Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материал к теме №12. История русской философской мысли (X-XX вв.)
Цель лекции: изучить основные этапы становления и развития русской философской мысли как органической части мировой философии и культуры. Рассмотреть особенности языческого мировоззрения Древней Руси и его как предпосылку в возникновении философского сознания. Показать основные направления генезиса русской философии: феодально-религиозная ортодоксия, естественнонаучная философия, типы философского мышления Нового времени и т. д. Ознакомить студентов с содержанием учений основных течений русской философии: славянофилов, западников, русского просвещения, почвенников, русского космизма и др. Ключевые слова и понятия: христианство, русская идея, богочеловечество, благодать, самодержавие, западники, славянофилы, почвенничество, соборность, анархия, космизм. Основные вопросы Весь материал будет представлен в рамках одного вопроса.Это связано с тем, что становление и развитие русской философской мысли проходит ряд этапов, сопоставимых с этапами развития русской государственности и культуры. Причем, с самого своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. И потому материал будет раскрыт в одном вопросе: «Основные этапы генезиса, направления и содержание русской философии». Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы: -Х - ХУ11 вв. – начальный период. Постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.); -ХУ111 в. – первая четверть Х1Х в.: распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени – философия русского Просвещения (М.Ломоносов, В.Татищев, А.Радищев, М.Щербатов, П.Чаадаев); философия декабристов (П.Пестель, М.Фонвизин, Н.Муравьева, И.Якушкина и др.); - Вторая четверть Х1Х – начало ХХ в. – становление и развитие самостоятельной философии в Росси. В ней можно выделить около девяти основных направлений. Это «западники»: А.Герцен, В.Белинский, Т.Грановский, Н.Станкевич, и «славянофилы»: А.Хомяков, И.Киреевский. К.Аксаков, Ю.Самарин. Далее идут революционные – демократы: Н.Чернышевский, В.Белинский; анархисты: М.Бакунин, П.Кропоткин; народники: Н.Михайловский, П.Лавров, А.Ткачев; марксисты: Г.Плеханов, В.Ленин; почвенники: А.Григорьев, Н.Данилевский, Ф.Достоевский; консерваторы: М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев; русские космисты: Н.Федоров, К.Циолковский. В.Вернадский, А.Чижевский; религиозные идеалисты:
Вл. Соловьев, Н.Трубецкой, Г.Флоровский, П.Флоренский, Л.Шестов, В.Розанов. - Русская философия, после 1922 г., была представлена в основном философией Н.Бердяева, С.Булгакова, И.Ильина. С.Франка, Б.Вышеславцева, Л.Карсавина, проживавших за рубежом. Основные темы и проблемы: - тема человека, его судьбы и смысла жизни; - проблема добра и зла; - критика рационализма, обоснование особого «интуитивно- мистического» метода познания действительности (целостным духом); - «русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета; - поиск исторического пути развития России между Западом и Востоком; - выяснение смысла истории человечества, ее будущее; - тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной метафизике – изначального единства космоса, природы, человека и Бога, единства жизни, истории и познания; - в ХХ веке русская философия занимается осмыслением кризиса мировой философской мысли и поиском новых путей философствования. Илларион, ХI век. В «Слове о Законе и благодати» он объясняет суть христианского учения. Утверждается идея равенства народов перед «благодатью». Эпоха «закона» (эпоха до христианства) символизируется им образами тени, луны, а эпоха «благодати» – образом солнца, прославляется Русь и князь Владимир. Филофей (ХVI в.), создает религиозное учение о Москве как «третьем Риме». «Старый Рим», бывший центром христианства, был завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под ударами турецких завоевателей. «Третьему Риму» - Москве – предначертано исполнять роль продолжателя христианского вероучения. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как подлинной вере. Иван Грозный и Андрей Курбский (XVI в.) - переписка. Иван Грозный, ссылаясь на историю римских императоров, выступал за абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Андрей Курбский, обращаясь к просвещенному европейскому монархизму, отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, ограничений действий царя земским собором. Спор был решен в пользу Ивана Грозного: в России установилась самодержавная форма правления.
