Т е М А 1. Философия как феномен культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е М А 1. Философия как феномен культуры



 

1. Исторические типы мировоззрения. Проблема возникновения философии. Особенности философии как типа мировоззрения и формы духовной деятельности.

2. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм, дуализм и плюрализм. Релятивизм, диалектика и метафизика как методы философствования.

3. Основные геосоциокультурные типы философии: восточная и западная; античная, средневековая, эпохи Возрождения, Нового времени, современная. Классическая и постклассическая эпохи в развитии философии.

4. Философия в системе культуры. Философия и наука, философия и идеология, философия и искусство, философия и религия. Ценностно-практический смысл философии и ее социальные функции.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Миф: сущностные черты и современные формы.

2. Особенности философского мышления.

3. Статус и роль философии в современной культуре.

4. Философия и наука: общее и специфическое.

5. Осмысление философских идей в художественной культуре.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое мировоззрение? Какие его исторические типы вам известны?

2. Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть философия?

3. Какие философские категории, по сути, выражаются в следующих строках А.Фета:

«Два мира властвуют от века, два неотменных бытия –

Один, что окружает человека, другой – душа и мысль моя».

4. Чем отличается антропоцентризм эпохи Возрождения от антропоцентризма современной философии?

5. Применимы ли к философскому знанию стандарты строгого научного знания?

6. Прокомментируйте высказывание К.Ясперса: «В то время, как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия».

7. Философствуют все люди – даже те, кто никогда не слышал этого слова. Что общее и в чем различия между философствованием и философией?

8. «Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свою гордость в том, чтобы стать выше предъявленных ему социальных требований. Философия не социальная, она персональная» (Н.Бердяев). Согласны ли вы с утверждением философа?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. О каких специфических особенностях философии прямо или косвенно повествует фрагмент: «…Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях».

2. По вашему мнению, что есть философия в большей мере –– особая наука, тип мировоззрения, способ мышления или образ жизни?

3. Почему в процессе становления и развития философии менялся и круг ее проблем?

4. Почему потребность в философии возрастает в кризисные периоды мировой истории? Чем сейчас философия может быть полезна человечеству?

5. Изучать научные дисциплины студенту полезно для будущей профессиональной работы. А зачем нужна студентам философия – ведь работая в АПК, ее непосредственно не применишь?

 

Словарь основных терминов

 

Бытие – философская категория для обозначения объективной реальности.

Гносеология – раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая.

Д иалектика - способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего в мире, источником чего считаются внутренне присущие миру противоречия, единство и борьба противоположностей.

Дуализм - философский принцип, утверждающий идею о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций.

Идеализм - термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих в качестве основания и субстанции всех форм бытия духовное начало (надмировое сознание, мышление, разум).

М атериализм – термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю.

Метафизика как стратегия познанияпротивоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. В современной философской науке под метафизикой также понимается онтология, т.е. учение о бытии как таковом.

Мировоззрение – это не всегда осознаваемая система теоретических взглядов, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающая человеку соответствующую возможность ориентироваться в мире.

Миф (от греч. mythosповествование, сказание) – исторически первый тип мировоззрения, присущий обществам, находящимся на ранней стадии развития, и характеризующийся: а) нерасчлененностью в мышлении эмоций и знаний, субъективного и объективного, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности, б) очеловечиванием (персонификация) фрагментов мира, их одушевлением, в) безразличием к противоречию.

Монизм – философский принцип, рассматривающий многообразие явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего.

Наука – исторический тип мировоззрения, в основе которого лежитособый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Объективный идеализм рассматривает в качестве первоосновы мира некоторую надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию (абсолютная идея, мировая воля, космическое сознание, Бог и др.).

О сновной вопрос философии (в марксизме) – оботношении сознания к бытию, первичности духовного либо материального, а также о принципиальной возможности познания мира в результате его отражения человеческим сознанием.

Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, самые общие сущности и категории сущего.

Религия(от лат relegio — благочестие, святыня, предмет культа) – исторический тип мировоззрения, отличительными признаками которого являются вера в существование сверхъестественных сил, способных определять судьбу человека и мира в целом, идея удвоения мира на земной и высший, небесный.

