Т е м а 5. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ века



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е м а 5. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ века



 

1 Социально-исторические предпосылки возникновения неклассической философии ХIХ в. Критика классической традиции в учении Л.Фейербаха, «первом» позитивизме, иррационализме. Особенности неклассической философии.

2. Иррационалистическое направление в философии ХIХ в. (А.Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше).

3. Переосмысление классического наследия в философии К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектический и исторический материализм. Исторические судьбы марксизма.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Природа, сущность и предназначение человека в антропологическом материализме Л.Фейербаха.

2. А.Шопенгауэр о философии и ее методе.

3. Учение Ф.Ницше о сверхчеловеке.

4. Проблема отчуждения в философии марксизма.

5. Материалистическая концепция истории К. Маркса.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Каковы особенности неклассической философии?

2. Раскройте содержание понятия «иррационализм».

3. Двадцатый, как и семнадцатый век, называли «веком науки». Почему же тогда философия от наукоцентризма повернулась к человеку?

4. Чем характеризуется понятие «воля» у А. Шопенгауэра?

5.Какие три формы человеческого существования выделял С.Кьеркегор?

6. Каким образом марксизм преодолел созерцательный характер предшествующего материализма?

7. По каким направлениям пошло развитие марксизма после смерти К.Маркса и Ф.Энгельса?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. В чем состоит программная установка «первого» позитивизма? На ваш взгляд, можно ли считать спекулятивными «вечные» проблемы: Бога, субстанции, смысла жизни, свободы и т.п.?

2. Многие считают Ф.Ницше провозвестником контркультуры. Какие взгляды самого Ницше дают для этого основание?

3. Однажды Ф. Ницше и композитор Р. Вагнер вместе посетили музей, славившийся подлинным копьем, которым казнили Христа. Глядя на подделку (а таких копий в Европе несколько), Ницше сказал: «Бог умер». «И это мы убили его», – добавил Вагнер. Как вы понимаете смысл этого диалога?

4. Как вы считаете, есть ли будущее у коммунистической идеи, или это – полная утопия?

 

Словарь основных терминов

Антисциентизм – направление в неклассической философии, утверждающее идею неприятия науки как главного орудия познания.

Антропологический материализм – (у Фейербаха) принцип,согласно которому человек трактуется как чисто природное, биологическое существо, как единственный, универсальный и высший предмет философии.

«Воля к власти» - одно из основных понятий философии Ф.Ницше; движущий стимул мира, воплощаемый в полной мере лишь сверхчеловеком, способным разорвать узы мещанских отношений, встать над традицией, историей и моралью.

«Воля к жизни» - центральное понятие философии А. Шопенгауэра; стихийная, иррациональная, слепая сила, заставляющая человека жить, несмотря на неотвратимость страданий.

Волюнтаризм – идеалистическое направление, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

Вульгарный материализм – направление в философии 19 века, упрощающее материалистическое миропонимание, а также отрицающее специфику сознания, отождествляющее сознание с материей.

Диалектический материализм – философское учение марксизма, базирующееся на принципах диалектики и материального единства мира.

Иррационализм – идеалистическая программа в философии, которая, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в познании и ставит на его место интуицию, чувство, инстинкт.

Исторический материализм – социально-философское учение марксизма, базирую-

щееся на материалистической теории исторического развития, ход истории объясняется сменой общественно-экономических формаций.

Марксизм – философское учение, появившееся во второй половине XIX века в Германии, основанное на принципах диалектического и исторического материализма, главной задачей которого является обоснование необходимости социального переустройства мира, в котором революционная роль отведена пролетариату.

Материалистическое понимание истории – марксистский принцип, утверждающий, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие в конечном счете определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры и теории.

Неклассическая философия – первый период европейской постклассической философии с середины 19 до начала 20 века, для которой характерно критическое переосмысление базовых принципов классической философии и культуры.

Общественно-экономическая формация (в марксизме)исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; смена формаций осуществляется через социальную революцию.

Позитивизм– философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и что из всей философской проблематики право на существование имеет только гносеология.

Позитивизм (начальный, классический, контовский) – название первой исторической формы позитивизма, представленной к середине 19 века в многотомном «Курсе позитивной философии» французского социолога О.Конта.