Философия Просвещения. М.Ломоносов, XVIII в. – материалист и атомист. Сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Выступал против норманнской теории образования русского государства. А.Н.Радищев, XVIII в. («О человеке, о его смертности и бессмертии», «Путешествие из Петербурга в Москву») – человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, поэтому человеческий род существует. Критикует деспотизм и самоуправство помещиков. Крепостное право не только противоречит естественным правам человека, но и неэффективно в экономическом отношении. Самодержавие – тормоз общественного прогресса в России. Декабристы (П.Пестель, Н.Муравьев, И.Якушкин, М.Лунин, В.Кюхельбеккер и др.) ставили задачу положить конец крепостничеству, разрушить самодержавный деспотизм, сословные привилегии. Часть декабристов стояла за конституционное ограничение самодержавия, другая за республику. Свобода личности, слова и печати, свобода вероисповедания, наделение крестьян землей, неприкосновенность частной собственности – первоочередные задачи, которые надо решить в стране. Средство для их решения большинство декабристов видело в военном перевороте (без участия народных масс); некоторые считали целесообразным путь мирных реформ, проводимых сверху. П.Чаадаев своими публикациями «Философические письма» буквально взорвал общественное мнение и вызвал бурные дискуссии на долгие годы. В его оценке России, многие увидели ниспровержение национальных святынь русского народа. Чаадаев говорит, что Россия, вместо того чтобы объединить Запад и Восток в силу своего географического положения, вообще как бы выпала из исторического прогресса. Он пишет, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые не входят в состав человечества…мы никогда не шли вместе с другими народами…мы стоим как бы вне времени…В России нет позитивной идейной традиции, так как в свое время она приняла христианство в его византийской форме (православие) и оказалась исключенной из единства европейских народов, основанного на католицизме. Если и было какое-то движение, то в нарастании рабства: освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство – крепостничество». Однако, бесплодность исторического прошлого России является по Чаадаеву благом. Если в католичестве заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало определенный политический уклад, философию, науку и литературу, улучшило нравы, то православие в России сохранило сущность христианства в первоначальной чистоте. Призвание России в сближении православия и католицизма. Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы, если усвоит ценности Запада. После Чаадаева тема самоопределения России и поиска ее места в системе «Запад-Восток» стала одной из главнейших в общественно- политической и философской мысли России. Возникло два основных направления: западники и славянофилы.
«Славянофилы» (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н.Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. Русский народ обладает собственными жизненными ценностями: православие с его духом соборности и святости и «крестьянская община», основанная на коллективизме и взаимовыручке. Для европейской культуры в отличие от русской характерны индивидуализм, эгоизм, рационализм, «мещанство» и культ посредственности. Славянофилы критиковали Петра 1 за то, что он направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного права и верили в великую миссию русского народа – именно Россия призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения и бездуховности. «Западники» (В.Г.Белинский, В.П.Боткин, А.И.Герцен, Т.Г.Грановский, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин и др.), напротив, были убеждены, что России предстоит пройти тот же путь, что и Западу. Россия отстала от Западной Европы, законсервировалась сама в себе, и теперь должна наверстывать упущенное время. Никакого особого «уникального» исторического пути у нее нет. Они одобряли признаки буржуазного общества, которые появлялись тогда в России и положительно оценивали деятельность Петра Великого по европеизации страны. Западная культура привлекала их, прежде всего, своим гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинства личности, жаждой справедливости. Они критиковали деспотическую самодержавную власть и невежество народа. Россия должна освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Общее для этих течений. Это была попытка нарисовать такой путь развития России, которая отвечала бы национальным интересам России, вывела страну из отсталости и подняла до уровня разрешения не только собственных, но и общечеловеческих проблем. Славянофилы и западники решали общую задачу, но пути и средства предлагали разные. У них была «одна любовь к России, но не одинаковая» (А.И.Герцен). Почвенничество. Ф.М.Достоевский как идеолог почвенничества говорил о негативных последствиях петровских реформ. Народ не принял европейскую цивилизацию. Задача русских «создать себе новую форму, собственную, родную, взятую из почвы, из народных начал и духа». Достоевский отмечает противоречивость русского характера. В которой уживаются как смирение и самомнение, так и страстность, и совестливость. Русский народ – «народ-богоносец», ему предназначена всечеловеческая миссия – духовное оздоровление Европы и создание новой мировой цивилизации. Русский «коллективизм» и «соборность» – великие преимущества русского народа. Основные темы произведений Достоевского – человек, свобода, борьба добра и зла в человеке. Человек – микрокосм, центр бытия, вокруг которого все вращается. Человеческая природа противоречива и иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба между добром и злом. Главное в человеке – это свобода. Прийти к добру человек может только через свободу. Именно поэтому Достоевский категорически против насильственного способа приведения к счастью людей - «принудительной гармонии» в обществе (навязывания добра), будь то католической или социалистической неважно (именно об этом известная притча, о «Великом инквизиторе»). Человек должен сделать сознательный свободный выбор. Однако и свобода неоднозначна: она может быть корнем и добра и зла и у нее есть свои пределы. Знаменитый вопрос – все ли дозволено человеку? Нет не все. Достоевский исследует тот случай, когда свобода переходит в своеволие, своеволие ведет к злу, зло к преступлению, а преступление к наказанию. Свобода, переходящая в своеволие не хочет знать никаких ограничений, никаких святынь. Если нет бога, если есть сам человек – бог, то все позволено. Но кто в своеволии своем не знает границ своей свободы, теряет свободу, становится одержимым своей «идеей». Страдание – последствие зла. Но страдание и очищает от зла: через покаяние душа преображается и происходит нравственное перерождение личности. Достоевский проводит в своих романах героев через этот процесс: свобода-зло-искупление.
