Контрольные тесты по учебному модулю 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные тесты по учебному модулю 2



 

1. Укажите философа, который впервые в европейской философии поставил в центр исследования проблему бытия:

а) Фалес; б) Демокрит; в) И. Кант; г) Аристотель; д) Парменид.

 

2. Выберете философскую категорию для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания человека:

а) субстрат; б) бытие; в) материя; г) явление; д) движение.

 

3. Как называется научно-философская концепция, описывающая развитие Вселенной из хаоса к порядку, путем самоорганизации?

а) дарвинизм; б) марксизм; в) глобальный эволюционизм; г) диалектика; д) теория относительности.

 

4. Какая из концепций развития обосновывает системную самоорганизацию материального мира?

а) равновесная теория; б) диалектика; в) синергетика.

 

5. Укажите три основных принципа диалектики:

а) принцип развития; б) принцип относительности; в) принцип причинности; г) принцип единства мира; д) антропный принцип.

6. Укажите основные законы диалектики:

а) закон сохранения массы и энергии; б) закон единства и борьбы противоположностей; в) закон сохранения импульса; г) закон взаимоперехода количественных и качественных изменений; д) закон отрицания отрицания.

 

7. Назовите категорию, обозначающую переход количественных изменений в качественные (в результате превышения меры):

а) мера; б) закон; в) скачок; г) диалектика; д) революция.

 

8. Стратегия согласованного развития общества и природы – это:

а) гармония; б) научно-технический прогресс; в) эволюция; г) экология; д) коэволюция.

 

9. Укажите, в какую эпоху человек мыслился как часть Космоса:

а) Возрождение; б) Средние века; в) Античность; г) Новое время

 

10. Как К. Маркс характеризовал сущность человека:

а) как абстрактное мышление; б) как совокупность общественных отношений; в) как взаимоотношения человека и общества; г) как совместную деятельность нескольких индивидов; д) как больное животное.

 

11. Единство каких трех составляющих представляет собой человек?

а) биологического; б) психического; в) социального;

г) политического; д) морального; е) эстетического.

 

12.Укажите формы психического отражения, присущие человеку:

а) раздражимость; б) чувствительность; в) ощущение; г) восприятие; д) представление; е) понятие.

 

13. Определите, что выражается понятием «идеальность» сознания:

а) специфический способ бытия объекта в психическом мире; б) искаженное отражение действительности; в) эталон, высшая точка развития; г) наличие в сознании идеалов.

 

14. Философское учение о природе ценностей, их связях между собой, с социальными и культурными факто­рами и структурой личнос-

ти называется:

а) праксеология; б) культурология; в) аксиология; г) антропология.

 

15. Что считается элементарной формой чувственного познания:

а) ощущение; б) умозаключение; в) представление; г) восприятие; д) суждение.

 

16. Какое определение истины можно считать классическим:

а) истина - это результат соглашения людей; б) истина - это соответствие знания действительности; в) истина - это полезность знания, его эффективность; г) истина - это свойство самосогласованности знаний; д) истина - это реально существующие вещи.

 

17. Укажите основные уровни, выделяемые в научном познании:

а) эмпирический; в) рациональный; д) метафизический;

б) практический; г) теоретический; е) метатеоретический.

 

18. Укажите, какие три элемента относятся к метатеоретическому уровню научного знания:

а) гипотеза; б) научный факт; в) научная картина мира; г) идеалы и нормы научного исследования; д) философские основания науки; е) проблема; ж) исследовательская программа.

 

Ответы на вопросы теста: 1. д 2. в 3. в 4. в 5. а, в, г 6. б, г, д 7. в 8. д 9. в 10. б 11. а, б, в 12. в, г, д 13. а 14. в 15. а 16. б 17. а, г, е 18.в, г, д.

МОДУЛЬ 3 (темы 11-13). СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Задачи студентов по изучению материала учебного модуля 3:

1) знать: ведущие идеи философской картины общества; важнейшие категории и концепции философии истории, политической философии и философии техники; смысл и содержание глобальных проблем современности и основные теоретико-практические варианты их решения.

2) уметь оценивать и характеризовать: специфику различных философских систем в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами общества; особенности процесса диалога культур в условиях современной глобализации; роль философских знаний в решении задач трансформационного общества и в решении глобальных проблем человечества.

 

Тема 11. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

 

Занятие 1. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И СЛОЖНООРГАНИЗОВАНННАЯ СИСТЕМА

1. Предмет, проблемное поле и функции социальной философии. Основные исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культуроцентристская, марксистская, психологическая, социального действия (М.Вебер), коммуникативного действия (Ю.Хабермас), структурного функционализма (Т.Парсонс, Р.Мертон), символического интеракционизма (Дж. Мид).

