Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия нового времени. Ее основные направления и проблемы

Поиск

Философия Древней Греции.

В Древней Греции философия возникла как наука. Основоположник – Фалес ( отец философии). В 7 веке до н.э.впервые выдвинул очень важную идею единого начала мира. Поставил вопрос о соответствии понятия первоначала и его реальном существовании. Оно должно быть единственным (у первоначала не может быть начала); должно существовать самостоятельно и обособленно. Оно вечное, бесконечное, не имеет внешней причины. Первоначало должно существовать вещно, существует в виде природного вещества, им является вода. Ее св-ва: она вечна, ее нельзя создать, находится в постоянном круговороте, бесцветна, принимает любую форму. Противоречия Фалеса: понятие начала – всеобщность, нельзя быть одновременно всеобщим и материальным. Вода – всеобщая стихия, которую нельзя создать, но она все же индивидуальна – обладает тяжестью, не абсолютно прозрачна, то есть она не всеобщая.

Анаксимандр – ученик Фалеса. Понял, что первоначало должно быть всеобщим, обобщенным, абстрактным. В качестве первоначала рассматривает апейрон – материя вообще, что-то неопределенное (вечное, бесконечное). Все происходит и состоит из апейрона. Это материя, которая находится в вечном движении, порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Противоречит Фалесу, но не отвергает его теорию. Несомненно, глубже понимает предмет философии, ее идею. Но в его теории есть противоречие: абстрактность апейрона. У него нет никаких св-в. Получается, что мир происходит из абстракции, чего не может быть. Таким образом, появляется потребность вернуться к материальному началу.

Анаксимен – в кач-ве первоначала выдвигает воздух. Он сочетает в себе идеальность и реальность начала. Он находится между водой и апейроном. Продолжает поиск начала: воздух более идеален, чем вода и реальнее, чем апейрон. В отличие от воды имеет неограниченное распространение, второй аргумент – мир как живое сущ-во требует для своего существования воздух. Возникновение новых вещей и явлений объясняется различными степенями сгущения воздуха. Но противоречие – никакое материальное не может соответствовать требованиям абсолютной всеобщности.

Вывод – 1е греческие философы – материалисты. Позже появится теория, что в основе всего лежит разум. Философы милетской школы имели влияние на дальнейшие учения философов, заложив предпосылки для нового мышления.

Пифагор – установление на Земле порядка может быть осуществлено на 3 основах: морали, религии, знании. Особое значение придавалось знанию. Установление гармонии с окружающим миром допускалась благодаря знанию исчислений. Пифагорейцы признали математические начала за начала всего существующего. Из таких начал, естественно, первыми являются числа. В числах усматривали они множество аналогий или подобий с вещами. Одно свойство чисел являлись им как справедливость, душа или разум, как благоприятный случай и т. д. Далее они находили в числах свойства и отношения музыкальной гармонии, и так как все прочие вещи по своей природе являлись им подобием чисел, числа же — первыми из всей природы, то они и признали, что числа – элемент понимания всего сущего.

Таким образом, первоначалом является число. Оно обладает множественностью и единичностью. Реально существует лишь то, что можно доказать. Число есть порождение единицы. Единица – нечто отрицательное, обособленное от всего. Единица порождает единицу, она исключает себя. Число 4 – божественное, 5 – число природы. Все существующее, природные явления зависят от количества. Пифагорейские числа имеют не простое количественное значение: если для нас число есть определённая сумма единиц, то для пифагорейцев оно есть, скорее, та сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Единица есть причина единения, два — причина раздвоения, разделения, четыре — корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10).

Парменид относится к Элейской школе. Вместо воды, апейрона, воздуха, числа предлагает новое понятие – бытие. Элеаты Поистине существует лишь бытие единое, небытия вообще нет, так как его нельзя помыслить. Единое бытие есть и мысль, и нечто сущее. Характеризует бытие как бесконечное, вечное, первоначальное. Бытие в отличие от материальных стихий идеально, абсолютное тождество между реальностью и понятием, а это и есть идея. «Бытие одновременно есть и мысль, и сущее». Поистине ф-я начинается с элеатов (Гегель). Парменид описал бытие, но описание – это не постижение сущности. Замечает, что бытие непознаваемо, так как существует лишь бытие, и нет ничего иного, столь же достоверного. Подчеркивает различие обычного и философского познания, являющегося развертыванием абсолютного начала.

