Тема 1. 1. Что такое философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Что такое философия.



ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет сервиса и рекламы

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

Философия

для студентов специальностей Реклама (350700),

Социально-культурный сервис и туризм (230500 (100103)),

Прикладная информатика в экономике (351400)

 

Иркутск 2010

Автор-составитель:Торопова И.Ю., доцент кафедры рекламы

 

 

Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании УМК факультета ………………….

дата

 

Председатель УМК...………………..

подпись

 

 

 
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет сервиса и рекламы

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Философия

для студентов специальности Реклама (350700),

Социально-культурный сервис и туризм (230500 (100103)),

Прикладная информатика в экономике (351400)

 

 

Иркутск 2010

ГСЭ. Ф.10. Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия –материально и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизованная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.    

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Обеспечиваемые компетенции:

а) общекультурные (ОК):

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональные:

- владеет основами речи, знает ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приемы убеждения (ПК-5);

- обладает базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владеет навыками литературного редактирования, копирайтинга (ПК-6);

- обладает базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами и т.д. (ПК-9).

Коммуникационная деятельность:

- способен участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры (ПК-26).

 

Цель курса:

изучение материалов по истории философии, овладение знаниями систематического курса философии для успешной профессиональной подготовки и личностного развития.

 

Задачи курса:

· формирование системы философских знаний;

· развитие умений философского анализа действительности;

· установление взаимосвязи между теоретическим познанием и

· практическими действиями;

· развитие личностных качеств обучаемых.

Студент должен владеть навыками:

· работы с первоисточниками (на основе технологий критического

мышления, герменевтического прочтения и др.);

· сравнения философских эпох, концепций, идей;

· теоретической дискуссии;

· поиска, систематизации и свободного изложения материала по той или

иной проблеме;

· понимания культурно-исторического контекста;

· выстраивания собственной философии культурного самоопределения и

самореализации.

 

Место курса в процессе подготовки специалиста.

Дисциплина «Философия» является дисциплиной цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и изучается на втором курсе (3 и 4 семестр). Она призвана обобщить знания, полученные студентами в школе и в первый год обучения в вузе, а также стать методологической базой для изучения последующих дисциплин. Программа дисциплины разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и отражает обязательный минимум его содержания: роль философии в жизни человека и общества, исторические типы философии, человек во Вселенной, философская, религиозная и научная картина мира, природа человека и смысл его существования, познание; его возможности и границы, знание и вера, общество, многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; Запад, Восток, Россия в диалоге культур; личность: проблемы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации, человечество перед лицом глобальных проблем. Дисциплина философия опирается на школьные курсы истории и обществознания, тесно связана с рядом дисциплин гуманитарного цикла, с курсами истории педагогики, педагогики и психологии.

Философия развивает навыки системного анализа естественнонаучного и историко-культурного материала, что повышает эффективность освоения общетеоретических и специальных дисциплин.

 

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 

Специальность «Социально-культурный сервис и туризм»

 

Темы, разделы Всего часов Виды подготовки   Самостоятельная работа  
Лекции   Практические занятия Самост.работа студентов КСР
1. Теория Философии
1.1   Место и роль философии в современных обществах.          
1.2 Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия Мифология, мифологическое сознание.          
1.3 Человек, общество, культура.          
1.4 Смысл человеческого бытия.          
1.5 Сознание и познание.          
2. История философии
2.1. Философия Древнего Востока. Религиозные системы Индии, Китая.          
2.2 Философия Античности Истоки сократовско-платоновской традиции философии.          
2.3. Философия в средневековой картине мира. Философия Возрождения. Философия Нового времени. Философия Просвещение.          
2.4. Немецкая классическая философия Неклассическая философия.ХХ век: Рационализм и иррационализм в философских концепциях человека. Фрейдистское понимание человека          
ВСЕГО (часы)            

 

Специальность «Прикладная информатика в экономике»

 

Темы, разделы Всего часов Виды подготовки   Самостоятельная работа  
Лекции   Практические занятия Самост.работа студентов КСР
1. Теория Философии
1.1   Место и роль философии в современных обществах.          
1.2 Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия Мифология, мифологическое сознание.          
1.3 Человек, общество, культура.          
1.4 Смысл человеческого бытия.          
1.5 Сознание и познание.          
2. История философии
2.1. Философия Древнего Востока. Религиозные системы Индии, Китая.          
2.2 Философия Античности Истоки сократовско-платоновской традиции философии.          
2.3. Философия в средневековой картине мира. Философия Возрождения. Философия Нового времени. Философия Просвещение.          
2.4. Немецкая классическая философия Неклассическая философия.ХХ век: Рационализм и иррационализм в философских концепциях человека. Фрейдистское понимание человека          
ВСЕГО (часы)            

