Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1 (темы 1-7). Предмет и история философии↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИЯ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для студентов всех факультетов
Горки 2008
Одобрено методической комиссией совета по гуманитаризации образования УО «БГСХА»
Составили: В.В.ИВЧИК, Б Я.КОНДРАТОВ.
УДК 1 (072)
Философия: Материалы для самостоятельной работы / УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»; Сост. В.В. И в ч и к, Б.Я. Ко н д р а т о в. Горки, 2008. 76 с.
Материалы составлены в соответствии с базовой программой по философии для высших учебных заведений Республики Беларусь. Темы разработаны с учетом требований к формированию компетенций студентов по философии. Планы занятий, контрольные вопросы, темы рефератов и докладов, вопросы для обсуждения и темы для дискуссий, словарь основных терминов по каждой теме, контрольные тесты по трем учебным модулям направлены на активизацию самостоятельной управляемой работы студентов, развитие их мыслительных и творческих способностей. Для студентов всех факультетов.
Рецензенты канд. филос. наук, доцент С. И. ВАРЮХИНА, канд. филос. наук, с.н.с. В.С. ЩУР.
© Составление В.В. Ивчик, Б.Я.Кондратов, 2008 © Учреждение образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», 2008
ВВЕДЕНИЕ
Данная учебно-методическая разработка подготовлена в соответствии с типовой программой по философии и направлена на реализацию компетентностного подхода в образовании, способствующего будущей профессиональной деятельности студентов и развитию их как личностей. Учебно-методическая разработкаимеет своей цельюпомочь студентам приобрести следующие социально-личностные и метапредметные компетенции: овладение навыками абстрактного, рефлексивного, критического мышления; выявление сущностных оснований и закономерностей окружающего мира во взаимосвязи с областью своей будущей профессиональной деятельности; умение четко формулировать свою социально-политическую и смысложизненную позицию и философски их обосновывать; формирование у выпускников способности действовать творчески в изменяющихся жизненных условиях. Творческое усвоение студентами философии невозможно без настойчивого самообразования под руководством преподавателей, плодотворной подготовки к семинарским занятиям, промежуточным модульным аттестациям и экзамену. В соответствии с принятой в БГСХА модульно-рейтинговой системой проверки и оценки знаний, данные материалы разделены на три модуля, с соответствующими темами занятий. План каждой темы сформулирован подробно, чтобы было легче уяснить логику изложения. Контрольные вопросы к темам помогут студентам оценить, насколько хорошо они запомнили смысловые блоки учебного материала и поняли суть основных категорий. Вопросы для обсуждения и дискуссий служат развитию критического, рефлексивного и творческого мышления. Работе над рекомендованной литературой по теме поможет словарь основных терминов. Для выступлений с докладами на семинарских занятиях или научной конференции предлагаются темы рефератов. Для самостоятельной проверки готовности к сдаче модулей в материалы включены обобщающие задания в виде тестов.
МОДУЛЬ 1 (темы 1-7). ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Задачи студентов по изучению материала учебного модуля 1: 1) знать: концептуальные основы важнейших направлений в истории философской мысли; основные категории философского знания; ведущих представителей истории философии; основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений; ключевые идеи и категории философского анализа. 2) уметь оценивать и характеризовать: специфику философского знания; социокультурную обусловленность философии; основные философские проблемы и понятия; важнейшие идеи исторических и современных философских направлений, их роль в развитии науки, культуры, человека; связь философии с практикой; место и роль философии в жизнедеятельности человека. Т е м а 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
1. Исторические типы мировоззрения. Проблема возникновения философии. Особенности философии как типа мировоззрения и формы духовной деятельности. 2. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм, дуализм и плюрализм. Релятивизм, диалектика и метафизика как методы философствования. 3. Основные геосоциокультурные типы философии: восточная и западная; античная, средневековая, эпохи Возрождения, Нового времени, современная. Классическая и постклассическая эпохи в развитии философии. 4. Философия в системе культуры. Философия и наука, философия и идеология, философия и искусство, философия и религия. Ценностно-практический смысл философии и ее социальные функции.
