Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 1. Философия исторического процесса↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Общество как развивающаяся система. Социальный детерминизм и его специфика. Социальная закономерность и сознательная деятельность людей. Логика истории и субъективное своеволие. Фатализм и волюнтаризм. 2. Вариативность в историческом процессе. Принцип многовариантности общественного развития. Проблема исторических альтернатив выбора пути развития. Самоорганизация и организация (управление) в жизни общества. Синергетика и ее применимость к анализу общественной жизни. 3. Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, демографический, технико-технологический и др. 4. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества как проявление линейных и нелинейных интерпретаций исторического процесса. Волновая модель общественного развития. 5. Проблема направленности, единства и разнообразия мировой истории. Общественный прогресс и его критерии. Критика «религии прогресса». Ключевые понятия по теме Базис, волюнтаризм, волнообразность общественного развития, надстройка, объективный фактор развития общества, синергетика, самоорганизация, субъективный фактор развития общества, социальный детерминизм, социальный прогресс, способ производства, теория формаций, фатализм, цель, цивилизационный подход, цикличность. Темы для докладов и дискуссий 1. Существует ли социальная закономерность: возможные ответы. 2. Историческая свобода: осознанная необходимость или осознанная возможность? 3. Общественный прогресс: существует ли он? 4. История как человеческая судьба. 5. Добро и зло в истории. 6. Представление об истории общества как неудаче и трагедии. 7. Где находится смысл истории: здесь и теперь или только в будущем? Творческие задания 1. Рассуждая о сути цивилизационного подхода к изучению истории, А.С. Панарин пишет: «Цивилизационный подход связан сегодня с решением ряда проблем, имеющих, наряду с теоретико-методологическим, и важнейшее практически-политическое значение. В первую очередь это проблема соотношений общецивилизационных универсалий и региональной (национальной) специфики. Связаны ли эти универсалии с изначальным «генетическим кодом» – своего рода наследственной программой человечества, постепенно и неуклонно реализуемой на протяжении всей истории, или они выступают как результат диалога множества культур и так же проблематичны, как и проблематичен сам этот диалог, подчиняющийся импульсам таинственного мирового цикла: чередованию фаз интеграции и дифференциации, «экуменизма» и изоляционизма. Не меньшее значение имеет проблема соотношения цивилизованной стабильности и исторического творчества, нарушающего эту стабильность и вызывающего гигантские перетурбации. Не случайно недавно возник миф о «конце истории» – в известной мере он представляет собой реакцию цивилизованного сознания, жаждущего порядка и предсказуемости, на опасные стихии истории, породившие невиданные катаклизмы XX века». Объясните смысл проблемы «соотношения общецивилизационных универсалий и региональной (национальной) специфики» в общефилософском контексте и в отношении к России. Изучите материал работы А.С. Панарина «Россия в цивилизационном процессе» и ответьте на вопросы: Почему прежние представления об общественном прогрессе являются недостаточными для понимания современности? Что автор понимает под универсалиями? Как, на ваш взгляд, соотносятся между собой общецивилизационные универсалии и региональные (национальные) особенности? Какие варианты соотношения цивилизационной стабильности и исторического творчества выделяет автор? Возможны ли цивилизационный выбор, альтернативность истории? Почему автор считает, что «современный цивилизационный процесс можно понять как драматургию неэквивалентного информационного обмена между различными культурами». Попытайтесь очертить его основные параметры. 2. Отразите в таблице различные подходы к пониманию смысла и направленности истории:
3. Заполните таблицу, в которой представлены основные типы общественного развития:
Тематика рефератов 1. Проблема периодизации исторического процесса: общественно-экономическая формация, цивилизация, историческая эпоха, социальный цикл. 2. Субъекты истории: личность, социальная группа, народ. 3. Человек как субъект и объект социально-исторической практики. 4. Проблема роли личности в истории: современные объяснительные модели. 5. От концепции линейности и цикличности к концепции волнообразности социального развития. 6. Современные дискуссии по проблеме формационного членения истории. 7. Проблема социального детерминизма, его понимание в прошлом и настоящем. 8. Поток истории: история как направленное изменение. 9. Циклизм и линейность в истории. 10. Теории исторического круговорота и культурно-исторических типов в философии истории. 11. История как одна из выбранных и реализованных людьми возможностей социального развития. 12. Роль случая в историческом процессе. 13. Марксистское учение о классах и классовой борьбе и реалии современного мира. 14. Концепция всемирной истории и ее альтернативы. 15. Проблема насилия в истории. 16. Религиозное понимание смысла истории. 17. Оптимистические и пессимистические трактовки социально-исторической перспективы. 18. Эпоха кризисов и «поворотов» в истории. 19. Проблема исторического выбора и ответственности за его последствия.
