Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет,ст-ра,специфика философии

Поиск

Предмет,ст-ра,специфика философии

Ф-я как мудрость означала определенной отношение к знанию и деят-ти чел-а в целом. Сущ-ет 2 типа знания: 1. частное, кот-е раскр-ет секреты ординарной деят-ти (знать как)2. вопросы зачем? для чего? с какой целью?Понять предмет ф-ии – означает выяснить:1. чем заним-ся и что изучает ф-я 2. для чего ф-я предназначена Однако на эти вопросы нет однозначного ответа. Современное понимание ф-ии: рациональное объяснение смысла жизни и назначение человека в мире, его возможности, смысл чел-го бытия в целом. Специфика фил-го знания:

1. рефлексивность. Рефлексивная позиция означает, что для ф-фа предметом размышлений явл-ся сам чел-к и его деят-ть в мире. 2. всеобщность. 3. абстрактность фил-их понятий и принципов, оторванность от реальных дел,4. мировоззренческий характер фил-го знания. Ф-я служит средством объяснения и ориентации чел-а в мире.

5. методологический характер. Методология – это система принципов и способов познават-ой и созидательной деят-ти, кот-я направлена не на объяснение реального мира, а на проектирование и создание новых объектов.6. Плюрализм – множественность различных решений одних и тех же проблем. Структура. Несомненно проблема человека явл. для Ф. центральной. В различных фил. направления и учениях система фил. знания структурируется весьма заметно различн. способами. Структура ф-ии:1)- онтология (учение о бытии) 2)- гносеология (о познании)3)- история ф-ии 4)- аксиология (о ценностях) 5)- идеология (о политике) 6)- мировоззрение (о деят-ти)7)- методология

Основной вопрос Ф., кот имеет две сороны т.е. предполагает ответ на два взаимосвязанных вопроса: 1)что первично материя или сознание; 2)познаваем ли мир.. Согласно материализму первична материя, а сознание явл. высокоорганизованной материей. Идеологическое решение- первично сознание, кот. Явл. творческим началом, выполняющим активную роль по отношению к пассивной материи. Утвердительный ответ на 2) вопрос, объединяет большую группу философов, кот называют философами признающими познаваемость мира (гносеологические рационалисты). Философы отрицающие ПМ – агностики, а их учение агностицизм (Юнговский и Кантовский)

2. Мировоззрение,его стр-ра и ф-ии.

Ф-я выступает средством ориентации чел-а в мире. Различают 2 вида ориентации: актуальная – объясняющая; перспективная, связанная с буд-ей дет-ю чел-а. 1-ый тип представляет свое мировоззрение, кот-е склад-ся под возд-ем различных факторов освоения чел-ом мира. Наиболее значимы проф-я деят-ть и образование (усвоение чел-ом соц.-культ-го опыта). Проф-е знания и навыки спецта опред-ся не только мировоззрением, но и методологией. Именно миров-ое знание – культура, формир-ся в процессе изучения совр-ой ф-ии. Мировоззрение чел-а проявляется в деят-ти, регламентацию кот-ой осущ-ет методология, совокупность регулятивов деят-ти. Миров-е отвечает на вопрос что это?, метод-я – как это произошло? как это получилось?). Именно поэтому метод-я предст-ет собой перспективный тип ориентации чел-а. Формымировоззрения: мироощущение –относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоциональнопсихологических механизмах.; миропонимание – способ восприятия реальности,основанныйна интеллектуальных способностях чел-ка.; мировосприятие.

3. Историч.типы мировоззрения.

Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие. Исторические типы мировоззрения.
Житейское (обыденное); мифологическое, религиозное; научное, философское.
Мифология является самой ранней формой духовной культы людей, соответствующей стадии первобытного общества. Человек как личность была растворенаСущность мифа заключалась в переносе социально человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах. Появления религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов:
1) гносеология - теория познания, 2) Социальная, т.е. общественная. Общество иерархическая система. Религия во все времена выполняла социальные функции - угнетение, подавление. 3) Психологическая.Религиозные идеи и представления помигают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях. Наука - это форма человеческой деятельности результатом, которой являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Все науки подразделяются на знание: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое знание человек получает с помощью чувств (опыт, наблюдение). Теоретическое знание - знание о глубинах - существенных сторонах Философия является теоретическим ядром мировоззрения.

