Проблема сознания. Взаимосвязь материального и идеального 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сознания. Взаимосвязь материального и идеального



В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), а фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая соотнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то]. Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому, иногда в философии, из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект (со)знает объект.

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом.

Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

Дуализм души и тела — точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей.

 

Диалектика, ее философия, принципы и законы.

Диалектика - наука о всеобщих законах развития природы, об-ва, человека и мышления; наука о столкновении 2х различных законов, единство противоположностей. Главная форма ф-и.

Сократ понимал ее как искусство ведения диалога, лучший способ достижения истины путем столкновения противоположных взглядов. Основным предметом имеет формирование понятий, показывает переход противоположных понятий друг в друга с учетом противоречий.

Основатель – Платон. Изучает диалектику как таковую, как форму взаимоотношений людей. Придает ей значение как 1 из форм ф-и. Диалектика – учении о бытии, родах истинно сущего бытия, взаимосвязь идей. Платон рассматривает взаимосвязь противоположных идей (бытие и небытие). Аристотель развивает логику, диалектику, обобщает взгляды др. ф-в – диалектика применима ко всем наукам. Гегель представил развитие как развернутую систему взаимодействий категорий диалектики. Она есть движение, лежащая в основе всего как духовная действительность, движение чел мышл-я, которое участвует в этом движ-и абсолютно и всеобъемлюще.

Принципы диалектики:

1) принцип развития все явл-я в движении

2) всеобщей взаимосвязи – все явл-я развив не изолированно

3) причинности – все имеет причину и одновременно явл-ся причиной др явл-я

4) целостности – все как целостное образование

5) системности

Законы

1) Закон перехода количественных изменений в качественные. Развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству. Количество - общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь.

Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

2) Закон единства и борьбы противоположностей. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. Существование связи и взаимодействия между противоположностями взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Стороны находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании.

3) Закон отрицания отрицания. Переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.

 

Категории диалектики

Категории диалектики – философские категории, отражающие всеобщие формы бытия, связи и св-ва действительности в плане их рассмотрения как противоречивых, развивающихся и взаимодействующих.

Единичное, особенно, общее

Единичное – то, что отличает, отделяет 1 предмет от другого. Эта категория выражает мысль о том, что все многообразие предметов и процессов, имеющих сходные признаки, состоит из отдельных, конкретных предметов. Общее – то, что сближает, объединяет единичные предметы, указывает на принадлежность к 1 группе. Особенное – единство сходного и отличного среди единичных предметов при стремлении обнаружить в них общее. Указание на индивидуальность сравниваемых предметов. Любое проявление бытия – это единство существования единичного и общего (особенного)

Содержание и форма. Форма – внешнее выражение внутреннего содержания объектов действительности, то есть внутренняя совокупность элементов, образующих предмет. Это категории диалектики, характеризующие предмет как единство противоположностей, что исключает их абсолютно самостоят сущ-е. Главная хар-ка содержания – изменчивость, формы – устойчивость. Противоречие их взаимодействия ведет к взаимному изменению, явл причиной развития.

Часть и целое. Диалектика целого и части – в процессе развития предмета как целого происходит выделение различных частей, что позволяет рассмотреть его как со стороны суммы и внутреннего единства. Принцип целостности – различным видам связи соответ разные типы цел-ти: конгломераты, комплексы, системы (наиб сложные).

Причина и следствие. Причина – явление, которое повлекло за собой другое явление (следствие). Причинность раскрывает взаимосвязь явлений. Принцип причинности – отрицание сущ-я абсолютно изолированных процессов и предметов. Беспричинных явлений не сущ.

Необходимость и случайность. Единство этих категорий. Случайность – форма проявления необходимости. Она нередко явл следствием реально сущ условий и причин. Случ и необ могут переходить друг в друга (обмен и торговля)

Возможность и действительность. Возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.

Сущность и явление. Явление – внешнее обнаружение внутренней сущности предмета. Сущность – внутренние устойчивые основания связей явлений, носит глубинное понимание предмета. Сущность раскрывается через конкретное проявление, а явление имеет сущностную природу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.007 с.)