Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Философия техники. Глобальные↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 1. Техника как феномен культуры. Философия техники: онтологические, мировоззренческие, гносеологические, методологические и аксиологические аспекты. Взаимодействие технического, естественнонаучного и гуманитарного знания. Идеология сциентизма и технократизма. Критика мира техники в антисциентизме. 2. Роль техники в истории цивилизации. Основные этапы развития техники и технологии. Кризис техногенной цивилизации и проблема гуманизации техносферы. Наукоемкие технологии и инновационная деятельность в культуре XXI века. Программа инновационного развития в отраслях АПК Республики Беларусь. 3. Характер и типология глобальных проблем современности. Проявление глобальных проблем в Республике Беларусь. Задача повышения экологической культуры населения. Философия о путях решения глобальных проблем и о будущем цивилизации.
Темы рефератов и докладов
1. Техника как социокультурный феномен. 2. Инженерная деятельность и творчество. 3. Техносфера и проблема ее гуманизации. 4. Концепция устойчивого развития и перспективы постиндустриальной цивилизации. 5. Современная глобализация и ее социальные последствия. 6. Модели будущего в футурологии и в научной фантастике.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под техникой в узком и широком смысле слова? 2. Когда зародилась европейская техногенная цивилизация? 3. В чем проявляется господство техники над человеком? 4. Назовите основные социальные функции техники. 5. Раскройте содержание понятий: «техницизм», «технократизм», «технофобия». 6. Какие проблемы называют глобальными? Дайте их классификацию. 7. По мере своего развития человечество должно становиться сильнее и умнее. Почему же тогда растут вероятность и масштабы техногенных катастроф? 8. Что такое футурология? Какие виды социальных прогнозов вам известны?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Почему техника является способом самореализации человека? 2. «Однажды возникнув, техника приобретает собственную инерцию развития, существенно влияющую на направленность, характер и темпы социальной эволюции». Прокомментируйте это положение. 3. Некоторые авторы относят к глобальным проблемам современности проблему образования. Как вы считаете, почему? И какие именно аспекты образования вы отнесли бы к глобальным? 4.Ознакомьтесь со статьями американского футуролога Ф.Фукуямы «Конец истории» и «Мыслимое будущее человечества». Согласны ли вы с его оценками настоящего и будущего человека и человечества? Словарь основных терминов Антитехницизм – его представители Д.Бернал, А.Бергсон, Н.Бердяев, К.Ясперс, Э. Фромм и др. рассматривают технику и технологию как причину отчуждения человека, гибели культуры, уничтожения естественных основ человеческого существования вплоть до возможной деформации человечества, изменения его видовых признаков. Гуманитарная философия техники – ориентирует человека не только на совершенствование техники, но и на необходимость предвидения и предупреждения тех скрытых, неявных негативных эффектов гуманитарного плана, которые неизбежно несет с собой технический прогресс. Глобализация – определяющая тенденция современного общества, проявляющаяся во взаимозависимости стран мира на уровне всех сфер общественной жизни (политической, экономической, экологической, культурной и т.п.); масштаб этой взаимозависимости носит планетарный характер. Глобальные проблемы современности – это система взаимосвязанныхпроблем общепланетарного масштаба, вызванных, прежде всего, техногенной деятельностью человека, и с необходимостью предполагающая их комплексное решение усилиями всего мирового сообщества. Инженерная философия техники – исходит из того, что в орудиях труда человек систематически воспроизводит самого себя, соответственно,главной задачей человека полагает поиск того, как заставить технику взять на себя все больше функций, выполняемых людьми. Информационное общество (Е.Масуда, О.Тоффлер) – развившееся постиндустриальное общество, где ведущее место занимает инфосфера, определяющая развитие экономики, политики, культуры, тенденции изменения социальной структуры; главным общественным ресурсом такого общества становится знание. Научно-техническая революция– ускоренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Научно-технический прогресс— единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Посттехногенное (постиндустриальное) общество – общественный порядок, приходящий на смену индустриальному обществу. Д.