Т е М А 10. Философия познания и науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е М А 10. Философия познания и науки



Занятие 1. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Гносеология как философское учение о познании. Основные принципы гносеологии. Классическая и неклассическая гносеология. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

2. Познание как вид человеческой деятельности. Субъект и объект познания. Основные философские модели субъект-объектного взаимодействия.

3. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания.

4. Познание как постижение истины. Основные философские кон-

цепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, плюралистическая, конвенциональная. Критерии истинности знаний.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Проблема познаваемости мира (историко-философский аспект).

2. Роль практики в познании.

3. Формы рационального познания.

4. Роль интуиции в познании.

5. Основные философские концепции истины.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем состоят различия между классической и неклассической гносеологией?

2. Ф. Бэкон считал, что достижению истины препятствуют «четыре вида идолов, которые осаждают умы людей». Что это за идолы и как они проявляются в познании у современного человека?

3. Проанализируйте следующие определения истины и установите, к каким философским концепциям они относятся: 1) истина – соответствие знаний действительности; 2) это знание, которое выводится из другого, уже известного истинного знания и не противоречит ему; 3) это результат соглашения ученых; 4) истинность – это полезность, эффективность знаний; 5) в каждой эпохе и культуре, у каждого народа и человека может быть своя истина, а абсолютной истины нет.

4. Какое свойство истины выражено в словах Б.Паскаля: «Истина так нежна, что, чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение. Но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него, и оказываешься в истине»?

5. В чем заключаются познавательные процедуры объяснения и понимания?

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Знаменитый афоризм Сократа гласит: «Я знаю только то, что ничего не знаю. А ты не знаешь даже этого». Был ли Сократ агностиком?

2. Почему, оперируя объектами, которые не существуют в действительности (точка, идеальный газ и др.), можно постичь более глубокого познания действительности, чем при ее опытном познании?

3. Из-за ускоренного роста научного знания идет постоянное переосмысление и уточнение фактов и теорий. Существует ли в таком случае абсолютная истина?

Словарь основных терминов

Абсолютная истина – складывающееся из относительных истин, но никогда не достижимое знание о действительности в целом.

Восприятие – форма чувственного познания, дающая целостный образ предмета.

Дискурс– процесс получения знания путем логического рассуждения.

Знание – проверенный общественно-исторической практи­кой и логикой результат познания, выраженный в виде пред­ставлений, понятий, законов, теорий и в других знаковых фор­мах.

Интуиция – процесс внезапного отчетливого, достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности ведущих к нему путей.

Истина – адекватное воспроизведение действительности познающим субъектом.

Конкретная истина – истинное знание с учетом обстоятельств времени и места.

Объект – то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъ­екта. Объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта че­рез установление закона или системы законов, которым подчи­няется данный объект, либо путем установления тех отноше­ний и связей объекта, которые определяют его существенные характеристики.

Определение – логическая операция, раскрывающая со­держание понятия, в результате чего достигается возможность формулировать критерии отличия изучаемого объекта среди других объектов, а также возможность формировать или уточ­нять значения терминов.

Относительная истина – неполное, незавершенное, недостаточно точное знание.

Ощущение – форма чувственного познания, источник знания че­ловека об окружающем мире.

Познание – процесс постижения действительности и приобретения знаний.

Понимание – в широком значении перевод общезначимых смыслов в личностные; как феномен познавательного процесса понимание связывается с доказательством истин­ности или ложности понятого.

Понятие – форма мысли, отражающая предметы и явле­ния действительности посредством фиксации общих и специ­фических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

Представление – форма чувственного познания, сочетание в об­разе ранее воспринятого предмета и фантазии.

Субъект познания – носитель человеческой активности, направленной на адекватное восприятие реальности в форме знаний.

Суждение– форма логического мышления, выступающая как связь понятий; в языке, как правило, выражается повествовательным предложением.

Умозаключение– форма логического познания, заключающаяся в выводе из исходных суждений (посылок) новой мысли (заключения), содержащей знание более общего либо частного характера в сравнении с исходным. В зависимости от направления вывода различают индуктивные и дедуктивные умозаключения.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп.– Москва: Культурная революция, Республика, 2007.С. 452-472.

