Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия нового времени. Ее основные направления и проблемы↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия Древней Греции. В Древней Греции философия возникла как наука. Основоположник – Фалес ( отец философии). В 7 веке до н.э.впервые выдвинул очень важную идею единого начала мира. Поставил вопрос о соответствии понятия первоначала и его реальном существовании. Оно должно быть единственным (у первоначала не может быть начала); должно существовать самостоятельно и обособленно. Оно вечное, бесконечное, не имеет внешней причины. Первоначало должно существовать вещно, существует в виде природного вещества, им является вода. Ее св-ва: она вечна, ее нельзя создать, находится в постоянном круговороте, бесцветна, принимает любую форму. Противоречия Фалеса: понятие начала – всеобщность, нельзя быть одновременно всеобщим и материальным. Вода – всеобщая стихия, которую нельзя создать, но она все же индивидуальна – обладает тяжестью, не абсолютно прозрачна, то есть она не всеобщая. Анаксимандр – ученик Фалеса. Понял, что первоначало должно быть всеобщим, обобщенным, абстрактным. В качестве первоначала рассматривает апейрон – материя вообще, что-то неопределенное (вечное, бесконечное). Все происходит и состоит из апейрона. Это материя, которая находится в вечном движении, порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Противоречит Фалесу, но не отвергает его теорию. Несомненно, глубже понимает предмет философии, ее идею. Но в его теории есть противоречие: абстрактность апейрона. У него нет никаких св-в. Получается, что мир происходит из абстракции, чего не может быть. Таким образом, появляется потребность вернуться к материальному началу. Анаксимен – в кач-ве первоначала выдвигает воздух. Он сочетает в себе идеальность и реальность начала. Он находится между водой и апейроном. Продолжает поиск начала: воздух более идеален, чем вода и реальнее, чем апейрон. В отличие от воды имеет неограниченное распространение, второй аргумент – мир как живое сущ-во требует для своего существования воздух. Возникновение новых вещей и явлений объясняется различными степенями сгущения воздуха. Но противоречие – никакое материальное не может соответствовать требованиям абсолютной всеобщности. Вывод – 1е греческие философы – материалисты. Позже появится теория, что в основе всего лежит разум. Философы милетской школы имели влияние на дальнейшие учения философов, заложив предпосылки для нового мышления. Пифагор – установление на Земле порядка может быть осуществлено на 3 основах: морали, религии, знании. Особое значение придавалось знанию. Установление гармонии с окружающим миром допускалась благодаря знанию исчислений. Пифагорейцы признали математические начала за начала всего существующего. Из таких начал, естественно, первыми являются числа. В числах усматривали они множество аналогий или подобий с вещами. Одно свойство чисел являлись им как справедливость, душа или разум, как благоприятный случай и т. д. Далее они находили в числах свойства и отношения музыкальной гармонии, и так как все прочие вещи по своей природе являлись им подобием чисел, числа же — первыми из всей природы, то они и признали, что числа – элемент понимания всего сущего. Таким образом, первоначалом является число. Оно обладает множественностью и единичностью. Реально существует лишь то, что можно доказать. Число есть порождение единицы. Единица – нечто отрицательное, обособленное от всего. Единица порождает единицу, она исключает себя. Число 4 – божественное, 5 – число природы. Все существующее, природные явления зависят от количества. Пифагорейские числа имеют не простое количественное значение: если для нас число есть определённая сумма единиц, то для пифагорейцев оно есть, скорее, та сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Единица есть причина единения, два — причина раздвоения, разделения, четыре — корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10). Парменид относится к Элейской школе. Вместо воды, апейрона, воздуха, числа предлагает новое понятие – бытие. Элеаты Поистине существует лишь бытие единое, небытия вообще нет, так как его нельзя помыслить. Единое бытие есть и мысль, и нечто сущее. Характеризует бытие как бесконечное, вечное, первоначальное. Бытие в отличие от материальных стихий идеально, абсолютное тождество между реальностью и понятием, а это и есть идея. «Бытие одновременно есть и мысль, и сущее». Поистине ф-я начинается с элеатов (Гегель). Парменид описал бытие, но описание – это не постижение сущности. Замечает, что бытие непознаваемо, так как существует лишь бытие, и нет ничего иного, столь же достоверного. Подчеркивает различие обычного и философского познания, являющегося развертыванием абсолютного начала. Зенон – ученик Парменида. Пытался доказать, что бытие не существует. 1 из основоположников диалектики – науки о столкновение двух различных законов, единстве противоположностей. Обратил внимание на движение – его не существует, его нельзя выразить. Выдвинул апории (противоречия). 