 

Специальность «Реклама»

 

Темы, разделы Всего часов Виды подготовки   Самостоятельная работа  
Лекции   Практические занятия Самост.работа студентов КСР
1. Теория Философии
1.1   Место и роль философии в современных обществах.          
1.2 Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия Мифология, мифологическое сознание.          
1.3 Человек, общество, культура.          
1.4 Смысл человеческого бытия.          
1.5 Сознание и познание.          
2. История философии
2.1. Философия Древнего Востока. Религиозные системы Индии, Китая.          
2.2 Философия Античности Истоки сократовско-платоновской традиции философии.          
2.3. Философия в средневековой картине мира. Философия Возрождения. Философия Нового времени. Философия Просвещение.          
2.4. Немецкая классическая философия Неклассическая философия.ХХ век: Рационализм и иррационализм в философских концепциях человека. Фрейдистское понимание человека          
ВСЕГО (часы)            

 

 

Специальность «Реклама»: 17 лекций, 17 практических занятий, 43 – самостоятельная работа студента, 3 – КСР. Итого: 80 часов.

Специальность «Прикладная информатика»: 18 лекций, 18 практических занятий, 35 самостоятельная работа студента, 4 – КСР. Итого: 75 часов.

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

3.1. Общее (по всем темам).

 

Раздел 1.

Раздел 2.

Пояснение к понятию «эссе»

В эссе, которые студенты пишут в рамках данного курса, должно быть продемонстрировано:

· знание первоисточников и умение их сопоставлять

· умение пользоваться необходимым понятийным аппаратом

· умение мыслить самостоятельно, творчески работать с имеющимся материалом, внятно выражать и аргументировать собственную точку зрения

· аналитическая работа по раскрытию заданной темы.

Примерные темы эссе

 

1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещева­ния, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».

Ф. Аквинский

2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

В. Белинский

3. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».

Ф. Ницше

4. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бес­смертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».

В. Соловьев

5. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противо­положную».

Дж. Локк

6. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».

Л. Фейербах

7. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».

Лао-Цзы

8. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».

Н. Бердяев

9. «Наука — это истина, помноженная на сомнение».

Валери

10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».

Н. Пирогов

11. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».

И. Бердяев

12. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от каприз­ных желаний».

Ж.-Ж. Руссо

13. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».

Ф. Патрици

14. «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не являет­ся тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».

Э. Фромм

15. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждени­ях к совершенствованию».

У. Годвин

16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кон­чил тем, с чего начал».

В. Жемчужников

17. «Все было встарь, все повторится снова».

О. Мандельштам

18. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой».

А. Камю

19. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

К. Гельвеции

20. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».

Б. Шоу

21. «Деятельность — единственный путь к знанию».

Б. Шоу

22. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в част­ности».

Ф. Ларошфуко

Возможно, ли построить идеальный мир? Нужно ли стремиться к его построению? Как бы ответили на эти вопросы Платон, Й. Берлин, К. Поппер, Ф. Ницше, М. Монтень?

 

Почему, с Вашей точки зрения, над входом в платоновскую Академию была сделана надпись: «Незнающим геометрии вход воспрещен»? Как этот лозунг связан с политическим проектом Платона?

 

Для чего грекам нужен был полис? Сравните точки зрения Платона, Аристотеля и Х. Арендт.

 

Для чего, с Вашей точки зрения, Платон включил в диалог «Пир» речь Алкивиада?

 

В диалоге Платона «Горгий» точки зрения Сократа и Калликла окончательно разошлись в вопросе о том, должен ли подлинный властитель «властвовать над самим собой» (491 d). Что для греческих мыслителей классической эпохи означает эта формула? Какую позицию в этом споре занял бы Аристотель? Какую позицию занял бы Алкивиад?

 

Что является общим для стилей жизни, практиковавшихся в рамках различных философских школ (Академия, Ликей, киренаики, киники, …). Каковы основные отличия? Почему философские школы часто основывались в бывших гимназиях?

 

Как в философии Платона связаны тема Эроса и сократовский принцип «заботы о себе»?

 

Возможно ли «познать самого себя»? Нужно ли это делать? Что мы, в итоге, познаём, познавая себя? И кто именно при этом познаёт? Сравните точки зрения Декарта, Юма, Ницше.