Темы рефератов и докладов
1. Миф: сущностные черты и современные формы. 2. Особенности философского мышления. 3. Статус и роль философии в современной культуре. 4. Философия и наука: общее и специфическое. 5. Осмысление философских идей в художественной культуре. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое мировоззрение? Какие его исторические типы вам известны? 2. Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть философия? 3. Какие философские категории, по сути, выражаются в следующих строках А.Фета: «Два мира властвуют от века, два неотменных бытия – Один, что окружает человека, другой – душа и мысль моя». 4. Чем отличается антропоцентризм эпохи Возрождения от антропоцентризма современной философии? 5. Применимы ли к философскому знанию стандарты строгого научного знания? 6. Прокомментируйте высказывание К.Ясперса: «В то время, как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия». 7. Философствуют все люди – даже те, кто никогда не слышал этого слова. Что общее и в чем различия между философствованием и философией? 8. «Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свою гордость в том, чтобы стать выше предъявленных ему социальных требований. Философия не социальная, она персональная» (Н.Бердяев). Согласны ли вы с утверждением философа?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. О каких специфических особенностях философии прямо или косвенно повествует фрагмент: «…Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях». 2. По вашему мнению, что есть философия в большей мере –– особая наука, тип мировоззрения, способ мышления или образ жизни? 3. Почему в процессе становления и развития философии менялся и круг ее проблем? 4. Почему потребность в философии возрастает в кризисные периоды мировой истории? Чем сейчас философия может быть полезна человечеству? 5. Изучать научные дисциплины студенту полезно для будущей профессиональной работы. А зачем нужна студентам философия – ведь работая в АПК, ее непосредственно не применишь?
Словарь основных терминов
Бытие – философская категория для обозначения объективной реальности. Гносеология – раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. Д иалектика - способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего в мире, источником чего считаются внутренне присущие миру противоречия, единство и борьба противоположностей. Дуализм - философский принцип, утверждающий идею о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций. Идеализм - термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих в качестве основания и субстанции всех форм бытия духовное начало (надмировое сознание, мышление, разум). М атериализм – термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю. Метафизика как стратегия познанияпротивоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. В современной философской науке под метафизикой также понимается онтология, т.е. учение о бытии как таковом. Мировоззрение – это не всегда осознаваемая система теоретических взглядов, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающая человеку соответствующую возможность ориентироваться в мире. Миф (от греч. mythos — повествование, сказание) – исторически первый тип мировоззрения, присущий обществам, находящимся на ранней стадии развития, и характеризующийся: а) нерасчлененностью в мышлении эмоций и знаний, субъективного и объективного, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности, б) очеловечиванием (персонификация) фрагментов мира, их одушевлением, в) безразличием к противоречию. Монизм – философский принцип, рассматривающий многообразие явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. Наука – исторический тип мировоззрения, в основе которого лежитособый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Объективный идеализм рассматривает в качестве первоосновы мира некоторую надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию (абсолютная идея, мировая воля, космическое сознание, Бог и др.). О сновной вопрос философии (в марксизме) – оботношении сознания к бытию, первичности духовного либо материального, а также о принципиальной возможности познания мира в результате его отражения человеческим сознанием. Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, самые общие сущности и категории сущего. Религия(от лат relegio — благочестие, святыня, предмет культа) – исторический тип мировоззрения, отличительными признаками которого являются вера в существование сверхъестественных сил, способных определять судьбу человека и мира в целом, идея удвоения мира на земной и высший, небесный. Рефлексия — размышление, склонность анализировать свои переживания; в философии — обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. Социальная философия - это система наиболее общих теоретических знаний о закономерностях бытия, развития и познания общества. Субстанция – материальное или идеальноепервоначало всего существующего; то, что себе не имеет причины, но является причиной всего существующего. С убъективный идеализм в качестве исходного, порождающего материальное, полагает сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы самопознания и т.д. Ф илософия — исторический тип мировоззрения и особый вид духовно-практической деятельности, в которой формируется система знаний о наиболее общих принципах бытия и познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире. Философская антропология – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру. Философствование— свойственная человеку способность к самоисканию, абстрактным размышлениям о природе, собственной жизни, отношениях к другим людям, к социокультурным ценностям и Богу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007.С.7-39. 2. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. – Минск: «Современная школа», 2005. С. 4-20. 3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С. 5-20. 4. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 6-29. 5. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 5-26. 6. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 9-23. 7. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 6-33. 8. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/В.Ф.Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С.5-14, 21-49.