Рефлексия — размышление, склонность анализировать свои переживания; в философии — обращение познания на осмысление и осозна­ние собственных форм и предпосылок, предметное рассмотре­ние самого знания, критический анализ его содержания и мето­дов познания.

Социальная философия - это система наиболее общих теоретичес­ких знаний о закономерностях бытия, развития и познания общества.

Субстанция – материальное или идеальноепервоначало всего существующего; то, что себе не имеет причины, но является причиной всего существующего.

С убъективный идеализм в качестве исходного, порождающего материальное, полагает сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы самопознания и т.д.

Ф илософия — исторический тип мировоззрения и особый вид духовно-практической деятельности, в которой формируется система знаний о наиболее общих принципах бытия и познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

Философская антропология – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру.

Философствование— свойственная человеку способность к самоисканию, абст­рактным размышлениям о природе, собственной жизни, отношениях к другим людям, к социокультурным ценностям и Богу.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007.С.7-39.

2. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. – Минск: «Современная школа», 2005. С. 4-20.

3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С. 5-20.

4. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 6-29.

5. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 5-26.

6. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 9-23.

7. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 6-33.

8. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/В.Ф.Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С.5-14, 21-49.

 

 

Т е м а 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Социокультурная специфика Древнего Востока, ее влияние на философскую мысль. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Основные школы и традиции философии Древней Индии. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

2. Особенности философии Древней Греции. Натурфилософская ориентация досократической философии. Учения о субстанции у милетцев, пифагорейцев, атомистов. Оппозиция движения и неподвижного бытия (Гераклит и элейцы). Релятивизм софистов.

3. Философский метод и этический рационализм Сократа. Учение о бытии у Платона и Аристотеля. Разработка логической проблематики в античной традиции.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Философия буддизма.

2. Связь человека и природы в китайской философии.

3. Идеи греческого атомизма и современность.

4. Сократ о человеке и сути добродетели.

5. Логическое учение Аристотеля.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Как повлияло общественное устройство на характер философии

в Древней Индии и Китае? Что у них общее и в чем различия?

2. Каковы основные положения буддизма?

3. «Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни» (Конфуций). Можно ли построить общество на этом принципе?

4. Конфуцианская этика является одним из источников психологии современного менеджмента и маркетинга (отношения в коллективе, работа с клиентом). В чем проявляется эта связь?

5. Какую роль в становлении философского и научного знания сыграл лозунг милетцев: «Ищи во всем что-нибудь одно»?

6. Каков смысл высказывания Гераклита Эфесского «Война – отец всех вещей» в контексте его диалектики?

7. В чем состоял онтологический, гносеологический и нравственный релятивизм софистов? Насколько распространены подобные взгляды в современной культуре?

8. Как назывался метод философствования Сократа? В чем были его особенности?

9. Кем и по какому поводу произнесена знаменитая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже»?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Почему, несмотря на древность цивилизации Египта, знание в ней достигло лишь уровня предфилософии?

2. Будда говорил: «Будьте сами своими светильниками». Что это означает? Можете ли вы сказать о себе, что вы уже стали своим «светильником»?

3. Несмотря на превосходство в численности населения и экономический взлет, Восток до сих пор «дремлет», ведет себя осторожно среди ключевых игроков мировой политики. Вероятно, одна из главных причин этого – влияние философии Древнего Востока на менталитет и традиции народов Китая и Индии. В чем же это выразилось?

4. В чем ошибочность следующего софистического доказательства: «Сократ сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Современный студент «не знает даже этого», в мудрости явно уступая Сократу. Значит, справедливо вообще отменить оценки по философии, так как даже Сократ ее не знал». В каких разных смыслах здесь использовано выражение «не знать»? Что на самом деле означала фраза Сократа? Что такое софистика?

5. В чем состоял онтологический, гносеологический и мировоззренческий смысл образа пещеры у Платона?

 

Словарь основных терминов

Ахимса – принцип джайнизма, основанный на отсутствии противопоставления духовного и материального, и, соответственно, на представлении о всеобщей одушевленности природы, заключающийся в ненанесении вреда всему живому.

Буддизм – неортодоксальная религиозно-философская школа Др. Индии (впоследствии мировая религия); основатель – Гаутама Шакьямуни; краеугольным камнем учения являются следующие четыре истины: страдания правят миром; причиной страданий является сама жизнь; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, ведущий к нирване.