4. Философия Др. Востока (7-6 в.д.н.э.) Именно здесь разраб первые фил идеи. Миф и религия соедин с научнучениями.Предпос.возникн фил:1)зачатки ф.возникли в фольклоре,мифологии,религии2)общ разделени труда3)появлен.зачатковнаучн.знаний4)возникнов.духовной культуры в целом.В период перехода от первобытн.общ строя к классов.В Др.Египте ф. мысль начала путь от религиозного к логическому, фил. толкованию мифов В Др.Вавилоне зарождение ф.было связано с развитием научных знаний и с формирование рационального отношения к людям и природе.В сер. I тысячелетия до н.э. в Китае и Индии начала складываться своя оригинальная философия - философия Древнего Востока. В этих странах в особых эконом., полит, соц и дух условиях существовала особая духовная атмосфера, кот.способствовала рождению философской мысли.

Философские традиции Индии.

Мыслители Индии отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма. Целью человека в учениях джайнизма и буддизма было достижение особого духовного состояния(нирваны) – слияния с «божественной сущностью» Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады' представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме и перерождении. Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман "Мировая душа" (Атман) идентична индивидуальной человеческой душе. Сансара - цепь зависимых перерождений – определяется кармой. Неортодоксальные учения индийской философии: джайнизм, буддизм.
(Будда)или«просветленный.Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Основа буддийского вероучения - четыре "благородныеистины".Первая,"истинастрадания", Вторая истина, "истина возникновения страдания " исходит из того, что страдание обусловленожеланием: Третья истина ("истина прекращения страдания"):страданиеможнопрекратить,освободившись от желания. Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен.

6.Философия традиции Китай. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского – инь, мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. В развитии китайской философии выделяют следующие периоды:I.Протофилософский II. Натурфилософский III. «золотой век китайской философии». IV.Период кризиса V.Возрождение древнекитайской философии Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. 1)Даосизм. Основателем является философ Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели". рассматривая человека как единое целое, даосы разрабатывали ряд практик, которые могли бы способствовать обретению "одухотворенного"тела.2) Конфуцианство. Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи и государства. Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами: 1) человечностью, 2) порядочностью, 3) знанием приличий, 4) мудростью, 5) лояльностью. 3)Легизм («Школа почитателей или любителей закона») В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа.

7. Античная философия Античная ф. – это ф. рабовлад (7-6 вв до н.э.). Характерная особенность – противопоставление фил. размышлений практической деятельности, своеобразное отношение к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии. Начало др.-гр. Связывают с 7 мудрецами. Фалес был родоначальником ф. Он первоначалом считал воду, в основе всего сущего нах. мн-во богов, кот. управляют миром. Гераклит считал первовеществом огонь. Пифагор развивает мистику чисел. В основе мира лежит число. Постепенно в ф. возникает 2 основных типа фил. мировоззрения – материализм и идеализм. Одновременно возникает противоположность 2-х основных методов мышления – диалектики и метафизики. Идеализм. Основная проблема – человек. Функция – познание добра и зла. Сократ отождествлял знание с добром, невежество со лом. Аристотель разработал все важнейшие направления ф-ии. Древнегреч. философы заложили начало и разработали осноные идеи всей последующей философии.

8. Философия Средневековья. Фил. мысль ср. веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). Средневековое мышление: реальностью для него является не природа, а Бог. В основе христианского монотеизма лежат 2 важнейших принципа: идея творения и идея откровения. Идея творения лежит в основе онтологии (учение о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. В патрист. период основу составляли произведения отцов церкви. Схоластика – направление ф., кот. занимается абстрактными, оторванными от реальной жизни, надуманными проблемами. споры-споры о понятиях, а не онтологии.. Реализм считает, что реальносущ. не только единичные предметы, но и общие понятия. Номинализм считает, что общие понятия – это только имена, они не обладают самостоятельным сущ-ем, помимо единичности вещей. Фома Аквинский: его учения сост. Обоснование принципов христ. теологии. Он в качестве основы брал ф. Аристотеля, выдвинул принцип гармонии, веры и разума.

9.Философия Возрождения 14-15 вв возрождение античной культуры, античного образа жизни, спооба мышления, Хотя Возр. и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития среднев. культуры, а потому несет на себе такие черты, кот. не были свойственны античности. Отличительная черта эп. Возр. – ориентация на искусство, В центре внимания оказывается человек. Поэтому фил. мышление этого времени можно назвать антропоцентричным. Антропоцентризм – воззрение, согласно кот. человек есть центр вселено и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм –имеет своим объектом ценность человека, призрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стримлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире. Гуманизм проявляется в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в утверждении веры человека в себя.

