Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т е М А 5. Неклассическая философия хiх векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1 Социально-исторические предпосылки возникновения неклассической философии ХIХ в. Критика классической традиции в учении Л.Фейербаха, «первом» позитивизме, иррационализме. Особенности неклассической философии. 2. Иррационалистическое направление в философии ХIХ в. (А.Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше). 3. Переосмысление классического наследия в философии К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектический и исторический материализм. Исторические судьбы марксизма.
Темы рефератов и докладов
1. Природа, сущность и предназначение человека в антропологическом материализме Л.Фейербаха. 2. А.Шопенгауэр о философии и ее методе. 3. Учение Ф.Ницше о сверхчеловеке. 4. Проблема отчуждения в философии марксизма. 5. Материалистическая концепция истории К. Маркса. Контрольные вопросы и задания
1. Каковы особенности неклассической философии? 2. Раскройте содержание понятия «иррационализм». 3. Двадцатый, как и семнадцатый век, называли «веком науки». Почему же тогда философия от наукоцентризма повернулась к человеку? 4. Чем характеризуется понятие «воля» у А. Шопенгауэра? 5.Какие три формы человеческого существования выделял С.Кьеркегор? 6. Каким образом марксизм преодолел созерцательный характер предшествующего материализма? 7. По каким направлениям пошло развитие марксизма после смерти К.Маркса и Ф.Энгельса?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. В чем состоит программная установка «первого» позитивизма? На ваш взгляд, можно ли считать спекулятивными «вечные» проблемы: Бога, субстанции, смысла жизни, свободы и т.п.? 2. Многие считают Ф.Ницше провозвестником контркультуры. Какие взгляды самого Ницше дают для этого основание? 3. Однажды Ф. Ницше и композитор Р. Вагнер вместе посетили музей, славившийся подлинным копьем, которым казнили Христа. Глядя на подделку (а таких копий в Европе несколько), Ницше сказал: «Бог умер». «И это мы убили его», – добавил Вагнер. Как вы понимаете смысл этого диалога? 4. Как вы считаете, есть ли будущее у коммунистической идеи, или это – полная утопия?
Словарь основных терминов Антисциентизм – направление в неклассической философии, утверждающее идею неприятия науки как главного орудия познания. Антропологический материализм – (у Фейербаха) принцип,согласно которому человек трактуется как чисто природное, биологическое существо, как единственный, универсальный и высший предмет философии. «Воля к власти» - одно из основных понятий философии Ф.Ницше; движущий стимул мира, воплощаемый в полной мере лишь сверхчеловеком, способным разорвать узы мещанских отношений, встать над традицией, историей и моралью. «Воля к жизни» - центральное понятие философии А. Шопенгауэра; стихийная, иррациональная, слепая сила, заставляющая человека жить, несмотря на неотвратимость страданий. Волюнтаризм – идеалистическое направление, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Вульгарный материализм – направление в философии 19 века, упрощающее материалистическое миропонимание, а также отрицающее специфику сознания, отождествляющее сознание с материей. Диалектический материализм – философское учение марксизма, базирующееся на принципах диалектики и материального единства мира. Иррационализм – идеалистическая программа в философии, которая, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в познании и ставит на его место интуицию, чувство, инстинкт. Исторический материализм – социально-философское учение марксизма, базирую- щееся на материалистической теории исторического развития, ход истории объясняется сменой общественно-экономических формаций. Марксизм – философское учение, появившееся во второй половине XIX века в Германии, основанное на принципах диалектического и исторического материализма, главной задачей которого является обоснование необходимости социального переустройства мира, в котором революционная роль отведена пролетариату. Материалистическое понимание истории – марксистский принцип, утверждающий, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие в конечном счете определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры и теории. Неклассическая философия – первый период европейской постклассической философии с середины 19 до начала 20 века, для которой характерно критическое переосмысление базовых принципов классической философии и культуры. Общественно-экономическая формация (в марксизме) – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; смена формаций осуществляется через социальную революцию. Позитивизм– философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и что из всей философской проблематики право на существование имеет только гносеология. Позитивизм (начальный, классический, контовский) – название первой исторической формы позитивизма, представленной к середине 19 века в многотомном «Курсе позитивной философии» французского социолога О.Конта. «Сверхчеловек» (у Ф.Ницше) - человек, наделенный полной свободой воли, в духовном и физическом отношениях превзошедший возможности человеческой природы; высшее существо, поднявшееся над стадностью, страхами, невежеством масс; обречен быть растоптанным толпой. Сциентизм – направление в постклассической философии, выражающее абсолютное доверие науке, при этом нередко выдвигающее программу «улучшения науки». «Философия жизни» - направление, возникшее в европейской философии 60-70х годов 19 века, которое в качестве основы бытия выдвигает понятие «жизнь», понимаемое в биологическом (Шопенгауэр, Ницше), космологическом (Бергсон) и культурно-историческом аспектах (Шпенглер).