2. Основные черты общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы. Основные сферы (подсистемы) общества: материально-производственная, социальная, духовная, политическая. Сельскохозяйственное производство и его роль в жизни белорусского общества.

3. Социальная структура общества. Типы социальных структур: этническая, демографическая, классовая, профессионально-образовательная. Развитие социальной среды белорусского села на современном этапе.

Темы рефератов и докладов

 

1. Теоретические модели общества: сравнительный анализ.

2. Факторы этногенеза и исторического развития в работе Л.Н.Гумилева «Этногенез и биосфера Земли».

3. Культуроцентристская программа обществознания в ее историческом развитии (И. Кант, Г. Гегель, В. Дильтей, П. Сорокин).

4. Марксистская философия экономики: диалектика производительных сил и производственных отношений.

5. Теория социальной стратификации.

Контрольные вопросы и задания

1. Как понимать мысль о том, что социальная философия занимается изучением всеобщего применительно к общественной жизни?

2. Последователи психологического учения З.Фрейда считают, что общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек – результат биологической эволюции. В чем ошибочность этих рассуждений?

3. Почему существует многообразие форм общественного сознания?

4. Что собой представляет социальная сфера общества в узком смысле слова? Какова ее роль в социальной системе в целом?

5. Чем отличаются понятия «социальная общность», «класс», «социальный слой (страта)»?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Прокомментируйте высказывание Э.Реклю «…«Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».

2. На ваш взгляд, значение природных факторов в общественной жизни растет, снижается или остается постоянным?

3. Что первично в развитии общества: уровень материального производства или уровень духовной культуры? Какова зависимость между ними на различных исторических этапах?

4. Н.Бердяев вслед за Вл.Соловьевым «ложь социализма» видел не в том, что он так много требует от масс в экономическом отношении, а в том, что он так мало требует для них в духовном плане («счастливое небытие»). Прокомментируйте данную позицию, приведите аргументы «за» и «против».

 

Словарь основных терминов

 

Духовная сфера жизни общества – сфера производства и потребления духовных ценностей; формами духовного производства являются религия, искусство, наука, философия и т.п.

Классы (по В.И. Ленину) – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Коммуникация – социальное взаимодействие людей, пред­ставляющее собой процесс обмена информацией с целью под­держания межиндивидуальной связи.

Нация – это исторически сложившаяся в условиях капиталистического способа производства совокупность людей, признаками которой являются общность территории, языка, экономической жизни, возникшей на основе хозяйственной специализации различных районов и упрочения торгово-обменных связей между ними,черт психического склада, закрепленных в менталитете данного народа.

Общественное бытие – материальная жизнь общества, включающая в себя процесс производства и те материальные отношения, которые складываются в ходе этого производства.

Общественное сознание – это осознание и оценка обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

Общественные отношения – совокупность взаимодействий между людьми, возникающая в процессе общественного производства; определяющими в системе общественных отношений являются производственные отношения.

Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Политическая сфера жизни общества – это сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Символический интеракционизм Д. Мида – в этой теории социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды. В поведенческих актах люди выступают своеобразными зеркалами друг для друга. Человек разгадывает значение поступка другого человека прежде, чем ответить на него. Чтобы поведение человека стало адекватным ситуации, он должен, прежде всего, научиться понимать и использовать символы.

Социальная общность – объединение людей по какому-либо основанию или признаку; разновидностью социальной общности является социальная группа, слой или страта.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, отражающих социальное неравенство людей в обществе, в связи с их неодинаковыми статусами и социальными ролями.

Социальная сфера жизни общества – это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (социальными слоями и группами, классами, нациями, народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей.

Социальная философия - это система наиболее общих теоретичес­ких знаний о закономерностях бытия, развития и познания общества.

Социальный институт – это совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений.

Социология – это наука об обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменения, наука о становлении и динамике социальных общностей, институтов и организаций, о социальных процессах и массовом поведении людей.

Стратификация – дифференциация какой-либо социальной общности на слои (страты) в их иерархическом ранге.

Структурный функционализм – теория и подход, считающие, что взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей (например, социальных институтов) обеспечивается их самыми разнообразными функциями. Под функцией понимается такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения одного ее элемента оказываются производными (функцией) от изменений другого элемента.

Экономическая сфера жизни общества – сфера деятельности и отношений, направленная на производство материальных благ и удовлетворение потребностей в них.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеев, П.В. Социальная философия: Учеб. пособие./П.В.Алексеев.– Москва: «ТК Велби», 2003. С. 5-56.

2. Калмыков, В.Н. Философия: Учебное пособие./В.Н.Калмыков. –Минск: Выш. шк., 2006. С. 326-376.

3. Философия: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. – Минск: АТЦ «АПИ», 2000. С. 247-253, 259-295.

4. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 318-339, 346-362.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 287-298.

6. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 289-311, 325-331, 359-366.

7. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 484-496.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.019 с.)