Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Философия природыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие природы. Специфика философского анализа природы. Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада. Русский космизм и концепция ноосферы. 2. Природа как объект научного анализа. Современные естественнонаучные концепции происхождения, организации и эволюции Вселенной. Живая и неживая природа. Жизнь во Вселенной. 3. Природа как среда обитания человека. Биосфера и закономерности ее развития. Исторические типы взаимодействия общества и природы. Проблема коэволюции природы и общества. Тенденция экологизации современной философии, науки, экономики, политики и морали.
Темы рефератов и докладов
1. Природная среда и ее роль в развитии общества. 2.Философская концепция биосферы и ноосферы В.И.Вернадского. 3. Космологические модели мира и их философский смысл. 4. Философия об экологическом и гуманистическом аспектах природохозяйственной деятельности. 5. Сценарии взаимодействия общества и природы в проектах Римского клуба. 6. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие вы знаете подходы к понятию «природа»? 2. Кто ввел понятия «экология» и «биосфера»? Что они обозначают? 3. Назовите исторические типы взаимодействия общества и природы. 4. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Какой тип отношения общества к природе выражен в этих словах Базарова? 5. Почему не монокультурность, а разнообразие – оптимальный путь развития растениеводства? 6. Какой смысл вы вкладываете в понятие «коэволюция»?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Прокомментируйте утверждение Н.Федорова: «природа наш враг временный, а друг вечный». (постоянные) нашей Вселенной удивительно благоприятны для устойчивого развития и усложнения мира, ведущих к появлению в нем жизни и разума. В результате был сформулирован «антропный принцип», который в его сильной формулировке гласит: «наша Вселенная возникла для того, чтобы в ней появился наблюдатель» (т.е. разум). Слабый вариант этого принципа говорит, что жизнь и разум стали закономерным следствием эволюции Вселенной, устройство которой случайно сложилось в первые секунды ее существования удачно для нас. В чем мировоззренческое различие этих формулировок? Какая из них ближе к вашим личным взглядам на происхождение природного мира? 3. В.И. Вернадский говорил о превращении человечества в «геологическую силу» планеты. В чем это проявляется? 4. М. Горький написал статью «О борьбе с природой», где призывал уничтожить как вид все «бесполезные и вредные» растения, истощающие землю. В чем это противоречит современному пониманию развития биоценозов?
Словарь основных терминов Биосфера – (греч. bios - жизнь и sfaira - сфера, область) - земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью. Витализм – учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной невозможности сведения жизненных процессов к силам и законам неорганической природы, о наличии в живых системах особой "жизненной силы". Выделяют философский витализм и естественнонаучный. Вселенная – весь окружающий нас безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир. Географическая среда – совокупность предметов и явлений природы, составляющих на данном этапе истории общества необходимое условие существования и развития человечества. Жизнь – форма существования материи в виде организмов (растения, животные, человек), поддерживающих и развивающих себя посредством обмена со средой веществом, энергией и информацией. Картина мира – это сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения. Коэволюция – со-развитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития. Применительно к природе и обществу коэволюция предполагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия для развития общества, в рамках определенной системы экологических запретов и императивов. Ноосфера – (греч. nous - разум и shaira - сфера, область; сфера разума) — область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Природа – в широком смысле слова - это вся окружающая действительность во всем многообразии ее проявлений. В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человеческого общества. Экологический кризис – ситуация, близкая к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания. Экологическая культура общества – это духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. Экологическое сознание – совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе, само отношение к природе, а также соответствующие стратегии и технологии взаимодействия с ней. Экология (греч. oihos - дом, жилище и logos - учение) – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. С. 391-405. 2. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. – Минск: «Современная школа», 2005. С. 353-368. 3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С. 137-147. 4. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп./В.А.Канке. – Москва: Логос, 2003. С. 265-272. 5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 301-317. 6. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 515-522. 7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 330-352. 8. Хайтун, С.Д. Эволюция Вселенной / С.Д. Хайтун // Вопросы философии. – 2004, № 10.
Т е м а 9. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА Занятие 1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Образ человека в классической и неклассической философии. Натуралистическая, рационалистическая, социологизаторская и экзистенциально-персоналистская концепции человека. Интегративное понимание сущности человека в философской антропологии (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер). 2. Концепции антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, символическая. 3. Единство природного и социального в человеке. Человек как личность. Теории личности. Социализация и самореализация личности. Свобода как условие самореализации. Проблема отчуждения личности. 4. Модусы человеческого бытия (труд, любовь, игра, забота, счастье, страдание и др.) и проблема его смысла. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке.
