Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема субстанции в философии Нового времени: декарт, спиноза, лейбниц.

Поиск

Декарт использует свой метод для решения проблемы субстанции, под которой он понимает то, что для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя.

Декарт начинает с поисков сущности или субстанции человеческого бытия. Универсальное сомнение позволяет ему утверждать, что ненадежны не человеческие чувства, не результаты деятельности рассудка. Несомненным остается только сам процесс сомнения, сомнение - это мышление (как процесс) и поэтому Декарт формулирует свой знаменитый принцип: “Я мыслю, значит я существую” (ego cogito ergo sum). Это принцип остается основополагающим принципом мировой классической философии. По существу, он утверждает субстанциональность мышления, по крайней мере в бытии человека.

Мышление является атрибутом первой субстанции бытия, которую Декарт называет идеальной. Но как естествоиспытатель Декарт видит самодостаточность материальных вещей, поэтому он констатирует существование второй субстанции материальной или телесной, атрибутом которой является протяженность.

В вопросе о субстанции философия Декарта одна из форм дуализма. Как и перед всяким движущим дуалистом, перед Декартом встает, по существу, неразрешимая проблема: как объединить две независимые самодостаточные субстанции в одно бытие. Декарт утвеждает, что это делает Бог, при этом он должен признать, что Бог является подлинной субстанцией.

Бенедикт Спиноза (1632-1677 г.) считает такой ответ Декарта уходом от проблемы.

С точки зрения Спинозы последовательная философия может быть только монистической, т.е. признавать существование только первой единственной субстанции. Философия Спинозы - одна из самых последовательных форм пантеизма.

“Субстанция - есть природа, есть Бог”, иначе говоря, Спиноза объединяет в понятии субстанция все характеристики, которые до него приписывались природе и Богу. Субстанция развивает все бытие в этом смысле, она не сотворима, не умопостигаема и бесконечна во всех своих проявлениях. В тоже время субстанция - это трехуровневая система. Высший уровень - субстанция как целое, первооснова и сущность всего бытия, второй уровень - атрибуты субстанции, как и Декарт, Спиноза под атрибутами определяет те свойства субстанции, без которых она не может существовать. То, что Декарт называет самостоятельными субстанциями, для Спинозы - атрибуты единой субстанции. Атрибутов бесконечное множество, так как субстанция бесконечна во всех ее проявлениях. Но человек знает только две - протяженность, мышление. Так как человек судит о мире по самому себе, а в себе человек видит два ряда не сводимых друг к другу процессов телесных и мыслительных, мыслящих.

Третий уровень - модусы дискретного образования (вещи, свойства вещей). Если без атрибутов субстанция существовать не может, то наличие или отсутствие модусов для нее безразлично. В каждом модусе тем или иным образом отражаются атрибуты.

Здесь Спиноза решает главную задачу философии - взаимосвязь бытия и мышления. Для Спинозы тело является мыслящим и мышление является телесным.

Спинозу часто обвиняют в гилозоизме (ожитворении) и папсихизме. По существу Спиноза утверждает только то, что тело законообразно, подчиняется общей разумности бытия, космоса.

Человек - это модус среди других модусов, как модус атрибута протяженности. Человек полностью подчиняется природной необходимости, но как мыслящее существо он может быть свободен. Спиноза один из многих противопоставляет свободу не обходимости, а принуждению. “Свобода - есть познанная необходимость”. Иначе говоря, если человек осознал необходимость и действует в соответствии с ней добровольно, а не принужденно, то он поступает свободно (лестница, 5 этаж).

Спиноза считает, что проявлением атрибутов протяженности в человеческом поведении являются АФФЕКТЫ. Человек, действующий по воле своих страстей гораздо более несвободен, чем тот, который умеет управлять страстями. Устранить страсти нельзя, но можно низшие аффекты подчинить с помощью более высших, сильных; главный аффект, высший - любовь к познанию.

Теория познания Спинозы является производной от концепции субстанции: модусы познаются через чувственное познание, но оно ничего не может сказать о самой субстанции. Рациональное познание дает знание об атрибутах, но так как атрибутов бесконечное множество, то познание субстанции через атрибуты тоже бесконечно. Постичь субстанцию в ее высших проявлениях можно только с помощью интеллектуальной интуиции.

Готфрид Лейбниц (1646-1716 г.) видел в невозможности объяснить как из единой субстанции возникает все многообразие разнокачественных вещей. Выходом из этого положения Лейбниц считал предположение о том, сто сама вещь самодостаточна, то есть обладает своей собственной субстанцией, поэтому субстанций бесконечное множество.

Лейбниц создает плюралистическую концепцию субстанцию. Субстанция или монадология - это идеальная сущность каждой вещи. Монада идеальна, так как субстанция должна быть вечной, а все материальные вещи приходящи, по существу, монады - это сгусток мыслительной энергии, актуальность которой проявляется в различных уровнях мыслительной деятельности.

Бытие по Лейбницу - иерархия монад; нижний уровень - монады неорганизованной природы, их мыслительная активность приблизительно 0, но не равно 0.

Второй уровень - монады души, присущи растениям и животным. Их активность проявляется в ощущениях и неясных представлениях.

Третий уровень - монады - духи, характеризуют человека, главная особенность - способность к самопознанию, каждая монада - “микрокосм”, живое зеркало вселенной, поэтому. Познавая самого себя человек получает возможность познать мир. Место человека в иерархии монад зависит от его знаний.

На вершине иерархии мир - Бог, который знает все и, следовательно, включает в себя весь мир. Человек может как угодно приближаться к Богу, но никогда его не достигнет. Бог, с одной стороны, творец иерархии монад - “предустановленной гармонии бытия, а с другой стороны, Бог - это идеал, центр, к которому стремятся все монады путем самосовершенствования. Лейбниц считает, что чувственное познание дает нам знание только о внешних, телесных проявлениях монады. Он называет это познание - истины факта - неполное, случайное, единичное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.24 (0.011 с.)