Категория бытие. Основные формы бытия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория бытие. Основные формы бытия.



Самым общим понятием философии является понятие «бытие». Гегель считал, что именно с постановки вопроса о том, что есть бытие, начинается развитие философии, как науки. Первой эту проблему поставила элейская школа античной философии. Один из ее основателей – Парменид – сформулировал тезисы о бытии, которые и сегодня не утратили свое значение. Особое значение имеет первый тезис: «бытие есть единое», так как на убеждении о том, что весь космос, вся вселенная представляют собой единую взаимосвязанную систему, основывается все научное знание. Философия сформулировала несколько аргументов, обосновывающих единство мира.

Первый аргумент, получивший название субстанционального, исходит из того, что в основе бытия лежит единая субстанция, из которой «все происходит и в которую все возвращается».

Второй аргумент апеллирует к однородности Вселенной к тому, что она состоит из одних и тех же элементарных частиц и подчиняется одним и тем же законам.

Третий аргумент исходит из диалектического принципа всеобщей связи, согласно которому в мире все находится во взаимодействии и взаимовлиянии.

Второй тезис Парменида – «Бытие существует, небытия не существует» - и сегодня разделяется большинством ученых, но определенные позиции, особенно в религиозной философии сохраняют креационисты (сторонники учения, согласно которому Бог единовременно или постоянно творит бытие из небытия).

Третий тезис – «Бытие несотворимо, неуничтожимо и неизменно» - претерпел наибольшие изменения. Признавая несотворимость и неуничтожимость бытия, современная наука убеждена в его постоянном изменении и развитии. Если и есть что-то неизменное, так это его постоянная изменчивость.

Четвертый тезис Парменида – «бытие познается разумом» - сегодня существенно скорректирован. Как всеобщая абстракция, бытие действительно познается только разумом. Но бытие конкретных вещей может познаваться также с помощью чувственного эмпирического познания.

Философия выделяет четыре основные формы бытия:

Первая формавещное бытие, у которого две разновидности: «Бытие вещей первой природы и бытие вещей второй природы». Первая природа – это та часть бытия, которая, ни в какой форме, не вовлечена в человеческую жизнедеятельность (это дикая природа). На Земле в данный момент практически не осталось первой природы, за исключением подводного и подземного «космоса».

Вторая форма бытия – это человеческое бытие, включающее в себя в единстве две стороны. С одной стороны человек – это телесное природное существо, а с другой стороны – духовное, мыслящее существо. Как природное существо человек полностью подчиняется природной необходимости. Но как мыслящее существо, он может быть свободен. Это не значит, что человек может отменить природную необходимость и законы природы. Но он может познать их и использовать в своих целях и интересах.

Третья форма бытия – социальное бытие, существующая, с одной стороны, в бытии каждой отдельной личности, а с другой стороны, в бытии общества как целого.

Четвертая форма бытия – духовное бытие – проявляющееся в виде индивидуального и общественного сознания. Носителем того и другого является каждый отдельный человек – личность, но в психике человека, его сознании есть такая составляющая, которая присуща только данному человеку. Она уникальна и неповторима, но у каждого в сознании есть та составляющая, которая объединяет его с другими людьми в какую либо социальную общность. Первая составляющая – это и есть индивидуальное сознание, а вторая – общественное сознание.

Все четыре формы бытия находятся в постоянном взаимодействии. Исходным первичным бытием является вещное бытие, без которого невозможно существование других форм бытия.

Человеческое бытие представляет собой своеобразный узел, который стягивает, объединяет все формы бытия.

 

Учение о субстанции.

Конкретизацией понятия «Бытие» является категория «субстанция». Субстанция – это первооснова, первопричина или сущность бытия. Все философские школы Древнего мира в качестве первой проблемы рассматривали именно проблему субстанции. Первоначально субстанцию стремились обнаружить среди чувственно воспринимаемых предметов, веществ или субстратов. Поэтому первая концепция субстанции получила название субстратной.

Первые греческие философы искали субстанцию среди четырех стихий.

Главным недостатком субстратной концепции была невозможность доказать преимущество одного субстрата над другим. На смену субстратной концепции субстанции приходит эссенциальная (сущностная). Согласно этой концепции субстанция – это то, что для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя, то есть самодостаточно.