Новое время

17 в. начался процесс распада феодального общ-ва и появление буржуазного. Важнейшим фактором изменения общ-ого сознания явилась наука. Разделение труда в пр-ве вызывает потребность в рационализации пр-ных процессов. Бэкон разрабатывал проблему метода в науке и практике. Ставил задачу разработать методы практ. преобразования реальности. Он призывает искать открытия не в книгах, а в процессе пр-ва и совершенствования. В последующем это направление получило название «конструктивной методологии». Р. Декарт делает упор на дедукцию, кот. требует строгой последовательности обоснования и док-ва по принципу математики. Особую роль Декарт отводил фил. анализу проблем познания и развития самосознания. Ему принадлежат слова «мыслю, следовательно существую». Ф. нового времени хар-ся развитием эмпиризма и рационализма. Эмпиризм(Бэкон, Локк) – ф. направление, кот. считает источником знания ощущения, опыт. Рационализм (Декарт, Спиноза) абсолютизировал роль разума и принижал роль чувственного познания.

Философия марксизма.

Для Маркса центральная про­блема–это проблема общества. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, ве­личина которого определяется товарно-денежным механизмом. Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмезд­но. Такова концепция Маркса, практического подтверждения кото­рой пока не достигнуто. На практике че­ловек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разра­ботке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.

Неклассической философия.

Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной. Неклас-я ф-я отлич-ся от клас-ой: 1. в ней сним-ся основной вопрос ф-ии в виде противопоставления духа и материи и в основу фил построений кладется человек, культура. 2. для неклас-ой в-ии хар-но понимание чел-ка не как чел-ка разумного, но как чел-к имеющий волю, желания, живущий реальной жизнью и др. 3. некл-я ф-я имеет дело с живой конкр-ой личностью, кот-я осущ-ет выбор, принимает решения (в клас-ой – чел-к обладает только разумом).

14. Аналитическая философия. Аналити́ческая филосо́фия - способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук. Предполагает следующее:1) Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует, и что задачей философии является логическое прояснение мыслей. 2)Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений. 3) Отрицание значимости всеобъемлющих философских систем в пользу более пристального внимания к деталям, здравому смыслу и обыденному языку. Гольбах Фреге.

Синергетика

С.-междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…»Область исследований синергетики чётко не определена и вряд ли может быть ограничена, так как её интересы распространяются на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов и возникновения принципиальных новаций. Математический аппарат синергетики скомбинирован из разных отраслей теоретической физики: нелинейной неравновесной термодинамики, теории катастроф, теории групп, тензорного анализа, дифференциальной топологии, неравновесной статистической физики.

П-в структура бытия.

Различают реальное пространство и время – объективные пространственно-временные отношения, которые описывает наука и Ф как объекты. Концептуальное п и в – отраженная в сознании чел-ка, выраженная в понятийной форме и др. логической упорядоченности и систематизации. Эволюция развития представлений о п- и в содержит 3 этапа:

- классический (натуралистический)

- неклассический (релятивисский)

- постнеклассический (субъективно-гуманистический)

Впервые Ньютон даёт определение п и в. П –пустое вместилище тел. В – чистая длительность

Диалектика

Диалектика – это раздел философии, учение, теория, которая даёт философское решение проблемы существования универсума, включает в себя не только теорию развития мира и его существования, но и метод познания и преобразования мира. Платон. Гераклид Платон-диалектика мышления(субъективная), Гераклид-диалектика самого реального мира (объективная). Гегель создал целостную концепцию диал., которая включает принципы, законы, категории. Гегель не видел разницу между мышлением и бытием, моделями и реальностью. Классическая фил-я определяет диал. как науку о наиболее общих законах природы, общением м мнениями. Диалектика сущ-ет в 2 формах: как метод и как теория.

Ф.науки,её структ.и функц.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ – это система знаний, включающаяв себя: 1) онтологию науки – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки; 2) гносеологию науки – учение об особенностях познания научной деятельности; 3) методологию науки – учение о принципах и методах получения знаний; 4) логику науки – учение о логических средствах научного познания; 5) аксиологию науки – учение о ценностных основах научного познания; 6) социологию науки – учение об особенностях взаимоотношений социальных групп, участвующих в научной деятельности, о месте человека в науке. Функции философии:1) онтологическая: философия строит общую картину мира, систематизируя данные частных наук;2) гносеологическая.

