![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Занятие 2. Философия природы
1. Понятие природы. Специфика философского анализа природы. Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада. Русский космизм и концепция ноосферы. 2. Природа как объект научного анализа. Современные естественнонаучные концепции происхождения, организации и эволюции Вселенной. Живая и неживая природа. Жизнь во Вселенной. 3. Природа как среда обитания человека. Биосфера и закономерности ее развития. Исторические типы взаимодействия общества и природы. Проблема коэволюции природы и общества. Тенденция экологизации современной философии, науки, экономики, политики и морали.
Темы рефератов и докладов
1. Природная среда и ее роль в развитии общества. 2.Философская концепция биосферы и ноосферы В.И.Вернадского. 3. Космологические модели мира и их философский смысл. 4. Философия об экологическом и гуманистическом аспектах природохозяйственной деятельности. 5. Сценарии взаимодействия общества и природы в проектах Римского клуба. 6. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие вы знаете подходы к понятию «природа»? 2. Кто ввел понятия «экология» и «биосфера»? Что они обозначают? 3. Назовите исторические типы взаимодействия общества и природы. 4. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Какой тип отношения общества к природе выражен в этих словах Базарова? 5. Почему не монокультурность, а разнообразие – оптимальный путь развития растениеводства? 6. Какой смысл вы вкладываете в понятие «коэволюция»?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Прокомментируйте утверждение Н.Федорова: «природа наш враг временный, а друг вечный». (постоянные) нашей Вселенной удивительно благоприятны для устойчивого развития и усложнения мира, ведущих к появлению в нем жизни и разума. В результате был сформулирован «антропный принцип», который в его сильной формулировке гласит: «наша Вселенная возникла для того, чтобы в ней появился наблюдатель» (т.е. разум). Слабый вариант этого принципа говорит, что жизнь и разум стали закономерным следствием эволюции Вселенной, устройство которой случайно сложилось в первые секунды ее существования удачно для нас. В чем мировоззренческое различие этих формулировок? Какая из них ближе к вашим личным взглядам на происхождение природного мира?
3. В.И. Вернадский говорил о превращении человечества в «геологическую силу» планеты. В чем это проявляется? 4. М. Горький написал статью «О борьбе с природой», где призывал уничтожить как вид все «бесполезные и вредные» растения, истощающие землю. В чем это противоречит современному пониманию развития биоценозов?
Словарь основных терминов Биосфера – (греч. bios - жизнь и sfaira - сфера, область) - земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью. Витализм – учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной невозможности сведения жизненных процессов к силам и законам неорганической природы, о наличии в живых системах особой "жизненной силы". Выделяют философский витализм и естественнонаучный. Вселенная – весь окружающий нас безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир. Географическая среда – совокупность предметов и явлений природы, составляющих на данном этапе истории общества необходимое условие существования и развития человечества. Жизнь – форма существования материи в виде организмов (растения, животные, человек), поддерживающих и развивающих себя посредством обмена со средой веществом, энергией и информацией. Картина мира – это сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения. Коэволюция – со-развитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития. Применительно к природе и обществу коэволюция предполагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия для развития общества, в рамках определенной системы экологических запретов и императивов.
Ноосфера – (греч. nous - разум и shaira - сфера, область; сфера разума) — область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Природа – в широком смысле слова - это вся окружающая действительность во всем многообразии ее проявлений. В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человеческого общества. Экологический кризис – ситуация, близкая к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания. Экологическая культура общества – это духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. Экологическое сознание – совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе, само отношение к природе, а также соответствующие стратегии и технологии взаимодействия с ней. Экология (греч. oihos - дом, жилище и logos - учение) – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. С. 391-405. 2. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. – Минск: «Современная школа», 2005. С. 353-368. 3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С. 137-147. 4. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп./В.А.Канке. – Москва: Логос, 2003. С. 265-272. 5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 301-317. 6. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 515-522. 7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 330-352. 8. Хайтун, С.Д. Эволюция Вселенной / С.Д. Хайтун // Вопросы философии. – 2004, № 10.
Т е м а 9. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА Занятие 1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Образ человека в классической и неклассической философии. Натуралистическая, рационалистическая, социологизаторская и экзистенциально-персоналистская концепции человека. Интегративное понимание сущности человека в философской антропологии (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер). 2. Концепции антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, символическая. 3. Единство природного и социального в человеке. Человек как личность. Теории личности. Социализация и самореализация личности. Свобода как условие самореализации. Проблема отчуждения личности. 4. Модусы человеческого бытия (труд, любовь, игра, забота, счастье, страдание и др.) и проблема его смысла. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке.