ЛИТЕРАТУРА
1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П. Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 246-272, 291-308. 2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 59-60, 73-79, 101-106. 3. Практикум по философии человека: Учеб. пособие / Г.Б.Грищенко, Р.Н.Дождикова, Р.В.Сухарева и др.; под общ. ред. Р.В.Сухаревой. – Минск: Вуз-Юнити, 1996. С. 43-83. 4. Современная западная философия: Учеб.пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск: Выш. шк., 2000. С. 48-82. 5. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 156-179. 6. Философия: Учебник / Под. ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Гардарики, 2007. С. 297-343. 7. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 43-53. 8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 137-165. 9. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 317-374. Тема 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ХХ в.
Занятие 1. 1. Антропологическое направление. Развитие философии жизни: В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон. Философская антропология: М. Шелер, А.Гелен. Экзистенциализм: К.Ясперс, Ж.-П. Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер. Антропоцентрический поворот в современной религиозной философии. 2. Критическая теория: М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас, К.- О. Апель. 3. Феноменология Э.Гуссерля. Философская герменевтика Г.-Г.Гадамера и П. Рикера.
Темы рефератов и докладов
1. Развитие философии жизни в ХХ в. 2. В. Дильтей: от философии жизни к герменевтике. 3. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса. 4. Проблема абсурда в творчестве А.Камю. 5. «Феномен человека» в учении П.Тейяра де Шардена. 6. Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы. 7. «Одномерный человек» Г.Маркузе: критика общества массового потребления. 8. Понимание как проблема философской герменевтики.
Контрольные вопросы и задания 1. Почему в современной философии произошел поворот к антропологической проблематике? 2. В чем видели принципиальные различия между человеком и животным представители философской антропологии? 3. Какое содержание вкладывал в категории «сущность» и «существование» Ж.-П. Сартр, характеризуя жизнь человека? 4. Почему важнейшими темами экзистенциализма стали свобода и ответственность личности? 5. В чем состоит сущность антропоцентрической переориентации современной религиозной философии? 6. Поясните, что такое «герменевтический круг». Какой смысл вкладывали в это понятие философы Древней Греции, представители Средневековья, Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Какие основные идеи (типы) человека в философии выделял М.Шелер? Какую из этих позиций вы считаете более обоснованной? 2. Как вы понимаете выражение экзистенциалистов «человек в пограничной ситуации»? Каково отношение данного течения к феномену смерти, в том числе самоубийству? 3. В романе «Тошнота» Сартр писал: «Ад – это другие…» Почему экзистенциалистскую философскую программу можно реализовать только в одиночку, а построить на ее основе общество невозможно? 4. «Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании» – так формулируется основополагающий тезис философской герменевтики. Проинтерпретируйте эту мысль и проследите превращение герменевтики из учения о методе познания в учение о бытии.