Белл связывает его со сферой услуг, другие – с интеллектуальной сферой (наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи – с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на качество жизни. Социальное прогнозирование – вид научного исследования, заключающийся в разработке вероятностного знания о состоянии какого-либо социального явления в будущем. Техника – совокупность вещественных, энергетических и информационных систем, служащих в качестве средств разнообразной человеческой деятельности; рациональное поведение вообще. Техногенная цивилизация – социокультурныйтип общества, главным стержнем которого является культ науки и техники. Технократизм– направление в социальной философии, абсолютизирующее возрастающую роль техники и науки, специального знания в жизни современного общества. Технократия – социологическая концепция, утверждающая необходимость установления политической власти технических специалистов, людей с высшим инженерным образованием. Технология – инструментальный способ рационального действия; включает в себя инструментальные системы, операциональные процедуры, технологический менталитет, информационные ресурсы. Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми посредством воздействия технических средств. Технофобия – общественное настроение, выражающее крайне критическое отношение к технике и результатам ее применения; буквальнобоязнь техники. Футурология— система научно-философского прогностического знания о будущем земли и человечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, П.В. Социальная философия: Учеб. пособие/П.В. Алексеев. – Москва: «ТК Велби», 2003. С. 150-180. 2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб. и доп.– Москва: Культурная революция, Республика, 2007.С. 590-605. 3. Калмыков, В.Н. Философия: Учебное пособие./В.Н. Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 407-419. 4. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ву- зов. Изд. 5-е, перераб. и доп. / В.А. Канке. – Москва: Логос, 2003. С 295-312. 5. Степин,В. Ядро новых мировоззренческих ориентаций / В.Степин // Беларуская думка. – 2006, № 5. 6. Практикум по философии человека: Учеб. пособие / Г.Б.Грищенко, Р.Н.Дождикова, Р.В.Сухарева и др.; под общ. ред. Р.В.Сухаревой. – Минск: Вуз-Юнити, 1996. С. 207-223. 7. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 531-569. 8. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 349-355, 400-428. 9. Философия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 606-617. 10. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/В.Ф. Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 576-593.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ 3
1. Назовите представителей натуралистической концепции общества: а) Гоббс; в) Чижевский; д) Монтескье; б) Гумилев; г) Маркс; е) Шпенглер.
2. Кто из мыслителей прошлого является автором теории а) Платон; б) Аристотель; в) Макиавелли; г) К. Маркс; д) В.И Ленин.
3. Кто из философов считал, что «человек — животное политическое»? а) Платон; б) Аристотель; в) Пифагор; г) М.Монтень; д) Ф. Ницше. 4. Кто из мыслителей развивал теорию «общественного договора»? а) Гегель, Кант, Шеллинг; б) Гоббс, Локк, Руссо; в) Аристотель, Конт; г) Бабеф, Т. Мор; д) К.Маркс, Ф. Энгельс.
5. Кто из мыслителей считал, что жизнь, свобода и собственность — это «естественные права человека»? а) Аристотель; б) Т. Гоббс; в) Дж. Локк; г) Гегель; д) К. Маркс.
6. Кто является автором теории социальной стратификации? а) К. Маркс; б) П. Сорокин; в) М. Вебер; г) Т. Парсонс; д) Т. Гоббс. 7.Определите,в чем состоит суть теории социальной стратификации: а) общественные процессы рассматриваются с точки зрения классовой борьбы; б) при определении социальной структуры нужно учитывать многие критерии: доход, профессию, образование, возраст и т.д.; в) единственным основанием расслоения общества является обладание собственностью.
8. Определите, какой характер носят социальные законы: а) динамический; в) биологический; д) химический; б) механический; г) статистический; е) физический 9. Выберите наиболее полную трактовку культуры: а) духовная жизнь общества; б) образование, широкий кругозор; в) совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей; г) определенный уровень цивилизации; д) общество в целом.
