Особенности философского мышления. Предмет философского знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности философского мышления. Предмет философского знания.



Особенности философского мышления. Предмет философского знания.

Философия - любомудрие, любовь к мудрости. Философия существует приблизительно 3 тысячи лет, зародилась на Востоке, в Европе первые философские школы появились в Древней Греции, Риме в 4-6 в до н.э. Это было синтетическое знание.

Философия, как ядро научного мировоззрения обязательно отвечает на ряд смысложизненных вопросов, по существу проблемы философии могут быть сведены к трем основным:

1. Что такое бытие или весь окружающий нас мир? (онтология)

2. Что есть человек? (антропология)

3. Каковы взаимоотношения между человеком и миром? (социология, гносеология, праксиология)

Этими вопросами занимается наука, но каждая наука рассматривает либо один из этих вопросов, либо его часть.

Особенностью философского мышления является то, что философия пытается ответить системно на все три вопроса, причем в максимально обобщенном, абстрактном виде.

Философия имеет свой предмет и метод:

предмет - человек и его взаимодействие с окружающим миром (рефлексия - обращенность).

Философия - это мировоззренческая форма сознания.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека. Выделяют 3 вида исторических форм мировоззрения.

— миф (образность, ассоциативность);

— религия (вера в сверхъестественное, формы религии - фетишизм, тотелизм, животный прародитель - анимизм, всеобщее одухотворение);

— философия - ярко выраженный критический характер, все ставится под сомнение.

Философия - это наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Она создает свою научную картину мира на основе обобщения данных всех наук.

Отношение человека к миру подразделяется в философии на 3 типа, отсюда 3 раздел философии:

1. Гносеологическое отношение (учение о познании).

2. Праксиологическое отношение (преобразование).

3. Социологическое отношение: человек всегда относится к миру не как отдельная особь / индивид, а как человек социальной группы.

Философия как субъектно-объектное знание о мире является одновременно и наукой, и мировоззрением, в этом ее специфика.

Философия отражает мир сквозь призму человеческого восприятия.

— рефлексия - обращенность философского знания на человека.

— онтология - учение о бытии.

 

Предпосылки возникновения философии как науки.

Философия как первая форма научного знания возникла примерно 3 тысячи лет назад в 4-6 в до н.э. почти одновременно в трех центральных цивилизациях древнего мира:

— в Древней Индии;

— в Китае;

— в Риме.

Возникновению философии способствовал ряд экономических, социально-политических и духовных предпосылок.

— в экономической сфере развитию философии способствовало повышение системности труда, когда человечество смогло содержать сравнительно немногочисленную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом. В этом смысле предпосылкой возникновения философии стало третье великое разделение труда: выделение умственного труда в количестве самостоятельной сферы человеческой деятельности.

— в социально-политической сфере возникновение философии совпадает с образованием первых государств - существенно усложняется управление обществом и первые философы, особенно в Китае, Греции, выступали как советники правителей. В демократических государствах резко возрастает цена. Возникает целое сословие философов - софистов, которые учат мудрости будущих правителей.

— в духовной сфере возникновение философии было подготовлено накоплением новых знаний о мире, которые пришли в противоречие с мифологическим мировоззрением.

 

Философская патристика.

Патристика, или учение отцов церкви, еще не была собственно Средневековой философией. Но очень многие философские идеи, особенно в работах Августина Блаженного, оказали влияние не только на Средневековую философию, но и на философию Возрождения, и даже Нового времени. Наиболее крупным, в философском смысле, представителем патристики является Аврелий Августин, или Августин Блаженный (354-430 гг.). Именно Августин Блаженный во многом определил поворот от античности к средневековой философии. Первая идея, которую высказал Августин о том, что философию не должно интересовать ничего, кроме Бога и души. С гносеологической точки зрения это связано еще и с тем, что человек лучше всего и точнее всего может знать собственную душу. “Войди в самого себя, в человеке содержится истина”. По существу Августин Блаженный одним из первых отказывается от объективизма античной философии, от устремленности философского познания во вне человека.

Блаженный утверждал, что собственная мысль является наиболее истинной из всех фактов, по существу предвосхищая знаменитый картезианский принцип: “Я мыслю, значит я существую” (Декарт).