«Сверхчеловек» ( у Ф.Ницше) - человек, наделенный полной свободой воли, в духовном и физическом отношениях превзошедший возможности человеческой природы; высшее существо, поднявшееся над стадностью, страхами, невежеством масс; обречен быть растоптанным толпой.

Сциентизм – направление в постклассической философии, выражающее абсолютное доверие науке, при этом нередко выдвигающее программу «улучшения науки».

«Философия жизни» - направление, возникшее в европейской философии 60-70х годов 19 века, которое в качестве основы бытия выдвигает понятие «жизнь», понимаемое в биологическом (Шопенгауэр, Ницше), космологическом (Бергсон) и культурно-историческом аспектах (Шпенглер).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П. Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 246-272, 291-308.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 59-60, 73-79, 101-106.

3. Практикум по философии человека: Учеб. пособие / Г.Б.Грищенко, Р.Н.Дождикова, Р.В.Сухарева и др.; под общ. ред. Р.В.Сухаревой. – Минск: Вуз-Юнити, 1996. С. 43-83.

4. Современная западная философия: Учеб.пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск: Выш. шк., 2000. С. 48-82.

5. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 156-179.

6. Философия: Учебник / Под. ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Гардарики, 2007. С. 297-343.

7. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 43-53.

8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 137-165.

9. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 317-374.

Тема 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ХХ в.

 

Занятие 1.

1. Антропологическое направление. Развитие философии жизни: В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон. Философская антропология: М. Шелер, А.Гелен. Экзистенциализм: К.Ясперс, Ж.-П. Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер. Антропоцентрический поворот в современной религиозной философии.

2. Критическая теория: М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас, К.- О. Апель.

3. Феноменология Э.Гуссерля. Философская герменевтика Г.-Г.Гадамера и П. Рикера.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Развитие философии жизни в ХХ в.

2. В. Дильтей: от философии жизни к герменевтике.

3. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.

4. Проблема абсурда в творчестве А.Камю.

5. «Феномен человека» в учении П.Тейяра де Шардена.

6. Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.

7. «Одномерный человек» Г.Маркузе: критика общества массового потребления.

8. Понимание как проблема философской герменевтики.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Почему в современной философии произошел поворот к антропологической проблематике?

2. В чем видели принципиальные различия между человеком и животным представители философской антропологии?

3. Какое содержание вкладывал в категории «сущность» и «существование» Ж.-П. Сартр, характеризуя жизнь человека?

4. Почему важнейшими темами экзистенциализма стали свобода и ответственность личности?

5. В чем состоит сущность антропоцентрической переориентации современной религиозной философии?

6. Поясните, что такое «герменевтический круг». Какой смысл вкладывали в это понятие философы Древней Греции, представители Средневековья, Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Какие основные идеи (типы) человека в философии выделял М.Шелер? Какую из этих позиций вы считаете более обоснованной?

2. Как вы понимаете выражение экзистенциалистов «человек в пограничной ситуации»? Каково отношение данного течения к феномену смерти, в том числе самоубийству?

3. В романе «Тошнота» Сартр писал: «Ад – это другие…» Почему экзистенциалистскую философскую программу можно реализовать только в одиночку, а построить на ее основе общество невозможно?

4. «Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании» – так формулируется основополагающий тезис философской герменевтики. Проинтерпретируйте эту мысль и проследите превращение герменевтики из учения о методе познания в учение о бытии.

 

Словарь основных терминов

 

Герменевтика — искусство и теория истолкования текстов; пред­ставители герменевтической философии (Х.Г. Гадамер, П. Рикер) в качестве главной гносеологической проблемы выдвигают проблему понимания.

Герменевтический круг – понятие герменевтики, акцентирующее внимание на цикличности процесса понимания: чтобы понять конец текста, надо знать его начало, вообще любая часть требует знания целого.

Интенциональность – направленность сознания на предмет как основное свойство сознания.

Модусы человеческого существования (в экзистенциализме) – основные способы, формы бытия человека: свобода, страх, любовь, коммуникация.