Наука и инновацдеят в РБ

Инновационная деятельность:Республиканский центр геномных биотехнологий открылся в Минске. Почти 150 инновационных проектов планируется реализовать в Минске в 2012 году. Беларусь изучает возможность создания ассоциации технопарков и бизнес-инкубаторов. Первый в Гомельской области технопарк предоставит 300 рабочих мест. Белорусские депутаты приняли в первом чтении проект закона о государственной инновационной политике. Белорусско-литовский инновационный центр откроется в Минске.

Материальное производство.

Материальное производство – процесс трудовой деятельности людей, который осуществляет преобразования природы, создаёт материальные и другие благо для удовлетворения и гуманной прогрессии своих потребностей и интересов. Ядром материального производства является понятие способа производства (взаимодействие производительных сил общества и его производственных отношений).

Значение материального производства не только в том, что оно необходимое условие существования общества и человека, но и в том, что весь строй жизнедеятельности людей зависит от способа производств мат. благ в каждую эпоху. В процессе материального пр-ва участвуют люди, воздействуя на предмет, подлежащий обработке, с помощью орудий труда. В процессе развития орудий труда в них начинает господствовать общественный характер труда. Это является технологической потребностью, поэтому характер труда движется от частного к общему. Это требует соответствующего движения производственных отношений. Отношения собственности являются главной, определяющей стороной производственных отношений. Характер производственных отношений зависит от условий, которые сложились в обществе, с которыми люди должны считаться и которые определяют их сознание.

Культура и цивилизация.

Термин «культура» переводится как «возделывание, обработка, развитие» и подразумевает целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» появилось во французском языке в XVIII в. Цивилизация - социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Современная цивилизация -общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает из уважения к нравственному закону. Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

Ф-ое учение о ценностях.

Ф-кое уч.о ценностях изучает связанные с природой ценности, их местом в реальности и структурой ценностного мира.Впервые? о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центр.пунктом своей ф. и сформ. им в виде? о том, что есть благо. Благо- реализованная ценность и полезность. В антич.и средн.ф.? о ценностях был непосредственно включён в стр-ру? о бытии: полнота бытия - абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы.Типы теор.цен.:

-Натуралистический психологизм:Любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

-Трансцендентализм. Здесь ценность-идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, — это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще) субъект».

-Социологизм:Ценность как норма.

Ф.идентичности.

Идентичность – отождествление, тождественность, точное соответствие, полное совпадение.

Для выявления всей совокупности характеристик индивидуальной и коллективной идентичности ориентируется на результаты и методы таких научных дисциплин как:

-архетип-физическая антропология,выявляя соотнош.биол. и социального, стереотипов муж и жен, условий питания и хронологии жизни, норм физ. Сост., демографических и физических параметров больших общностей.

-социальная психология - рассматривая особенности временного, развития речи, темпы освоения мира, чувства стыда, страха, потребности в самостоятельности и коллективизме, методы обучения, особенности менталитета. Менталитет(умственный)— образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность, присущие группе.

-культурология - исследуя содержание духовного мира, особенности культурных традиций, норм, способы идеологического производства, особенности языковых систем, особенности жизни, мифологии и народной культуры.

Т.о., идентичность - многомерный процесс ч.становления, который может быть описан с помощью различных аспектов.

Динамика.

Социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Критериями социальной динамики являются: 1. Стадиальность процессов (каждый социальный процесс развивается по определенным стадиям. Без завершения предыдущей стадии, без достижения

своего конечного результата не может начаться, наступить стадия последующая)

2. Последовательность. (Очередность стадий развития социального процесса. Нельзя забегать вперед пока не созданы условия для последующих действий)

3. Многофакторность. (Социальные процессы являются результатом действия многих факторов)

4.Направленность социальной динамики определяется результирующей воздействующих сил. Направленность движения и смена состояний социальной динамики и социальных процессов. Это означает, что социальный процесс всегда выражает определенную направленность, целесообразность деятельности. Его результатом является смена состояния объекта. Всякая ненаправленная на конкретный результат деятельность не является процессом. Цель деятельности определяет содержание и структуру достижения намеченного результата. Конечный результат дает название процессу.

Восток и запад.