Второй важный поворот, осуществленный Августином, связан с идеей приоритета воли над разумом. Как бы дискутируя с Сократом, Августин пишет: “Недостаточно знать, надо еще хотеть”.

Приоритет воли над разумом поставил вопрос под сомнение. С другой стороны - заострил внимание на проблеме свободы человека. “Свобода - свойство воли, а не разума”.

Для Августина важное значение имеет дух, который обеспечивает связь человека с Богом. “Личность - это внутренний человек как подобие бога”.

Третья проблема времени. Еще Аристотель сформулировал парадокс времени, согласно с которым прошлого уже нет, будущего еще нет, реально только настоящее.

Августин Блаженный говорил, что и настоящее - малый промежуток, тоже мгновение, по существу нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Время существует лишь в духовном мире человека. “Настоящее прошлого - это память, настоящее настоящего - интуиция, настоящее будущего - ожидание”. “Время - это творение бога. Для Бога времени не существует”. “Твое сегодня - это вечность”.

Августин предпринял первую попытку создания теоцентризма, т.е. оправдания Бога. “Зло не существует самостоятельно, оно есть отсутствие добра, иначе говоря, человек имеет свободу выбора, которую ему даровал Бог, и тогда, когда он пользуется этой свободой не для того, чтобы делать добро или делать меньшее добро, чем он может - появляется зло. Зло - недостаток добра”.

 

Арабский аристотелизм.

Рассвет арабской философии падает на начало 2 тысячелетия н.э. Это связано: 1) с общим рассветом арабской нации; 2) с тем, что ислам более чем на 600 лет “моложе” христианства. Поэтому на рубеже тысячелетий его диктат над духовной культурой был значительно меньшим, чем в христианской Европе.

Условия свободомыслия и влияния греческой культуры, особенно Аристотеля, привели к тому, что арабская философия примерно до 12 века находилась в авангарде мировой философии. Арабские ученые перевели и сохранили во многом большинство из известных сегодня произведений Платона и Аристотеля. Наиболее крупные представители: на арабском востоке - Ибн Сина (Авиценна), на западе - Ибн Рушд (Аверроэс).

Авиценна (980-1037) - великий философ, энциклопедический ученый. Получил название на арабском востоке - Второй учитель (Первый учитель - Аристотель). Именно ему принадлежит заслуга адаптации аристотелевской философии к условиям и культуре арабского востока. В вопросах об универсалиях Авиценну можно считать первым представителем реализма на арабском востоке. С его точки зрения универсалии существуют в трех видах:

— как априорные (доопытные) в божественном разуме;

— как сущность или форма вещи (по Аристотелю);

— как результат абстрагирования.

Общее обладает большей реальностью, чем единичное. Вслед за Аристотелем и в противовес исламу Авиценна утверждал, что материя совечна Богу и Бог творит душу не из ничего, а из первичной материи. Процесс этот носит характер эманации (с гр. - истечение). В начале Бог создает единый, высший разум, потом более низкие умы, приводящие в движение небесные сферы, потом появляется разум, помещенный в человеке. После этого формы материальных вещей и сами материальные вещи. Идея совечности мира и Бога является первым шагом к формированию философии пантеизма, т.е. учения отождествления бога и природы.

Ибн Рушд (1126 - 1198) - во многом идет за Авиценной. Его главное отличие состоит в том, что мировой разум неделим. И потому индивидуальная душа человека также смертна, как и тело. Бессмертна только духовная культура в целом. Каждое индивидуальное достижение человека вливается в мировой разум и там сохраняется. Наиболее значительное достижение связано с теорией двух истин; он утверждает, что в постижении истины религия и философия равны, они отличаются по предмету, методу и сфере применения. Философия исследует природу, религия - мир божественный и человеческий. Философия используется прежде всего как средство увеличения практических свойств человека. Религия регулирует вопросы нравственности, социальные отношения. Философия использует логические построения, методы. Религия, в основном, опирается на образные мышления, метафоричность. “Немногие умы способны понять истину на философском языке. Для многих истина доступна лишь в виде религии”.

 

Европейская схоластика.

Европейская средневековая философия получила название “схоластика” (от лат. схола - школа). Это связано с тем, что первоначально философия рассматривалась как вспомогательная дисциплина. Она преподавалась на теологических факультета университетов в качестве школы обучения будущих священнослужителей искусству диспута, спора. В развитии схоластики выделяют три периода:

— ранняя схоластика, 6-12 вв.;

— зрелая схоластика, или рассвет схоластики, 13 в.;

— поздняя схоластика, или закат схоластики, 14-15 вв.

Наиболее крупный представитель ранней схоластики - английский философ Иоганн Скотт Эриугена (810-877 гг., “рожденный в Ирландии”). Эриугена заложил основы европейского пантеизма. С его точки зрения бытие состоит из четырех природ:

1) природа несотворенная и творящая - Бог как творец мира;

2) природа сотворенная и творящая - И. Христос;

3) природа сотворенная и нетворящая - материальные вещи;

4) природа несотворенная и нетворящая - Бог как полнота бытия.

“Начало и конец бытия совпадают в Боге”. Эриугена - последователей реалистов, с его точки зрения общее предшествует единичному и, чем более общей является универсалия, тем она обладает большей, высшей реальностью.

Самым крупным представителем зрелой схоластики и всей средневековой философии считался Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - “ангельский доктор”. Его философия до сих пор является официальной философией католической церкви.

В вопросе об универсалиях Аквитан - умеренный реалист. Считал, что универсалии предшествовали вещам, но они существуют не самостоятельно, а в разуме Бога. В вопросе об истине Аквитан считал, что философия и религия в равной мере говорят об одних и тех же проблемах, но религия более внятно и прозрачно. Предметом философии является природное бытие, естественный мир - сверхъестественное. Зная сверхъестественный мир, можно понять и природу. Но, зная только естественный мир, божественный мир понять нельзя. Поэтому религия выше, чем философия. В ее возможностях познание бытия.

Человек, как и у Аристотеля, обладает разумной душой, но главное отличие разумной души - способность выбирать между добром и злом. Бытие представляет собой иерархическую структуру, состоящую из двух соприкасающихся миров - естественного и сверхъестественного.

Естественный мир составляют 4 “царства”: 1 - камней и минералов (неорганическая природа); 2 - растений; 3 - животных; 4 - человека. Человек - это единственное существо, способное из естественного мира переходить в сверхъестественный. Поэтому 1 царство сверхъестественного мира - святые; 2 - ангелы; 3 - архангелы; 4 - херувимы и серафимы.

Фоме Аквинскому принадлежит заслуга формирования 5 канонических доказательств бытия Бога (которые потом были опровергнуты Кантом).

Основными добродетелями Аквитан считал 4 греческие (Мудрость, Мужество, Справедливость, Сдержанность) и 3 христианские (Вера, Надежда, Любовь).

 

Русский космизм.

В середине 19 века в русской философии начало формироваться особое философское мировоззрение, получившее название «русский космизм».

Русские философы возрождали присущее античности ощущение космичности человеческого бытия. Особой роли человека в космосе и взаимовлиянии человека и космоса. Русский космизм обычно подразделяют на три ветви:

1. религиозный;

2. естественно-научный;

3. литературно-художественный.

Все три ветви космизма объединяет ряд общих особенностей.

1. Убеждение в восходящей, прогрессирующей истории человечества в необходимости выхода человека в космос.

2. Человек выходит в космос как созидающее существо, сотворец Бога.

3. Необходимость объединения человечества, которое только и сможет быть субъектом освоения космоса.

4. Придание нации нравственных критериев развития, нравственное изменение научного прогресса.

Родоначальником русского космизма считается Федоров (1828-1903). Как писали современники, Федоров жил стремлением победить смерть. Он считал, что пока человек смертен, он не может быть свободен и счастлив. Победить смерть может только объединенная сила всего человечества, а для объединения человечества Федоров считал необходимым раскрыть утраченный смысл человеческого бытия и на основе понятого смысла объединить все человечество.

Смысл бытия человечества Федоров видел в гармонизации, очеловечивании природы. «Природа сама ищет в человеке своего хозяина». Объединенное человечество должно победить в себе доминирующее в себе сейчас небратство. Объединенное человечество будет в состоянии и победить смерть, и превратить хаос вселенной в Космос. Причем Федоров считал, что было бы несправедливым, если бы плодами бессмертия воспользовалось бы только будущее поколение, поэтому он предлагал воскресить, причем в физическом теле всех людей, когда-либо живших на Земле.

