ТОП 10:

Материал к теме №10. Марксистская философия и постклассическая Западная философия конца Х1Х-ХХ вв.



Цель лекции:дать характеристикунаиболее влиятельным философским школам и направлениям конца XIX – XX вв., особо обратив внимание на содержание философии таких школ, как иррационализм, плюрализм, экзистенциализм, сциентизм, антисциентизм и др. Показать роль марксистской философии в диалектико-материалистическом обосновании закономерностей развития и функционирования природной и общественной действительности. Расскрыть роль и влияние Западной философии конца XIX – XX вв. на другие формы мировоззрения современности.

Основные вопросы

1. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

2. Главные характерные черты постклассической философии.

3. Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон.

4. Основные философские направления ХХ в.: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика.

Ключевые слова и понятия: диалектический материализм, исторический материализм, базис, надстройка, общественно-экономическая формация, пролетариат, классовая борьба, воля, «воля к жизни»; «воля к власти»; «жизнь», «смерть», «страх», «вина»; «ощущения»; «бессознательные инстинкты», сверхчеловек, жизненный порыв, интуиция, экзистенция, экзистенциализм, герменевтика, понимание, объяснение, герменевтический круг, абсурдность, закон трех стадий развития.

1. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.Марксистская философия была создана совместно двумя выдающимися немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине Х1Х века. Основные характерные черты: 1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом; 2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс; Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования. Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического и исторического материализма. Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе ОЭФ лежит определенный уровень производительных сил (средства производства + люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций, или ступеней развития человеческого общества. Первая, первобытнообщинная – крайне низкий уровень производительных сил. Вторая, рабовладельческая – экономика основана на рабстве. Далее, феодальная – экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян. Затем, следует, капиталистическая, где уже функционируетпромышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих. И, наконец, коммунистическая – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства. К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат – рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

2. Главные характерные черты постклассической философии. В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т. е. характера (модели) постановки философских проблем и их решения. Для классической философии - философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой, создания общества социальной справедливости и изменения самой человеческой природы. Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления - рационалистическая парадигма - подвергается жесточайшей критике и начинается переход к неклассической философии. Философия конца Х1Х-ХХ века отказывается от:1. рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей; 2. жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм и идеализм; 3.от догматизма в философии – непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии. Основные черты философии ХХ века. Это, прежде всего, плюрализм в философском мышлении. В этот период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические, сциентистские (от лат. scienta – наука – т.е. ориентированные на естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать при помощи различных форм познания, т. е. не только разумом. Предметом изучения становятся все новые и новые объекты действительности, что ведет к возникновению принципиально новых направлений: философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и т.д. Вторая значимая черта – это терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой Диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком. Также следует отметить антропоцентризм современной философии. В центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность, смысл его жизни и деятельности, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.

3. Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон. Представители этой школы Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер считали, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность, которая представляла «жизнь» как «творческую эволюцию», целостный органический «поток» («порыв», «длительность». В этом «потоке», «порыве» неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот, постоянно изменяющийся поток жизни, необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма предшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализма как «мыслю, следовательно, существую», «все действительно разумно» в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не тождественные понятия! Жизньэто процесс, свободное, стихийное и инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь (объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно «схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить». Главное в жизни – не материя, а дух. Поэтому на первый план выходят не «науки о природе», а «науки о духе»: музыка, поэзия, миф, метафора, символ и др.

Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, народов и отдельных людей, тем самым воля «разлита» в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной цели. Она предстает, как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира – «воля» - неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние, становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии человек пытается победить время через идею бессмертия души. Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей. В целом, жизнь людейэто безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от «воли к жизни». Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и общества. Ни о каком построении разумного и счастливого государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи нет.

Ф.Ницше –выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов – это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными изменениями. Мир – это жизнь. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя – самоутвердиться. Для того чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства - идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «сумма условий сохранения бедных, полу удачных и полностью неудачных видов человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (бог умер!), оно не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для людей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, и виновато в этом христианство. Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов на мораль господ – «сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться. «Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютно новая порода людей, которой еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не более чем субъективное истолкование фактов. Человек «истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир иллюзий.

Анри Бергсон - основатель интуитивизма. Жизнь как становление начинается в результате первоначального взрыва («жизненного порыва») и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания. Эволюция в дальнейшем привела к их взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств. Жизнь тоже распадается - на дух и материю. Жизнь может быть познана только интуитивно, симпатически (быстро, мгновенно). При этом снимаются все противоположности, в том числе и между познаваемым предметом и познающим субъектом. Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через «длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни. Интеллект познает мертвые вещи, утратившие «длительность», в обмен на пространственную фиксацию.