Н.Я.Данилевский («Россия и Европа») для обоснования особого пути России создает оригинальную философско-историческую концепцию, которая положила начало целому направлению в этой области. Нет единой человеческой цивилизации. Человечество – это абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-исторические типы, которые проходят один и тот же путь развития: периоды зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели. Всякие разговоры о превосходстве той или иной культуры беспредметны: они не хуже и не лучше друг друга, только находятся на разных этапах развития. Европа и Россия – это две разные, не смешиваемые цивилизации, с различными культурными основаниями. «Европа не случайно, а существенно нам враждебна», - настаивает Н.Я.Данилевский. Европейская цивилизация прошла период своего расцвета и теперь находится на пути к дряхлению, ее сменит зарождающаяся славяно-русская цивилизация.
Консерватизм. К.Н. Леонтьев («Византизм и славянство») разделял учение Данилевского о множестве «культурно-исторических типов», однако он значительно видоизменил это учение. Прежде всего, Леонтьев пытался установить законы созревания и гибели культур. Каждая культура в своем развитии проходит три периода: «первоначальной простоты», «цветущей сложности» и «умирания» (через «вторичное упрощение») в процессе «уравнительного смешения». Второй период – цветущей сложности – характеризуется многообразием частей, при единстве целого. Это есть период социального неравенства, образования элиты – родовой и культурной, сильного государства с жесткой централизацией. Для периода смесительного упрощения характерно стремление к всеобщему равенству и демократизации, результатом ее являются: расцвет техники, умирание искусства, опошление жизни, жажда удовольствий, не творчество, а механическая работа. Западная Европа закончила к началу Х1Х века период «цветущей сложности» и находится на пути «эгалитарного процесса», т. е. демократизации и умирания культуры. Перед Россией стоит главная задача – не подчиниться Европе в эгалитарном прогрессе «устоять в своей отдельности». С этой целью он предлагал «подморозить Россию, чтобы она не жила», т.е. застыла в существующем виде до лучших времен. «Пора учиться делать реакцию»,- заявлял идеолог консерватизма. Оплот реакции – византизм, основанный на православии и сильной самодержавной власти. Л.Толстой - теория «непротивления злу насилием». Толстой считает, что решить существующие социальные проблемы и создать гармоническое общество можно только при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку. Насилие должно быть исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать ничего кроме насилия. Толстой одинаково осуждает за насилие и правительство и революционеров. Нужно нейтрализовать насилие. Для этого следует: 1) перестать совершать самому прямое насилие, а также готовиться к нему; 2) не принимать участия, в каком бы то ни было насилии, совершаемом другими людьми (в частности, чтобы нейтрализовать насилие государственной власти, нужно «не участвовать в этом строе, в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном учении и т.д.»); 3) не одобрять никакого насилия. Толстой сомневается в прогрессе общества. Прогресс коснулся лишь меньшинства, которое пользуется достижениями цивилизации за счет огромного большинства. Отрицательно писатель относится и к культуре. Он целиком на стороне «природы» против «культуры», а «природа» - это народ. В духе славянофилов Толстой идеализирует народ, называя его носителем истинной веры и чистой нравственности. Революционно-демократическое направление. А.И. Герцен – автор концепции «русского социализма». Россия очень отстала от Запада, но русский человек сохранил свою душу и национальный характер. Дух русского народа воплощен в сельской общине в виде основ прямой демократии: мирского схода, совместного труда, совместного бытия. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми противоречиями. Но в то же время, индивид поглощен и подавлен общиной. Поэтому нужна западная наука, политические свободы и правовые нормы. Социализм должен быть средством освобождения личности. Он не приемлет насилие, и, резко отвергает террор. Н.Г. Чернышевский, основ. соч. – роман «Что делать?». Считал, что в истории действует закон нарастания прогресса, роль основного двигателя играет знание, а революция - средство коренного изменения всего общественного строя. Единственный способ решения острейших проблем России Чернышевский видел в крестьянской революции. На смену крепостному праву должен прийти строй производственно- сельскохозяйственных ассоциаций. М.Бакунин (основ. соч. «Государство и анархия») отстаивал идею без государственного социализма, анархизма. Вся история человечества представляет собой неуклонное движение из «царства животности» в «царство свободы». Основным угнетателем человеческого рода, источником зла и несчастий является государство. Оно представляет собой организованное выражение насилия и эгоизм чиновников. Осуществлять господство над людьми также помогает религия. Чтобы привести человечество к состоянию свободы, необходимо «взорвать» государство, исключить принцип власти из жизни общества. Бакунин был убежден, что русский мужик всегда готов к революции, так как он бунтарь по своей природе. В связи с этим революционерам следует идти в народ и звать его к бунту. На месте государства должно возникнуть общественное устройство, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций. П.