Естественно-научный космизм представлен именами Вернадского, Циолковского, Чижевского.

Вернадский создал теорию ноосферы, которая сегодня признается всеми учеными, находясь на стыке естественных наук и философии. Само понятие ноосфера было введено в науку Леруа и Тейер де Шарденом. Но как целостную концепцию, теорию ноосферы сформулировал Вернадский. С его точки зрения с возникновением человека на земле наряду с гео и биосферами начинает формироваться ноосфера или сфера разума. По существу это окультуренная, очеловеченная природа. Постепенно распространяясь ноосфера к середине 20 века окутала по существу всю Землю. И актуальным становиться вопрос о выходе человека в космос. Для того, чтобы стать космическим субъектом человечество должно выполнить ряд условий:

1. человечество должно объединиться, должны исчезнуть границы (барьеры) между народами;

2. должны прекратиться все войны;

3. должны быть разработаны новые средства передачи информации и связи, так чтобы стало возможным создание единого информационного пространства всей Земли;

4. должны быть открыты новые виды энергии;

5. все народы Земли должны стать равноправными;

6. резко должен возрасти уровень жизни трудящихся.

 

Учение о субстанции.

Конкретизацией понятия «Бытие» является категория «субстанция». Субстанция – это первооснова, первопричина или сущность бытия. Все философские школы Древнего мира в качестве первой проблемы рассматривали именно проблему субстанции. Первоначально субстанцию стремились обнаружить среди чувственно воспринимаемых предметов, веществ или субстратов. Поэтому первая концепция субстанции получила название субстратной.

Первые греческие философы искали субстанцию среди четырех стихий.

Главным недостатком субстратной концепции была невозможность доказать преимущество одного субстрата над другим. На смену субстратной концепции субстанции приходит эссенциальная (сущностная). Согласно этой концепции субстанция – это то, что для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя, то есть самодостаточно.

В новое время были сформулированы три разновидности этой концепции. Дуалистическая (Декарт), монистическая (Спиноза), плюралистическая (Лейбниц).

Недостатком эссенциальной концепции была статичность, инертность субстанции, невозможность показать, как из единой субстанции возникает все многообразие бытия. На смену эссенциальной концепции в немецкой классической философии создается динамическая концепция субстанции – субъекта. Согласно этой концепции субстанция не только вечна и самодостаточна, она наделена способностью к постоянному законосообразному саморазвитию. В настоящее время существует две разновидности этой концепции.

Материалистическая точка зрения исходит из того, что сама природа (материя) наделена творческим импульсом и постоянно создает все новые и новые качественные формы бытия. Идеалистическая концепция утверждает, что в природе действует идеальное духовное первоначало. (Абсолютная идея, мировая душа и т.д.).

Материалистическая концепция ближе к естествознанию и потому имеет больше научных аргументов в свою пользу.

Под материей как субстанциональной основой бытия современный материализм понимает философскую категорию, которая служит для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в ощущениях, отражается его сознанием, существуя независимо от него.

Материализм сегодня в качестве основной выделяет одно свойство материальной субстанции – «быть объективной, то есть существовать вне и независимо от человеческого сознания».

Материальная субстанция – это сложная многоуровневая система. Самые сложные концепции структурирования материи выделяют в ней до 24 структурных уровней. Самая простая классическая концепция выделяет 5 уровней:

- механическую;

- физическую;

- химическую;

- биологическую;

- социальную материи.

Каждый структурный уровень возникает на основе предыдущих и включает их в свой состав. Но высший уровень никогда не сводится к сумме нижележащих и прежде всего подчиняется своим собственным законам.

Каждый структурный уровень материи имеет своего носителя и присущую ему основную форму движения или взаимодействия носителей.

Механическая природа – носитель микро и макро тела. Основная форма движения – пространственное перемещение. Физическая – атомы, межатомное и внутриатомное взаимодействие. Химическая – молекулы и химические реакции.

Биологическая – особь и эволюция. Социальная – личность и материальное производство.