В новое время были сформулированы три разновидности этой концепции. Дуалистическая (Декарт), монистическая (Спиноза), плюралистическая (Лейбниц).

Недостатком эссенциальной концепции была статичность, инертность субстанции, невозможность показать, как из единой субстанции возникает все многообразие бытия. На смену эссенциальной концепции в немецкой классической философии создается динамическая концепция субстанции – субъекта. Согласно этой концепции субстанция не только вечна и самодостаточна, она наделена способностью к постоянному законосообразному саморазвитию. В настоящее время существует две разновидности этой концепции.

Материалистическая точка зрения исходит из того, что сама природа (материя) наделена творческим импульсом и постоянно создает все новые и новые качественные формы бытия. Идеалистическая концепция утверждает, что в природе действует идеальное духовное первоначало. (Абсолютная идея, мировая душа и т.д.).

Материалистическая концепция ближе к естествознанию и потому имеет больше научных аргументов в свою пользу.

Под материей как субстанциональной основой бытия современный материализм понимает философскую категорию, которая служит для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в ощущениях, отражается его сознанием, существуя независимо от него.

Материализм сегодня в качестве основной выделяет одно свойство материальной субстанции – «быть объективной, то есть существовать вне и независимо от человеческого сознания».

Материальная субстанция – это сложная многоуровневая система. Самые сложные концепции структурирования материи выделяют в ней до 24 структурных уровней. Самая простая классическая концепция выделяет 5 уровней:

- механическую;

- физическую;

- химическую;

- биологическую;

- социальную материи.

Каждый структурный уровень возникает на основе предыдущих и включает их в свой состав. Но высший уровень никогда не сводится к сумме нижележащих и прежде всего подчиняется своим собственным законам.

Каждый структурный уровень материи имеет своего носителя и присущую ему основную форму движения или взаимодействия носителей.

Механическая природа – носитель микро и макро тела. Основная форма движения – пространственное перемещение. Физическая – атомы, межатомное и внутриатомное взаимодействие. Химическая – молекулы и химические реакции.

Биологическая – особь и эволюция. Социальная – личность и материальное производство.

Каждый структурный уровень имеет также свое основное противоречие, и является источником его развития. На механическом уровне противоречие между притяжением и отталкиванием, на физическом – между положительными и отрицательными зарядами. На химическом – между кислотами и щелочами. На биологическом – между наследственностью и изменчивостью. На социальном – между производительными силами и производственными отношениями.

Кроме структурных уровней философии выделяют атрибуты материи, т.е. такие ее свойства, без которых она не может существовать. Чаще всего выделяют три атрибута: движение, пространство и время.

Движение имеет особый статус. Его называют способом существования материи. Иначе говоря, нельзя представить материю без движения, так же как движение. Без материи. Состояние такое может фиксироваться только относительно какой-либо конкретной точкой отсчета. По отношению к другой точке отсчета этот же объект обязательно находится в движении. В этом смысле движение абсолютно, покой относителен. Кроме этого, внутри материальных объектов всегда существуют различные реальные взаимодействия, которые тоже считаются формами движения.

Современная философия под движением понимает любые изменения вообще. Как частный случай движения рассматривается развитие, под которым понимаются необратимые качественные изменения. Развитие имеет три направления или вектора. Прогрессивный, регрессивный и круговорот. Прогрессивное развитие – это движение от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, повышение адаптивных возможностей системы. Регресс имеет обратную направленность. Круговорот характеризует такое развитие, при котором качественные изменения не сопровождаются явновыраженным прогрессивным или регрессивным движением.

Пространство – это философская категория, которая обозначает протяженность материальных объектов, их способность занимать определенное место, граничить с другими материальными объектами. Время – это философская категория, обозначающая скорость и длительность протяжения материальных процессов, а также их темп и ритм. Специальная теория относительности Эйнштейна доказала неразрывную связь пространственно-временных характеристик бытия. Поэтому современная физика говорит не о пространстве и времени, а о едином пространственно временном множестве бытия. Общая теория относительности связала пространство-время с большими массами движущейся материи. Это означает, что большие массы материи способны искривлять пространственно-временные характеристики и потому реальное пространство-время соответствует не геометрии Эвклида, а геометрии Римана-Лобачевского. И движение материальных объектов со скоростью, близкой к скорости света сжимает пространство и растягивает время (парадокс близнецов).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.13.1 (0.009 с.)