Темы рефератов и докладов 1. Философия человека в традициях культур Запада и Востока. 2. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке. 3. Проблема смысла жизни. 4. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке. 5. Игра как феномен человеческого бытия. 6. Современные гуманистические поиски в философии.
Контрольные вопросы и задания 1. Чем отличается философская антропология от обычной, общей антропологии? 2. Какой подход к пониманию человека представлен высказыванием: «…в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» (К.Маркс)? 3. Прокомментируйте высказывание Э.Роттердамского: «Человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей». 4. Каждый ли человек – личность? Личностью рождаются или становятся? 5. Какие вам известны типы личности? 6. Что есть внутренняя и внешняя, позитивная и негативная свобода? Приведите примеры. 7. Назовите основные виды отчуждения личности. 8. Какие функции выполняет игра в жизни человека? 9. Почему человек задается вопросом о смысле жизни?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Б.Паскаль писал: «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». Как вы понимаете эту мысль? Приведите собственные доводы о «незавершенности» и неисчерпаемости человека. 2. Э.Фромм так сказал о двойственности человеческой натуры: «Многие полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками». Б.Паскаль также говорил, что мы «не ангелы и не животные», а всегда находимся «между». Куда же движется человек, по вашему мнению? Аргументируйте свою точку зрения. 3. К.Маркс писал об отчужденном труде, что «если бы у людей была возможность, они бежали бы от него, как от чумы». Что, на ваш взгляд, представляет собой неотчужденный труд по своему характеру, условиям, результатам? Возможен ли такой труд в вашей будущей профессии? 4. Любовь – это животная страсть, либо это биосоциальное (окультуренное, очеловеченное) чувство, либо развивающийся во времени целостный комплекс мыслей, чувств, настроений, поступков? 5. Поэт Н.Мартынов писал: «…И знаете, что значит быть свобод- ным? Ведь это значит быть за все в ответе». К какой философской интерпретации свободы близки эти строки? Согласны ли вы с поэтом?
Словарь основных терминов
Антропогенез – теория происхождения и развития человека, вариантами которой являются креационистская, трудовая, игровая, символическая концепции. Антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа, считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира. Гоминидная триада – совокупность видовых изменений (прямохождение, формирование руки как органа труда, увеличение объема мозга), полагаемых в качестве факторов возникновения сознания человека. Духовность — гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания, культуры. Духовное в человеке – высший культурный слой социального. Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, характеризующее неповторимость личности и психики индивида. Интериоризация – переход внешних по форме процессов, воздействующих на индивида, во внутренние процессы сознания. Личность – это индивид, наделенный системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему активно включаться в общественную жизнь. Направленность личности - устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д. Отчуждение – процесс, характеризующийся превращениемдеятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Впервые это понятие было сформулировано Т.Гоббсом, впоследствии разрабатывалось просветителями, в немецкой классике, марксизме и неомарксизме. Родовая сущность человека – включенность человека в различные формы социальной деятельности (общественно-историческую практику), содержанием которой является познание мира и егопреобразование. Свобода — способность человека к ответственному действию в соответствии со своими побуждениями, интересами и целями, а не под внешним принуждением. Смысл жизни – предельное основание бытия человека, определяющее направленность самой жизни. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Человек - высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и активной деятельности, осуществляемой на основе таких важнейших признаков и свойств, как труд, сознание, язык, творчество и свобода. Эвтаназия — право, предоставленное человеку законом на добровольный уход из жизни при условии наличия неизлечимого заболевания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп.– М.: Культурная революция, Республика, 2007.С. 406-425. 2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С. 260-298. 3. Кирвель,Ч. HOMO CONSUMENS: болезнь, угрожающая миру / Ч.Кирвель // Беларуская думка. – 2007, № 11, 12. 4. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 535-575. 5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 217-230. 6. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 190-228, 362-371. 7. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 262-288, 319-322.. 8. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 353-382. 9. Философия: Учебник / Под. ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Гардарики, 2007. С. 567-594, 650-664.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.52 (0.011 с.) |