Т е м а 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 1. Социокультурная специфика Древнего Востока, ее влияние на философскую мысль. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Основные школы и традиции философии Древней Индии. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. 2. Особенности философии Древней Греции. Натурфилософская ориентация досократической философии. Учения о субстанции у милетцев, пифагорейцев, атомистов. Оппозиция движения и неподвижного бытия (Гераклит и элейцы). Релятивизм софистов. 3. Философский метод и этический рационализм Сократа. Учение о бытии у Платона и Аристотеля. Разработка логической проблематики в античной традиции.
Темы рефератов и докладов
1. Философия буддизма. 2. Связь человека и природы в китайской философии. 3. Идеи греческого атомизма и современность. 4. Сократ о человеке и сути добродетели. 5. Логическое учение Аристотеля.
Контрольные вопросы и задания
1. Как повлияло общественное устройство на характер философии в Древней Индии и Китае? Что у них общее и в чем различия? 2. Каковы основные положения буддизма? 3. «Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни» (Конфуций). Можно ли построить общество на этом принципе? 4. Конфуцианская этика является одним из источников психологии современного менеджмента и маркетинга (отношения в коллективе, работа с клиентом). В чем проявляется эта связь? 5. Какую роль в становлении философского и научного знания сыграл лозунг милетцев: «Ищи во всем что-нибудь одно»? 6. Каков смысл высказывания Гераклита Эфесского «Война – отец всех вещей» в контексте его диалектики? 7. В чем состоял онтологический, гносеологический и нравственный релятивизм софистов? Насколько распространены подобные взгляды в современной культуре? 8. Как назывался метод философствования Сократа? В чем были его особенности? 9. Кем и по какому поводу произнесена знаменитая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже»?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Почему, несмотря на древность цивилизации Египта, знание в ней достигло лишь уровня предфилософии? 2. Будда говорил: «Будьте сами своими светильниками». Что это означает? Можете ли вы сказать о себе, что вы уже стали своим «светильником»? 3. Несмотря на превосходство в численности населения и экономический взлет, Восток до сих пор «дремлет», ведет себя осторожно среди ключевых игроков мировой политики. Вероятно, одна из главных причин этого – влияние философии Древнего Востока на менталитет и традиции народов Китая и Индии. В чем же это выразилось? 4. В чем ошибочность следующего софистического доказательства: «Сократ сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Современный студент «не знает даже этого», в мудрости явно уступая Сократу. Значит, справедливо вообще отменить оценки по философии, так как даже Сократ ее не знал». В каких разных смыслах здесь использовано выражение «не знать»? Что на самом деле означала фраза Сократа? Что такое софистика? 5. В чем состоял онтологический, гносеологический и мировоззренческий смысл образа пещеры у Платона?