2. Калмыков, В.Н. Философия: Учебное пособие./В.Н.Калмыков. –Минск: Выш. шк., 2006. С. 205-227.

3. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 433-464.

4.Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 254-271.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 375-388, 399-446.

6. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 223-234.

7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 410-434.

8. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: «ВИТРЭМ», 2002. С. 224-256, 311-319.

Занятие 2. НАУКА И ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

1. Эпистемология как философская теория научного познания. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Наука в современном мире.

2. Научное познание и его специфика. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы, философские принципы.

3. Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпиричес-

кие и теоретические методы научного исследования. Основные формы научного знания.

4. Традиции и новации в динамике наук и феномен научной революции. Исторические типы научной рациональности. Гуманитарные параметры современной науки. Этос науки и проблема социальной ответственности ученого.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Возникновение и развитие науки.

2. Естественнонаучное и социально-гуманитарное знание: сходство и различие.

3. Соотношение философии и науки. Роль философии в научном исследовании.

4. Современные физическая и биологическая научные картины мира (по профилю факультетов).

5. Этика науки и социальная ответственность ученого.

6. Научное и вненаучное знание в современной культуре.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что называется проблемной ситуацией в науке?

2. Каковы метатеоретические основания науки?

3. Назовите теоретические методы научного исследования. Какие из них используются в вашей профессиональной сфере?

4. Назовите эмпирические методы научного исследования. Приведите примеры их использования в сельскохозяйственной науке и практике.

5. Каковы основные ценности науки?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. А.С.Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» утверждал: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свою позицию примерами.

2. А.Швейцер: «Добро то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Как вы относитесь к этому высказыванию? Как тогда быть с развитием сельскохозяйственной химии?

3. В истории науки известны случаи, когда ученые пытались прек-

ратить свои исследования, так как предвидели их использование во

вред человечества. Можно ли считать такое поведение оправданным?

Словарь основных терминов

 

Аксиома – исходное положение научной теории, которое используется в качестве истинного без логического доказатель­ства и лежит в основе доказательства других положений этой теории.

Гипотеза – научное предположение или допущение, веро­ятность которого обоснована фактическими данными, с учетом уже известных закономерностей, присущих объекту.

Интернализм – историко-научное течение, согласно кото­рому развитие науки представляет собой историю научных идей, управляемую внутренне присущими ей (науке) законо­мерностями.

Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зре­ния на предмет или явление, руководящая идея для их система­тического освоения, ведущий замысел, конструктивный прин­цип.

Метатеория – теория, анализирующая структуру, методы и свойства какой-либо другой теории (так называемой пред­метной или объектной).

Методология – форма рефлексивного осмысления предпо­сылок, средств и методов рационализации и оптимизации дея­тельности (философия методов познания и преобразования ре­альности); в более узком смысле — учение о методах познания, структуре и динамике научного знания. В совре­менной науке осмыслена необходимость соединения генетичес­кого (диахронного) и структурно-фунционального (синхронно­го) исследования объектов.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности.

Научный метод — система предписаний (правил, норм, при­нципов), регламентирующих познавательные действия (опера­ции, процедуры) исследователя.

Парадигма — способ постановки и решения научных про­блем; в широком смысле – совокупность идей, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обес­печивающих существование и поддержание познавательной традиции.

Постулат – положение (суждение, утверждение), прини­маемое в рамках какой-либо научной теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксио­мы.

Проблема – поисковая форма научного знания (возникаю­щий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопро­сов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований.

Сциентизм (сайентизм) – философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, культу­ры, идейной сфере, в решении социальных проблем).

Теория – наиболее системная форма научного знания, со­держащая обобщающие идеальные конструкты и набор зако­нов, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам.

Факт – основная форма эмпирического знания, выражен­ная в особого рода предложениях, истинность которых опреде­ляется непосредственно результатами наблюдения и экспери­мента.

Экстернализм – историко-научное течение, согласно кото­рому развитие науки определяется внешними социально-эко­номическими факторами.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Калмыков, В.Н. Философия: Учебное пособие/В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 228-259.

2. Философия: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. – Минск: АТЦ «АПИ», 2000. С. 230-246.

3. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 272-300.

4. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 448-513.

5. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 234-261.

6. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 435-483.

7. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «ВИТРЭМ», 2002. С. 219-223, 319-325, 353-377.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.023 с.)