Разделение культур на западные и восточные подразумевает их географическое расположение и различную ментальность населяющих эти территории народов(различие вв способах и методах познания мира,различных ценностей).В философско-историч.осмыслении Восток-первая ступень всемирного развития человечества.Если Восток представлен в культуре целым рядом цивилизаций,то Запад являет нам своеобразную последовательность эпох развития цивилизации,зародившейся в бассейне Эгейского моря.Последоват.эпох:классическая эллинская культура,эллинистически-римская ступень,романно-германская культура христианского средневековья,новоевропейская культура.В устойчивости Востока и состоит его первая особенность.Развитие востока предстаёт как сплошная линия.Новые введения не рушат старых.Запад движется вперёд как бы рывками,и каждый рывок сопровождается крушением старой системы ценностей,экономич. и политич.структур.Кроме того,на Востоке было множество религий,в отличие от Запада.

Философия безопасности

Философия безопасности как самостоятельное направление исследований оформилась в конце ХХ в. под влиянием возросшего в деятельности человечества разнообразия рисков и соответствующего стремления общества к устойчивому развитию.

Философия безопасности исходит из трактовки объективной реальности как нелинейной динамики (влияние синергетики, квантовой механики). На уровне общественного сознания нелинейность предстает как неопределенность, питаемая динамическим хаосом и постоянным недостатком информации в достаточном для принятия решений объеме (в силу непрерывной изменчивости обстановки, параметров, условий, конъюнктуры рынка и т.д.).

философия безопасности решает задачи: 1) мониторинга (исследования); 2) минимизации последствий стихийных бедствий, угроз, рисков; 3) оптимизации охранных, спасательных, экономических, социально-политических, социальных (медицинских, страховых), информационных, управленческих структур; 4) подготовки кадров; 5) развития материально-технической базы специальных структур; 6) оздоровления, финансовой стабилизации организаций (менеджмент безопасности); 7) со-вершенствования охраны труда.

Философия техники.

Термин «философия техники» впервые ввёл в научный оборот немецкий исследователь Э.Капп. Как самостоятельная дисциплина философия техники складывается в середине ХХ столетия. Философия техники - направление философских исследований, в центре которого - всесторонний, философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации, тесно связана с философией и социологией науки, философской антропологией и другими современными течениями философской мысли.Философия техники – область философии, рассматривающая круг проблем, связанных с техникой, искусственными объектами, артефактами. Выделяются следующие аспекты и разделы философии техники: онтология и гносеология техники, социология и культурология техники, антропология техники, философские проблемы технического знания и инженерной деятельности, техника в системе культуры.

Философ.инженерной деят.

Инженерная деятельность включает в себя разработку, проектирование и конструирование новой техники и технологии, изобретательство, инженерные исследования и расчеты, инженерное обслуживание текущего производства, эксплуатацию техники и технологии, контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности, противопожарной техники, разработку и осуществление перспективных планов по оценке и внедрению научно-технических достижений в практику и пр.

Характерными чертами инженерной деятельности являются:

1) принадлежность к материальному производству, технической практике;

2) техническая направленность (без и вне этого инженер лишается предмета своей деятельности);

3) научная обоснованность (сознательное использование науки для прогресса техники);

4)неотделимость её от технического и научно-технического творчества;

5) её опосредованное воздействие на технику (инженер, как правило, сам не производит технику, не реализует свой проект, а делает это через рабочих)

Инженер - это практическая профессия, нацеленная главным образом на создание техники и технологии, на материализацию, «овеществление» научных знаний на производстве.

Результаты инженерной деятельности, как правило, представляются в знаковом виде (в виде чертежей, схем, программ, расчетов, описаний), а также в виде устных рекомендаций, объяснений, указаний и т.д.

Главное назначение инженерной деятельности - интеллектуальное, научно-техническое обслуживание сферы материального производства, развитие техники, технологии, обеспечение научно-технического прогресса, решение на основе естественно-научного, технического и социально-гуманитарного знания технико-технологических, инженерных противоречий, проблем и задач.

Футуралогия

Футуроло́гия — наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций. Термин "Ф." был предложен немецким социологом О. Флехтхеймом как название "философии будущего", альтернативной всем предшествовавшим социальным учениям. В этом значении термин не получил распространения. Футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности встретятся на нашем пути.

