Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ



 

1. Понятие природы. Специфика философского анализа природы.

Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада. Русский космизм и концепция ноосферы.

2. Природа как объект научного анализа. Современные естественнонаучные концепции происхождения, организации и эволюции Вселенной. Живая и неживая природа. Жизнь во Вселенной.

3. Природа как среда обитания человека. Биосфера и закономерности ее развития. Исторические типы взаимодействия общества и природы. Проблема коэволюции природы и общества. Тенденция экологизации современной философии, науки, экономики, политики и морали.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Природная среда и ее роль в развитии общества.

2.Философская концепция биосферы и ноосферы В.И.Вернадского.

3. Космологические модели мира и их философский смысл.

4. Философия об экологическом и гуманистическом аспектах природохозяйственной деятельности.

5. Сценарии взаимодействия общества и природы в проектах Римского клуба.

6. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие вы знаете подходы к понятию «природа»?

2. Кто ввел понятия «экология» и «биосфера»? Что они обозначают?

3. Назовите исторические типы взаимодействия общества и природы.

4. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Какой тип отношения общества к природе выражен в этих словах Базарова?

5. Почему не монокультурность, а разнообразие – оптимальный путь развития растениеводства?

6. Какой смысл вы вкладываете в понятие «коэволюция»?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Прокомментируйте утверждение Н.Федорова: «природа наш враг временный, а друг вечный».

(постоянные) нашей Вселенной удивительно благоприятны для устойчивого развития и усложнения мира, ведущих к появлению в нем жизни и разума. В результате был сформулирован «антропный принцип», который в его сильной формулировке гласит: «наша Вселенная возникла для того, чтобы в ней появился наблюдатель» (т.е. разум). Слабый вариант этого принципа говорит, что жизнь и разум стали закономерным следствием эволюции Вселенной, устройство которой случайно сложилось в первые секунды ее существования удачно для нас. В чем мировоззренческое различие этих формулировок? Какая из них ближе к вашим личным взглядам на происхождение природного мира?

3. В.И. Вернадский говорил о превращении человечества в «геологическую силу» планеты. В чем это проявляется?

4. М. Горький написал статью «О борьбе с природой», где призывал уничтожить как вид все «бесполезные и вредные» растения, истощающие землю. В чем это противоречит современному пониманию развития биоценозов?

 

Словарь основных терминов

Биосфера – (греч. bios - жизнь и sfaira - сфера, область) - земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью.

Витализм– учение о качественном отличии живой приро­ды от неживой, о принципиальной невозможности сведения жизненных процессов к силам и законам неорганической при­роды, о наличии в живых системах особой "жизненной силы". Выделяют философский витализм и естественнонаучный.

Вселенная – весь окружающий нас безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир.

Географическая среда – совокупность предметов и явлений приро­ды, составляющих на данном этапе истории общества необходимое условие существования и развития человечества.

Жизнь – форма существования материи в виде организмов (растения, животные, человек), поддерживающих и развивающих себя посредством обмена со средой веществом, энергией и информацией.

Картина мира это сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения.

Коэволюция – со-развитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эво­люционный) канал развития. Применительно к природе и обществу коэволюция предполагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия для развития общества, в рамках определенной системы эко­логических запретов и императивов.

Ноосфера – (греч. nous - разум и shaira - сфера, область; сфера разума) — область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Природа – в широком смысле слова - это вся окружающая действительность во всем многообразии ее проявлений. В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Экологический кризис –ситуация, близкая к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания.

Экологическая культура общества – это духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды.

Экологическое сознание – совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе, само отношение к природе, а также соответствующие стратегии и технологии взаимодействия с ней.

Экология (греч. oihos - дом, жилище и logos - учение) – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. С. 391-405.

2. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. – Минск: «Современная школа», 2005. С. 353-368.

3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С. 137-147.

4. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп./В.А.Канке. – Москва: Логос, 2003. С. 265-272.

5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 301-317.

6. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 515-522.

7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 330-352.

8. Хайтун, С.Д. Эволюция Вселенной / С.Д. Хайтун // Вопросы философии. – 2004, № 10.

 

 

Т е м а 9. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Занятие 1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Образ человека в классической и неклассической философии. Натуралистическая, рационалистическая, социологизаторская и экзистенциально-персоналистская концепции человека. Интегративное понимание сущности человека в философской антропологии (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер).

2. Концепции антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, символическая.

