Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаповалов, В.Ф. Основы философии: Учеб. пособие/В.Ф.Шаповалов.– Москва, 1998. - С. 531-552.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 2. СОЗНАНИЕ
1. Проблема сознания и основные философские программы его исследования: субстанциальная, функциональная, экзистенциально-феноменологическая. 2. Генезис сознания. Сознание как особый тип отражения. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания, его основные функции и сущностные черты. 3. Структура сознания. Сознание и язык. Сознательное и бессознательное. Сознание и кибернетика. Темы рефератов и докладов
1. Природа идеального. 2. Проблема бессознательного в философии. 3. Проблема искусственного интеллекта в современной философии и науке. 4. Сознание и самосознание. 5. Проблема сознания в психоанализе.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем трудности изучения проблемы сознания? 2. Назовите особенности марксистской концепции сознания. 3. Раскройте содержание положения: «Сознание не только отражает мир, но и творит его». Кому оно принадлежит? 4. Каковы качественные отличия сознания людей от психики животных? 5. В чем, по-вашему, отличие понятий: «бессознательное», «неосознанное», «подсознательное», «надсознательное»? 6. Как соотносятся мышление и язык?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Если сознание есть копия, снимок действительности, то как возможно творчество, созидание нового? 2. Может ли машина мыслить? В чем преимущества машины над человеком, а человека над машиной? 3. Телепатия, телекинез, проскопия (видение будущего), экстрасенсорное восприятие, нейролингвистическое программирование, зомбирование личности… Что об этих явлениях говорит современная наука? Дайте оценку возможности подобных явлений с позиций различных подходов к сознанию. Словарь основных терминов
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере, в данный момент контролю. Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект. Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Воображение – психическая способность людей создавать в своих представлениях (в фантазии) мысленные образы ситуаций, не встречающихся им в жизни. Дух – сознание в модусе высшего средоточения интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях. Информационное отражение – способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности. Мозговой рубикон – объем мозга, равный 850 см3, полагаемый в качестве границы, по которой семейство гоминид выделяется из всего отряда приматов как положившее начало развитию сознания человека. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Отражение – это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки. Ощущение – непосредственное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств. Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. Психика – свойство высокоорганизованных живых существ активно отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации. Самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении. Сознание – высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Сублимация – понятие психоанализа; трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества; снятие напряжения в ситуации конфликта путём переключения сексуальной энергии на процесс творчества. Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Эдипов комплекс – понятие психоанализа; возникает в раннем детстве как комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противоположного ему пола и стремлении физически устранить родителя одного с ним пола. Эмоциональная сфера – выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе; она включает: а) собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость). Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления и выражения чувств; с помощью языка сознание человека не только выявляется, но и формируется.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп.– Москва: Культурная революция, Республика, 2007.С. 431-457. 2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С. 147-167. 3. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд./А.Г.Спиркин. – Москва: Гардарики, 2005. С. 337-377. 4. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 200-217. 5. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 229-285. 6. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 192-210. 7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 383-409. 8. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: «ВИТРЭМ», 2002. С. 257-262, 300-303.
Занятие 3. ЦЕННОСТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Аксиология как философское учение о ценностях. Понятие и функции ценностей. Основные виды ценностей: материальные и духовные, групповые, национальные, региональные и общечеловеческие. Проблема иерархии ценностей. Ценности и антиценности. 2. Человек в мире ценностей. Соотношение общественных и личных ценностей. Ценности-смыслы и ценности-средства. Проблема ценностного выбора в меняющемся мире. 3. Праксеология как философское учение о деятельности. Деятельность как способ бытия человека. Структура и основные виды деятельности. 4. Практика как материально-предметная деятельность. Виды практики. Духовная деятельность человека. Профессиональная деятельность и критерии ее эффективности.
Темы рефератов и докладов
1. Ценность как жизненная и практическая установка. 2. Роль духовных ценностей нации в выборе модели экономического развития. 3. Ценностные ориентации современной молодежи. 4. Творческая деятельность. 5.Ценности и нравственные императивы профессиональной деятельности.
Контрольные вопросы и задания 1. Что такое ценность? Существуют ли универсальные, «вечные» ценности? 2. Что является ценностью-смыслом, а что – ценностью-средством: высшее образование и вузовский диплом; самореализация и материальное богатство; работа и зарплата, творчество и гонорары за него. 3. Что вы понимаете под истинными, мнимыми и ложными ценностями? 4. Опишите структуру человеческой деятельности. 5. Что такое практика? Каковы ее основные формы? 6. Что общего и различного в материальной и духовной деятельности? Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Если сопоставить западную и восточную цивилизации, то приоритетной социально-политической ценностью первой из них был порядок, стабильность, а второй – свобода. Почему так произошло? 2. Какие базовые ценности присущи менталитету современных белорусов? Чем это можно объяснить? 3. Предметно-практическая деятельность людей подчинена природным и социальным законам. А существуют ли какие-то границы свободы духовно-практической деятельности? 4. Какие элементы творчества возможны в вашей будущей профессиональной деятельности?
Словарь основных терминов
Аксиология – философское учение о природе ценностей, их связях между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Гедонизм – философско-этическое учение, согласно которому смысл человеческого существования состоит в удовольствии и наслаждении. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Нигилизм– установка на абсолютное отрицание ценностей культуры, смысла жизни, норм нравственности. Праксеология – раздел философии, исследующий общие начала социальных действий людей; понятие, близкое по значению к понятию «философия социального действия». Практика – совокупность предметно-материальных действий человека в отношениях с природой (производство, научный эксперимент, наблюдение) и в социуме (классовая борьба, демократизация общества и др.). Творчество – человеческая деятельность, направленная на достижение качественно нового результата, обладающего социальной значимостью и эстетическим совершенством. Труд– целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Ценность – вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость для индивида какого-либо духовного явления или реального объекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. – Минск: «Современная школа», 2005. С. 433-454, 471-487. 2. Калмыков, В.Н. Философия: Учебное пособие./В.Н.Калмыков.– Минск: Выш. шк., 2006. С. 167-173, 320-325. 3. Философия: Учебник для вузов / Под общ.ред. В.В.Миронова. – Москва: Норма, 2005. С. 650-658, 717-721. 4. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 230-253, 365-374. 5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 345-361, 388-399. 6. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 216-223, 246-248. 7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 398-406, 500-501.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.007 с.) |