4.Основные философские направления ХХ в.: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика. Экзистенциализм, или философия существования – это одно из самых популярных течений философии ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю. Основным объектом исследования экзистенциализма выступает человек и смысл его существования. Основание всех построений экзистенциализма – это индивидуальное бытие человека. Человек изначально не представляет ничего из себя, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет вообще. Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимает место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е., уже существуя, обретает свою сущность. Он есть ничто иное как проект самого себя и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он тоже только сам. Человек тотально свободен, он обречен на свободу - свободу выбора себя и мира. Быть свободным – значит быть самим собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек – это свобода» - второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий – человек не только отвечает за себя, но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая – формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает. Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей ответственности, ему не на кого опереться (бог умер!). Следовательно, в качестве основных составляющих человеческой экзистенции, или существования выступают забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть и т.д. Человек, существуя в современном обезличенном, усредненном, абсурдном (в терминологии А.Камю) мире man, где каждый изолирован от другого и становится объектом воздействия, должен преодолевать его своей свободой и протестом.

Герменевтика. Изначально герменевтика являлась наукой истолкования текстов. Само слово образовано от имени Гермеса – персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование посланий богов. Начиная с Х1Х в. из филологической дисциплины герменевтика становится самостоятельным философским учением. Немецкий философ Ф.Э.Шлейермахер попытался сделать герменевтику общей наукой, занимающейся проблемой понимания. Для него понимание текста заключалось в наиболее точном и полном понимании психологии автора и его характера. Основным методом в данном случае может быть только «вживание» в текст, именно оно позволяет понять, что движет рукой автора; изучение содержания, структуры текста не может привести к тем же результатам. Другой немецкий философ В.Дильтей рассматривал герменевтику как основу любого гуманитарного знания. Он противопоставил методы гуманитарных и естественных наук: понимание для первых и объяснение для вторых. Для Дильтея, как и для Шлейермахера понимание можно достигнуть только в результате вживания, вчувствования в чужой субъективный мир. История (основной предмет его исследования) рассматривалась им как прошлое, которое посредством понимания – вживания, вчувствования – становится настоящим в своей целостности. Текст, с этой точки зрения выполняет, роль посредника между прошлыми событиями и настоящим, т.е. временем интерпретатора. Для понимания человека, текста, исторического события необходимо, согласно Х.Г. Гадамеру , не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду , в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился. Гадамер вводит понятие «герменевтического круга»: для того, чтобы понять целое, необходимо понимать части, из которых это целое состоит, а понимание части, в свою очередь невозможно без понимания целого и предполагает его. Таким образом, любое понимание рассматривается как процесс, постоянно движущийся по кругу: внимание интерпретатора переходит из отдельных частей к целому и обратно, от целого к части, и в результате такого движения формируется понимание. Х.Г.Гадамер объясняет предвзятость в истолковании текстов, поступков и времен. Мир, в котором живет человек, с самого начала «предистолкован». Человек направляет на реальность свой интерес, а эта реальность уже освоена, т.е. понята, проинтерпретирована. Это приводит к тому, что интерпретатор, выросший в другой социо-культурной среде, подходит к предмету понимания уже с предубеждением (предпониманием), из границ которого выйти невозможно.

Позитивизм. Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Основу его философской программы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явления подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия – это синтез, «совокупность общих научных положений» всего положительного естественнонаучного и социального материала. Конт формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии. На теологической, или низшей стадии – он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил. На метафизической стадии – сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общими понятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающего мира. На научной, или положительной стадии – человек, наблюдая за явлениями, пытается установить между ними регулятивные связи (познание внутренних причин явлений невозможно).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику основным теоретическим источникам марксизма.

2. Каковы основные идеи социальной философии марксизма?

3. В чем суть материалистической диалектики и его отличие от гегелевской диалектики?

4. Что такое, по Марксу, объективная и субъективная диалектика, и как оценивается роль практики в теории познания?

5. Что понимал Маркс под движением от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному?

6. Чем материалистическое понимание общества отличается от идеалистического?

7. Назовите основные особенности постклассической философии и определите ее отличие от философии классического периода.

8. Как Шопенгауэр и Ницше оценивают мир, человека и место человека в мире?

9. Чем отличается трактовка воли А. Шопенгауэра от Ф. Ницше?

10. Что понималось под жизнью у В. Дильтея?

11. Какую роль играют интеллект и интуиция в учении А. Бергсона?

12. Что такое экзистенциализм? Каковы основные положения этого философского учения?

13. Объясните понятие «герменевтический круг».

14. Что является предметом исследования новой «положительной философии» и за что он критикует «старую»?







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.239.156 (0.01 с.)