Занятие 2. Развитие общества как цивилизационный процесс (2 часа)
1. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Феномен информационного общества. Признаки и противоречия современной технической цивилизации. 2. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном мире. 3. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского познания. Основные модели и сценарии глобализации. Глобализация как стихийно-спонтанный процесс и рукотворная реальность. 4. Альтернативы глобализации. Современные антиглобалистские движения. Формирование региональных центров развития и силы как альтернативная глобализму стратегия развития. 5. На границе двух миров: восточнославянские народы между Западом и Востоком. Ключевые понятия по теме Антиглобализм, восточнославянская цивилизация, глобализация, доиндустриальное общество, индустриальное общество, информационное общество, постиндустриальное общество, техногенная цивилизация, цивилизация. Темы для докладов и дискуссий
1. «Столкновение цивилизаций» и возможные сценарии будущего человеческого общества. 2. Современные глобализационные процессы: проблемы и противоречия. 3. Глобализирующийся мир: путь в рабство или путь к свободе? 4. Глобализация как «американизация» или глобализация как «китаизация»? 5. Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Творческие задания
1. Обратитесь к тексту работы Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Выполните задания, ответьте на вопросы: Приведите аргументы в пользу одной из приведенных ниже позиций во взглядах на культурно-цивилизационную специфику России: 1) Россия – составная часть западноевропейской культуры и цивилизации; 2) Россия отличается уникальной, своеобразной культурой и имеет особые цивилизационные основания; 3) Россия по своим особенностям тяготеет к восточной культурной и цивилизационной специфике; 4) Российская культура и цивилизация – это синтез, сплав западной и восточной культур и цивилизаций. Какая из позиций вам кажется более обоснованной?
2. Проанализируйте отрывки из работы французского философа Р. Генона «Восток и Запад», поразмышляйте над вопросами и выполните задание: «…Редьярд Киплинг однажды написал эти слова: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и они никогда не сойдутся». В этой простой фразе чувствуется вся досада завоевателя, который понимает, что те, кого он считал побежденными и покоренными, носят в себе нечто такое, на что он не может иметь никакого влияния. …Пока западный человек будет воображать себе, что существует только один тип человечества, что есть только одна «цивилизация» с разными ступенями развития, никакое согласие не будет возможным. Истина состоит в том, что существует множество цивилизаций, развертывающихся в очень разных направлениях, и что современная западная цивилизация обнаруживает черты, которые делают из нее довольно своеобразное исключение. Никогда не следует говорить о превосходстве или приниженности в абсолютном смысле, не уточняя того, в каком отношении вещи рассматриваются, когда их хотят сравнить, даже допуская, что они действительно сравнимы. Не существует цивилизаций, превосходящих другие цивилизации во всех отношениях, потому что невозможно для человека сразу и в равной степени применять свои способности во всех направлениях, и потому что существуют направления развития, которые представляются поистине несопоставимыми...» 1. Какой подход к типологии цивилизаций и проблеме диалога между ними отражен в этом отрывке? Сформулируйте свое мнение по вопросу о перспективах взаимодействия между культурами Запада и Востока.