Негативная диалектика – название вариантадиалектики, используемой Франкфуртской школой неомарксизма. Отрицание (лат. Negatio) есть момент развертывания возможностей. Следует критически осмыслить и отвергнуть непримиримые противоречия современности, чтобы вернуть целостность человеку и обществу. Делается акцент на практическом, революционно-новаторском значении отрицания, в связи с этим критиковалось идея единства противоположностей, бинаризм и диалектический синтез (триада) у Г.Гегеля.

Неомарксизм — течение западной общественной мысли, выступавшее с критикой

как реального социализма, так и капитализма с гуманистических позиций «раннего Маркса», реализуют программу творческого развития марксизма через его соединение с модными современными учениями (экзистенциализмом, психоанализом и др.).

Неотомизм – религиозно-философское направление в современном католицизме, основные постулаты которого восходят к учению Фомы Аквинского.

Персонализм– теистическое направление в современной западной философии, признающее личность как неповторимую, уникальную субъективность, направленную на созидание общественного мира, и достигающую наивысшего блаженства в единении с Богом.

Пограничная ситуация – крайнее эмоциональное напряжение, потрясение, при котором осознаётся факт конечности человеческого существования (обычно в ситуации, угрожающей физической или нравственной смертью личности).

Тейярдизм – учение П.Тейяр де Шардена, основанное на принципе христианского эволюционизма; одно из центральных мест в учении занимает идея ноосферы – такого планетарного состояния, когда человечество, благодаря высочайшему уровню развития разумной деятельности (на базе союза между наукой и религией), соприкоснется с божественным.

Философская антропология – основатели философской антропологии М.Шелер и Х.Плеснер обосновали концепцию человека как «эксцентрического» существа, устремленного к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному самоизменению. Положительным моментом их учения является неудовлетворенность существующими взглядами на природу и сущность человека, понимание его самоценности и незавершенности.

Феноменология – философское направление, утверждающее идею существования чистого сознания как чистого смыслообразования, а также полагающее своей первоосновной задачей описание спонтанно-смысловой жизни этого сознания.

Фрейдизм – философское направление, делающее главный акцент на природе бессознательного, и при интерпретации социокультурных феноменов опирающееся исключительно на метод психоанализа.

Экзистенциализм – философия подлинного существования, понимаемого пре­жде всего как представление страдающего индивида о действительно­сти; основные понятия экзистенциализма – страх, вина, забота, смерть, пограничная ситуация, ничто, экзистенция, трансценденция.

Экзистенция – глубинная основа, сущность существования, уникальность и единственность человека и его судьбы, которая может быть обнаружена им в пограничной ситуации.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 395-427, 448-477, 509-518.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 80, 91-99.

3. Современная западная философия: Учеб.пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск: Выш. шк., 2000. С. 96-105, 127-158, 167-188, 212-222.

4. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 181-198.

5. Философия: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. – Минск: АТЦ «АПИ», 2000. С. 86-114.

6. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 51-64.

7. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 188-231.

8. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 375-458.

9. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/В.Ф.Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 425-435.

 

Занятие 2.

1. Аналитическое направление. Программа логического позитивизма: Г.Фреге, Р.Карнап, Л.Витгенштейн, М.Шлик, Б.Рассел. Концепция языка позднего Витгенштейна и лингвистический поворот в философии ХХ в.

2. Основные концепции постпозитивизма: К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд, Т.Кун.

3. Структуралистское движение. Учение о языке Ф.Соссюра. Постструктурализм: М.Фуко, Ж.Деррида, Р.Барт, Ж.Лакан. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв.

Темы рефератов и докладов

 

1. Философские проблемы анализа языка науки в неопозитивизме.

2. Концепция «эпистемологического анархизма» П.Фейерабенда.

3. Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура научных революций».

4. Концепция «археологии знания» в философии М.Фуко.

5. «Смерть автора» в философии и культуре постмодерна.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему представители неопозитивизма отождествляют философию с бессмысленной метафизикой? В чем они видят задачу философии науки?

2. Кто сформулировал принцип верификации? В чем его смысл?

3. В чем заключался лингвистический поворот в философии ХХ в?

4. Что такое научная парадигма? Приведите примеры парадигм из истории науки.

5. Объясните выражение структуралистов: «Культура понимается как язык».

6. Какой смысл вкладывал Ж.Деррида в понятие «деконструкция»?