Дао – в конфуцианстве – правильный путь в жизни, в даосизме – закон, скрытая основа мира, источник мирового движения и незыблемой судьбы всех вещей.

Даосизм – философско-религиозная школа Др. Китая, в основе которой лежит учение о дао или «пути вещей»; основоположником принято считать Лао-цзы; согласно даосизму, только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку «сохранить в целостности свою природу», лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью.

Джайнизм – неортодоксальная философско-религиозная школа Др. Индии, согласно ее учению, посредством правильного познания, жесточайшего аскетизма и отказа от всего материального душа человека освобождается и поднимается в высшую сферу чистой духовности.

Карма – закон возмездия; сумма злых и добрых дел каждого человека, определяющая форму последующих перерождений.

Конфуцианство – философско-религиозная школа Др. Китая (основоположник - Кун-цзы или Конфуций), определяющей целю учения которой является воспитание человека в духе уважения существующих порядков.

Конфуцианские этические категории: жэнь – гуманность (скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям); и – чувство долга (внутренняя убежденность в том, что следует поступать именно так, обусловленная знанием высших принципов, а не расчетом); ли – ритуал, народная традиция, метод осуществления жэнь; шу - принцип взаимности в отношениях; ди – почтительность к родственникам и окружающим; Цзюнь-цзы – в конфуцианствевысокоморальный муж.

Легизм (фа-цзя) – в Др. Китаешкола законников, противопоставившая конфуцианским ритуалу закон совести – страх, нравственному убеждению – принуждение и наказание.

Нирвана - (угасание, затем блаженство), в буддизме и джайнизме высшая цель человеческих стремлений: блаженное вечное состояние, когда все переселения, все страдания прекращаются абсолютно и навсегда.

Сансара – колесо перевоплощений, материальное пленение души, определяемое кармой человека.

Увэй – в даосизме принцип недеяния, следование естественному ходу вещей, созерцание мира.

Чарвака-локаята – древнеиндийская философская школа, утвеждающая в качестве существующего - только этот мир, в качестве единственной реальности – материю, единственной целю человеческого существования считала наслаждение.

Апейрон (у Анаксимандра) нечто беспредельное, бесконечное, являющееся основой всего существующего (архэ); апейрон сам все из себя производит;

Атом (у Демокрита) первоэлемент, бытие; антипод пустоты: абсолютно плотный, неделимый, неизменный, постигаемый только мыслью; атомов, каждый из которых различается по форме, бесконечное число; атомы в различных сочетаниях образуют вещи.

Диалектика (у Сократа майевтика) искусство вести беседу путем такой постановки вопросов, которая позволяет вскрыть противоречия во взглядах собеседника.

Космоцентризм – тип философского мировоззрения, направленный на познание природного мира и следование природе в объяснении человека, характерный для досократической греческой философии.

Логос – (у Гераклита) разум-начало, закон мироздания, принцип порядка и меры.

Материя ( от греч. «строительные леса»), у Платона – неопределенная, бесформенная вещественная основа мира (хора); у Аристотеля – чистая возможность, которая становится действительностью под действием активной формы.

Натурфилософия – философия природы.

Нус – у Аристотеля перводвигатель, чистая форма, созерцающий самого себя Ум (Бог); у Платона - ум космоса, творец, мастер (демиург).

Софизм (от греч. хитрая уловка, измышление) логически неправильное рассуждение, с подменой понятий и нарушением правил вывода, с целью победить в споре любым путем.

Эт ический рационализм – философский принцип, утверждающий в качестве определяющего условия нравственности человека знания, обладание мудростью.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., переработанное и доп. – Москва: Культурная революция, Республика, 2007. С. 42-77.

2. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. – Минск: «Современная школа», 2005. С. 20-36.

3. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 13-101.

4. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 20-32, 101-102, 105-106.

5. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 31-65.

6. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С.34-75.

7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 5-80.

8. Чанышев, А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов / А.Н. Чанышев. – Москва: Академический Проект, 2005. С. 3-14, 155-163, 171-186.

9. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учебное пособие для вузов/ В.Ф. Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 53-127.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.061 с.)