Словарь основных терминов Ахимса – принцип джайнизма, основанный на отсутствии противопоставления духовного и материального, и, соответственно, на представлении о всеобщей одушевленности природы, заключающийся в ненанесении вреда всему живому. Буддизм – неортодоксальная религиозно-философская школа Др. Индии (впоследствии мировая религия); основатель – Гаутама Шакьямуни; краеугольным камнем учения являются следующие четыре истины: страдания правят миром; причиной страданий является сама жизнь; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, ведущий к нирване. Дао – в конфуцианстве – правильный путь в жизни, в даосизме – закон, скрытая основа мира, источник мирового движения и незыблемой судьбы всех вещей. Даосизм – философско-религиозная школа Др. Китая, в основе которой лежит учение о дао или «пути вещей»; основоположником принято считать Лао-цзы; согласно даосизму, только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку «сохранить в целостности свою природу», лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью. Джайнизм – неортодоксальная философско-религиозная школа Др. Индии, согласно ее учению, посредством правильного познания, жесточайшего аскетизма и отказа от всего материального душа человека освобождается и поднимается в высшую сферу чистой духовности. Карма – закон возмездия; сумма злых и добрых дел каждого человека, определяющая форму последующих перерождений. Конфуцианство – философско-религиозная школа Др. Китая (основоположник - Кун-цзы или Конфуций), определяющей целю учения которой является воспитание человека в духе уважения существующих порядков. Конфуцианские этические категории: жэнь – гуманность (скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям); и – чувство долга (внутренняя убежденность в том, что следует поступать именно так, обусловленная знанием высших принципов, а не расчетом); ли – ритуал, народная традиция, метод осуществления жэнь; шу - принцип взаимности в отношениях; ди – почтительность к родственникам и окружающим; Цзюнь-цзы – в конфуцианствевысокоморальный муж. Легизм (фа-цзя) – в Др. Китаешкола законников, противопоставившая конфуцианским ритуалу закон совести – страх, нравственному убеждению – принуждение и наказание. Нирвана - (угасание, затем блаженство), в буддизме и джайнизме высшая цель человеческих стремлений: блаженное вечное состояние, когда все переселения, все страдания прекращаются абсолютно и навсегда. Сансара – колесо перевоплощений, материальное пленение души, определяемое кармой человека. Увэй – в даосизме принцип недеяния, следование естественному ходу вещей, созерцание мира. Чарвака-локаята – древнеиндийская философская школа, утвеждающая в качестве существующего - только этот мир, в качестве единственной реальности – материю, единственной целю человеческого существования считала наслаждение. Апейрон (у Анаксимандра) – нечто беспредельное, бесконечное, являющееся основой всего существующего (архэ); апейрон сам все из себя производит; Атом (у Демокрита) – первоэлемент, бытие; антипод пустоты: абсолютно плотный, неделимый, неизменный, постигаемый только мыслью; атомов, каждый из которых различается по форме, бесконечное число; атомы в различных сочетаниях образуют вещи. Диалектика (у Сократа майевтика) – искусство вести беседу путем такой постановки вопросов, которая позволяет вскрыть противоречия во взглядах собеседника. Космоцентризм – тип философского мировоззрения, направленный на познание природного мира и следование природе в объяснении человека, характерный для досократической греческой философии. Логос – (у Гераклита) разум-начало, закон мироздания, принцип порядка и меры. Материя ( от греч. «строительные леса»), у Платона – неопределенная, бесформенная вещественная основа мира (хора); у Аристотеля – чистая возможность, которая становится действительностью под действием активной формы. Натурфилософия – философия природы. Нус – у Аристотеля перводвигатель, чистая форма, созерцающий самого себя Ум (Бог); у Платона - ум космоса, творец, мастер (демиург). Софизм (от греч. хитрая уловка, измышление) – логически неправильное рассуждение, с подменой понятий и нарушением правил вывода, с целью победить в споре любым путем. Эт ический рационализм – философский принцип, утверждающий в качестве определяющего условия нравственности человека знания, обладание мудростью. ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., переработанное и доп. – Москва: Культурная революция, Республика, 2007. С. 42-77. 2. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. – Минск: «Современная школа», 2005. С. 20-36. 3. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 13-101. 4. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 20-32, 101-102, 105-106. 5. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 31-65. 6. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С.34-75. 7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 5-80. 8. Чанышев, А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов / А.Н. Чанышев. – Москва: Академический Проект, 2005. С. 3-14, 155-163, 171-186. 9. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учебное пособие для вузов/ В.Ф. Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 53-127.
Темы рефератов и докладов 1. Философско-историческая концепция Августина. 2. Средневековое учение об оправдании Бога (теодицея). 3. «Рыцарь диалектики» Пьер Абеляр. 4. Философский скептицизм М.Монтеня. 5. Астрономические и философские идеи Д.Бруно.
