Гражданское общество и государство. Марксистская теория о государстве.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское общество и государство. Марксистская теория о государстве.



В концепции К. Маркса гражданское общество определялось социально-экономическими отношениями капиталистической формации. Исчезновение классовых антагонизмов должно было, по его мысли, привести к исчезновению насилия и государства. Отношения между гражданским обществом и государством сравнивались с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т. е. насилием. В этом собственно и заключена основная философская проблема в понимании общества, государства и человека.

Движущая сила истории – классовая борьба, она ведется в экономической, политической и идеалистической сферах. Борьба должна завершиться победой пролетариата, борющегося с буржуазией.

1.Рабочий класс – движущая сила. Необходимо создавать партии – партию пролетариата. Чтобы одержать победу и удержать власть, необходима диктатура пролетариата. В ходе революции государство должно быть упразднено. 2) Одновременность осуществления социальной революции во всех странах мира. Цель революции – освобождение человека и идеалов коммунизма. На место государства ставится общественное самоуправление. Общественное развитие – развитие индивидуума. Идеал коммунизма – максимальное сокращение рабочего времени для освобождения времени для саморазвития. «Каждому по потребности, от каждого по способности».

Открытия: 1) Материалистическое понимание истории; 2) Открытие закона прибавочной стоимости. (1) Труд создал человека. Человек создает орудия труда и является господином природы в своих орудиях труда. В обществе существует прогресс, он зависит от уровня развития общественных сил. (2) Человек производит больше, чем может потребить. Ресурсы распределяются неравномерно => появляются классы вследствие неравенства людей.

Признаками государства являются: 1) Постоянная армия 2) Возникновение государственного аппарата 3) Государство устанавливает границы 4) Деление территории государства на административные единицы.

Одним из существенных компонентов исторического материализма является учение об общественно-экономической формации. Анализируя историю существования человеческого рода от глубокой древности до XIX в., основоположники марксизма выделили ряд периодов, имеющих много общего и одновременно отличающихся друг от друга. Исторический материализм выделяет пять основных общественно-экономических формаций, различающихся друг от друга формами собственности и базирующихся на ней производственных отношений: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Общественно-экономическая формация включает в себя производства ("базис") и " идеологическую надстройку". Эти понятия соотносительные и тесно связаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис — это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений.

Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. По мере исторического развития общества активность надстройки увеличивается, и она может оказывать существенное влияние не только на функционирование своего базиса, но и на его изменение.

Поступательное развитие человеческой цивилизации, согласно марксизму, осуществляется благодаря смене общественно-экономических формаций. Преемственность истории определяется производительными силами, которые постоянно совершенствуются и развиваются. Что же касается производственных отношений, то для их развития характерна прерывность. Выполнившие и исчерпавшие свой ресурс производственные отношения отмирают или же ликвидируются, а на их месте возникают более современные и эффективные производственные отношения.

Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ. Стоимость рабочей силы – это совокупность средств, необходимых для ее функционирования и воспроизводства. Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей. Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.

 

Структура общественного сознания.

Общественное сознание– совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Выделяют различные уровни и формы. Уровни – отличаются друг от друга степенью сложности. Формы – отличаются друг от друга предметом отражения действительности. Формы носят исторический характер, т.е. меняются с развитием общества. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности.

Два уровня: низший и высший

Низший уровень

Обыденное сознание (здравый смысл) – совокупность взглядов и представлений людей, возникающих в результате их непосредственной практической деятельности. Ограничивается накоплением повседневного опыта. На этом уровне вырабатываются правила поведения и общения людей. Не дает научного объяснения явлений. Оно относительно консервативно (привычки, взгляды).

Формы обыденного сознания:

1.Общественная психология – настроения, чувства, традиции и привычки людей, выражающие их отношение к окружающей действительности. Общественная психология побуждает людей действовать определенным образом. Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

2.Массовое сознание. Вытекает из общественной психологии. Складывается, как правило, стихийно, под влиянием практики.

3.Общественное мнение – мнение людей, их отношение к тем или иным фактам. Складывается стихийно или формируется сознательно (в том числе СМИ, опросы общественного мнения). Играет существенную роль в жизни общества, в частности в политике.

2.Высший уровень.

Теоретическое сознание - отражает глубинные, сущностные стороны общественной жизни включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью из-за проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его.

Формы теоретического сознания:

Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.005 с.)