавательной, так и практической. Агностицизм тормозит познание мира, вредит науке, практике. Философия, как общее мировоззрение, как особое мировоззрение – есть концепция мира и одновременно концепция человека, выяснение сущности мира и человека, общего положения человека в мире, мира в сознании, особое теоретическое знание о мире, о человеке, особый способ синтеза, обобщения этого знания, его интеграции, имеющей значение гносеологической, познавательной, методологической, социальной, нравственной, эстетической, праксеалогической ориентации в мире вне нас и, в особенности, внутреннем духовном мире, выражение осмысленного отношения к действительности и теоретического обоснования этого отношения, что проявляется в человеческих отношениях, решениях, поведении, в языке, в духовном самоопределении. Философское мировоззрение ставит и пытается решить общие смысложизненные вопросы для человека, главные, общие вопросы жизни, отношения человека к миру, общие оценки, что существенно важно как для индивида, так и для группы, общностей и всего человечества. И. Кант ставил вопросы, решение которых, по его мнению, составляет призвание философий: 1. «Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?» (Кант И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 661). А в «Логике» Кант дополняет эти вопросы еще одним, обобщающим: «Что такое человек?». (Кант И. Логика. Трактаты и письма. М., 1980. С. 332). Философское мировоззрение, вместе с тем, конкретно-исторически отражает специфично не только общечеловеческие, но современные ей проблемы, вопросы, несет в себе «квинтэссенцию эпохи», выражает менталитет данного народа, особенности духовных исканий, оценок действительности, общую интерпретацию мира и сознания, общие этико-эстетические отношения человека и т.п. Философия марксизма, обобщая развитие философии за предшествующие эпохи, сама носит характер конкретно-исторического мировоззрения. Были попытки преувеличить роль данной философии, задогматизировать ее положения и даже репрессировать тех, кто не согласен с ней. В противоположность этому проявляется другая мировоззренческая крайность и экстремизм - полное, без остатка, отрицание всего, что было связано с марксистской философией в предшествующие годы. Как философский субъективизм, догматизм, так и чистый релятивизм, волюнтаризм, нигилизм – враждебны философскому мировоззрению, деформируют, принижают его. Общенаучное философское знание, выявляя историчность, относительный характер знания и оценок, образующих мировоззрение, исключает субъективистское принижение роли мировоззрения, так как вскрывает его объективное содержание, тенденции его развития, объективную закономерность возникновения и развития научно-философского мировоззрения, которое, однако, не претендует ни на абсолютное знание («наука наук»), ни на оценку действительности с абсолютных позиций. Поэтому философия, как научное мировоззрение, есть, прежде всего, формулирование общих теоретических и методологических ориентации, позиций, установок, положений, с которых осуществляется оценка значения любого знания, опыта, действия, исторического явления, события. Философско-мировоззренческий анализ и есть, соответственно этому, рассмотрение явлений на основе теоретически обобщенной истории познания, истории методологии, исторической общественной практики. Философию, как мировоззрение, интересует то знание и то значение знания или явления, которое не ограничено рамками какой-либо специальной области человеческой деятельности и, следовательно, пригодно к более или менее неограниченному применению. Прогресс в философско-мировоззренческом объяснении мира состоит в том, что преодоление одностороннего объяснения не заменяется другим чисто односторонним воззрением на мир. Напротив, происходит обогащение подходов к миру, все более исключается необоснованная универсализация принципов, границы применения которых выявляются благодаря развитию смежных наук и философии. Известно, что теория Дарвина имеет мировоззренческий аспект, а социал-дарвинисты стремились превратить эту теорию в философско-социологическую теорию. Взгляды Дарвина с озлоблением подвергались отрицанию теологами и философами-идеалистами, поскольку противоречили религиозному мировоззрению и отвергали идеалистическую телеологию (Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. М., 1960). Философское мировоззрение никогда не является только суммированием, простым обобщением данных естественных и других наук: оно представляет особую интегральную интерпретацию этих данных с определенных философских позиций – материалистических и диалектических или идеалистических и метафизических, рационалистических или иррационалистических. Любая наука в той или иной мере представляет арену борьбы в явной или скрытой форме мировоззренческих позиций, сознательных или стихийных. Научно-философское мировоззрение развивается путем теоретического синтеза и общего объяснения научных данных и исторического опыта, форм, видов практики с определенных социальных, партийных позиций, которые входят в содержание философского мировоззрения, формируют его социальный пафос, этический идеал. Партийность философского мировоззрения означает принадлежность его, в конечном счете, по фундаментальным основам к тому или иному философскому направлению – материалистическому или идеалистическому, вследствие этого и зависимость от жизнедеятельности той или иной социальной группы, класса, общности. Философское мировоззрение содержит эмоционально-психо-логическую сторону, обусловленную его социальным, практическим основанием, различными потребностями, устремлениями, интересами, убеждениями, вожделениями, надеждами людей. Человек обязательно осознает, переживает свое отношение к другим людям, к окружающему миру, к самому себе, вырабатывает самосознание. Философское мировоззрение и есть теоретическое с амосознание человека. Но оно не ограничивается анализом, осмыслением теоретической стороны отношений человека к миру и самому себе. Любое философское мировоззрение содержит личностный характер человеческих чувств, эмоций, их обобщенное выражение. Теоретики, ученые, философы не только бесстрастно вырабатывают идеи, обсуждают свои и чужие идеи, взгляды, позиции, объясняют, интерпретируют определенные факты, явления, процессы, но и страстно защищают, утверждают одни, отвергают, осуждают другие воззрения, переживают, борются, верят в истинность одних, ложность других положений, сомневаются, надеются и т.п. Любое философское мировоззрение связано с социально-эмоциональной, психологической стороной, с человеческими страстями. Научно-философское мировоззрение носит творческо-крити-ческий характер, есть критическое подытоживание научных данных, которое позволяет делать выводы, непосредственно не выраженные ни в одной из частных наук. Оно не корректирует положения частных наук, так как не обладает специальными средствами, не проводит практически экспериментальные исследования. Научно-философское мировоззрение, теоретически и критически обобщая историю познания и его перспективы, предотвращает абсолютизацию тех выводов, к которым приходят частные науки на каждом данном исторически ограниченном этапе своего развития. Научно-философское мировоззрение имеет историко-фило-софское содержание, свои позитивные традиции, реализует преемственность и формы отрицания старых воззрений, качественно меняется, будучи «эпохой, схваченной в мыслях», имеет формационное и цивилизационные основания развития. Философия диалектического материализма исторический продукт предшествующего развития и качественно новое развивающееся образование, способное без догматизации, вульгаризации творчески служить теоретическому познанию, научному объяснению и практическому изменению мира. Эту философию нельзя отождествлять со старыми школами философии. «Это вообще уже больше не философия, а просто мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках. Философия, таким образом, здесь «снята», т.е. «одновременно преодолена и сохранена», преодолена по форме, сохранена по своему действительному содержанию» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 142). Противоречие между всеобъемлющим характером человеческого сознания (учение о всеобщем) и его необходимым осуществлением в специальной научной форме, противоречие идеального и материального, между специализацией и тенденцией к синтезу, интеграции знания делают абсолютно необходимым научно-философское мировоззрение, которое вырабатывается из общественной практики и науки, из социального развития человека. Формирование, развитие, функционирование научно-философского мировоззрения в обществе – одна из важнейших общественных закономерностей, познание и использование которой жизненно необходимо каждому развитому культурному человеку, тем более любому руководителю.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.01 с.) |