Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система. Понятие культуры. Культура и цивилизация: общность и различие между нимиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общество – это особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей. Общество не просто совокупность индивидов, это, прежде всего, система связей, отношений и связей между ними. Общество включает в себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы: 1. экономическую (совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ); 2. социальную – систему внутреннего устройства общества, включающую в себя: а) большие и малые социальные группы (нации, классы, слои и др., то есть различные общности людей, объединенных по какому- либо признаку - разделение труда, национальный фактор, собственности на средства производства и т.д.); б) социальные институты – формальные и неформальные объединения, организации, учреждения, выражающие волю и защищающие интересы людей и социальных групп; 3. политическую – совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Государство является главным социально- политическим институтом общества и представляет систему властных органов - законодательных, исполнительных, судебных, осуществляющих руководство обществом. Политические организации (партии, движения, группы давления) призваны влиять на формирование государственных структур и выражать интересы различных социальных групп; 4. духовную – духовное производство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и кумуляцию духовных ценностей. Ядром духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, настроений людей, присущих обществу на определенном этапе развития. Основные подходы в понимании причин развития общества в социальной философии имеют значительные разночтения. То есть, в социальной философии нет единой точки зрения в объяснении причин развития общества (что является движущим фактором?) и различия между ними. Все многообразие концепций можно свести к четырем подходам. 1. Натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Главный фактор, оказывающий воздействие на всю социальную жизнь – это географическое положение и климатические условия. Основателем данного подхода считается Ш.Монтескье, который в работе «О духе законов» писал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят нравы, особенности характера, привычки людей, а также политическое устройство страны. Природа создала всех равными от рождения, но бесплодие земли делает людей изобретательными и закаленными в труде, мужественными, способными к войне, т.к. они сами должны добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит вместе с довольством изнеженность. «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны как юноши», - резюмирует философ. Таких же взглядов придерживались А.Тюрго, И.Тэн, Э. Ренан, Г.Боккль и др. Для русского мыслителя Л.Мечникова определяющим фактором в развитии общества всегда была вода. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была речная цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная океаническая цивилизация. В ХХ в. появились концепции, согласно которым судьбы народов определяются ритмами космоса. Так Л.Гумилев, автор теории этногенеза, полагал, что этнос возникает в результате мощного пассионарного толчка – космической энергии, запасы которой позволяют нации развиваться в течение 1000- 1200 лет. 2. Идеалистический - в качестве объединяющего начала общества выступает духовное. Это может быть идея единого Бога, величия нации (Германия ХХ в.), построения светлого будущего (СССР) и т.д. В этом случае господствующая государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. Разложение идеи приводит к развалу государства и деградации общества. 3. Материалистический - главным и ведущим являются материальные, экономические, производственные отношения, которые определяют всю «идеальную» сферу – правовые, политические, нравственные взгляды, а не наоборот, как в идеалистическом подходе. Здесь можно назвать две основные концепции: теория К.Маркса и теория постиндустриального общества Ростоу. 4. Плюралистический – учитывающий все факторы, воздействующие на развитие общества. В зависимости от конкретного этапа развития данного общества на первый план выходит тот или иной фактор. Другая тема, вызывающая в настоящее время бурные дискуссии при анализе общества – это ритмика его развития. Видный французский историк Ф.Бродель говорил, что исторические события – это пыль, а главное – циклы и тренды (описываются 4-,12-,36-,100- и 144- летние циклы). Существует спираль истории – все повторяется в обществе через определенное количество лет, но на качественно ином уровне. Историки выделяют несколько типов цикличности: маятникообразное движение, круговое, спиралевидное и волновое (синусоидное). Тип цикличности зависит от размеров и масштаба общественной системы: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних – круговые и спиралевидные, в больших – круговые и длинноволновые. Понятие культуры. Культура и цивилизация, общность и различие между ними. Человек, культура и общество неразрывно связано между собой. Ни человек, ни общество, не могут существовать вне культуры. Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других существ. Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, и означало возделывание, обработку, «культивирование» земли. Однако, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стали понимать, прежде всего, духовную культуру людей. В современном гуманитарном знании существует множество определений культуры – до 200. Это связано с многозначностью и богатством этого понятия. В самом широком смысле культура – это все созданное человеком совокупность материальных и духовных ценностей за всю историю своего существования. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы. Под культурой также понимают: 1) «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем; 2) внутреннее духовное развитие и богатство человека; 3) образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта или Китая). Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходит социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Поэтому культура действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность. Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали. С этим связана и третья – ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человек приобретает ориентации, которые позволяют ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т.п. Критерием для этого служат, прежде всего, нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой. Важна также, особенно в современном обществе, четвертая – развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элементы игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура охватывает материальное производство. Она определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи и т.п. и является показателем уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура – это духовное производство, включающее в себя идей, идеалы, знания, предметы искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т. д. В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура У-1У вв. до н. э. была явно выше духовной культуры более поздней римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе (например, живопись эпохи Возрождения всегда будет недосягаемым идеалом). Несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живет по своим законам, у нее бывают свои периоды взлета, которые уже потом не удается повторить. Понятие цивилизации родилось в античности как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. В современной обществоведческой литературе понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения и используется, по меньшей мере, в пяти смыслах: 1) как синоним культуры (А.Тойнби); 2) как стадия разрушения локальной культуры, ее закат (А.Шпенглер); 3) как следующая за варварством высшая ступень развития человечества (эпоха Просвещения); 4) мировое сообщество государств и народов; 5) как ступень развития региона или этноса (его материально- технический прогресс). В настоящее время цивилизацию определяют как локальную межэтническую общность, которая формируется на основе единой исторической судьбы народов, проживающих на одной территории с высоким уровнем сходства форм и механизмов организации жизни общества. На взгляд автора, в различии между культурой и цивилизацией можно добиться более четких разграничений, если прибегнуть к пространственно-временным характеристикам. Культуру следует понимать как конкретное достижение того или иного народа в своем материальном и духовном развитии на конкретную историческую дату. Правда, можно будет говорить и об общей человеческой культуре, но тогда получиться разноуровневое культурное достижение тех или иных народов. В то время как цивилизация характеризует определенный исторический промежуток времени с однопорядковым уровнем развития культуры одного или нескольких народов. То есть, в рамках цивилизации, у этих народов складывается определенное качественное сходство в хозяйственно-экономической деятельности, политических и правовых системах, религиозных представлениях, системах образования и воспитания. Такие цивилизации формируются на основе длительного вхождения в многонациональное государство (например, «римский мир», «китайская цивилизация», «российская цивилизация») или на основе общей системы ценностей и жизненной практики (мусульманский мир, христианский мир, восточная цивилизация).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.012 с.) |