Зенон – ученик Парменида. Пытался доказать, что бытие не существует. 1 из основоположников диалектики – науки о столкновение двух различных законов, единстве противоположностей. Обратил внимание на движение – его не существует, его нельзя выразить. Выдвинул апории (противоречия). 1) Летящая стрела не долетит из А в Б, так как сначала ей нужно достичь середины АБ (С), затем середины АС и тд. 2) Летящая стрела не летит. В любой момент времени она проецируется в точку неподвижной плоскости, то есть не летит. 3) Ахилесс никогда не догонит черепаху, так как когда он добежит до Б, черепаха будет в С и так до бесконечности. Движение противоречиво. Апории истинны при условии, что пространство и время делимы до бесконечности. Он не прав, так как не знал, что пространство и время также непрерывны. Бесконечная делимость предполагает абсолютную неделимость.

Гераклит – система знаний о единстве противоположностей.Тождество бытия и небытия. То, что мыслимо, то и существует. «Все есть и не есть, существует и не существует одновременно». Всё тождественно, едино. Единство – переход от одного у другому, а другого – в первое. Это единство заключено в важной категории – процессе становления. Становление – истина бытия. Бытие неустойчиво, носит отрицательный характер. Диалектика – изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как перемещение, а как становление. Диалектичность суждений - в одну и ту же реку нельзя войти дважды. «Все течет» - панта рей. Первоначало – огонь, он обладает самодвижением, это природное начало. Огонь не только как сущность всего сущего, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи или тела. Разум – начало, обладающее самодвижением, истинностью. Мир в своей сущности живет разумом.

Время – образ единства бытия и небытия. Его можно представить в виде совокупности моментов, каждый существует и не существует. Бытие момента состоит в его исчезновении.

Недостаток становления: самодвижение представлено неадекватно. Бытие переходит в небытие и становление исчезает. Это приближение, но не полное представление. Бытие в слиянии с небытием должно сохраняться в единстве. Небытие переходит в категорию пустоты. Атом – единство бытия и небытия на стороне бытия. Вне бытия – пустота. Философский атом – отрицание отрицания бытия. Атом ищет первичную форму своего предмета.

Демокрит – поистине существуют лишь атомы и пустота. Все остальное существует лишь во мнении. Бытие – бесконечное множ-во атомов, наполняющих пустоту. Атомы невидимы в силу их малости. Атом вечен, неуничтожим, неизменен. Они движутся в пустоте, соединяются и образуют бесконечное множ-во миров. Отрицание случайности. Множ-во противоречий: 1) Атом прост и не может быть источником самодвижения, нужно объяснить это движение. 2) Атом неделим, но Аристотель заметил, что если атом материален, то он должен быть делим. 2) В пустоте движение и покой тождественны. 4) атомы сталкиваются, но различие точек в пустоте отсутствует. Нет различия места в пустоте. 5) пустота не сущ-ет, есть лишь разная степень плотности (Аристотель) 6) мир в понимании Демокрита фаталистичен, лишен разумности. Анатомизм – важнейший этап в развитии бытия.

Основы материалистической теории познания. Познание возможно лишь благодаря органам чувств. Сторонник рабовладельческой демократии. Лучше пребывать в бедности при народовластии, чем в богатстве при властителях. Осуждение приобретения богатства нечестным путем.

Анаксагор – разум правит миром. Необходимо исходить из разума как начала. Разум является материальным началом, движущей силой. Один из главных вопросов – как возможно возникновение сущего. Становится на точку зрения дуализма: наряду с разумом есть второе начало – некие семена вещей (гомеомерии). Они инертны, но приводятся в движение разумом. Это бесконечное множ-во частиц, обладающих одинаковыми и различными свойствами. Признает множественность сущностей и разнообразие их понимания, что объективно ведет к плюрализму мнений о них. Разум управляет соединением семян. Принцип «всё во всём». В каждом предмете бесконечное множ-во семян. Разум есть наиболее важное первоначало. «Разум чист и неизменен».

Указывает на необходимость проверки данных чувственного познания ввиду того, что знания, получаемые в его процессе, не являются исчерпывающими. Чувственное познание усиливается, соединяясь с рациональным познанием.

Протагор – первый софист. Вещи таковы, какими мы их воспринимаем чувствами. «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». (Есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами) Истина в ощущениях, это абсолютное начало. Ощущение – идеальный образ вещи, ощущение как таковое – состояние тела. Ощущение – первичная форма разума. Первоначало – разум, охватывает все формы сознания. Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.