10. Назовите представителя «философии жизни», который противопоставлял понятия культуры и цивилизации: а) Ф. Ницше; г) О. Шпенглер; б) В. Дильтей; д) И. Кант; в) А. Бергсон; е) Г. Гегель.
11. Соотнесите содержание понятий культуры и общества: а) тождественные по содержанию понятия; б) эти понятия являются синонимами; в) между ними есть содержательная связь; г) между данными понятиями нет ничего общего.
12. Какие два понятия среди перечисленных являются парными категориями, так как они исторически складываются одновременно и не су- ществуют друг без друга? а) государство; б) правовое государство; в) политические партии; г) гражданское общество; д) гуманизм.
13. Какое выражение является негласным правилом авторитаризма: а) разрешено все, что не запрещено; б) запрещено все, что не разрешено; в) разрешено все, кроме политики; г) делай, что хочешь.
14. Что включает в себя понятие «техника»: а) совокупность артефактов; б) область знания, выступающего в качестве связующего звена между практической деятельностью и теоретическим знанием; в) совокупность различных видов технической деятельности по созданию технических устройств; г) искусство и мастерство человека.
15. Укажите двух представителей антитехницизма: а) К.Маркс; в) Н.Бердяев; д) В.Дильтей; б) Д.Белл; г) А.Бергсон; е) Р.Арон.
16. Дайте определение техносферы. Техносфера — это: а) земная природа, часть географической оболочки, освоенная человеком; б) совокупность созданных человеком искусственных материальных объектов; в) результат взаимодействия биоценозов.
17. Что означает понятие «технократия»: а) власть технических специалистов; б) власть философов; в) власть политиков; г) технический бюрократизм; д) вера в возможности техники.
18. Определите, какой подход характерен для современного понимания феномена техники и его последствий для жизни общества: а) техническая деятельность должна быть основана лишь на государственной или на технической целесообразности; б) техническая деятельность должна служить орудием власти; в) техническая деятельность и ее результаты должны проходить социальную экспертизу.
Ответы на вопросы теста: 1. б, д 2. а 3. б 4. б 5. б, в 6. г 7. б 8. г 9.в 10. г 11. в 12. б, г 13. в 14. в 15. в, г 16. б 17. а 18. в
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………..3 Тема 1. Философия как феномен культуры ……………………………..4 Тема 2. Философия Древнего мира ……………………………………...7 Тема 3. Западноевропейская философия Средневековья и Возрождения ………………………………………………………...…11 Тема 4. Философские системы ХVII – ХIХ вв. ……………………….14 Тема 5. Неклассическая философия ХIХ в.…………………………….18 Тема 6. Основные направления философии ХХ в. Занятие 1. …………………………………………………………………21 Занятие 2…………………………………………………………………..24 Тема 7. Философия и национальное самосознание……………………27 Тема 8. Философия бытия Занятие 1. Метафизика и онтология…………………………………….34 Занятие 2. Философия природы…………………...…………………….38 Тема 9. Философия человека Занятие 1. Человек как предмет философского анализа…………..…..41 Занятие 2. Сознание……………………………………………………...44 Занятие 3. Ценностно-практическое измерение бытия человека..……47 Тема 10. Философия познания и науки Занятие 1. Познание как предмет философского анализа…….……….49 Занятие 2. Наука и ее социокультурный статус………………………..52 Тема 11. Философия общества Занятие 1. Общество как предмет социальной философии и сложноорганизованная система ………………………………………57 Занятие 2. Философия истории. Социальная динамика……………….60 Занятие 3. Философия политики, власти и права ……………………...63 Тема 12. Философия культуры…………………………………………..67 Тема 13. Философия техники. Глобальные проблемы совре- менности..………………………………………………………………...70
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.008 с.) |