Тематика рефератов
1. Современные локальные цивилизации и перспективы их развития. 2. Глобализирующийся мир: характер и направленность. 3. Глобализм как идеологическая основа формирования новой геоструктуры мира. 4. Постиндустриальная перспектива и возможность других региональных типов. 5. Антиглобализм как протестное движение современного мира. 6. Мировая финансовая олигархия как движущая сила глобализационного процесса. 7. Проблема бытия восточнославянской цивилизации в глобализирующемся мире. 8. Восточнославянская цивилизация как геополитическая и социокультурная реальность современного мира. 9. Стратегическая инициатива восточнославянской интеграции как ответ на вызовы глобализации. 10. Особенности культуры и цивилизации восточнославянских народов, факторы их консолидации и роль в современном мире. 11. Идеология евразийства как альтернатива глобализму. 12. Евразийская специфика восточнославянского мира. Тема 16. Философия культуры 1. Понятие культуры. Культура как ценностно-нормативный регулятив в жизнедеятельности общества и человека. Социальные функции культуры. 2. Антитеза «натуры» и «культуры», «естественного» и «искусственного» в историко-философской традиции. Природа и культура. Космоцентризм деревенской и техноцентризм городской культур. 3. Мировая и локальная культура. Национальное и общечеловеческое в культуре. Теория замкнутости культур. 4. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство и религия как форма регуляции поведения и отношения человека к миру. 5. Метаморфоза духовности и в современном мире. Культура и контркультура. Культура и бескультурье. Новейшие тенденции в социокультурном развитии человечества. 6. Менталитет как фактор социокультурной динамики. Восточнославянский менталитет и стандарты западноевропейской рациональности. Споры современных «западников» и «евразийцев» о дальнейшем пути развития культур восточнославянских народов. Ключевые понятия по теме Антикультура, вестернизация, контркультура, культура, массовая культура, типология культуры, техноцентризм, традиция, инновация, ценность, норма, знак, символ, субкультура, элитарная культура. Темы для докладов и дискуссий 1. Диалог культур: Восток и Запад. 2. Глобализация и проблема сохранения социокультурного многообразия человечества. 3. Глобализационный проект унификации мира: утопический замысел или реальная перспектива. 4. Проблема соотношения природного и культурного начал в человеке. 5. Космоцентризм городской культуры: драма противостояния.
Творческие задания 1. Человек немыслим вне и помимо культуры. Человеческое дитя, взращенное животными, в отличие от героя сказки Р. Киплинга «Маугли», не способно мыслить, говорить, по-настоящему адаптироваться к жизни в человеческом окружении с его нормами, ограничениями, запретами. Механизмы культуры, действующие в обществе, «включают», а затем шлифуют, развивают способность человека к членораздельной речи, абстрактному мышлению, труду, творчеству. В то же время в последнем столетии в западноевропейской культуре и культурах, на которые она оказала глубокое влияние, наблюдаются тенденции активного отказа от устоявшихся норм и правил, традиций и запретов… Продолжите рассуждение, стараясь проанализировать перспективы указанных тенденций, их позитивные последствия и возможные опасности. В системе аргументов используйте знания по истории философии, к примеру, идеи концепции прогресса, сформировавшиеся в эпоху Просвещения, представления о структуре психики, разработанные в философии психоанализа, а также материал первоисточников, помещенный выше. Постарайтесь, в конечном счете, сформулировать собственное мнение по вопросу о значении традиций в жизни общества и отдельного человека. Подумайте, как сохранение запретов и норм культуры или, наоборот, отказ от них соотносится с тенденциями развития нашего общества в последние десятилетия; с обстоятельствами жизни близких вам людей; с вашим личным опытом.
2.Заполните таблицу основных философских концепций культуры:
3. На основе изученного материала дополните перечень основных функций культуры, объясните их суть: 1) Познавательная; 2) Эстетическая; 3) … 4) … 5) … и т.д.
4. Впишите в соответствующие места схемы первые формы дифференциации культуры(этапы секуляризации):
5. Составьте таблицу характеристик основных исторических типов цивилизации (традиционной, техногенной, посттехногенной), используя следующий ряд признаков: 1) основа хозяйственной жизни (земледелие; информация; индустрия) 2) ядро культуры (наука; религия; творчески-созидательная активность личности) 3) главная ценность (коэволюция культуры и природы; традиция; инновация) 4) характер развития (консерватизм; стабилизация; динамизм ).