 

Какие элементы античной «культуры себя» и античных типов философствования можно обнаружить в философии Декарта?

 

Существует ли такая вещь, как «я»? Что она собой представляет, с точки зрения Декарта, британских эмпиристов, Ницше, с Вашей собственной точки зрения? Зачем она нужна?

 

Почему, по мнению Декарта, философу необходимо путешествовать? Кто из философов, изучавшихся в нашем курсе, согласился бы с Декартом (полностью или с оговорками)? Кто не согласился бы в самом принципе? Почему? (Приведите несколько примеров).

 

Сравните ответы, которые дают на вопрос «Что такое просвещение» И. Кант и М. Фуко. Что нового добавляет Фуко к ответу Канта?

 

Можно ли считать убедительными аргументы Дж. Мура в пользу существования «внешнего мира»? Нужно ли вообще доказывать его существование?

 


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Интернет-источники.

Электронные библиотеки

Режим доступа: http://www.philosophy.ru/main/resources Сайт института философии Российской Академии наук. На нем представлены электронная библиотека и другие философские ресурсы.

Режим доступа: http://www.philosophy.nsc.ru/ Сайт Сибирского отделения института философии РАН. На нем представлена электронная библиотека, материалы различных семинаров, конференций и др.

Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html Страница журнала «Вопросы философии». На нем представлено содержание журнала с 1947г.

Режим доступа: http://antology.rchgi.spb.ru/ На сайте представлена библиотека по философии Средневековья.

Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books Электронная библиотека по философии

Режим доступа: http://psylib.org.ua/books Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры

Режим доступа: http://www.gumer.info Библиотека Гумер – электронная библиотека для студентов и преподавателей

Режим доступа: http://www.ihtik.lib.ru Электронная полнотекстовая «Библиотека Ихтика (г. Уфа)

Режим доступа: http://humanities.edu.ru Российское Образование. Портал социально-гуманитарного и политологического образования.

Режим доступа: http://www.ufa.muh.ru/external.php Электронная библиотека Уфимского филиала СГИ.

Режим доступа: http://www.vusnet.ru/biblio Библиотека учебной и научной литературы Русского Гуманитарного интернет-университета.

abovo.net.ru сайт под названием "Научная библиотека" - содержит много книг по Религиоведению (1821) и немного по Философии (427). Раздел "Философия" состоит из Античной Греческой (Аристотель, Платон), Русской (Соловьев, Шестов, Бердяев, Лосев, Федоров и др.) и Антропология.

abuss.narod.ru - сайт "Abuss". На сайте размещены как работы самого автора (Шильман М.И.), посвященные философии Истории, так и другие тексты.

academtext.com - библиотека "AcademText", раздел "Философия": в Учебниках - 21 книга, Дополнительная лит-ра.

anthropology.ru - Кафедра философской антропологии философского факультета СПбГУ. Очень большое кол-во статей по философской антропологии и культурологии (в основном отечественных авторов).

auditorium.ru - гуманитарная библиотека.

books.atheism.ru - библиотека "Философия и атеизм". Радел "Философия", открывается весь список. Кроме того можно выбрать "Архив сайта", тогда откроются все тексты (более 500). В разделе Учебка - десяток учебников, в основном по философии.

gumfak.ru - электронная библиотека для студентов Гуманитарных специальностей. В разделе Философия 101 работа (учебники, учебные пособия, лекции, хрестоматии, словари, дополнительные материалы).

lib.chistopol.ru (=lib.prometey.org) - библиотека гор. Чистополя, раздел "Философия" - 442 книги. Удобнее выбрать "Все названия книг на одной стр." (по автору или по названию). Книги в формате txt.

lib.ru - раздел "Философия" в библиотеке М. Мошкова. Античная философия, Западные философы, Русские философы. Ссылки.

magister.msk.ru - раздел Философия в библиотеке Магистра. В основном множество статей. Авторы: Булгаков, Флоренский, Шестов, Соловьев, Розанов, Бердяев, Федоров, Устрялов, Рерих, Платон и др.

philos.omsk.edu - библиотека Философского факультета Омского Госпедуниверситета. Всего около 700 книг в rar-архивах. Поиск по алфавиту и по разделам: Западная философия, Философское наследие, Античность, Русская философия, Мифология, Учебники (46), Психология, Религиоведение и др.

