Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем состоят сущность, структура и функции сознания?Содержание книги
Поиск на нашем сайте Сознание – есть целостный динамический процесс, состоящий из различных элементов. Целостное ядро сознания составляют знания. Сознание (сознание) есть знание и самознание. Познавательный процесс внутри имеет различные уровни и глубину понимания. Он идет, как мы уже говорили, в направлении от максимальной конкретности и минимальной обобщенности к максимальной обобщенности, концептуальному, понятийному мышлению. Но сознание человека не тождественно мышлению, не сводимо к нему, Эмоции, чувства и воля – необходимые составные компоненты сознания. Оно – есть сплав мышления, переживаний (эмоций), чувств и волевых актов (целеустремленных, устремлений) человека. В основе всех психических процессов сознания лежит память как способность воспроизводить информацию, закодированную в нейродинамических структурах мозга, опредмеченную в результате его деятельности. Из всех структурных образований сознания существенное значение и непосредственное влияние на осуществление его регулятивно-управленческих функций имеет область эмоций и чувств. Эмоции – внутренние отношения организма к характеру оказываемых на него извне влияний. Переживания образуют у людей субъективную, личностную сторону отражения ими объективной действительности. Без эмоций и чувств невозможна предметная продуктивно-творческая целеполагающая деятельность людей. Иногда люди вопреки логике, требованиям теоретических рациональных знаний могут поступать иначе. Часто так происходит по отношению к соблюдению людьми норм морали. Объясняется это тем, что у человека, нарушающего моральные требования, знания их не превратились в убеждения, не стали мерилом оценки реальных поступков, не закрепились выработкой соответствующих чувств, выражающих у отдельного человека его отношение к влиянию и воздействию людей друг на друга. Структура сознания не тождественна всей психике человека, которая помимо осознанных включает подсознательные ибессознательные психические процессы. Бессознательное характеризует совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, лежащих вне сферы его разума. Часть из них характеризует регуляции человеческого организма (например, внутренних органов), которые объективно не осознаются. А другая часть – это то бессознательное у человека, которое связано с существованием большого пласта жизненного опыта, знаний, оседающих в памяти. Из всей суммы знаний в ядро сознания попадает их незначительная часть, необходимая для ситуации, Проблема бессознательного получила широкое истолкование в учении австрийского психиатра З. Фрейда. Согласно фрейдовской концепции, психика состоит из трех слоев: бессознательного, подсознательного и сознания. Бессознательное – это глубинный фундамент психики, состоящий из неосознаваемых желаний и вытесненных из сознания идей и определяющий всю сознательную жизнь человека, а порой и судьбу народов. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти – смысловое содержание всех эмоций и переживаний по Фрейду. Подсознание – это особая пограничная область между сознанием и бессознательным, куда прорываются бессознательные влечения и подвергаются там «строгой цензуре» особой инструкцией, порожденной «сверх-Я» человека – совестью. Сознание же – всего лишь оболочка психики, целиком зависящая от бессознательного, поскольку человек в жизни постоянно стремится к удовлетворению своих влечений и страстей. Индивидуальность человека в его понимании неизменна от природы, социальное враждебно биологическому и между ними существует противоречие, постоянный конфликт. Господствующими в поведении человека являются сексуальные мотивы, только в связи с неудачами в любви возможна творческая деятельность. Фрейд правильно выделил сферу бессознательного, но явно преувеличил роль бессознательного в жизнедеятельности человека, который, прежде всего, руководствуется в своих действиях логикой мысли, адекватно отражающей материальный мир. Несомненно, в развитии человека имеют большое значение биологические потребности. Но в процессе вовлечения человека в систему общественных видов и способов жизнедеятельности у него изменяется характер функционирования биологических потребностей (они очеловечиваются), формируются новые социальные и духовные потребности как специфически человеческие. Характер функционирования всех человеческих потребностей зависит от социального положения человека и его профессиональной деятельности. Биологическое и социальное органически взаимосвязано в целостной структуре и функциях человеческого организма. В сущности не биологическое вытесняется и подавляется социальным, а идет процесс становления и формирования человеческих потребностей, одна из них заменяется другой. Человек – сознательное существо. Его инстинктивная деятельность носит подчиненный характер по отношению к человеческой сознательной деятельности и поведению. Если сознание у человека играет, особенно в непредвиденной и незнакомой ситуации, регулирующую роль в действиях и поведении, то для проявления привычных поступков и навыков необходима его сигнальная роль, тогда в одном случае сознание может преднамеренно взять под свой контроль автоматизированные действия, замедлить, остановить или ускорить их. В другом случае сознание, при протекании бессознательных явлений, не «вникает» в их детали, а контролирует лишь общую картину происходящего. В свою очередь, бессознательное может повлиять на сознание. Например, нельзя абсолютно отрицать силу инстинктов человека, а также то, что хранящиеся в памяти впечатления даже неосознанного опыта могут проясниться в сновидениях и вызвать соответствующие продуктивно-творческие размышления. Широко известно, что идея формулы бензола пришла А. Кекуле во сне. Нильс Бор «увидел» свою модель атома в сновидении о планетах, вращающихся вокруг Солнца. Э. Хау, создавая конструкцию швейной машины, уже готов был отчаяться, и вот однажды во сне он увидел иголку с ушком внизу, а не вверху или в середине, как в его моделях, которые работали плохо. Идеи многих открытий, изобретений и художественных произведений возникали именно во сне. Под влиянием снов творили Данте, Гёте, Моцарт, Шуман, Вагнер, Л. Толстой, Э. До, Сен-Сане, Ван-Гог, Гейне, Вольтер и др. Но при этом следует подчеркнуть, что продуктивно-творческая функция размышлений во сне для человека, как правило, возможна лишь тогда, когда он посвящает определенному виду