1) Летящая стрела не долетит из А в Б, так как сначала ей нужно достичь середины АБ (С), затем середины АС и тд. 2) Летящая стрела не летит. В любой момент времени она проецируется в точку неподвижной плоскости, то есть не летит. 3) Ахилесс никогда не догонит черепаху, так как когда он добежит до Б, черепаха будет в С и так до бесконечности. Движение противоречиво. Апории истинны при условии, что пространство и время делимы до бесконечности. Он не прав, так как не знал, что пространство и время также непрерывны. Бесконечная делимость предполагает абсолютную неделимость. Гераклит – система знаний о единстве противоположностей.Тождество бытия и небытия. То, что мыслимо, то и существует. «Все есть и не есть, существует и не существует одновременно». Всё тождественно, едино. Единство – переход от одного у другому, а другого – в первое. Это единство заключено в важной категории – процессе становления. Становление – истина бытия. Бытие неустойчиво, носит отрицательный характер. Диалектика – изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как перемещение, а как становление. Диалектичность суждений - в одну и ту же реку нельзя войти дважды. «Все течет» - панта рей. Первоначало – огонь, он обладает самодвижением, это природное начало. Огонь не только как сущность всего сущего, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи или тела. Разум – начало, обладающее самодвижением, истинностью. Мир в своей сущности живет разумом. Время – образ единства бытия и небытия. Его можно представить в виде совокупности моментов, каждый существует и не существует. Бытие момента состоит в его исчезновении. Недостаток становления: самодвижение представлено неадекватно. Бытие переходит в небытие и становление исчезает. Это приближение, но не полное представление. Бытие в слиянии с небытием должно сохраняться в единстве. Небытие переходит в категорию пустоты. Атом – единство бытия и небытия на стороне бытия. Вне бытия – пустота. Философский атом – отрицание отрицания бытия. Атом ищет первичную форму своего предмета. Демокрит – поистине существуют лишь атомы и пустота. Все остальное существует лишь во мнении. Бытие – бесконечное множ-во атомов, наполняющих пустоту. Атомы невидимы в силу их малости. Атом вечен, неуничтожим, неизменен. Они движутся в пустоте, соединяются и образуют бесконечное множ-во миров. Отрицание случайности. Множ-во противоречий: 1) Атом прост и не может быть источником самодвижения, нужно объяснить это движение. 2) Атом неделим, но Аристотель заметил, что если атом материален, то он должен быть делим. 2) В пустоте движение и покой тождественны. 4) атомы сталкиваются, но различие точек в пустоте отсутствует. Нет различия места в пустоте. 5) пустота не сущ-ет, есть лишь разная степень плотности (Аристотель) 6) мир в понимании Демокрита фаталистичен, лишен разумности. Анатомизм – важнейший этап в развитии бытия. Основы материалистической теории познания. Познание возможно лишь благодаря органам чувств. Сторонник рабовладельческой демократии. Лучше пребывать в бедности при народовластии, чем в богатстве при властителях. Осуждение приобретения богатства нечестным путем. Анаксагор – разум правит миром. Необходимо исходить из разума как начала. Разум является материальным началом, движущей силой. Один из главных вопросов – как возможно возникновение сущего. Становится на точку зрения дуализма: наряду с разумом есть второе начало – некие семена вещей (гомеомерии). Они инертны, но приводятся в движение разумом. Это бесконечное множ-во частиц, обладающих одинаковыми и различными свойствами. Признает множественность сущностей и разнообразие их понимания, что объективно ведет к плюрализму мнений о них. Разум управляет соединением семян. Принцип «всё во всём». В каждом предмете бесконечное множ-во семян. Разум есть наиболее важное первоначало. «Разум чист и неизменен». Указывает на необходимость проверки данных чувственного познания ввиду того, что знания, получаемые в его процессе, не являются исчерпывающими. Чувственное познание усиливается, соединяясь с рациональным познанием. Протагор – первый софист. Вещи таковы, какими мы их воспринимаем чувствами. «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». (Есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами) Истина в ощущениях, это абсолютное начало. Ощущение – идеальный образ вещи, ощущение как таковое – состояние тела. Ощущение – первичная форма разума. Первоначало – разум, охватывает все формы сознания. Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём. «Контроверсии» - произведение, в котором Протагор доказывал, что «о каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения», и никакие опровержения вообще невозможны. «О богах»— ставит под сомнение возможность объективного познания божества: «О богах невозможно сказать ни что они существуют, ни что их не существует; ибо на пути к получению такого знания слишком много препятствий, главные из которых — невозможность познания этого предмета посредством разума и краткость человеческой жизни» Сократ. Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта. Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Метод – ирония, признание своего невежества. «Я знаю, что ничего не знаю» В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. «Познай самого себя» - сущность и назначение человека – добро. Добро – первоначало всего. Это «истина в себе и для себя». Человек может постичь добро лишь путем познания. Парадокс – познание присуще не всем, значит и путь к добру доступен не всем. К знанию должна присоединиться воля и стремление постичь добро. Сократ – основатель ф-и духа, учении о морали. Его принципы противоречили существующей нравственности, ведь греки жили по заповедям богов. Выдвинул точку зрения моральной свободы. Последним основанием поступков служит воля, направленная к добру. Никакие внешние императивы не обязуют его. Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения. (Аристотель). Общие определения связаны с диалектикой. Его диалектика – учении о преодолении противоречий. Платон – ученик Сократа. Определил добро как благо для каждого человека. Его идея – добро может быть доступным только в государстве, где принимаются законы, защищающие людей. Именно Платон выдвинул учение о государстве. Ставит вопрос о справедливости, она есть закон – то, что регулирует жизнь государства. Закон – идеальный императив, обязательный для всех. Поэтому государство – истинное благо человека, вечная ценность, которая является высшей формой проявления свободы. Таким образом, свобода существует в виде реально существующих институтов. Государство должно быть разделено на сословия: 1) правители-мудрецы, философы - голова человека. Добродетель – истина, мудрость, справедливость. 2) сословие стражей, воинов – грудь человека. Добродетели – страсть, честь, достоинство. 3) Земледельцы и ремесленники – руки и ноги. Добродетель – вожделение. Государство Платона очень гуманно. Недостаток – отрицание необходимости семьи, его идеи справедливости соответствовали мысли, что в семье не будет общего воспитания. Также отрицал частную собственность. В основе учения о бытии положены 3 субстанции: единое, ум и душа. Единое – основа всякого бытия, первоначало. «Если единого не существует, то и иного не существует. Не имеет признаков, по которым можно определить его сущность. Первопричиной всякого сущего также является ум, который составляет суть вселенной. Душа – подразделяется на мировую и индивидуальную. Мировая душа выступает в качестве субстанции. Душа выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром. Теория познания базируется не на чувственных знаниях, а на любви к идее. Чувства и ощущения никогда не могут быть источником истинного знания. Результат ощущений чувств – формирование мнение о предмете или явлении, истинное знание – познание идей, возможное только с помощью разума. Основатель диалектики. Изучает ее как таковую, как познание самих сущностей вещей. Придает ей значение 1 из форм философии, ее логики. Диалектика – учение о родах истинно сущего бытия или об идеях. Диалоги «Парменид», «Софист». В качестве метода диалектика помогает четко разделять единое и многое, представить целое как раздельную множественность, сводить многое к единому. Аристотель. Разделил мир на мир вещей и идей. В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Между идеей и вещью вводит форму и материю: 1)Форма – единство вещи и идеи в идее. причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. 2) Материя – единство вещи и идеи в вещи. Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Отрицает диалектику Платона. Диалектика дает вероятностное знание. Первоначало – чистая деятельность. Чистый = самостоятельный. Она направлена на самого себя, обладает самодвижением. В качестве реальности – мышление. Мышление есть мышление мышления. Она есть деятельность, делящая себя на мыслимое и мыслящее. Мыслимое движет – это условие мышления, деятельности мыслящего. Мыслимое несамостоятельно. Это то же самое, что и мыслящее, из их тождества следует, что и мыслящее движет – мышление обладает самодвижением. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном. Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике - разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. Является и основоположником логики. Критика учения Платона о совершенном государстве. Частная собственность и семья – необходимые элементы государства. Цель государства – воспитание граждан, цель воспитания – уважение законов и нравов своего отечества. Связь между силой государства и свободой гражданина. Свобода не должна разрушить единство гос-ва, поэтому она ограничена. Мир – 7 сфер, приводятся в движение перводвигателем. Учение о душе - 3 вида: растительная, животная, разумная. Душа обладает самодвижением – энтелехия. Душа неотделима от тела, но сама нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. Средневековая философия 2 этапа: патристика - мыслители подтверждают свои идеи с помощью самого древнего и авторитетного источника – Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Схоластика – опиралась на авторитет Священного Писания, философские идеи патристики, стремится включить в философию наследие языческой античности, и прежде всего наследие Аристотеля, Платона, Плотина, Прокла Начинается ф-я с Августина Блаженного. Знаменит тем, что его философия – попытка соединить философию и христианство. Обоснование философией постулатов религии, глубокая логическая и нравственная связь. Они имеют один общий предмет – абсолютную идею. Главная проблема – как согласовать свободу воли человека и божественное провидение. Проблемы средневековой философии: 1) Соотношение веры и разума. Представители – богословы, как крупные теологи, так и философы. Одни считали, что вера и разум несовместимы (вера стоит впереди разума). Другие – вера может быть подкреплена доводами разума (более компромиссная позиция), философия – служанка религии. Одна из главных проблем Фомы Аквинского – доказательство бытия Божьего. Считал, что разум и вера должны находиться в гармонии, но есть 2 пути – от разума к вере и наоборот. Истинен 2й путь. Вера не исключает разумного док-ва бытия Бога. Под Богом они понимает тождество системы интеллекта и реального мира. Бог есть всё – мир духа и природы в единстве. Поэтому его задача и состояла в доказательстве бытия Бога. Приводит 5 доказательств: 1. Доказательство через движение означает, что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Бог - первопричина всего движения. 2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. 3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог. 4. Доказательство от степеней бытия —люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным - Богом. 5. Доказательство через целевую причину. В мире существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом. 2) Проблема универсалий – что явл первичным, всеобщее или единичное. Номинализм – сущ лишь единичные вещи, а всеобщее – абстракция. Реализм – истина реальна во всеобщем. Определить что-то единичное, значит отнести его к виду или роду. Представители – Фома Аквинский, Ансельм. Ансельм – онтологическое док-во бытия Бога, доводами разума. Бог – всевышнее существо, больше которого нельзя помыслить. 3) Проблема человека. Особенность –человек предназначен служению Богу, т.к. земная жизнь ничтожна. Истинным является духовное начало – возвышение человека,он поднимается от ложных целей и пустых стремлений.
Философия марксизма. Основой марксизма явл диалектический материализм – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Материя как единственная основа существующего мира. Сознание рассматривается как св-во высокоорганизованной формы материи. Диалектическая сущность – признание всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии. Материя первична, сознание вторично. Фундаментальный принцип теории познания – диалектико-материалистическое решение вопроса о примате материальной действительности по отношению к мышлению, основа процесса познания – человеч практика. Человек и природа тесно связаны друг с другом, но одновременно разные материальные системы. Практика – человек с помощью орудий труда преображает природу и развивается сам. Смысл орудий труда – человек хитростью разума помещает их между собой и природой, заставляя природу служить себе. Основа общественной жизни – материальное производство. Это воздействие людей на природу с целью получения средств существования. Главное в этом процессе – труд. Критерий прогресса – уровень развития производительных сил – созданные средства производства, а также люди. Общество развивается под влиянием трудовой деятельности. Общественно-эконом формации включают в себя способ производства (базис), надстройку (религия, мораль). Надстройка зависит от базиса. Базис включает в себя: производительные силы, производственные отношения – форма деятельности производственных сил. Произв силы развиваются быстрее, чем произв отн-я. Нарушается гармония, что приводит к соц революции и смене формаций. Именно таким путем осущ прогресс. М. и Э. – исследователи ф-и Фейербаха. Их привлекает критика религии – ее объяснение через стремление человека к идеалу. Считали, что религия имеет соц корни, поэтому для упразднения религии необходима соц революция. Революция совершается победой пролетариата. Неравенство людей приводит к образованию классов, объединенных по материальному положению. Создание гос-ва как попытки разрешить противоречия. Рассматривают гос-во как орган насилия, оно должно быть упразднено, диктатура пролетариата будет отмирать. Условие соц революции – одновременное осуществление в разных странах. Цель – осуществление идеала коммунизма, создание условий для всестороннего развития человека. Идеал коммунизма – сокращение рабочего времени в пользу свободного.
