Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т е М А 10. Философия познания и наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 1. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Гносеология как философское учение о познании. Основные принципы гносеологии. Классическая и неклассическая гносеология. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. 2. Познание как вид человеческой деятельности. Субъект и объект познания. Основные философские модели субъект-объектного взаимодействия. 3. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания. 4. Познание как постижение истины. Основные философские кон- цепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, плюралистическая, конвенциональная. Критерии истинности знаний.
Темы рефератов и докладов
1. Проблема познаваемости мира (историко-философский аспект). 2. Роль практики в познании. 3. Формы рационального познания. 4. Роль интуиции в познании. 5. Основные философские концепции истины.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоят различия между классической и неклассической гносеологией? 2. Ф. Бэкон считал, что достижению истины препятствуют «четыре вида идолов, которые осаждают умы людей». Что это за идолы и как они проявляются в познании у современного человека? 3. Проанализируйте следующие определения истины и установите, к каким философским концепциям они относятся: 1) истина – соответствие знаний действительности; 2) это знание, которое выводится из другого, уже известного истинного знания и не противоречит ему; 3) это результат соглашения ученых; 4) истинность – это полезность, эффективность знаний; 5) в каждой эпохе и культуре, у каждого народа и человека может быть своя истина, а абсолютной истины нет. 4. Какое свойство истины выражено в словах Б.Паскаля: «Истина так нежна, что, чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение. Но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него, и оказываешься в истине»? 5. В чем заключаются познавательные процедуры объяснения и понимания? Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Знаменитый афоризм Сократа гласит: «Я знаю только то, что ничего не знаю. А ты не знаешь даже этого». Был ли Сократ агностиком? 2. Почему, оперируя объектами, которые не существуют в действительности (точка, идеальный газ и др.), можно постичь более глубокого познания действительности, чем при ее опытном познании? 3. Из-за ускоренного роста научного знания идет постоянное переосмысление и уточнение фактов и теорий. Существует ли в таком случае абсолютная истина? Словарь основных терминов Абсолютная истина – складывающееся из относительных истин, но никогда не достижимое знание о действительности в целом. Восприятие – форма чувственного познания, дающая целостный образ предмета. Дискурс– процесс получения знания путем логического рассуждения. Знание – проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и в других знаковых формах. Интуиция – процесс внезапного отчетливого, достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности ведущих к нему путей. Истина – адекватное воспроизведение действительности познающим субъектом. Конкретная истина – истинное знание с учетом обстоятельств времени и места. Объект – то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта через установление закона или системы законов, которым подчиняется данный объект, либо путем установления тех отношений и связей объекта, которые определяют его существенные характеристики. Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия, в результате чего достигается возможность формулировать критерии отличия изучаемого объекта среди других объектов, а также возможность формировать или уточнять значения терминов. Относительная истина – неполное, незавершенное, недостаточно точное знание. Ощущение – форма чувственного познания, источник знания человека об окружающем мире. Познание – процесс постижения действительности и приобретения знаний. Понимание – в широком значении перевод общезначимых смыслов в личностные; как феномен познавательного процесса понимание связывается с доказательством истинности или ложности понятого. Понятие – форма мысли, отражающая предметы и явления действительности посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Представление – форма чувственного познания, сочетание в образе ранее воспринятого предмета и фантазии. Субъект познания – носитель человеческой активности, направленной на адекватное восприятие реальности в форме знаний. Суждение– форма логического мышления, выступающая как связь понятий; в языке, как правило, выражается повествовательным предложением. Умозаключение– форма логического познания, заключающаяся в выводе из исходных суждений (посылок) новой мысли (заключения), содержащей знание более общего либо частного характера в сравнении с исходным. В зависимости от направления вывода различают индуктивные и дедуктивные умозаключения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп.– Москва: Культурная революция, Республика, 2007.С. 452-472. 2. Калмыков, В.Н. Философия: Учебное пособие./В.Н.Калмыков. –Минск: Выш. шк., 2006. С. 205-227. 3. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 433-464. 4.Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 254-271. 5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 375-388, 399-446. 6. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 223-234. 7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 410-434. 8. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: «ВИТРЭМ», 2002. С. 224-256, 311-319. Занятие 2. НАУКА И ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС 1. Эпистемология как философская теория научного познания. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Наука в современном мире. 2. Научное познание и его специфика. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы, философские принципы. 3. Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпиричес- кие и теоретические методы научного исследования. Основные формы научного знания. 4. Традиции и новации в динамике наук и феномен научной революции. Исторические типы научной рациональности. Гуманитарные параметры современной науки. Этос науки и проблема социальной ответственности ученого.
Темы рефератов и докладов
1. Возникновение и развитие науки. 2. Естественнонаучное и социально-гуманитарное знание: сходство и различие. 3. Соотношение философии и науки. Роль философии в научном исследовании. 4. Современные физическая и биологическая научные картины мира (по профилю факультетов). 5. Этика науки и социальная ответственность ученого. 6. Научное и вненаучное знание в современной культуре.
Контрольные вопросы и задания
1. Что называется проблемной ситуацией в науке? 2. Каковы метатеоретические основания науки? 3. Назовите теоретические методы научного исследования. Какие из них используются в вашей профессиональной сфере? 4. Назовите эмпирические методы научного исследования. Приведите примеры их использования в сельскохозяйственной науке и практике. 5. Каковы основные ценности науки?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. А.С.Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» утверждал: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свою позицию примерами. 2. А.Швейцер: «Добро то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Как вы относитесь к этому высказыванию? Как тогда быть с развитием сельскохозяйственной химии? 3. В истории науки известны случаи, когда ученые пытались прек- ратить свои исследования, так как предвидели их использование во вред человечества. Можно ли считать такое поведение оправданным? Словарь основных терминов
Аксиома – исходное положение научной теории, которое используется в качестве истинного без логического доказательства и лежит в основе доказательства других положений этой теории. Гипотеза – научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными, с учетом уже известных закономерностей, присущих объекту. Интернализм – историко-научное течение, согласно которому развитие науки представляет собой историю научных идей, управляемую внутренне присущими ей (науке) закономерностями. Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип. Метатеория – теория, анализирующая структуру, методы и свойства какой-либо другой теории (так называемой предметной или объектной). Методология – форма рефлексивного осмысления предпосылок, средств и методов рационализации и оптимизации деятельности (философия методов познания и преобразования реальности); в более узком смысле — учение о методах познания, структуре и динамике научного знания. В современной науке осмыслена необходимость соединения генетического (диахронного) и структурно-фунционального (синхронного) исследования объектов. Наука – сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности. Научный метод — система предписаний (правил, норм, принципов), регламентирующих познавательные действия (операции, процедуры) исследователя. Парадигма — способ постановки и решения научных проблем; в широком смысле – совокупность идей, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование и поддержание познавательной традиции. Постулат – положение (суждение, утверждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы. Проблема – поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований. Сциентизм (сайентизм) – философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, культуры, идейной сфере, в решении социальных проблем). Теория – наиболее системная форма научного знания, содержащая обобщающие идеальные конструкты и набор законов, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам. Факт – основная форма эмпирического знания, выраженная в особого рода предложениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента. Экстернализм – историко-научное течение, согласно которому развитие науки определяется внешними социально-экономическими факторами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калмыков, В.Н. Философия: Учебное пособие/В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 228-259. 2. Философия: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. – Минск: АТЦ «АПИ», 2000. С. 230-246. 3. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 272-300. 4. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 448-513. 5. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 234-261. 6. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 435-483. 7. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «ВИТРЭМ», 2002. С. 219-223, 319-325, 353-377.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.126 (0.012 с.) |