профессиональной деятельности всю свою жизнь. Сознательное и бессознательное взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, переходят друг в друга, взаимодополняют друг друга. Так человек бросается на помощь тонущему ребенку, рискуя собственной жизнью, не думая о значимости поступка. Он действует под влиянием бессознательной регуляции (инстинкта взаимопомощи), но нельзя забывать, что инстинкты, само биологическое в человеческом организме качественно отличны от биологического, как природно-животного вообще. Сознание есть свойственная только человеку и связанная с речью и социальной жизнедеятельностью, психическая, идеальная функция. Сущность сознания заключается в обобщенном и целенаправленном понимании действительности. Специфика сознания состоит в предварительном мысленном конструировании действий, в разумном саморегулировании действий и поведения человека. Сознание у человека формируется и развивается только Сознание выступает не только результатом отражения человеком отдельных предметов и явлений или их совокупности и связи между собой и объективной действительности, но и выявляет значение и смысл отражаемого для организации деятельности человека. Поэтому идеальное можно определить в качестве человеческой способности получать информацию в «чистом» виде и оперировать ею во времени. В этом и суть продуктивно-творческой функции сознания, позволяющей ему «творить мир». Фантазии, утопии, иллюзии людей напрямую связаны с отходом от реальности изаменой действительности бытия для человека воображаемым миром. Решение вопроса о том, каким быть человеку, во многом зависит от ясности сознания в понимании окружающего мира и своего места в нем. Каждый человек задает себе этот вопрос: «Кто я есть?» Образ своего «Я» человек может воспринимать через идеал своего «Я» или через то, как он выглядит в глазах других людей. Самосознание осуществляется не только на личностном, но и на общественном уровне. Высшим уровнем общественного самосознания является философия, познание подлинного в человеке, постижение его сущности, смысла человеческого бытия и всей исторической жизни. Самосознание – это не только отношение к себе, но и отношение к другому человеку, к обществу. Человек выступает как личность в той мере, в какой он осознает и выделяет себя из окружающего мира. Уровень социальности, цивилизованности отдельного человека и рода в целом в значительной степени зависят от разумности, зрелости и ясности сознания. Какова взаимосвязь индивидуального Вопрос об общественном сознании (сознании общества) невозможно рассматривать в отрыве от общественного бытия. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого изменения его. Понимание общественного бытия как совокупности общественно-практических отношений, возникающих на базе производственных отношений и материальных элементов производительных сил, а общественного сознания – как совокупности учений, обобщенных взглядов, систематизированных знаний, мнений, чувств, переживаний, эмоций членов данного общества, возникающих как результат отражения и понимания общественного бытия, приводит к выводу о вторичности общественного сознания как по происхождению, так и по уровню отражения. Оно является духовной стороной жизни общества, имеет относительную самостоятельность в развитии, активно воздействует на общественное бытие, имеет сложную структуру. Существование общественного сознания возможно только в органической взаимосвязи с индивидуальным. Они взаимообогащают друг друга, едины и автономны, источником их формирования является бытие людей, средством проявления обоих выступает язык. Но, вместе с тем, общественное и индивидуальное сознание не тождественные понятия. Сознание общества полностью не охватывает и не включает в свое содержание результатов активно-творческого освоения действительности в индивидуальном сознании, а также своеобразия чувств и переживаний отдельных людей. Индивидуальное сознание имеет собственные «границы жизни», обусловленные бытием конкретного человека (телесные качества, темперамент, характер и др.). Общественное сознание в определенном смысле носит надличностный характер, «охватывает» жизнь множества поколений людей. И вместе с тем сознание общества не является суммой индивидуальных сознаний, так как между ними имеются качественные различия. Индивидуальное сознание образует внутренний психический мир человека, а общественное – духовную сторону всего исторического процесса. В современный период вопрос о диалектике общественного и индивидуального сознания приобрел особую актуальность, так как изменение общественного строя страны предполагает перестройку сознания множества отдельных людей. Всякое индивидуальное сознание отражает помимо общих тенденций и закономерностей социального процесса целую гамму противоречий, специфично преломляющихся в духовном мире отдельной личности: это противоречия между общественным и индивидуальным, социальным и природным, сознательным и бессознательным, рациональным и иррациональным и т.д. Индивидуальное сознание по своей природе общественно, оно содержит типичные черты и свойства, детерминированные конкретно-историческими условиями. В революционные периода возникают новые формы человеческой практики и познания, поэтому индивидуальное сознание играет особую роль. В эволюционные периоды роль общественного сознания по отношению к индивидуальному существенно возрастает. Если в сознании общества формально продолжают функционировать нормативы, ценности, стереотипы духовной жизни, явно не соответствующие потребностям практики, то возникает новый тип индивидуального сознания, характеризующийся, с одной стороны, чувством осознанного или неосознанного протеста против существующих порядков в обществе, с другой – такими чертами, как отчужденность от общественных ценностей, сомнение и неверие в общественные идеалы, бездуховность и равнодушие к социальным проблемам, или противостоит господствующему мировоззрению. М.К. Мамардашвили считает, что сознание двоично, оно аннигилирует в период перестройки, попадая в ситуацию неопределенности, где человек тоже аннигилирует и «сознательные» акты – честь, достоинство, мужество, трусость, бесчестие перестают участвовать в мировых событиях (Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. М., 1989. Развитие творческой активности индивидуального сознания во взаимосвязи с сознанием общественным является необходимым фактором изменения всех сфер общественной жизни.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |