Тема 4. Рационалистическая программа западноевропейской и классической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Рационалистическая программа западноевропейской и классической философии



1. Самоопределение и особенности философии Нового времени. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

2. «Расколдованный мир»: механицизм в подходе к объяснению природных и социальных явлений в философии XVII века. «Человек–машина» Ламетри.

3. Просвещенческий рационализм. Мировоззренческие основания и особенности философской мысли эпохи Просвещения.

4. Феномен немецкой классической философии, ее особенности.

5. Трансформация традиций классического философского наследия в философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Диалектический материализм и материалистическое понимание истории.

 

Ключевые понятия по теме

Методология, рационализм, сенсуализм, эмпиризм, индукция, дедукция, экспериментальная наука, дуализм, деизм, атеизм, просвещение, механицизм, секуляризация, агностицизм, объективный идеализм, Абсолютный Дух, трансцендентный, трансцендентальный, «вещь в себе», идеалистическая диалектика, субъективный идеализм, объективный материализм, отчуждение, субъективный материализм, материалистическая диалектика, социальный прогресс, общественно-экономическая формация,

Темы для докладов и дискуссий

1. «Царство разума» философов-просветителей в исторической перспективе.

2. Сомнение Ж.-Ж. Руссо в благотворности человеческого разума как самокритика философии Просвещения.

3. Просвещение – «дело сатаны»: критика философских идей эпохи Просвещения.

4. Протестантская этика и «дух капитализма».

5. Критика «религии прогресса» и саморазрушение «проекта Просвещения».

 

Творческие задания

1. Р. Декарт писал: «Различие наших мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, но только от того, что мы направляем наши мысли различными путями и рассматриваем не те же самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».

Объясните смысл рассуждений и изложите собственную точку зрения на проблему. Ответьте на вопросы:

а) Почему, начиная с XVII в., ученые стали разрабатывать и развивать методологический, познавательный аспект философии?

б) Покажите связь идей Декарта с основными принципами философии XVII в.

 

2. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли).

Какие взгляды отражают этот тезис? Найдите несколько способов его опровержения.

  1. Заполните схему размещения наук, составляющих, по Р. Декарту, «древо» философии.

 

 

4. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? С чем он связан, какую научную основу имеет, традиции какой этической школы он продолжает?

5. Разместите в порядке следования стадии индукции, разработанные Ф. Бэконом:

Констатация истинного проверяемого знания; Сбор материалов, фактов природы; Построение выводов путем обобщения опытных данных; Исследование элементов, анализ составных частей предметов; Наблюдение, опытная активность.

6. «Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело» (М. Монтень: «Опыты»).

Согласны ли вы с этим утверждением? Какие философские учения могут его подтвердить?

7. Проведите анализ высказывания Г.В.Ф. Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно». Есть ли в нем логическое противоречие? Можете ли Вы показать несостоятельность такого подхода к объяснению жизни общества, социальных отношений, сознательной деятельности людей?

9. Заполните схему и объясните ее смысл:

       
 
   
 

 


Тематика рефератов

1. Гибель традиционного общества и формирование техногенной цивилизации в Западной Европе.

2. Учение Ф. Бэкона о науке как орудии преобразования мира и современные экологические проблемы.

3. Рационализм как основная черта и стиль мышления западноевропейской философии Нового времени.

4. Социальная философия Нового времени: рационализация общественной жизни как путь прогресса.

5. Проблема противоречивости прогресса в воззрениях Ж.-Ж. Руссо.

6. Общественно-правовой идеал эпохи Просвещения.

7. «Человек–машина» Ламетри как наиболее рельефное выражение механистического подхода к объяснению действительности.

8. Учение Гельвеция о человеке как продукте среды.

9. Социально-политическая программа философов эпохи Просвещения.

10. Кант – основоположник классической немецкой философии.

11. И. Кант в истории мировой философии.

12. Философия Гегеля. Система и метод.

13. Гегель и гегелевская школа в философии XIX века.

14. Материализм и атеизм Фейербаха.

15. Теория классовой борьбы и практика революционных преобразований.

16. Познавательные возможности и цивилизационная ограниченность формационного подхода к пониманию исторического процесса.

17. Марксистское учение о практике и истине.

18. Философия и коммунистический идеал в марксизме.

19. Марксизм о развитии общества как естественно-историческом процессе.

20. Отчужденный труд и пути его преодоления.

21. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса как завершающий этап немецкой классической философии.

Тема 5. Становление и основные стратегии развития постклассической философии

1. Пересмотр основных принципов классической философии. Критика рационализма. Иррационализм как умонастроение и философское направление в Западной Европе второй половины ХІХ в.

2. Переоценка наследия классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

3. Основные черты философии ХХ века. Отношение к науке и разуму. Сциентизм и антисциентизм, технократизм и антитехнократизм.

4. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм.

6. Лингвистический поворот и методологические программы исследования языка и культуры в неопозитивизме, структурализме и герменевтике.

7. Социокультурная ситуация на рубеже ХХ–ХХІ веков и философия постмодернизма.

 

Ключевые понятия по теме

Иррационализм, индетерминизм, интуиция, витальный, воля, волюнтаризм, экзистенция, экзистенциализм, пессимизм, страх, абсурд, дегуманизация, «философия жизни», антропологический поворот, жизненный мир, бессознательное, фрейдизм, неофрейдизм, интенциональность, герменевтика, интертекстуальность, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм, персонализм, феноменология, неотомизм, мистицизм, структурализм, сциентизм, антисциентизм, технократизм, антитехнократизм, модернизм, постмодернизм, верификация,

Темы для докладов и дискуссий

1. Человек в условиях дегуманизированного общества (Ж.-П. Сартр, А. Камю).

2. «Человек всегда свободен»: учение Ж.-П. Сартра о возможности выбора человеком своего поступка и судьбы.

3. А. Камю и проблема смысла жизни.

4. Э. Фромм о двух способах индивидуальной жизни («Иметь или быть?»).

5. Философский мистицизм ХХ века.

6. «Закат Европы» О. Шпенглера – реквием по Западу.

7. К. Ясперс об истоках и смысле истории.

 

Творческие задания

 

1. Прокомментируйте следующие суждения Ф. Ницше: «Человек есть мост, а не цель», «Пусть Ваше Само отразится в поступке, как мать отражается в ребенке, – таково должно быть ваше слово о добродетели».

«Становиться по ту сторону добра – оставить под собою иллюзию морального суждения. Это требование вытекает из познания, сформулированного впервые мною: что не существует вовсе никаких моральных фактов». Найдите в них подтверждения принадлежности автора к иррационалистическому течению.

Напишите тезисы для проведения дискуссии по теме: «Переоценка всех ценностей в «философии жизни».

 

2. Соотнесите высказывания А. Шопенгауэра, приведенные в таблице, с важнейшими характеристиками его философии (иррационализм, волюнтаризм, детерминизм, антинаучность философии, антидиалектичность, антиматериализм, субъективный идеализм) и заполните таблицу:

 

1. «Заблуждения всех философов состояло в том, что они считали философию наукой и искали ее, руководствуясь законом основания»  
2. «Volo ergo sum», «Мир – это самопознание воли»  
3. «Все действительное неразумно, все неразумное – действительно»  
4. «Все вообще механическое и атомистическое воззрение на природу близится к своему банкротству»  
5. «Правильной исходной точкой для философии по существу и необходимо должна быть точка зрения субъективная, т.е. идеалистическая, подобно тому, как противоположная точка, исходящая от объективности ведет к материализму»  
6. «Так как всякое множество и всякое возникновение и исчезновение возможны только во времени, пространстве и причинности, то следует, что они свойственны только явлению, а ни в каком случае не вещи самой в себе»  
7. «Все, что случается, от самого великого до самого малого, случается необходимо»  

 

4. Заполните таблицу.

Название философской школы, направления Предствители Основные принципы, идеи, концепции
неокантианство     марбургская школа     баденская школа Г. Коген (1842–1918), П. Наторп (1854–1924)   Э. Кассирер (1874-1945), Н. Гартман (1882–1950)   В. Виндельбанд (1848–1915), Г. Риккерт (1863–1936)  
неогегельянство Б. Кроче (1866–1952), Г. Лассон (1862–1932), Дж. Ройс (1855–1916)  

 

Что нового привнесли в философию представители неокантианства и неогегельянства по сравнению с И. Кантом и Г.В.Ф. Гегелем?

5.Ю. Бохеньский в работе «Духовная ситуация времени» указывал на важнейшие задачи, которые стоят перед человечеством: «Для того, чтобы жизнь не утратила смысл, необходимо пересмотреть наше мировоззрение. Перечень задач, которые необходимо выполнить, включает следующие положения:

- Необходимо заново переосмыслить основные положения религии: ее понятия не могут оставаться такими, какими они были в течение последних веков. Насколько мне известно, до сих пор ничего не сделано в этом отношении.

- Нам необходима новая философия, которая бы согласовала науку и мировоззрение. Ее исходные начала видятся в форме аналитической философии. В то же время следует учесть, что философы далеки от того, чтобы лишить себя всевозможных предпосылок, которые хотя и не совсем бессмысленны, но все же противоречат новой духовной ситуации.

- Взгляды на науку требуют решительного пересмотра. Несмотря на то, что здесь много сделано, массы не способны постичь даже простейшие следствия современного научного исследования. Более того, много предстоит сделать даже на уровне философского анализа науки.

- Если я не ошибаюсь, то же самое можно сказать относительно социальных наук, где, например, застывшее противостояние между социализмом и капитализмом представляется устаревшим и неэффективным.

Несомненно, перечень наиболее важных задач может быть значительно расширен».

Прокомментируйте первый тезис автора относительно положения религии в обществе. Что предлагает автор пересмотреть в отношении науки?

Продолжите перечень, на Ваш взгляд, важнейших социокультурных задач современности.

 

6. Проведите сравнительную характеристику философских учений и заполните таблицу:

  Предста- вители общие основания и черты важнейшие философские идеи, проблемы особенности идеализма принципи-альные разногласия ориги-нальные мысли
Неотомизм            
Мистицизм            

 

Тематика рефератов

 

1. Различия классической и неклассической программ осмысления действительности в западноевропейской философии.

2. Проблема сверхчеловека в философии Ф. Ницше.

3. Особенности проблематики человека в неклассической философии.

4. Онтология и гносеология языка в неклассической философии.

5. Неклассическая программа западноевропейской философской традиции: истоки, проблематика и перспективы.

6. Иррационализм учения А. Шопенгауэра о Мировой воле.

7. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора как философия человеческого существования.

8. Образ Заратуштры в учении Ф. Ницше о сверхчеловеке как искажение его религиозной миссии в зороастризме.

9. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке как источник антирелигиозного аморализма правящих элит глобального мира.

10. Проблема экзистенции человеческого существования в философии экзистенциализма.

11. «Философия жизни» Дильтея и Зиммеля.

12. Интуитивизм Анри Бергсона от «творческой эволюции» к морали и религии.

13. Рационалистическая программа в философии XX века (неопозитивизм, критический рационализм, философия науки, структурализм).

14. Антропологическая программа в философии XX века: экзистенциализм, персонализм, философская антропология.

15. Религиозная программа неотомизма в философии XX века.

16. Герменевтика, ее место и роль в духовной жизни европейского общества.

17. Критика проекта модерна и теории прогресса в философии ХХ века.

18. Современная духовная ситуация и философия постмодернизма.

19. Деконструктивная философия Ж. Дерриды и опровержение идеалов Просвещения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.03 с.)