Философия Соловьева 3 периода: Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье. Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими. Теократия — дословно власть Бога. В основе теократического государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью. Его система 1 из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала. Метод идеалистической диалектики. В рез-те синтеза науки, ф-и, религии знание приобретает объективное значение. Бог придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит к христианскому мировоззрению. Наиболее полноценная ф-я – мистическая. Согласно его натурфилософии, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря мировой душе, занимающей промежуточное место между множественностью живых сущ-в и безусловным единством божества. Принцип Софии – это материя Божества, проникнутая началом божественного единства. Это духовное сущ-во, получающее свою форму от Бога, процесс реализации которой представляет собой исторический процесс. София – это и душа мира как центр воплощения его божественной идеи. Важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего. Развивает динамическую теорию атома: все существующее есть произведение их взаимодействия. Проблема движения Движение – способ существования материи, характеризующийся изменениями и противоречиями. Энгельс в труде «Диалектика природы» выделил 5 форм движения материи: 1) механическая, 2) физическая – всеобщий способ существования объектов и систем, находящихся на определенной ступени развития и характеризующихся воспроизведением и разрешением противоречий, свойственных данным объектам и системам 3) химическая, 4) биологическая, 5) социальная. Размышления о формах движения материи приводят к выводам: а) любая форма движения связана с определенным носителем б) формы движения материи различаются по степени сложности, качественно в)при надлежащих условиях они могут превращаться друг в друга г) высшие формы движения материи возникают на основе синтеза низших д) классификация форм движения материи может быть основой для классификации наук
Категории диалектики Категории диалектики – философские категории, отражающие всеобщие формы бытия, связи и св-ва действительности в плане их рассмотрения как противоречивых, развивающихся и взаимодействующих. Единичное, особенно, общее Единичное – то, что отличает, отделяет 1 предмет от другого. Эта категория выражает мысль о том, что все многообразие предметов и процессов, имеющих сходные признаки, состоит из отдельных, конкретных предметов. Общее – то, что сближает, объединяет единичные предметы, указывает на принадлежность к 1 группе. Особенное – единство сходного и отличного среди единичных предметов при стремлении обнаружить в них общее. Указание на индивидуальность сравниваемых предметов. Любое проявление бытия – это единство существования единичного и общего (особенного) Содержание и форма. Форма – внешнее выражение внутреннего содержания объектов действительности, то есть внутренняя совокупность элементов, образующих предмет. Это категории диалектики, характеризующие предмет как единство противоположностей, что исключает их абсолютно самостоят сущ-е. Главная хар-ка содержания – изменчивость, формы – устойчивость. Противоречие их взаимодействия ведет к взаимному изменению, явл причиной развития. Часть и целое. Диалектика целого и части – в процессе развития предмета как целого происходит выделение различных частей, что позволяет рассмотреть его как со стороны суммы и внутреннего единства. Принцип целостности – различным видам связи соответ разные типы цел-ти: конгломераты, комплексы, системы (наиб сложные). Причина и следствие. Причина – явление, которое повлекло за собой другое явление (следствие). Причинность раскрывает взаимосвязь явлений. Принцип причинности – отрицание сущ-я абсолютно изолированных процессов и предметов. Беспричинных явлений не сущ. Необходимость и случайность. Единство этих категорий. Случайность – форма проявления необходимости. Она нередко явл следствием реально сущ условий и причин. Случ и необ могут переходить друг в друга (обмен и торговля) Возможность и действительность. Возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления. Сущность и явление. Явление – внешнее обнаружение внутренней сущности предмета. Сущность – внутренние устойчивые основания связей явлений, носит глубинное понимание предмета. Сущность раскрывается через конкретное проявление, а явление имеет сущностную природу.