Темы рефератов и докладов 1. Философия человека в традициях культур Запада и Востока. 2. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке. 3. Проблема смысла жизни. 4. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке. 5. Игра как феномен человеческого бытия. 6. Современные гуманистические поиски в философии.
Контрольные вопросы и задания 1. Чем отличается философская антропология от обычной, общей антропологии? 2. Какой подход к пониманию человека представлен высказыванием: «…в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» (К.Маркс)? 3. Прокомментируйте высказывание Э.Роттердамского: «Человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей». 4. Каждый ли человек – личность? Личностью рождаются или становятся? 5. Какие вам известны типы личности? 6. Что есть внутренняя и внешняя, позитивная и негативная свобода? Приведите примеры. 7. Назовите основные виды отчуждения личности. 8. Какие функции выполняет игра в жизни человека? 9. Почему человек задается вопросом о смысле жизни?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Б.Паскаль писал: «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». Как вы понимаете эту мысль? Приведите собственные доводы о «незавершенности» и неисчерпаемости человека. 2. Э.Фромм так сказал о двойственности человеческой натуры: «Многие полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками». Б.Паскаль также говорил, что мы «не ангелы и не животные», а всегда находимся «между». Куда же движется человек, по вашему мнению? Аргументируйте свою точку зрения. 3. К.Маркс писал об отчужденном труде, что «если бы у людей была возможность, они бежали бы от него, как от чумы». Что, на ваш взгляд, представляет собой неотчужденный труд по своему характеру, условиям, результатам? Возможен ли такой труд в вашей будущей профессии? 4. Любовь – это животная страсть, либо это биосоциальное (окультуренное, очеловеченное) чувство, либо развивающийся во времени целостный комплекс мыслей, чувств, настроений, поступков? 5. Поэт Н.Мартынов писал: «…И знаете, что значит быть свобод- ным? Ведь это значит быть за все в ответе». К какой философской интерпретации свободы близки эти строки? Согласны ли вы с поэтом?
Словарь основных терминов
Антропогенез – теория происхождения и развития человека, вариантами которой являются креационистская, трудовая, игровая, символическая концепции. Антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа, считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира. Гоминидная триада – совокупность видовых изменений (прямохождение, формирование руки как органа труда, увеличение объема мозга), полагаемых в качестве факторов возникновения сознания человека. Духовность — гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания, культуры. Духовное в человеке – высший культурный слой социального. Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, характеризующее неповторимость личности и психики индивида. Интериоризация – переход внешних по форме процессов, воздействующих на индивида, во внутренние процессы сознания. Личность – это индивид, наделенный системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему активно включаться в общественную жизнь. Направленность личности - устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д. Отчуждение – процесс, характеризующийся превращениемдеятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Впервые это понятие было сформулировано Т.Гоббсом, впоследствии разрабатывалось просветителями, в немецкой классике, марксизме и неомарксизме. Родовая сущность человека – включенность человека в различные формы социальной деятельности (общественно-историческую практику), содержанием которой является познание мира и егопреобразование. Свобода — способность человека к ответственному действию в соответствии со своими побуждениями, интересами и целями, а не под внешним принуждением. Смысл жизни – предельное основание бытия человека, определяющее направленность самой жизни. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.
Человек - высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и активной деятельности, осуществляемой на основе таких важнейших признаков и свойств, как труд, сознание, язык, творчество и свобода. Эвтаназия — право, предоставленное человеку законом на добровольный уход из жизни при условии наличия неизлечимого заболевания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб.и доп.– М.: Культурная революция, Республика, 2007.С. 406-425. 2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С. 260-298. 3. Кирвель,Ч. HOMO CONSUMENS: болезнь, угрожающая миру / Ч.Кирвель // Беларуская думка. – 2007, № 11, 12. 4. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 535-575. 5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 217-230. 6. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 190-228, 362-371. 7. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 262-288, 319-322.. 8. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 353-382. 9. Философия: Учебник / Под. ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Гардарики, 2007. С. 567-594, 650-664.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.40.122 (0.055 с.) |