«Контроверсии» - произведение, в котором Протагор доказывал, что «о каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения», и никакие опровержения вообще невозможны.

«О богах»— ставит под сомнение возможность объективного познания божества: «О богах невозможно сказать ни что они существуют, ни что их не существует; ибо на пути к получению такого знания слишком много препятствий, главные из которых — невозможность познания этого предмета посредством разума и краткость человеческой жизни»

Сократ. Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта. Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Метод – ирония, признание своего невежества.

«Я знаю, что ничего не знаю»

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. «Познай самого себя» - сущность и назначение человека – добро. Добро – первоначало всего. Это «истина в себе и для себя». Человек может постичь добро лишь путем познания. Парадокс – познание присуще не всем, значит и путь к добру доступен не всем. К знанию должна присоединиться воля и стремление постичь добро. Сократ – основатель ф-и духа, учении о морали. Его принципы противоречили существующей нравственности, ведь греки жили по заповедям богов. Выдвинул точку зрения моральной свободы. Последним основанием поступков служит воля, направленная к добру. Никакие внешние императивы не обязуют его.

Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения. (Аристотель). Общие определения связаны с диалектикой. Его диалектика – учении о преодолении противоречий.

Платон – ученик Сократа. Определил добро как благо для каждого человека. Его идея – добро может быть доступным только в государстве, где принимаются законы, защищающие людей. Именно Платон выдвинул учение о государстве. Ставит вопрос о справедливости, она есть закон – то, что регулирует жизнь государства. Закон – идеальный императив, обязательный для всех. Поэтому государство – истинное благо человека, вечная ценность, которая является высшей формой проявления свободы. Таким образом, свобода существует в виде реально существующих институтов.

Государство должно быть разделено на сословия:

1) правители-мудрецы, философы - голова человека. Добродетель – истина, мудрость, справедливость.

2) сословие стражей, воинов – грудь человека. Добродетели – страсть, честь, достоинство.

3) Земледельцы и ремесленники – руки и ноги. Добродетель – вожделение.

Государство Платона очень гуманно. Недостаток – отрицание необходимости семьи, его идеи справедливости соответствовали мысли, что в семье не будет общего воспитания. Также отрицал частную собственность.

В основе учения о бытии положены 3 субстанции: единое, ум и душа. Единое – основа всякого бытия, первоначало. «Если единого не существует, то и иного не существует. Не имеет признаков, по которым можно определить его сущность. Первопричиной всякого сущего также является ум, который составляет суть вселенной. Душа – подразделяется на мировую и индивидуальную. Мировая душа выступает в качестве субстанции. Душа выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром.

Теория познания базируется не на чувственных знаниях, а на любви к идее. Чувства и ощущения никогда не могут быть источником истинного знания. Результат ощущений чувств – формирование мнение о предмете или явлении, истинное знание – познание идей, возможное только с помощью разума.

Основатель диалектики. Изучает ее как таковую, как познание самих сущностей вещей. Придает ей значение 1 из форм философии, ее логики. Диалектика – учение о родах истинно сущего бытия или об идеях. Диалоги «Парменид», «Софист». В качестве метода диалектика помогает четко разделять единое и многое, представить целое как раздельную множественность, сводить многое к единому.

Аристотель. Разделил мир на мир вещей и идей. В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Между идеей и вещью вводит форму и материю: 1)Форма – единство вещи и идеи в идее. причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. 2) Материя – единство вещи и идеи в вещи. Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками.

Отрицает диалектику Платона. Диалектика дает вероятностное знание.

Первоначало – чистая деятельность. Чистый = самостоятельный. Она направлена на самого себя, обладает самодвижением. В качестве реальности – мышление. Мышление есть мышление мышления. Она есть деятельность, делящая себя на мыслимое и мыслящее. Мыслимое движет – это условие мышления, деятельности мыслящего. Мыслимое несамостоятельно. Это то же самое, что и мыслящее, из их тождества следует, что и мыслящее движет – мышление обладает самодвижением.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном. Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике - разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. Является и основоположником логики.

Критика учения Платона о совершенном государстве. Частная собственность и семья – необходимые элементы государства. Цель государства – воспитание граждан, цель воспитания – уважение законов и нравов своего отечества. Связь между силой государства и свободой гражданина. Свобода не должна разрушить единство гос-ва, поэтому она ограничена.

Мир – 7 сфер, приводятся в движение перводвигателем.

