Особенности Средневековой философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности Средневековой философии.



Развитие Средневековой философии датируется 6-15 вв. в жизни как Европы, так и Арабского востока, где, в основном, развивалась философия. Этот период характеризуется полным доминированием духовной культуры, религиозного мировоззрения и церкви. Резко меняется философская парадигма. Внимание философии концентрируется на, по существу, религиозных проблемах и первой особенностью философии становится теоцентризм. Существенно меняются все философские ориентиры. В антологии вечный и гармоничный космос заменяется миром, который имеет начало и конец в истории. В гносеологии приоритет разума сменяется приматом веры, человек понимается теперь не как часть космоса, а как наместник Бога на земле, созданный по образу и подобию. На длительный период философия становится “служанкой теологии”. Ее главное предназначение определяется как укрепление религии, веры средствами разума. Философия оттесняется от решения мировоззренческих проблем, их берет на себя религия. И поэтому интерес философов концентрируется в сфере логики теории познания. Именно в вопросах гносеологии можно обнаружить наиболее значительные достижения Средневековой философии. Главной гносеологической проблемой была проблема универсалий, или общих понятий. Часть философов, вслед за Платоном и неоплатониками (Платин), утверждали. Что универсалии обладают самостоятельным реальным бытием. Они предшествуют вещам и определяют их существование. Этих философов называют реалистами. Другие философы, ориентирующиеся на Аристотеля, утверждают, что универсалии - это только имена того общего, что есть в отдельных вещах. Имя по латински - номен, поэтому их называли номиналистами. Споры между реалистами и номиналистами составили основное содержание философской борьбы средневековой философии.

Вторая проблема гносеологии, которая решается в Средневековой философии - это соотношение знания и откровения, разума и веры. Практически все философы стояли на позиции двойственности истины, т.е. возможности ее получения двумя путями: через познания и через откровения с помощью философии или религии. Преобладает точка зрения приоритета религиозного знания над философским.

Средневековая философия прошла этап становления, получивший название “патристика”, рассвет арабской философии (аристотелизма) и развитие европейской схоластики.

 

Философская патристика.

Патристика, или учение отцов церкви, еще не была собственно Средневековой философией. Но очень многие философские идеи, особенно в работах Августина Блаженного, оказали влияние не только на Средневековую философию, но и на философию Возрождения, и даже Нового времени. Наиболее крупным, в философском смысле, представителем патристики является Аврелий Августин, или Августин Блаженный (354-430 гг.). Именно Августин Блаженный во многом определил поворот от античности к средневековой философии. Первая идея, которую высказал Августин о том, что философию не должно интересовать ничего, кроме Бога и души. С гносеологической точки зрения это связано еще и с тем, что человек лучше всего и точнее всего может знать собственную душу. “Войди в самого себя, в человеке содержится истина”. По существу Августин Блаженный одним из первых отказывается от объективизма античной философии, от устремленности философского познания во вне человека.

Блаженный утверждал, что собственная мысль является наиболее истинной из всех фактов, по существу предвосхищая знаменитый картезианский принцип: “Я мыслю, значит я существую” (Декарт).

Второй важный поворот, осуществленный Августином, связан с идеей приоритета воли над разумом. Как бы дискутируя с Сократом, Августин пишет: “Недостаточно знать, надо еще хотеть”.

Приоритет воли над разумом поставил вопрос под сомнение. С другой стороны - заострил внимание на проблеме свободы человека. “Свобода - свойство воли, а не разума”.

Для Августина важное значение имеет дух, который обеспечивает связь человека с Богом. “Личность - это внутренний человек как подобие бога”.

Третья проблема времени. Еще Аристотель сформулировал парадокс времени, согласно с которым прошлого уже нет, будущего еще нет, реально только настоящее.

Августин Блаженный говорил, что и настоящее - малый промежуток, тоже мгновение, по существу нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Время существует лишь в духовном мире человека. “Настоящее прошлого - это память, настоящее настоящего - интуиция, настоящее будущего - ожидание”. “Время - это творение бога. Для Бога времени не существует”. “Твое сегодня - это вечность”.

Августин предпринял первую попытку создания теоцентризма, т.е. оправдания Бога. “Зло не существует самостоятельно, оно есть отсутствие добра, иначе говоря, человек имеет свободу выбора, которую ему даровал Бог, и тогда, когда он пользуется этой свободой не для того, чтобы делать добро или делать меньшее добро, чем он может - появляется зло. Зло - недостаток добра”.

 

Арабский аристотелизм.

Рассвет арабской философии падает на начало 2 тысячелетия н.э. Это связано: 1) с общим рассветом арабской нации; 2) с тем, что ислам более чем на 600 лет “моложе” христианства. Поэтому на рубеже тысячелетий его диктат над духовной культурой был значительно меньшим, чем в христианской Европе.