Каждый структурный уровень имеет также свое основное противоречие, и является источником его развития. На механическом уровне противоречие между притяжением и отталкиванием, на физическом – между положительными и отрицательными зарядами. На химическом – между кислотами и щелочами. На биологическом – между наследственностью и изменчивостью. На социальном – между производительными силами и производственными отношениями.

Кроме структурных уровней философии выделяют атрибуты материи, т.е. такие ее свойства, без которых она не может существовать. Чаще всего выделяют три атрибута: движение, пространство и время.

Движение имеет особый статус. Его называют способом существования материи. Иначе говоря, нельзя представить материю без движения, так же как движение. Без материи. Состояние такое может фиксироваться только относительно какой-либо конкретной точкой отсчета. По отношению к другой точке отсчета этот же объект обязательно находится в движении. В этом смысле движение абсолютно, покой относителен. Кроме этого, внутри материальных объектов всегда существуют различные реальные взаимодействия, которые тоже считаются формами движения.

Современная философия под движением понимает любые изменения вообще. Как частный случай движения рассматривается развитие, под которым понимаются необратимые качественные изменения. Развитие имеет три направления или вектора. Прогрессивный, регрессивный и круговорот. Прогрессивное развитие – это движение от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, повышение адаптивных возможностей системы. Регресс имеет обратную направленность. Круговорот характеризует такое развитие, при котором качественные изменения не сопровождаются явновыраженным прогрессивным или регрессивным движением.

Пространство – это философская категория, которая обозначает протяженность материальных объектов, их способность занимать определенное место, граничить с другими материальными объектами. Время – это философская категория, обозначающая скорость и длительность протяжения материальных процессов, а также их темп и ритм. Специальная теория относительности Эйнштейна доказала неразрывную связь пространственно-временных характеристик бытия. Поэтому современная физика говорит не о пространстве и времени, а о едином пространственно временном множестве бытия. Общая теория относительности связала пространство-время с большими массами движущейся материи. Это означает, что большие массы материи способны искривлять пространственно-временные характеристики и потому реальное пространство-время соответствует не геометрии Эвклида, а геометрии Римана-Лобачевского. И движение материальных объектов со скоростью, близкой к скорости света сжимает пространство и растягивает время (парадокс близнецов).

 

 

Особенности философского мышления. Предмет философского знания.

Философия - любомудрие, любовь к мудрости. Философия существует приблизительно 3 тысячи лет, зародилась на Востоке, в Европе первые философские школы появились в Древней Греции, Риме в 4-6 в до н.э. Это было синтетическое знание.

Философия, как ядро научного мировоззрения обязательно отвечает на ряд смысложизненных вопросов, по существу проблемы философии могут быть сведены к трем основным:

1. Что такое бытие или весь окружающий нас мир? (онтология)

2. Что есть человек? (антропология)

3. Каковы взаимоотношения между человеком и миром? (социология, гносеология, праксиология)

Этими вопросами занимается наука, но каждая наука рассматривает либо один из этих вопросов, либо его часть.

Особенностью философского мышления является то, что философия пытается ответить системно на все три вопроса, причем в максимально обобщенном, абстрактном виде.

Философия имеет свой предмет и метод:

предмет - человек и его взаимодействие с окружающим миром (рефлексия - обращенность).

Философия - это мировоззренческая форма сознания.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека. Выделяют 3 вида исторических форм мировоззрения.

— миф (образность, ассоциативность);

— религия (вера в сверхъестественное, формы религии - фетишизм, тотелизм, животный прародитель - анимизм, всеобщее одухотворение);

— философия - ярко выраженный критический характер, все ставится под сомнение.

Философия - это наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Она создает свою научную картину мира на основе обобщения данных всех наук.

Отношение человека к миру подразделяется в философии на 3 типа, отсюда 3 раздел философии:

1. Гносеологическое отношение (учение о познании).

2. Праксиологическое отношение (преобразование).

3. Социологическое отношение: человек всегда относится к миру не как отдельная особь / индивид, а как человек социальной группы.

Философия как субъектно-объектное знание о мире является одновременно и наукой, и мировоззрением, в этом ее специфика.

Философия отражает мир сквозь призму человеческого восприятия.

— рефлексия - обращенность философского знания на человека.

— онтология - учение о бытии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.055 с.)