3. Единство природного и социального в человеке. Человек как личность. Теории личности. Социализация и самореализация личности. Свобода как условие самореализации. Проблема отчуждения личности.

4. Модусы человеческого бытия (труд, любовь, игра, забота, счастье, страдание и др.) и проблема его смысла. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке.

 

Темы рефератов и докладов

1. Философия человека в традициях культур Запада и Востока.

2. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.

3. Проблема смысла жизни.

4. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке.

5. Игра как феномен человеческого бытия.

6. Современные гуманистические поиски в философии.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличается философская антропология от обычной, общей антропологии?

2. Какой подход к пониманию человека представлен высказыванием: «…в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» (К.Маркс)?

3. Прокомментируйте высказывание Э.Роттердамского: «Человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей».

4. Каждый ли человек – личность? Личностью рождаются или становятся?

5. Какие вам известны типы личности?

6. Что есть внутренняя и внешняя, позитивная и негативная свобода? Приведите примеры.

7. Назовите основные виды отчуждения личности.

8. Какие функции выполняет игра в жизни человека?

9. Почему человек задается вопросом о смысле жизни?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Б.Паскаль писал: «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». Как вы понимаете эту мысль? Приведите собственные доводы о «незавершенности» и неисчерпаемости человека.

2. Э.Фромм так сказал о двойственности человеческой натуры: «Многие полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками». Б.Паскаль также говорил, что мы «не ангелы и не животные», а всегда находимся «между». Куда же движется человек, по вашему мнению? Аргументируйте свою точку зрения.

3. К.Маркс писал об отчужденном труде, что «если бы у людей была возможность, они бежали бы от него, как от чумы». Что, на ваш взгляд, представляет собой неотчужденный труд по своему характеру, условиям, результатам? Возможен ли такой труд в вашей будущей профессии?

4. Любовь – это животная страсть, либо это биосоциальное (окультуренное, очеловеченное) чувство, либо развивающийся во времени целостный комплекс мыслей, чувств, настроений, поступков?

5. Поэт Н.Мартынов писал: «…И знаете, что значит быть свобод-

ным? Ведь это значит быть за все в ответе». К какой философской

интерпретации свободы близки эти строки? Согласны ли вы с поэтом?

 

Словарь основных терминов

 

Антропогенез – теория происхождения и развития человека, вариантами которой являются креационистская, трудовая, игровая, символическая концепции.

Антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа, считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира.

Гоминидная триада – совокупность видовых изменений (прямохождение, формирование руки как органа труда, увеличение объема мозга), полагаемых в качестве факторов возникновения сознания человека.

Духовность — гуманистическая ориентация индивидуального и об­щественного сознания, культуры. Духовное в человеке – высший культурный слой социального.

Индивид –это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением.

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, характеризующее неповторимость личности и психики индивида.

Интериоризация – переход внешних по форме процессов, воздействующих на индивида, во внутренние процессы сознания.

Личность –это индивид, наделенный системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему активно включаться в общественную жизнь.

Направленность личности - устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.

Отчуждение – процесс, характеризующийся превращениемдеятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Впервые это понятие было сформулировано Т.Гоббсом, впоследствии разрабатывалось просветителями, в немецкой классике, марксизме и неомарксизме.

Родовая сущность человека –включенность человека в различные формы социальной деятельности (общественно-историческую практику), содержанием которой является познание мира и егопреобразование.

Свобода — способность человека к ответственному действию в соответствии со своими побуждениями, интересами и целями, а не под внешним принуждением.

Смысл жизни – предельное основание бытия человека, определяющее направленность самой жизни.

Социализация –процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Человек - высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и активной деятельности, осуществляемой на основе таких важнейших признаков и свойств, как труд, сознание, язык, творчество и свобода.

Эвтаназия — право, предоставленное человеку законом на добровольный уход из

жизни при условии наличия неизлечимого заболевания.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп.– М.: Культурная революция, Республика, 2007.С. 406-425.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С. 260-298.

3. Кирвель,Ч. HOMO CONSUMENS: болезнь, угрожающая миру / Ч.Кирвель // Беларуская думка. – 2007, № 11, 12.

4. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 535-575.

5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 217-230.

6. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 190-228, 362-371.

7. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 262-288, 319-322..

8. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 353-382.

9. Философия: Учебник / Под. ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Гардарики, 2007. С. 567-594, 650-664.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.014 с.)