Учение о душе - 3 вида: растительная, животная, разумная. Душа обладает самодвижением – энтелехия. Душа неотделима от тела, но сама нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

Средневековая философия

2 этапа: патристика - мыслители подтверждают свои идеи с помощью самого древнего и авторитетного источника – Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Схоластика – опиралась на авторитет Священного Писания, философские идеи патристики, стремится включить в философию наследие языческой античности, и прежде всего наследие Аристотеля, Платона, Плотина, Прокла

Начинается ф-я с Августина Блаженного. Знаменит тем, что его философия – попытка соединить философию и христианство. Обоснование философией постулатов религии, глубокая логическая и нравственная связь. Они имеют один общий предмет – абсолютную идею. Главная проблема – как согласовать свободу воли человека и божественное провидение.

Проблемы средневековой философии:

1) Соотношение веры и разума. Представители – богословы, как крупные теологи, так и философы. Одни считали, что вера и разум несовместимы (вера стоит впереди разума). Другие – вера может быть подкреплена доводами разума (более компромиссная позиция), философия – служанка религии.

Одна из главных проблем Фомы Аквинского – доказательство бытия Божьего. Считал, что разум и вера должны находиться в гармонии, но есть 2 пути – от разума к вере и наоборот. Истинен 2й путь. Вера не исключает разумного док-ва бытия Бога. Под Богом они понимает тождество системы интеллекта и реального мира. Бог есть всё – мир духа и природы в единстве. Поэтому его задача и состояла в доказательстве бытия Бога. Приводит 5 доказательств:

1. Доказательство через движение означает, что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Бог - первопричина всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия —люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным - Богом.

5. Доказательство через целевую причину. В мире существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.

2) Проблема универсалий – что явл первичным, всеобщее или единичное.

Номинализм – сущ лишь единичные вещи, а всеобщее – абстракция.

Реализм – истина реальна во всеобщем. Определить что-то единичное, значит отнести его к виду или роду. Представители – Фома Аквинский, Ансельм.

Ансельм – онтологическое док-во бытия Бога, доводами разума. Бог – всевышнее существо, больше которого нельзя помыслить.

3) Проблема человека. Особенность –человек предназначен служению Богу, т.к. земная жизнь ничтожна. Истинным является духовное начало – возвышение человека,он поднимается от ложных целей и пустых стремлений.

 

Философия марксизма.

Основой марксизма явл диалектический материализм – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Материя как единственная основа существующего мира. Сознание рассматривается как св-во высокоорганизованной формы материи. Диалектическая сущность – признание всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии. Материя первична, сознание вторично.

Фундаментальный принцип теории познания – диалектико-материалистическое решение вопроса о примате материальной действительности по отношению к мышлению, основа процесса познания – человеч практика. Человек и природа тесно связаны друг с другом, но одновременно разные материальные системы. Практика – человек с помощью орудий труда преображает природу и развивается сам. Смысл орудий труда – человек хитростью разума помещает их между собой и природой, заставляя природу служить себе.

Основа общественной жизни – материальное производство. Это воздействие людей на природу с целью получения средств существования. Главное в этом процессе – труд. Критерий прогресса – уровень развития производительных сил – созданные средства производства, а также люди. Общество развивается под влиянием трудовой деятельности. Общественно-эконом формации включают в себя способ производства (базис), надстройку (религия, мораль). Надстройка зависит от базиса. Базис включает в себя: производительные силы, производственные отношения – форма деятельности производственных сил. Произв силы развиваются быстрее, чем произв отн-я. Нарушается гармония, что приводит к соц революции и смене формаций. Именно таким путем осущ прогресс.

М. и Э. – исследователи ф-и Фейербаха. Их привлекает критика религии – ее объяснение через стремление человека к идеалу. Считали, что религия имеет соц корни, поэтому для упразднения религии необходима соц революция. Революция совершается победой пролетариата. Неравенство людей приводит к образованию классов, объединенных по материальному положению. Создание гос-ва как попытки разрешить противоречия. Рассматривают гос-во как орган насилия, оно должно быть упразднено, диктатура пролетариата будет отмирать. Условие соц революции – одновременное осуществление в разных странах. Цель – осуществление идеала коммунизма, создание условий для всестороннего развития человека. Идеал коммунизма – сокращение рабочего времени в пользу свободного.

 

Философия Соловьева

3 периода: Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.

Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.

Теократия — дословно власть Бога. В основе теократического государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

Его система 1 из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала.