Общество и его структура Социальная ф-ия – часть ф-и, которая исследует общественную жизнь и человека. Предмет – общественная жизнь в целом, ее черты, связи, движущие силы развития, человек в системе соц связей. Общество в широком смысле – обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком – определенный этап чел истории. Элементы структуры общества: люди (классы, нации, народности), материальное, духовное производство, система воспроизводства и социализации людей, политическая система, коммуникации (дороги и тд). Общество – функционирование взаимосвязанных элементов. Общество имеет свою структуру, рассматриваемую через его сферы: экономическую, политическую, духовную, в которых закрепляется какая-либо социальная функция деятельности человека. Деятельность – форма активного отношения к окружающему миру, состоящая в его изменении и преобразовании. Делится на материальную и духовную. Важный вопрос – выявление закономерности процессов общественной жизни. Социальные законы: 1) возникновения, существования, отмирания соц процессов 2) общесоциологические (во всех обществах) 3) в нескольких обществах 4) в конкретных обществах. Действия законов обуславливаются взаимодействием элементов общества, деятельностью людей. Эти условия – факторы (объективные и субъективные). Объективные – реальные процессы, влияющие на жизнь людей. Субъективные – стремления и усилия людей по их реализации. Важен принцип детерминизма – все события вызываются причинами. Соц детерминизм позволяет постичь закономерности общественного развития, выявить источники и движущие силы. Источники общ развития: причинные факторы (климат, соц революции), противоречия по отнош-ю к новому (между нациями, классами), потребности, побуждающие к развитию. Движущие силы общ развития – силы, которые заставляют развиваться общ процессы после того, как они возникли. Главная – производственная деятельность. Потребность как источник и движущая сила – нужда в чем-либо для обеспечения жизнедеятельности (материальные и духовные). Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Бывают по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества. по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
Два уровня: низший и высший Низший уровень Обыденное сознание (здравый смысл) – совокупность взглядов и представлений людей, возникающих в результате их непосредственной практической деятельности. Ограничивается накоплением повседневного опыта. На этом уровне вырабатываются правила поведения и общения людей. Не дает научного объяснения явлений. Оно относительно консервативно (привычки, взгляды). Формы обыденного сознания: 1.Общественная психология – настроения, чувства, традиции и привычки людей, выражающие их отношение к окружающей действительности. Общественная психология побуждает людей действовать определенным образом. Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. 2.Массовое сознание. Вытекает из общественной психологии. Складывается, как правило, стихийно, под влиянием практики. 3.Общественное мнение – мнение людей, их отношение к тем или иным фактам. Складывается стихийно или формируется сознательно (в том числе СМИ, опросы общественного мнения). Играет существенную роль в жизни общества, в частности в политике. 2.Высший уровень. Теоретическое сознание - отражает глубинные, сущностные стороны общественной жизни включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью из-за проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его. Формы теоретического сознания: Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями. Философия Древней Греции. В Древней Греции философия возникла как наука. Основоположник – Фалес ( отец философии). В 7 веке до н.э.впервые выдвинул очень важную идею единого начала мира. Поставил вопрос о соответствии понятия первоначала и его реальном существовании. Оно должно быть единственным (у первоначала не может быть начала); должно существовать самостоятельно и обособленно. Оно вечное, бесконечное, не имеет внешней причины. Первоначало должно существовать вещно, существует в виде природного вещества, им является вода. Ее св-ва: она вечна, ее нельзя создать, находится в постоянном круговороте, бесцветна, принимает любую форму. Противоречия Фалеса: понятие начала – всеобщность, нельзя быть одновременно всеобщим и материальным. Вода – всеобщая стихия, которую нельзя создать, но она все же индивидуальна – обладает тяжестью, не абсолютно прозрачна, то есть она не всеобщая. Анаксимандр – ученик Фалеса. Понял, что первоначало должно быть всеобщим, обобщенным, абстрактным. В качестве первоначала рассматривает апейрон – материя вообще, что-то неопределенное (вечное, бесконечное). Все происходит и состоит из апейрона. Это материя, которая находится в вечном движении, порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Противоречит Фалесу, но не отвергает его теорию. Несомненно, глубже понимает предмет философии, ее идею. Но в его теории есть противоречие: абстрактность апейрона. У него нет никаких св-в. Получается, что мир происходит из абстракции, чего не может быть. Таким образом, появляется потребность вернуться к материальному началу. Анаксимен – в кач-ве первоначала выдвигает воздух. Он сочетает в себе идеальность и реальность начала. Он находится между водой и апейроном. Продолжает поиск начала: воздух более идеален, чем вода и реальнее, чем апейрон. В отличие от воды имеет неограниченное распространение, второй аргумент – мир как живое сущ-во требует для своего существования воздух. Возникновение новых вещей и явлений объясняется различными степенями сгущения воздуха. Но противоречие – никакое материальное не может соответствовать требованиям абсолютной всеобщности. Вывод – 1е греческие философы – материалисты. Позже появится теория, что в основе всего лежит разум. Философы милетской школы имели влияние на дальнейшие учения философов, заложив предпосылки для нового мышления. Пифагор – установление на Земле пор
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.012 с.) |