 

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Неопозитивистский принцип физикализма предполагал построение единого языка науки по образцу физики. Можно ли описать одними формулами и измерить в общих единицах процессы и явления из разных областей (физические, химические, биологические, социальные)? Почему?

2. Почему, на ваш взгляд, происходит смена парадигм в науке? Назовите основные внешние и внутринаучные причины этого явления.

3. Приведите примеры типичных современных симулякров из различных сфер жизни (музыка, телевидение, литература, образование и т.д.) В чем вред имитации подлинной культуры и жизни?

4. В чем заслуги и недостатки философии постмодерна?

 

Словарь основных терминов

 

Верификация – процесс установления истинности науч­ных утверждений путем их эмпирического подтверждения.

Деконструкция – особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его деконструкцию (разрушение), и его конструкцию; это сопротивление логоцентризму текста; деконструкция расшатывает мнимую незыблемость метафизических понятий, обнаруживая разрывы и отсутствие там, где предполагалась абсолютная полнота смысла (присутствие).

Конвенционализм (в неопозитивизме)– познавательный принцип, согласно которому истинность (достоверность) научного знания опреде­ляется соглашениями (конвенциями) ученых, обусловленными соображениями целесообразности, экономии, простоты и др.

Неопозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, главной задачей которой является анализ языковых средств выражения знания с опорой на эмпирические, конкретные науки; его основные разновидности – аналитическая философия и логический позитивизм.

Номадология (от фр. кочевник) –понятие философии постмодерна, утверждающее отсутствие постоянного общезначимого смысла чего бы то ни было. Смысл предметов, событий, текстов «кочует», все время изменяясь.

Парадигма – господствующая теория, признанная научным сообществом на определенном этапе как образец описания, постановки и решения проблем (например, механика Ньютона в физике 17-19 вв.). Научная парадигма обогащает культуру общеметодологическими идеями и принципами, например эйнштейновская ввела принцип относительности. Термин стал популярен после работ Т. Куна.

Постмодернизм - понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, в содержательном и ценностном плане отличающимся не только от классической, но и от неклассической традиций и утверждающее себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая философия.

Постпозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, занимающаяся главным образом изучением динамики научного знания.

Постструктурализм - совокупность подходов в социогуманитарном познании 70-80-х годов ХХ в., для которых характерен особый интерес к проблемам языка, а также решение принципиально новых задач, такие, как, например, поиск зон свободы, находящихся за пределами структуры; постструктурализм подрывает представление о бытии как присутствии и утверждает идею распада субъекта как центра системы представлений.

Симулякр – понятие философии постмодерна, разрушающее всякую связь между знаком и тем, что он обозначает, между информацией и реальностью (например, симуляция реальности в телесериалах и телешоу).

Структура – совокупность отношений между элементами целого, сохраняющая устойчивость.

Структурализм – философское направление, сложившееся в 50-е годы ХХ века на основе интерпретации конкретно-научных методов в гуманитарном знании, и, прежде всего, в лингвистике, специализирующееся на исследовании структур самой различной природы.

Структурный анализ – процедура, направленная на выявление совокупности отношений между элементами целого, структур преобразований.

Чистое сознание (или трансцендентальное сознание) (в феноменологии) – предпосылка и действительная сфера конституирования смысла; предпосылка предметности; чистое смыслообразование.

Фальсификация – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате эксперименталь­ной или теоретической проверки.

Эклектика – (греч. ehlego – выбираю) – механическое соединение различных, диаметрально противоположных взглядов, идей, принципов, теорий и философских направлений. Эклектичны, например, попытки соединения материализма и идеализма, диалектики и метафизики.

Эмпириокритицизм (махизм) – исторически вторая форма позитивизма, субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, основанное Махом и Авенариусом; основу учения составляет теория «экономии мышления» и идеал чисто описательной науки; рассматривал оппозицию «материя - сознание» как ложную, предлагая заменить ее категорией «нейтральные элементы опыта».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 354-383, 478-509, 519-552.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 81-87, 107-110.

3. Канке,В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. /В.А.Канке.– Москва: Логос, 2003. С. 133-152.

4. Современная западная философия: Учеб.пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск: Выш. шк., 2000. С. 189-211, 249-326.

5. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 221-255.

6. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 166-188, 232-243.

7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 375-458.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.028 с.)