 

Предмет,ст-ра,специфика философии

Ф-я как мудрость означала определенной отношение к знанию и деят-ти чел-а в целом. Сущ-ет 2 типа знания: 1. частное, кот-е раскр-ет секреты ординарной деят-ти (знать как)2. вопросы зачем? для чего? с какой целью?Понять предмет ф-ии – означает выяснить:1. чем заним-ся и что изучает ф-я 2. для чего ф-я предназначена Однако на эти вопросы нет однозначного ответа. Современное понимание ф-ии: рациональное объяснение смысла жизни и назначение человека в мире, его возможности, смысл чел-го бытия в целом. Специфика фил-го знания:

1. рефлексивность. Рефлексивная позиция означает, что для ф-фа предметом размышлений явл-ся сам чел-к и его деят-ть в мире. 2. всеобщность. 3. абстрактность фил-их понятий и принципов, оторванность от реальных дел,4. мировоззренческий характер фил-го знания. Ф-я служит средством объяснения и ориентации чел-а в мире.

5. методологический характер. Методология – это система принципов и способов познават-ой и созидательной деят-ти, кот-я направлена не на объяснение реального мира, а на проектирование и создание новых объектов.6. Плюрализм – множественность различных решений одних и тех же проблем. Структура. Несомненно проблема человека явл. для Ф. центральной. В различных фил. направления и учениях система фил. знания структурируется весьма заметно различн. способами. Структура ф-ии:1)- онтология (учение о бытии) 2)- гносеология (о познании)3)- история ф-ии 4)- аксиология (о ценностях) 5)- идеология (о политике) 6)- мировоззрение (о деят-ти)7)- методология

Основной вопрос Ф., кот имеет две сороны т.е. предполагает ответ на два взаимосвязанных вопроса: 1)что первично материя или сознание; 2)познаваем ли мир.. Согласно материализму первична материя, а сознание явл. высокоорганизованной материей. Идеологическое решение- первично сознание, кот. Явл. творческим началом, выполняющим активную роль по отношению к пассивной материи. Утвердительный ответ на 2) вопрос, объединяет большую группу философов, кот называют философами признающими познаваемость мира (гносеологические рационалисты). Философы отрицающие ПМ – агностики, а их учение агностицизм (Юнговский и Кантовский)

2. Мировоззрение,его стр-ра и ф-ии.

Ф-я выступает средством ориентации чел-а в мире. Различают 2 вида ориентации: актуальная – объясняющая; перспективная, связанная с буд-ей дет-ю чел-а. 1-ый тип представляет свое мировоззрение, кот-е склад-ся под возд-ем различных факторов освоения чел-ом мира. Наиболее значимы проф-я деят-ть и образование (усвоение чел-ом соц.-культ-го опыта). Проф-е знания и навыки спецта опред-ся не только мировоззрением, но и методологией. Именно миров-ое знание – культура, формир-ся в процессе изучения совр-ой ф-ии. Мировоззрение чел-а проявляется в деят-ти, регламентацию кот-ой осущ-ет методология, совокупность регулятивов деят-ти. Миров-е отвечает на вопрос что это?, метод-я – как это произошло? как это получилось?). Именно поэтому метод-я предст-ет собой перспективный тип ориентации чел-а. Формымировоззрения: мироощущение –относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоциональнопсихологических механизмах.; миропонимание – способ восприятия реальности,основанныйна интеллектуальных способностях чел-ка.; мировосприятие.

3. Историч.типы мировоззрения.

Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие. Исторические типы мировоззрения.
Житейское (обыденное); мифологическое, религиозное; научное, философское.
Мифология является самой ранней формой духовной культы людей, соответствующей стадии первобытного общества. Человек как личность была растворенаСущность мифа заключалась в переносе социально человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах. Появления религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов:
1) гносеология - теория познания, 2) Социальная, т.е. общественная. Общество иерархическая система. Религия во все времена выполняла социальные функции - угнетение, подавление. 3) Психологическая.Религиозные идеи и представления помигают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях. Наука - это форма человеческой деятельности результатом, которой являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Все науки подразделяются на знание: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое знание человек получает с помощью чувств (опыт, наблюдение). Теоретическое знание - знание о глубинах - существенных сторонах Философия является теоретическим ядром мировоззрения.

4. Философия Др. Востока (7-6 в.д.н.э.) Именно здесь разраб первые фил идеи. Миф и религия соедин с научнучениями.Предпос.возникн фил:1)зачатки ф.возникли в фольклоре,мифо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.11 (0.019 с.)