Контрольные вопросы и задания 1. Какие основные принципы находились в основании средневековой средневековой философии? 2. Назовите главные проблемы схоластической философии. 3. В чем было различие понимания универсалий у реалистов и номиналистов? 4. В чем отличие средневековой арабской философии от христианской философии средневековья? 5. Назовите главные особенности философии Возрождения. 6. В чем состояли пантеизм и диалектика Н.Кузанского? 7. Какие идеи высказывались в социально-политических утопиях эпохи Возрождения?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Прокомментируйте следующие оценки эпохи Средневековья: 1) это был упадок, тысячелетие, напрасно потерянное человечеством, философией и наукой; 2) это было тысячелетие развития и расцвета духовности, и упадок – это последующие эпохи неверия и потребительства. А какой вам видится эпоха Средневековья? Что можно отнести к ее достижениям? 2. «…Между наукой и верой нет противоречия. Теологическая истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от Бога… Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее аргументы». Эти взгляды Ф.Аквинского и сейчас отстаивается церковью с позиций союза религии и науки, теологии и философии. На ваш взгляд, оправдан ли был такой союз в эпоху средневековья? Возможен ли он сейчас? 3. Какие социокультурные факторы обусловили антропоцентрический характер философии Возрождения? 4. Сравните античное и средневековое понимания судьбы и возможностей человека с тем, которое выражено в следующей мысли Д.Бруно: «Возьми фортуну за волосы – ускорь, если нужно, бег ее колеса». Словарь основных терминов Концептуализм – философское учение (принцип), которое, не приписывая общим понятиям самостоятельного существования, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей (в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом). Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Номинализм – философское учение (принцип), отрицающее, что универсалии (общие понятия) существуют не в действительности, а только в мышлении. Патристика – период в европейской средневековой философии (2-8 вв.), возникший в условиях глубокого кризиса поздней античности и характеризующийся как период формирования христианской философской парадигмы. Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. Реализм – философское учение (принцип), признающее самостоятельное, т.е. независимое от вещей, вечное существование универсалий (общих понятий). Схоластика – второй период в европейской средневековой философии; тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических установок и рационалистической стратегии их обоснования. Теодицея – идея оправдания бога перед лицом мирового зла (Бог не является источником зла). Теоцентризм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Томизм – учение Фомы Аквинского, а также направление в схоластической философии и теологии католицизма, возникшее под влиянием учения Фомы Аквинского; в ХХ веке формируется философия неотомизма. Универсалии – общие понятия (категории), выражающие сущность вещей. Ф идеизм – принцип,утверждающий приоритет веры над разумом (вера выше разума). А нтропоцентризм – принцип, утверждающий человека как центр бытия, а также провозглашающий человека хозяином своей судьбы, влияющим на ход собственной истории. Гуманизм (в философии Возрождения) – принцип, заключающийся в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждающий благо человека в качестве критерия общественных отношений; Пантеизм – философское учение (принцип), отождествляющее бога и мировое целое, природу; различают натуралистический пантеизм, когда бог растворяется в природе, и мистический пантеизм, когда мир растворяется в боге. Ренессанс – синоним эпохи Возрождения, означающий в том числе обращение к античной традиции философского диалога, к оригинальным текстам философов античности, а в культуре в целом – к идеалам классической Греции и Рима. Социальная утопия – модель идеального общества, реализация которой на практике не имеет места в истории; в основе утопии нередко лежит идея социального равенства как основа справедливости.
ЛИТЕРАТУРА
1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 102-163. 2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 33-43. 3. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов.– Москва: «Слово», 2000. С. 65-112. 4. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 45-51. 5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 53-63. 6. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 76-96. 7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 81-172. 8. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/ В.Ф. Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 132-197. Темы рефератов и докладов
1. Научная революция и новая научно-философская картина мира Нового времени. 2. Антропологическая философия Б.Паскаля. 3. Онтологические учения в западно-европейской философии ХVII века. 4. Социально-политические учения эпохи Просвещения. 5. Сущность «коперниканского переворота» И.Канта в гносеологии. 6. Концепция «вечного мира» И.Канта и современность. 7. Философия истории Г.Гегеля.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему наука стала самостоятельным социальным институтом именно в Западной, а не в Восточной цивилизации, хотя последней принадлежало первенство в ряде изобретений? 2. Чем был обусловлен поворот философии Нового времени к гносеологической проблематике? 3. Почему Ф.Бэкон, анализируя процесс познания, отдает предпочтение «пути пчелы», а не муравья или паука? 4. Какую гносеологическую позицию характеризует высказывание французского философа 18 в. К.Гельвеция: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума»? 5. Какие новые темы появились в философии Просвещения по сравнению с ХVII веком? 6. Какой недостаток философии И.Канта стремился преодолеть И.Фихте с помощью своей субъективно-идеалистической системы? 7. В чем суть противоречия между философской системой и диалектическим методом Гегеля? 8. В чем были главные заслуги классической немецкой философии?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Для континентальной Европы ХVII века были характерны феодальный абсолютизм и рационалистическая философия. Почему же в ней был непопулярен распространенный в Англии эмпиризм? 2. Как вы думаете, почему субъект-объектный подход к пониманию мира в ХVII-ХIХ вв.способствовал укреплению господства человека над природой? 3. В чем состоит мировоззренческое и методологическое значение тезиса Р.Декарта: «Мыслю, следовательно существую»? 4. Объясните смысл категорического императива И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства». 5. Диалектическая триада Гегеля хорошо «работает» при анализе бытия человека и общества, но ей крайне трудно найти применение в природе, на что обратил внимание даже такой диалектик, как Ф.Энгельс. Что же тогда отражают законы и категории диалектики?
