Занятие 3. Философия политики, власти и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Философия политики, власти и права



 

1. Предмет политической философии. Понятие политики. Основные концепции политики: институциональная, силовая, структурно-функциональная, плюралистическая. Цивилизационные особенности статуса политики на Востоке и Западе. Новые явления и тенденции в современном политическом бытии.

2. Феномен власти и ее принципы. Социально-философские концепции власти. Технологизация современной политической власти и угроза трансформации демократии в инфократию. Релятивистско-прагматический и этический подходы к политическому мышлению и практике.

3. Взаимосвязь политики, права, идеологии. Понятие права. Предметное поле философии права. Истоки и генезис прав человека. Гражданские, гражданско-политические и социальные права, их реализация в Беларуси. Понятие и функции идеологии. Социально-философские основы ведущих политических идеологий.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Современная информационная революция и ее социально-политические последствия.

2. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.

3. Статус национальных государств в контексте глобализации.

4. Мораль и право в политике и государственном управлении.

5. Социально-философская основа идеологий либерализма, консерватизма, коммунизма в их исторической и современной формах.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой политика как общественное явление?

2. Какие концепции политики вам известны?

3. Что такое власть?

4. Воспроизведите формулировку принципа макиавеллизма. Счи-

таете ли вы оправданным его применение в современной политике?

5. Какую роль в обществе выполняет право?

6. Какие гражданско-политические права гарантирует Конституция Республики Беларусь?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. В западной социальной философии признается приоритет интересов личности над интересами любой, в том числе государственной, общности. В марксизме общий интерес выше личного. Какая позиция вам ближе? Могут ли быть другие решения этой проблемы?

2. В настоящее время в развитых странах мира наблюдается кризис доверия к традиционным политическим институтам. Чем это можно объяснить?

3. Развитие информационных технологий и их применение в политическом процессе ведет к тому, что реальная политика становится все более виртуальной (искусно сделанной картинкой), а участие в политике превращается в ее имитацию. Предложите способы защиты от манипулирования политическим сознанием и поведением людей.

4. Почему не может существовать «единственно верная» идеология для всего общества? В чем опасность долгого функционирования в качестве государственной какой-то одной политической идеологии?

 

Словарь основных терминов

Авторитаризм – политический режим с персоналистским или однопартийным властным доминированием. Гражданам «разрешено все, кроме политики».

Власть – это способность одного индивида в определенных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого;

Геополитика – концепция, исходящая из идеи оп­ределяющей роли географических фак­торов (территории, положения страны, ресурсов и т.д.) во внешней политике государств; наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств в пространстве.

Государство – это организация суверенной власти, распространяющаяся на всё население данной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, обладающей законным правом применения принуждения.

Гражданское общество – совокупность общественных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Демократия – тип политического режима и общественный идеал, основанный на признании на­рода источником власти при обеспечении прав и свобод человека как гражданина.

Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.

Политика – этодеятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и функционирования государственной власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Политическая власть – реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.

Политическая культура – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения.

Политическая система общества – это система политических институтов и отношений, духовно-политических и правовых норм и ценностей, в рамках которой протекает политическая жизнь общества, принимаются и проводятся в жизнь властно-политические решения.

Политический интерес – это внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определённых политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Политический плюрализм – система власти, основанная на взаимодействиях и противовесах основных партий и организаций, такое строение общества, которое базируется на поощрении многообразия и конкуренции между различными элементами общества.

Политический процесс – совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.

Политическое сознание – отражение политических отношений и интересов, выраженное в форме определенных понятий, идей, взглядов и оценок политических явлений.

Право – это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых его силой.

Правовое государство – тип государства, при котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система и эффективная судебная власть.

Тоталитаризм тип политического режима, общественный строй, характеризующийся полным подчинением всех сфер жизни общества власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождем, каудильо).

Харизма– присущие лидеру в глазах его приверженцев исключи­тельные личностные качества (мудрость, смелость, инициативность, героизм, святость).

Элиты – высшие слои общества, занимающие ключевые позиции в различных сферах жизнедеятельности общества — политической, экономической, административной, военной, интеллектуальной и других, обычно имеющие ряд явных и не­явных привилегий. Открытая конкуренция и смена элит является одним из элементов современного демократического механизма власти.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Оболонский, А.В. Мораль и право в политике и управлении / А.В. Оболонский // Общественные науки и современность. – 2007, № 1.

2. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:

Учебник/А.И.Соловьев. – Москва: Аспект Пресс, 2001. С. 283-288, 317-329, 526-527.

3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Гардарики, 2005. С. 482-525.

4. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В.Миронова. – Москва: Норма, 2005. С. 825-845.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 308-312.

6. Философия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 531-566.

7. Чуешов, В.И. Социально-политическая философия: курс лекций / В.И.Чуешов, Г.И.Касперович. – Минск: Акад.упр.при Президенте Респ. Беларусь, 2006. С.102- 199.

8. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/В.Ф. Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - С. 15-21, 399-408.

 

Тема 12. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

1. Понятие и функции культуры. Специфика философского анализа культуры. Современные подходы к рассмотрению культуры: деятельностный, семиотический, аксиологический, игровой и др. Мировоззренческие категории как предельные основания культуры. Культура, субкультура, контркультура.