philosophy.allru.net - сайт "Золотая Философия" - 347 работ известных авторов, чаще не большие; их можно как читать, так и скачать.

uchcom.botik.ru - виртуальная библиотека "Философия для всех". Систематизированный (по хронологическому и тематическому принципам) каталог книг и статей по философии, имеющихся в Рунете, аннотированный обзор сайтов и ресурсов по философии. Разделы: История философии, Теория философии. (Хорошие подборки материалов по Античной философии. Есть и устаревшие ссылки, но в целом весьма полезный ресурс по этой тематике.)

intencia.ru - сайт "Все о философии". Разделы: История философии, Философы, Философия стран; Философия религии, Философия истории, Политическая философия, Рефераты, Книги.

anthropology.ru - "Антропология" Веб-кафедра философской антропологии: тексты, материалы семинаров, дискуссии, научная жизнь, программы курсов. (Большая подборка текстов по тематике сайта.)

ido.rudn.ru (Философия) - электронный учебник по курсу "Философия" (авт.: Гречко П.К., Вержбицкий В.В.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Учебник рассчитан на всех тех, кто изучает философию в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также на тех, кто интересуется философией в порядке самообразования. По объему и характеру изложения структура текста учебника приближена к традиционным лекциям и семинарским занятиям в ВУЗе. (Читать на месте, скачать нельзя.) Плюс: Дополнительный материал (тематические подборки фрагментов из статей и книг) и Хрестоматия (подборки статей и книг по темам).

 

 

Литература

 

Основная

 

1. Гриненко Г.В. История философии.-М.: Юрайт, 2007

2. Кармин А.С. Философия – М., 2007

3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2005.

4. Философия. Энциклопедический словарь. – М., 2006.

Дополнительная литература (по всей программе)

 

1. Философский энциклопедический словарь, М., 1983 г.

2. Краткая философская энциклопедия, М., 1994 г.

3. Антология мировой философии в 4 тт.,М,1969-1973.

4. Мир философии. Сборник текстов в 2-х томах, М., 1991 г.

5. Реале Дж., Антисери Дж. Западная философия от истоков до наших дней. т.1-4,СПб., 1994-98 гг.

6. Ксенофонт, Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993.

7. Платон, Собрание сочинений. В 4 т., под общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1990-1994.

8. Аристотель. Сочинения. В 4 т., под общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1975-1983.

9. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М.: Мысль, 1986.

10. Луций Анней Сенека, Нравственные письма к Луцилию, М.: Наука, 1977.

11. М. Монтень, Опыты. М.: Наука, 1981.

12. Р. Декарт, Собрание сочинений в двух томах. М.: Мысль, 1989, 1994.

13. Т. Гоббс, Сочинения в двух томах, М: Мысль, 1989, 1991.

14. Дж. Локк, Сочинения в трех томах, М.: Мысль, 1985, 1988.

15. Ж.Ж. Руссо, Об общественном договоре, М.: Канон пресс; Кучково поле, 1998.

16. Кант И. Критика чистого разума. – М., 1999

17. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – М., 1999

18. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. – СПб. – 1997.

19. М. Лунин, Письма из Сибири. М.: Наука, 1987.

20. Ф. Ницше, Собрание сочинений в двух томах, М.: Мысль, 1990 и интернет-ресурс: www.nietzsche.ru.

21. Интернет-ресурс http://www.philosophy.ru/library/library.html

22. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

23. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., 1969.

24. Виндельбанд В. Избранное. М., 1995

25. Витгенштейн Л. Философские исследования

26. Гадамер Г.-Х. Истина и метод. — М., 1988.

27. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия". М., 1986 г.

28. Горфункель А.Х.Философия эпохи Возрождения.-М: Высшая школа,1980;

29. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 тт.М:Прометей,1991.

30. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М., 1997.

31. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

32. Кузнецов В., Мееровский Б., Грязнов А. Западно-европейская философия XYIII в.-М: Высшая школа,1986;

33. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Лоренц К. Оборотная сторона

34. зеркала. – М.: Республика, 1998.

35. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.

36. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991 г.

37. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М.: АГРАФ, 1999

38. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Мамардашвили М.К. Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки. — М.: «Лабиринт», 1996.

39. Мамардашвили М.К. О психоанализе // Мамардашвили М.К. Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки. — М.: «Лабиринт», 1996.

40. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.

41. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

42. Маркс К. Экономически-философские рукописи // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

43. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3 (разд. "Фейербах").

44. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

45. Русская философия. Словарь. М., 1995 г

46. Соколов В.В. Средневековая философия.-М: Высшая школа,1979.