Словарь основных терминов
Герменевтика — искусство и теория истолкования текстов; представители герменевтической философии (Х.Г. Гадамер, П. Рикер) в качестве главной гносеологической проблемы выдвигают проблему понимания. Герменевтический круг – понятие герменевтики, акцентирующее внимание на цикличности процесса понимания: чтобы понять конец текста, надо знать его начало, вообще любая часть требует знания целого. Интенциональность – направленность сознания на предмет как основное свойство сознания. Модусы человеческого существования (в экзистенциализме) – основные способы, формы бытия человека: свобода, страх, любовь, коммуникация. Негативная диалектика – название вариантадиалектики, используемой Франкфуртской школой неомарксизма. Отрицание (лат. Negatio) есть момент развертывания возможностей. Следует критически осмыслить и отвергнуть непримиримые противоречия современности, чтобы вернуть целостность человеку и обществу. Делается акцент на практическом, революционно-новаторском значении отрицания, в связи с этим критиковалось идея единства противоположностей, бинаризм и диалектический синтез (триада) у Г.Гегеля. Неомарксизм — течение западной общественной мысли, выступавшее с критикой как реального социализма, так и капитализма с гуманистических позиций «раннего Маркса», реализуют программу творческого развития марксизма через его соединение с модными современными учениями (экзистенциализмом, психоанализом и др.). Неотомизм – религиозно-философское направление в современном католицизме, основные постулаты которого восходят к учению Фомы Аквинского. Персонализм – теистическое направление в современной западной философии, признающее личность как неповторимую, уникальную субъективность, направленную на созидание общественного мира, и достигающую наивысшего блаженства в единении с Богом. Пограничная ситуация – крайнее эмоциональное напряжение, потрясение, при котором осознаётся факт конечности человеческого существования (обычно в ситуации, угрожающей физической или нравственной смертью личности). Тейярдизм – учение П.Тейяр де Шардена, основанное на принципе христианского эволюционизма; одно из центральных мест в учении занимает идея ноосферы – такого планетарного состояния, когда человечество, благодаря высочайшему уровню развития разумной деятельности (на базе союза между наукой и религией), соприкоснется с божественным. Философская антропология – основатели философской антропологии М.Шелер и Х.Плеснер обосновали концепцию человека как «эксцентрического» существа, устремленного к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному самоизменению. Положительным моментом их учения является неудовлетворенность существующими взглядами на природу и сущность человека, понимание его самоценности и незавершенности. Феноменология – философское направление, утверждающее идею существования чистого сознания как чистого смыслообразования, а также полагающее своей первоосновной задачей описание спонтанно-смысловой жизни этого сознания. Фрейдизм – философское направление, делающее главный акцент на природе бессознательного, и при интерпретации социокультурных феноменов опирающееся исключительно на метод психоанализа. Экзистенциализм – философия подлинного существования, понимаемого прежде всего как представление страдающего индивида о действительности; основные понятия экзистенциализма – страх, вина, забота, смерть, пограничная ситуация, ничто, экзистенция, трансценденция. Экзистенция – глубинная основа, сущность существования, уникальность и единственность человека и его судьбы, которая может быть обнаружена им в пограничной ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 395-427, 448-477, 509-518. 2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 80, 91-99. 3. Современная западная философия: Учеб.пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск: Выш. шк., 2000. С. 96-105, 127-158, 167-188, 212-222. 4. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 181-198. 5. Философия: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. – Минск: АТЦ «АПИ», 2000. С. 86-114. 6. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 51-64. 7. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 188-231. 8. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 375-458. 9. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.: Учеб. пособие для вузов/В.Ф.Шаповалов. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 425-435.
Занятие 2. 1. Аналитическое направление. Программа логического позитивизма: Г.Фреге, Р.Карнап, Л.Витгенштейн, М.Шлик, Б.Рассел. Концепция языка позднего Витгенштейна и лингвистический поворот в философии ХХ в. 2. Основные концепции постпозитивизма: К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд, Т.Кун. 3. Структуралистское движение. Учение о языке Ф.Соссюра. Постструктурализм: М.Фуко, Ж.Деррида, Р.Барт, Ж.Лакан. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв. Темы рефератов и докладов
1. Философские проблемы анализа языка науки в неопозитивизме. 2. Концепция «эпистемологического анархизма» П.Фейерабенда. 3. Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура научных революций». 4. Концепция «археологии знания» в философии М.Фуко. 5. «Смерть автора» в философии и культуре постмодерна. Контрольные вопросы и задания 1. Почему представители неопозитивизма отождествляют философию с бессмысленной метафизикой? В чем они видят задачу философии науки? 2. Кто сформулировал принцип верификации? В чем его смысл? 3. В чем заключался лингвистический поворот в философии ХХ в? 4. Что такое научная парадигма? Приведите примеры парадигм из истории науки. 5. Объясните выражение структуралистов: «Культура понимается как язык». 6. Какой смысл вкладывал Ж.Деррида в понятие «деконструкция»?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Неопозитивистский принцип физикализма предполагал построение единого языка науки по образцу физики. Можно ли описать одними формулами и измерить в общих единицах процессы и явления из разных областей (физические, химические, биологические, социальные)? Почему? 2. Почему, на ваш взгляд, происходит смена парадигм в науке? Назовите основные внешние и внутринаучные причины этого явления. 3. Приведите примеры типичных современных симулякров из различных сфер жизни (музыка, телевидение, литература, образование и т.д.) В чем вред имитации подлинной культуры и жизни? 4. В чем заслуги и недостатки философии постмодерна?