Метод идеалистической диалектики. В рез-те синтеза науки, ф-и, религии знание приобретает объективное значение. Бог придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит к христианскому мировоззрению. Наиболее полноценная ф-я – мистическая. Согласно его натурфилософии, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря мировой душе, занимающей промежуточное место между множественностью живых сущ-в и безусловным единством божества.

Принцип Софии – это материя Божества, проникнутая началом божественного единства. Это духовное сущ-во, получающее свою форму от Бога, процесс реализации которой представляет собой исторический процесс. София – это и душа мира как центр воплощения его божественной идеи.

Важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего. Развивает динамическую теорию атома: все существующее есть произведение их взаимодействия.

Проблема движения

Движение – способ существования материи, характеризующийся изменениями и противоречиями. Энгельс в труде «Диалектика природы» выделил 5 форм движения материи: 1) механическая, 2) физическая – всеобщий способ существования объектов и систем, находящихся на определенной ступени развития и характеризующихся воспроизведением и разрешением противоречий, свойственных данным объектам и системам 3) химическая, 4) биологическая, 5) социальная. Размышления о формах движения материи приводят к выводам: а) любая форма движения связана с определенным носителем б) формы движения материи различаются по степени сложности, качественно в)при надлежащих условиях они могут превращаться друг в друга г) высшие формы движения материи возникают на основе синтеза низших д) классификация форм движения материи может быть основой для классификации наук

 

Категории диалектики

Категории диалектики – философские категории, отражающие всеобщие формы бытия, связи и св-ва действительности в плане их рассмотрения как противоречивых, развивающихся и взаимодействующих.

Единичное, особенно, общее

Единичное – то, что отличает, отделяет 1 предмет от другого. Эта категория выражает мысль о том, что все многообразие предметов и процессов, имеющих сходные признаки, состоит из отдельных, конкретных предметов. Общее – то, что сближает, объединяет единичные предметы, указывает на принадлежность к 1 группе. Особенное – единство сходного и отличного среди единичных предметов при стремлении обнаружить в них общее. Указание на индивидуальность сравниваемых предметов. Любое проявление бытия – это единство существования единичного и общего (особенного)

Содержание и форма. Форма – внешнее выражение внутреннего содержания объектов действительности, то есть внутренняя совокупность элементов, образующих предмет. Это категории диалектики, характеризующие предмет как единство противоположностей, что исключает их абсолютно самостоят сущ-е. Главная хар-ка содержания – изменчивость, формы – устойчивость. Противоречие их взаимодействия ведет к взаимному изменению, явл причиной развития.

Часть и целое. Диалектика целого и части – в процессе развития предмета как целого происходит выделение различных частей, что позволяет рассмотреть его как со стороны суммы и внутреннего единства. Принцип целостности – различным видам связи соответ разные типы цел-ти: конгломераты, комплексы, системы (наиб сложные).

Причина и следствие. Причина – явление, которое повлекло за собой другое явление (следствие). Причинность раскрывает взаимосвязь явлений. Принцип причинности – отрицание сущ-я абсолютно изолированных процессов и предметов. Беспричинных явлений не сущ.

Необходимость и случайность. Единство этих категорий. Случайность – форма проявления необходимости. Она нередко явл следствием реально сущ условий и причин. Случ и необ могут переходить друг в друга (обмен и торговля)

Возможность и действительность. Возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.

Сущность и явление. Явление – внешнее обнаружение внутренней сущности предмета. Сущность – внутренние устойчивые основания связей явлений, носит глубинное понимание предмета. Сущность раскрывается через конкретное проявление, а явление имеет сущностную природу.

 

Общество и его структура

Социальная ф-ия – часть ф-и, которая исследует общественную жизнь и человека. Предмет – общественная жизнь в целом, ее черты, связи, движущие силы развития, человек в системе соц связей.

Общество в широком смысле – обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком – определенный этап чел истории. Элементы структуры общества: люди (классы, нации, народности), материальное, духовное производство, система воспроизводства и социализации людей, политическая система, коммуникации (дороги и тд). Общество – функционирование взаимосвязанных элементов.

Общество имеет свою структуру, рассматриваемую через его сферы: экономическую, политическую, духовную, в которых закрепляется какая-либо социальная функция деятельности человека. Деятельность – форма активного отношения к окружающему миру, состоящая в его изменении и преобразовании. Делится на материальную и духовную.