47. Современная западная философия /словарь-справочник/.М,1990;

48. Сорокин П. Человек. Цивилизация, общество. – М.: Политиздат, 1992.

49. Спиноза Б. Трактаты – М., 1998

50. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. – М., 1998

51. Ницше Ф. pro et contra Антология. СПб, 2001

52. Данто А. Ницше как философ. – М., 2000

53. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1998

54. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб, 1997

55. Философы двадцатого века. – М., 1999

56. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

57. Тойнби Дж. Постижение истории. – М., 1992.

58. Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.

59. Хаксли О. Вечная философия. – М., 1997.

60. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. - М., 1993-1995.

61. Хюбшер Артур Мыслители нашего времени (справочник философии

62. Запада ХХ в.. М., 1991 г.

63. Чанышев А.Н.Курс лекций по древней философии.-М:Высшая школа,1981

64. Чанышев А.Н.Курс лекций по древней и средневековой философии.-М:Высшая школа,1991

65. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.

66. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990

67. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

68. Фуко М. Слова и вещи. — М., 1977.

69. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.

70. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.

71. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Периодические издания

· Вопросы философии.

· Историко-философский ежегодник.

· Общественные науки и современность.

· Социс.

· Философские науки.

· Отечественные записки

· Логос

· Неприкосновенный запас

· Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспекти-

вы.

 

Программу составила Торопова И.Ю., доцент кафедры реклама.

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры рекламы.

 

Зав. кафедрой

 

Рабинович В.Ю.

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет сервиса и рекламы

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

Философия

для студентов специальностей Реклама (350700),

Социально-культурный сервис и туризм (230500 (100103)),

Прикладная информатика в экономике (351400)

 

Иркутск 2010

Автор-составитель:Торопова И.Ю., доцент кафедры рекламы

 

 

Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании УМК факультета ………………….

дата

 

Председатель УМК...………………..

подпись

 

 

 
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет сервиса и рекламы

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Философия

для студентов специальности Реклама (350700),

Социально-культурный сервис и туризм (230500 (100103)),

Прикладная информатика в экономике (351400)

 

 

Иркутск 2010

ГСЭ. Ф.10. Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия –материально и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизованная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.    

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Обеспечиваемые компетенции:

а) общекультурные (ОК):

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональные:

- владеет основами речи, знает ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приемы убеждения (ПК-5);

- обладает базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владеет навыками литературного редактирования, копирайтинга (ПК-6);

- обладает базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами и т.д. (ПК-9).

Коммуникационная деятельность:

- способен участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры (ПК-26).

 

Цель курса:

изучение материалов по истории философии, овладение знаниями систематического курса философии для успешной профессиональной подготовки и личностного развития.

 

Задачи курса:

· формирование системы философских знаний;

· развитие умений философского анализа действительности;

· установление взаимосвязи между теоретическим познанием и

· практическими действиями;

· развитие личностных качеств обучаемых.

Студент должен владеть навыками:

· работы с первоисточниками (на основе технологий критического

мышления, герменевтического прочтения и др.);

· сравнения философских эпох, концепций, идей;

· теоретической дискуссии;

· поиска, систематизации и свободного изложения материала по той или

иной проблеме;

· понимания культурно-исторического контекста;

· выстраивания собственной философии культурного самоопределения и

самореализации.

 

Место курса в процессе подготовки специалиста.

Дисциплина «Философия» является дисциплиной цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и изучается на втором курсе (3 и 4 семестр). Она призвана обобщить знания, полученные студентами в школе и в первый год обучения в вузе, а также стать методологической базой для изучения последующих дисциплин. Программа дисциплины разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и отражает обязательный минимум его содержания: роль философии в жизни человека и общества, исторические типы философии, человек во Вселенной, философская, религиозная и научная картина мира, природа человека и смысл его существования, познание; его возможности и границы, знание и вера, общество, многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; Запад, Восток, Россия в диалоге культур; личность: проблемы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации, человечество перед лицом глобальных проблем. Дисциплина философия опирается на школьные курсы истории и обществознания, тесно связана с рядом дисциплин гуманитарного цикла, с курсами истории педагогики, педагогики и психологии.

Философия развивает навыки системного анализа естественнонаучного и историко-культурного материала, что повышает эффективность освоения общетеоретических и специальных дисциплин.

 

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 

Специальность «Социально-культурный сервис и туризм»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.282 с.)