6. Прочтите фрагмент работы В. Библера «На гранях логики культуры». Осмыслите его главную проблему и ответьте на вопросы: - Как связано сознание человека с взаимодействием культур в современном мире? - Какие аналогии видит автор следующего текста в понятиях «культурный человек» и «культура»? «…В ХХ веке наше сознание, – я сказал бы вслед за Гегелем, наше одинокое «несчастное сознание», – напрягается сплетением разных – даже взаимоисключающих – ценностных и культурных спектров. Перестает быть возможной лестница восхождения – все лучше и лучше, все выше и выше… Обнаруживается, что восточный спектр ценностей, африканский, европейский не просто в охлажденном виде каких-то произведений культуры, но в реальном сознании современного человека присутствует в виде сложнейшего сопряжения. Необходимо, …чтобы это сопряжение осуществлялось как диалог культур (а не национальных предрассудков), не только на высотах каких-то тончайших произведений «высоколобых», но и в реальном повседневном сознании каждого человека. …Разные культуры… спорят в нашем сознании как одновременные, как сообщающиеся в некотором персонажном определении. Обычное отношение человека к человеку, когда другой человек оказывается бесконечной тайной для другого – но именно как тайна он и насущен моему общению с ним – пронизывает наше сознание и мышление в отношениях между культурами. Чехов как-то говорил, что культурный человек болезненно относится к тайне своего личного бытия. Может быть, это является определением культурного человека: понимание бесконечной таинственности каждого личного бытия и боязнь, что другой влезет в эту тайну, которая есть в какой-то мере синоним личности, и ее бесцеремонно нарушит. Вот это отношение между культурами равноправными, но разными; различными, но насущными друг для друга, пронизывает сознание современного человека».
7. Найдите в сборниках афоризмов высказывания, отражающие оригинальные мысли известных людей о культуре, культурном человеке, духовности и интеллигентности. Выпишите наиболее понравившиеся из них в рабочую тетрадь и на семинарском занятии обменяйтесь своими впечатлениями по этому поводу.
8. Выберите из ниже перечисленных признаков те, которые в концепции О. Шпенглера соотносятся а) с понятием культуры; б) с понятием цивилизации. 1) является национальной; 2) представляет собой искусственное образование; 3) отличается органической связью народа с землей, почвой; 4) основная форма поселения – город; 5) плодоносит, созидает, творит «вглубь»; 6) является интернациональной; 7) выражает в себе естественное развитие социума; 8) разрушает, омертвляет, распространяется «вширь»; 9) связана с деревенским укладом и образом жизни; 10) характеризуется оторванностью от природы.
Тематика рефератов
1. Культура как освоенный человеком мир. 2. Культура как «нормативная» программа видового развития и совершенствования человека. 3. Элитарная и массовая культура: их природа и характер. 4. Субкультура и ее варианты: этническая, профессиональная, возрастная, девиантная и др. 5. Понятие контркультуры и антикультуры. 6. Культура и нравственность. 7. Культура и духовная жизнь общества. 8. Культура и искусство. 9. Концепция замкнутости культур в философии Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. 10. Концепция культурно-исторических циклов и идея флуктуации культурных типов (Н.Я. Данилевский, Л. Тойнби, П. Сорокин). 11. Культуры традиционные и нетрадиционные, «холодные» и «горячие». 12. Проблема преемственности в развитии культуры. 13. Проблема культурной коммуникабельности. 14. Концепции культурной самобытности. 15. Теории культурной деградации. 16. Молодежная культура. 17. Культура и бескультурье, их противоборство. 18. Нигилизм и консерватизм в динамике социокультурного развития общества. 19. Культура и цивилизация: модели объяснения. 20. Культура восточнославянских народов в контексте мировой культуры и современных цивилизаций. 21. Культурное наследие – историческая память народов. 22. Биосферная концепция культуры. 23. Культура и научно-технический прогресс. 24. Духовность и гуманизм. 25. Дегуманизация западной культуры как следствие утраты смыслообразующих целей бытия человека. 26. Синтез восточной и западной культур как возможная основа новой духовности. 27. Духовная культура и техническая цивилизация. 28. Перспективы развития культуры в начале нового тысячелетия.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.01 с.) |