2. Типология культуры: материальная и духовная; политическая, экологическая, нравственная, производственная и др.; народная, элитарная, массовая. Традиции и новации в динамике культуры. Мораль, искусство, религия как формы культуротворчества и основа диалога культур в современном мире. Судьбы национальной культуры и глобализация социокультурного пространства.

3. Понятие и типы цивилизации. Противоречия современной цивилизации. Локальные цивилизации в моделях межцивилизационного взаимодействия. Статус славянских духовных ценностей в контексте современного цивилизационного развития. Факторы и основные черты культурно-цивилизационной специфики Беларуси.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Духовно-культурные аспекты глобализации.

2. Проблемы взаимоотношения и развития элитарной, массовой и народной культуры.

3. Особенности и формы молодежной субкультуры.

4. Проблема диалога культур: позитивные и негативные аспекты.

5. Общая культура как элемент профессиональной компетенции личности.

6. Глобализация и сохранение культурно-национальной идентичности.

7. Культурно-цивилизационная специфика и перспективы развития Беларуси.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Чем вызвано многообразие определений культуры?

2. Раскройте суть формулы: «культура – это социальная наследственность».

3. Что такое «культурная диффузия»? Приведите ее примеры.

4. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

5. Каковы основные характеристики посттехногенного (постиндустриального) общества?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Обречены ли народные массы на отрыв от «высокой» культуры?

2. В чем проявляются симптомы нарастающего кризиса современной культуры и цивилизации?

3. В работе «Закат Европы» О.Шпенглер утверждал о полной противоположности русского и западного. Согласны ли вы с этой оценкой? Как вы оцениваете место белорусской культуры в системе славянской и общеевропейской культуры?

 

Словарь основных терминов

Диалог культур – процесс взаимного обмена и совершенствования культурных программ разных сообществ. Активизация взаимодействия различных обществ, начиная с XIX в., привела к формированию единого пространства диалога культур, затрагивающего практически все общества.

Духовная культура – деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также итоги этой деятельности; содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.).

Контркультура – совокупность социокультурных установок и ценностей, противостоящих принципам официальной культуры. Разновидности: молодежная и андеграунд.

Культура – это человеческий опыт, воплощаемый в программах поведения, ценностях и знаниях, а также коды, посредством которых они передаются и воспроизводятся; это особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития.

Массовая культура – охватывает разнородные явления культуры, получившие распространение в связи с развитием коммуникационных систем, глобализацией информационного обмена. Ориентирована на стандартное удовлетворение низкопробных вкусов и потребностей широких слоев общества.

Материальная культура – деятельность по формированию «условий человеческого существования»; опредмеченные человеком в природном материале различные знания, умения, функции, направленные на удовлетворение потребностей, позволяющие людям адаптироваться к природным и социальным условиям жизни.

Менталитет – совокупность осознаваемых и неосознавае­мых, рациональных и внерациональных представлений инди­видуального человека и общности людей о мире и своем месте в нем, определяющая особенности их мышления в исторически конкретный период, своего рода "общий фон" индивидуальных и групповых мыслительных стереотипов.

Новация – процесс создания или спонтанного формирования новых культурных программ. Часто термином «новация» называются сами новые культурные программы.

Субкультура – способ существования культуры, связанный с особенностями жизнедеятельности отдельных социальных групп (молодежная, сельская, профессиональная и др.).

Типология культуры – метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур классифицируется, группируется в различные типы (множества).

Стадии цивилизации – в стадиально-историческом подходе Д. Белл, Р. Арон, Д. Гэлбрейт выделяли доиндустриальную (аграрную), индустриальную (техногенную) и постиндустриальную (посттехногенную) цивилизации.

Толерантность – терпимость к взглядам, нормам поведе­ния, привычкам, отличным от тех, которых придерживается индивидуальный человек или определенная общность людей.

Традиция – процесс сохранения и передачи значимых культурных программ от поколения к поколению, а также между различными сообществами. Зачастую термин «традиция» используется для описания самих сохраняемых и передаваемых программ.

Философия культуры – это общая теория культуры, касающаяся ее сущности, генезиса, наиболее общих законов развития, классификации ее видов, форм и направлений, ее взаимоотношения с природой и обществом.

Цивилизация – многозначный философский термин, который используется в деятельностном подходе для обозначения материального аспекта жизни общества. В некоторых концепциях цивилизация обозначает этап развития общества, следующий за варварством (Л.Г. Морган, Ф. Энгельс). О.Шпенглер определяет цивилизацию как стадию омертвения и деградации живого организма культуры. В ряде социально-философских концепций цивилизация предстает как совокупность культур, связанных едиными теоретико-мировоззренческими основаниями (например, православная, западная и мусульманская цивилизации). Иногда цивилизация предстает как синоним культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеев, П.В. Социальная философия: Учеб. пособие/П.В. Алексеев. – Москва: «ТК Велби», 2003. С. 122-149, 214-233..

2. Калмыков, В.Н. Философия: Учебное пособие/В.Н. Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 298-320.

3. Кантор, К.М. Глобализация? – Да! Но какая? / К.М. Кантор // Вопросы философии. – 2006, № 4.

4. Философия: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. – Минск: АТЦ «АПИ», 2000. С. 296-309.

5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 374-387.

6. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 382-400.

7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 567-605.

8. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/В.Ф. Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 551-575.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.046 с.)