Условия свободомыслия и влияния греческой культуры, особенно Аристотеля, привели к тому, что арабская философия примерно до 12 века находилась в авангарде мировой философии. Арабские ученые перевели и сохранили во многом большинство из известных сегодня произведений Платона и Аристотеля. Наиболее крупные представители: на арабском востоке - Ибн Сина (Авиценна), на западе - Ибн Рушд (Аверроэс).

Авиценна (980-1037) - великий философ, энциклопедический ученый. Получил название на арабском востоке - Второй учитель (Первый учитель - Аристотель). Именно ему принадлежит заслуга адаптации аристотелевской философии к условиям и культуре арабского востока. В вопросах об универсалиях Авиценну можно считать первым представителем реализма на арабском востоке. С его точки зрения универсалии существуют в трех видах:

— как априорные (доопытные) в божественном разуме;

— как сущность или форма вещи (по Аристотелю);

— как результат абстрагирования.

Общее обладает большей реальностью, чем единичное. Вслед за Аристотелем и в противовес исламу Авиценна утверждал, что материя совечна Богу и Бог творит душу не из ничего, а из первичной материи. Процесс этот носит характер эманации (с гр. - истечение). В начале Бог создает единый, высший разум, потом более низкие умы, приводящие в движение небесные сферы, потом появляется разум, помещенный в человеке. После этого формы материальных вещей и сами материальные вещи. Идея совечности мира и Бога является первым шагом к формированию философии пантеизма, т.е. учения отождествления бога и природы.

Ибн Рушд (1126 - 1198) - во многом идет за Авиценной. Его главное отличие состоит в том, что мировой разум неделим. И потому индивидуальная душа человека также смертна, как и тело. Бессмертна только духовная культура в целом. Каждое индивидуальное достижение человека вливается в мировой разум и там сохраняется. Наиболее значительное достижение связано с теорией двух истин; он утверждает, что в постижении истины религия и философия равны, они отличаются по предмету, методу и сфере применения. Философия исследует природу, религия - мир божественный и человеческий. Философия используется прежде всего как средство увеличения практических свойств человека. Религия регулирует вопросы нравственности, социальные отношения. Философия использует логические построения, методы. Религия, в основном, опирается на образные мышления, метафоричность. “Немногие умы способны понять истину на философском языке. Для многих истина доступна лишь в виде религии”.

 

Европейская схоластика.

Европейская средневековая философия получила название “схоластика” (от лат. схола - школа). Это связано с тем, что первоначально философия рассматривалась как вспомогательная дисциплина. Она преподавалась на теологических факультета университетов в качестве школы обучения будущих священнослужителей искусству диспута, спора. В развитии схоластики выделяют три периода:

— ранняя схоластика, 6-12 вв.;

— зрелая схоластика, или рассвет схоластики, 13 в.;

— поздняя схоластика, или закат схоластики, 14-15 вв.

Наиболее крупный представитель ранней схоластики - английский философ Иоганн Скотт Эриугена (810-877 гг., “рожденный в Ирландии”). Эриугена заложил основы европейского пантеизма. С его точки зрения бытие состоит из четырех природ:

1) природа несотворенная и творящая - Бог как творец мира;

2) природа сотворенная и творящая - И. Христос;

3) природа сотворенная и нетворящая - материальные вещи;

4) природа несотворенная и нетворящая - Бог как полнота бытия.

“Начало и конец бытия совпадают в Боге”. Эриугена - последователей реалистов, с его точки зрения общее предшествует единичному и, чем более общей является универсалия, тем она обладает большей, высшей реальностью.

Самым крупным представителем зрелой схоластики и всей средневековой философии считался Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - “ангельский доктор”. Его философия до сих пор является официальной философией католической церкви.

В вопросе об универсалиях Аквитан - умеренный реалист. Считал, что универсалии предшествовали вещам, но они существуют не самостоятельно, а в разуме Бога. В вопросе об истине Аквитан считал, что философия и религия в равной мере говорят об одних и тех же проблемах, но религия более внятно и прозрачно. Предметом философии является природное бытие, естественный мир - сверхъестественное. Зная сверхъестественный мир, можно понять и природу. Но, зная только естественный мир, божественный мир понять нельзя. Поэтому религия выше, чем философия. В ее возможностях познание бытия.

Человек, как и у Аристотеля, обладает разумной душой, но главное отличие разумной души - способность выбирать между добром и злом. Бытие представляет собой иерархическую структуру, состоящую из двух соприкасающихся миров - естественного и сверхъестественного.

Естественный мир составляют 4 “царства”: 1 - камней и минералов (неорганическая природа); 2 - растений; 3 - животных; 4 - человека. Человек - это единственное существо, способное из естественного мира переходить в сверхъестественный. Поэтому 1 царство сверхъестественного мира - святые; 2 - ангелы; 3 - архангелы; 4 - херувимы и серафимы.

Фоме Аквинскому принадлежит заслуга формирования 5 канонических доказательств бытия Бога (которые потом были опровергнуты Кантом).

Основными добродетелями Аквитан считал 4 греческие (Мудрость, Мужество, Справедливость, Сдержанность) и 3 христианские (Вера, Надежда, Любовь).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.01 с.)