Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем состоит роль практики в процессе познания?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практика – источник, цель, основа познания и критерий (мерило) истинности знания: в этом состоят её основные функции в познавательном процессе. Роль практики как источника, исходного момента познания выражается в том, что люди познают мир по мере его практического освоения, действуя практически, и в процессе этой деятельности вскрывают все новые факты, противоречия, которые требуют своего разъяснения и своевременного разрешения. Это ставит проблемы перед обществом и познающим субъектом, является причиной и стимулом его познавательной активности. В практике формируются познавательные способности человека, который следует логике предметности, овладевает навыками и способами трудовой деятельности и ориентации в окружающем мире, постигает содержание общественного сознания. Благодаря практике индивид во всех актах своей деятельности действует общественным образом, общественное преломляется в индивидуальном. Субъект познает не столько тем, что сам действует, а сколько тем, что в практике «заставляет» вещи воздействовать друг на друга, как бы делает их «очную ставку», в процессе которой проявляются их сущности, и эти сущности постигаются субъектом. Вопрос о цели познания всегда являлся объектом внимания исследователей, которые по-разному, зачастую односторонне или субъективистски отвечали на него, считая целью познания или любознательность, или наслаждение поиском истины, или постижение некой высшей мудрости божества, и т.п. На деле же главной (не исключая, конечно, роли указанного выше) побудительной силой и целью познания является практика, применение полученных знаний на практике. Будучи основной сферой применения данных науки, она обусловливает появление прежде всего тех знаний, в которых имеется практическая потребность (следует иметь в виду, что данная потребность может быть непосредственной или опосредованной, близкой или отделанной, явной или неявной). К примеру, возникновение современной, экспериментальной науки (естествознания, техникознания) вызвано потребностями способа производства, основанного на использовании системы машин и сознательном применении достижений естествознания: характер нового способа производства, в отличие от ремесленного, требовал замены использования эмпирических, рутинных приемов сознательным применением данных науки как системы знаний о законах природы. Кибернетика возникла непосредственно в связи с потребностями организации противоракетной обороны Англии в годы второй мировой войны. Общество вырабатывает в принципе такие идеи, которые так или иначе ему нужны или будут нужны в обозримом будущем и для возникновения которых заложены основы не только в определенном уровне развития теории, но прежде всего практики. Например, технология как наука возникла только в конце XVIII в., т.е. когда возникло машиностроение (сам термин «технология» впервые применен в 70-х гг. XVIII столетия); усложнение производства, всех сфер общественной практики в XX в., а отсюда усложнение проблем управления вызвало к жизни, наряду с производственной технологией, технологию социальную и возникновение такой науки, как теория управления и т.д. Способ производства, способ деятельности конкретного общества определяет преимущественное господство определенного способа мышления (познания): рабовладельческие отношения древней Греции – наивная, стихийная диалектика, феодализм – схоластика, капитализм – метафизика, современный переход общества к новой, посткапиталистической (постиндустриальной) цивилизации связан со все более широким применением научно-диалектического метода мышления; другой яркий пример этого – возникновение социально-экологического стиля мышления (В. Вернадский, Н. Федоров, представители Римского клуба) в условиях обостренной мировой экологической ситуации и т.д.
Практика создает и обеспечивает материальную базу функционирования и развития познания, в особенности современной науки эпохи НТР (обеспечение сложной и дорогостоящей технической базой и оборудованием, средствами связи и информации, средствами организации, финансовыми ресурсами, системой подготовки и переподготовки кадров и т.п.). Такие черты практики, как материальность (предметность), объективность, целенаправленность, преобразовательность позволяют осуществить постоянный «выход» во внешний мир, переплавить знания в дела, а «дела» природы сделать основой человеческой деятельности; проверить истинность знания может, в конечном счете, только практика; поэтому она выполняет роль мерила, критерия истинности знаний. Практика в качестве критерия истинности познания позволяет сравнивать «идеи» с «объектом», подтверждать их соответствие или нет, раскрывать законы мира, используя их для преобразования природы, общества и самого человека. Сама по себе практическая деятельность может быть успешной в том случае, если она согласуется с законами объективного мира, если практические действия приводят к успеху. Поэтому в практике обнаруживается единство двух противоположных моментов – абсолютности и относительности. Абсолютность практики как критерия истины проявляется в том, что она имеет всеобщий, универсальный характер, является единственным способом материализации, овеществления знаний и в том, что знания, которые подтверждаются на практике, являются знаниями полными, исчерпывающими и в данных историко-конкретных условиях – неизменными (к примеру, понятие материи как объективной реальности). Но практика в одно и то же время демонстрирует свою относительность как критерия, ибо не все в данных условиях можно Логический критерий истины, который связан в первую очередь с формальным (логическим) способом проверки знаний путем установления логической связи между высказываниями, между проверяемыми знаниями и некоторыми предшествующими знаниями, уже доказанными, аксиоматичными и достаточно надежными. Логический критерий истины – это стройность, надежность, последовательность, логичность мысли, выраженная в понятиях, умозаключениях, принципах, законах, т.е. тех формах мысли, которые приобрели ясность, непротиворечивость, аксиоматичность. Логический критерий истины важен в практических делах («От незнания логики погибло больше кораблей, чем от незнания навигации»), ибо он сохраняет авторитет логики, разработанной в систематической форме еще Аристотелем. Аксиологический критерий, который обращен к ценностям человеческого бытия и служит в общем и целом мировоззренческим критерием, как и эстетический критерий, где важнейшими являются суждения по законам красоты, чувства гармонии и совершенства – все эти критерии все же воплощаются в практике, производственно-практической и духовной деятельности людей, вливаются, органически входят в ведущий критерий – практику как общественно-материальную деятельность людей, преобразующую материальный мир в мир культуры, в очеловеченный мир. Практика – это общественная деятельность людей, связанная с изменениями их производственных отношений, с изменением их бытия и социальной роли. Поэтому целью практики и её назначением является не только изменение природы обитания человека, но в первую очередь изменением его самого, как субъекта культуры, автора и актера своей собственной драмы. Эта драма разворачивается конкретно-исторически и поэтому познание всегда и во всем социально детерминировано.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.170 (0.01 с.) |