Словарь основных терминов
Верификация – процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирического подтверждения. Деконструкция – особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его деконструкцию (разрушение), и его конструкцию; это сопротивление логоцентризму текста; деконструкция расшатывает мнимую незыблемость метафизических понятий, обнаруживая разрывы и отсутствие там, где предполагалась абсолютная полнота смысла (присутствие). Конвенционализм (в неопозитивизме)– познавательный принцип, согласно которому истинность (достоверность) научного знания определяется соглашениями (конвенциями) ученых, обусловленными соображениями целесообразности, экономии, простоты и др. Неопозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, главной задачей которой является анализ языковых средств выражения знания с опорой на эмпирические, конкретные науки; его основные разновидности – аналитическая философия и логический позитивизм. Номадология (от фр. кочевник) –понятие философии постмодерна, утверждающее отсутствие постоянного общезначимого смысла чего бы то ни было. Смысл предметов, событий, текстов «кочует», все время изменяясь. Парадигма – господствующая теория, признанная научным сообществом на определенном этапе как образец описания, постановки и решения проблем (например, механика Ньютона в физике 17-19 вв.). Научная парадигма обогащает культуру общеметодологическими идеями и принципами, например эйнштейновская ввела принцип относительности. Термин стал популярен после работ Т. Куна. Постмодернизм - понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, в содержательном и ценностном плане отличающимся не только от классической, но и от неклассической традиций и утверждающее себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая философия. Постпозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, занимающаяся главным образом изучением динамики научного знания. Постструктурализм - совокупность подходов в социогуманитарном познании 70-80-х годов ХХ в., для которых характерен особый интерес к проблемам языка, а также решение принципиально новых задач, такие, как, например, поиск зон свободы, находящихся за пределами структуры; постструктурализм подрывает представление о бытии как присутствии и утверждает идею распада субъекта как центра системы представлений. Симулякр – понятие философии постмодерна, разрушающее всякую связь между знаком и тем, что он обозначает, между информацией и реальностью (например, симуляция реальности в телесериалах и телешоу). Структура – совокупность отношений между элементами целого, сохраняющая устойчивость. Структурализм – философское направление, сложившееся в 50-е годы ХХ века на основе интерпретации конкретно-научных методов в гуманитарном знании, и, прежде всего, в лингвистике, специализирующееся на исследовании структур самой различной природы. Структурный анализ – процедура, направленная на выявление совокупности отношений между элементами целого, структур преобразований. Чистое сознание (или трансцендентальное сознание) (в феноменологии) – предпосылка и действительная сфера конституирования смысла; предпосылка предметности; чистое смыслообразование. Фальсификация – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки. Эклектика – (греч. ehlego – выбираю) – механическое соединение различных, диаметрально противоположных взглядов, идей, принципов, теорий и философских направлений. Эклектичны, например, попытки соединения материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Эмпириокритицизм (махизм) – исторически вторая форма позитивизма, субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, основанное Махом и Авенариусом; основу учения составляет теория «экономии мышления» и идеал чисто описательной науки; рассматривал оппозицию «материя - сознание» как ложную, предлагая заменить ее категорией «нейтральные элементы опыта».
ЛИТЕРАТУРА
1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 4-е изд. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. С. 354-383, 478-509, 519-552. 2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш. шк., 2006. С. 81-87, 107-110. 3. Канке,В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. /В.А.Канке.– Москва: Логос, 2003. С. 133-152. 4. Современная западная философия: Учеб.пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск: Выш. шк., 2000. С. 189-211, 249-326. 5. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 221-255. 6. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 166-188, 232-243. 7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 375-458.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.009 с.) |