Важный вопрос – выявление закономерности процессов общественной жизни. Социальные законы: 1) возникновения, существования, отмирания соц процессов 2) общесоциологические (во всех обществах) 3) в нескольких обществах 4) в конкретных обществах. Действия законов обуславливаются взаимодействием элементов общества, деятельностью людей. Эти условия – факторы (объективные и субъективные). Объективные – реальные процессы, влияющие на жизнь людей. Субъективные – стремления и усилия людей по их реализации.

Важен принцип детерминизма – все события вызываются причинами. Соц детерминизм позволяет постичь закономерности общественного развития, выявить источники и движущие силы. Источники общ развития: причинные факторы (климат, соц революции), противоречия по отнош-ю к новому (между нациями, классами), потребности, побуждающие к развитию. Движущие силы общ развития – силы, которые заставляют развиваться общ процессы после того, как они возникли. Главная – производственная деятельность. Потребность как источник и движущая сила – нужда в чем-либо для обеспечения жизнедеятельности (материальные и духовные). Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Бывают по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества. по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

 

Два уровня: низший и высший

Низший уровень

Обыденное сознание (здравый смысл) – совокупность взглядов и представлений людей, возникающих в результате их непосредственной практической деятельности. Ограничивается накоплением повседневного опыта. На этом уровне вырабатываются правила поведения и общения людей. Не дает научного объяснения явлений. Оно относительно консервативно (привычки, взгляды).

Формы обыденного сознания:

1.Общественная психология – настроения, чувства, традиции и привычки людей, выражающие их отношение к окружающей действительности. Общественная психология побуждает людей действовать определенным образом. Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

2.Массовое сознание. Вытекает из общественной психологии. Складывается, как правило, стихийно, под влиянием практики.

3.Общественное мнение – мнение людей, их отношение к тем или иным фактам. Складывается стихийно или формируется сознательно (в том числе СМИ, опросы общественного мнения). Играет существенную роль в жизни общества, в частности в политике.

2.Высший уровень.

Теоретическое сознание - отражает глубинные, сущностные стороны общественной жизни включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью из-за проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его.

Формы теоретического сознания:

Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями.

Философия Древней Греции.

В Древней Греции философия возникла как наука. Основоположник – Фалес ( отец философии). В 7 веке до н.э.впервые выдвинул очень важную идею единого начала мира. Поставил вопрос о соответствии понятия первоначала и его реальном существовании. Оно должно быть единственным (у первоначала не может быть начала); должно существовать самостоятельно и обособленно. Оно вечное, бесконечное, не имеет внешней причины. Первоначало должно существовать вещно, существует в виде природного вещества, им является вода. Ее св-ва: она вечна, ее нельзя создать, находится в постоянном круговороте, бесцветна, принимает любую форму. Противоречия Фалеса: понятие начала – всеобщность, нельзя быть одновременно всеобщим и материальным. Вода – всеобщая стихия, которую нельзя создать, но она все же индивидуальна – обладает тяжестью, не абсолютно прозрачна, то есть она не всеобщая.

Анаксимандр – ученик Фалеса. Понял, что первоначало должно быть всеобщим, обобщенным, абстрактным. В качестве первоначала рассматривает апейрон – материя вообще, что-то неопределенное (вечное, бесконечное). Все происходит и состоит из апейрона. Это материя, которая находится в вечном движении, порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Противоречит Фалесу, но не отвергает его теорию. Несомненно, глубже понимает предмет философии, ее идею. Но в его теории есть противоречие: абстрактность апейрона. У него нет никаких св-в. Получается, что мир происходит из абстракции, чего не может быть. Таким образом, появляется потребность вернуться к материальному началу.

Анаксимен – в кач-ве первоначала выдвигает воздух. Он сочетает в себе идеальность и реальность начала. Он находится между водой и апейроном. Продолжает поиск начала: воздух более идеален, чем вода и реальнее, чем апейрон. В отличие от воды имеет неограниченное распространение, второй аргумент – мир как живое сущ-во требует для своего существования воздух. Возникновение новых вещей и явлений объясняется различными степенями сгущения воздуха. Но противоречие – никакое материальное не может соответствовать требованиям абсолютной всеобщности.

Вывод – 1е греческие философы – материалисты. Позже появится теория, что в основе всего лежит разум. Философы милетской школы имели влияние на дальнейшие учения философов, заложив предпосылки для нового мышления.

Пифагор – установление на Земле пор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.012 с.)