Словарь основных терминов
Абсолютная Идея (у Гегеля) – идеальная первооснова мира, самопознающая субстанция, представленная как тождество субъекта и объекта, бытия и мышления. Антиклерикализм – критическое отношение к церкви и священнослужителям за духовное ханжество, своекорыстие, жестокость и фанатизм; может совмещаться с верой в Бога, что было характерно для деистов 18 века. Априоризм – рационалистическая установка, согласно которой однозначное познание объективной реальности является возможным благодаря наличию в структуре разума неких универсальных, доопытных по своей природе, схем, форм, категорий. Априорные формы чувственности и рассудка у Канта – предшествующие опыту формы организации познавательного процесса (пространство и время, а также 12 априорных категорий рассудка), возникшие в результате «самодвижения» познавательных способностей субъекта. «Вещь в себе» – термин гносеологии И.Канта, вещь сама по себе, находящаяся за пределами нашего опыта с ней, трансцендентный объект, находящийся «по ту сторону» познания; эта вещь вызывает у нас ощущения, но сущность ее познанию недоступна. Деизм – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Естественное право – понятие политико-правовой мысли, означающее совокупность принципов, правил и ценностей, продиктованных самой природой человеку; большинство просветителей 18 века к их числу относили жизнь, свободу и собственность. Критицизм – гносеологический принцип, заключающийся в постоянном установлении границ или пределов познающему разуму с целью предупреждения его от ошибок и заблуждений. Механицизм – особенность философии Нового Времени, связанная с господством детерминистской, механической ньютоновской картины мира и представлением о возможности усовершенствования отдельных частей мирового механизма. Наукоцентризм - тип философского мировоззрения, сложившийся в 17 веке и видящий своим идеалом и образцом для подражания естественные науки, направленный на поиск методов научного познания. Панлогизм – философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, как мыслящая себя субстанция, как самораскрытие спекулятивного понятия. Рационализм – направление философской мысли, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания, чувственный опыт – единственным источником достоверного знания. Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, представляющая в качестве единственной реальности чувственно воспринимающее Я. Субстанция (лат. Substantia - сущность, нечто лежащее в основе) – то, что лежит в основе всех вещей и явлений, обуславливает их внутреннее единство; первопричина и сущность бытия, не нуждающаяся ни в каких других основаниях для своего существования. Трансцендентальный идеализм – (у Канта) философская система, цель которой заключается в том, чтобы понять возможности нашего априорного (доопытного) познания предметов опыта. Триада (у Г.Гегеля)— одна из всеобщих форм диалектического процесса, описываемого схемой: положение (тезис) — отрицание (антитезис) — отрицание отрицания (синтезис). Эмпиризм - направление философской мысли, ориентированное на опытное естествознание, полагающее источником знания и критерием его истинности опыт (прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент).
ЛИТЕРАТУРА
1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 164-245. 2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 43-58. 3. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов и др. – Москва: «Слово», 2000. С. 112-155. 4. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Ко- хановского. Изд. 13-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. С. 36-43. 5. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 51-64. 6. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Я
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.017 с.) |