Н. Ткачев выступал за террор против самодержавия как «единственного средства нравственного и общественного возрождения России». «Партия меньшинства» должна подталкивать государство к социальной революции, уничтожению существующего государства и созданию нового - государства революционной диктатуры. П.Л.Лавров («Исторические письма») считал, что главная движущая сила исторического процесса – это критически мыслящие личности, т.е. передовая интеллигенция. Лишь она способна сформулировать социальный идеал и донести его до трудящихся с помощью пропаганды. Он призывал интеллигенцию к активной пропаганде социалистических идей среди русского народа. Для подготовки революции надо идти в народ, слиться с ним и разбудить его. Вместе с тем, Лавров прекрасно осознавал, что революция не может быть искусственной – она должна созреть в недрах общества. Русский космизм – учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса. Представители: Н.Федоров, Вл. Вернадский, К.Циолковский, А.Чижевский. Два направления: естественнонаучный и религиозный. Основная идея «философии общего дела» Н.Федорова – победа над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений. Нравственный долг потомков - вернуть жизнь всем предшествующим поколениям. Для воскрешения мертвых необходимо прекращение всякой вражды между людьми, нравственное объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и техники. Задача науки: 1) максимально продлить жизнь человека, сделать его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие предшествующие поколения местом для существования – путем освоения космоса и переселения на другие планеты. К.Циолковский («Грезы о земле и небе») полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Безграничное космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития: более «совершенные» и менее «совершенные». Более «совершенные» следят за порядком во Вселенной. Со временем в ходе эволюции будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала – в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная. Земля – «поздняя» планета, и ей дано право на самостоятельное развитие. Нравственная, космическая задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос. Изобретение ракеты для него как ученого не самоцель, а «метод проникновения в глубины Космоса». Суть его космической философии: «в переселении с Земли и в заселении Космоса». А.Л.Чижевский – основатель гелиобиологии – науки о Солнце и о его влиянии на земные процессы. Ученый доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от пульса Космоса. Солнце влияет не только на здоровье человека, но и на социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы (войны, бунты, революции) во многом предопределяются поведением Солнца. По подсчетам Чижевского во время минимальной солнечной активности – минимум массовых социальных движений 5%, во время пика – 60%. Цикл солнечной активности составляет 12 лет. Фатальные годы для России - 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1989 – пик солнечной активности. Религиозно-идеалистическое направление. В.С.Соловьев. Основ. соч.: «Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве». Основные идеи: идеи всеединства, богочеловечества и цельного знания. Ни одно явление не может существовать и быть познанным вне его отношения к другим явлениям. Любая вещь познается в ее отношении к целому. А целое – это не просто множество вещей, а всеединство. Всеединое существует во всех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. Всеединство включает безусловное (абсолютное бытие – бог) и обусловленное (материя). «Всеединство» постигается «цельным знанием», представляющее собой синтез религии, философии и науки, иначе, – веры, мысли и опыта. Соловьев строит метафизическую систему «цельного знания», в которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология – обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал общества. Мир, созданный богом, в своем развитии проходит три этапа. Первый, это Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращение природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых для появления человека. Второй – Исторический процесс: с появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек – посредник в воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и природным миром». Его задача – в преодолении всех проявлений зла и несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека – служение Добру. Идеал совершенного человека – это Иисус Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя одухотворятся, становится живой. Третий – Богочеловеческий процесс: история человечества движется к Царству Божиему – преображению и воссоединению с богом. И указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божественное и человеческое начала в себе. В центре истории стоит божественная личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к вечной жизни. Соединение человека и мира с богом возможно только в Христе и через него – в Церкви (теле Христовом). Бог есть любовь и воссоединение с ним человека и мира, которое возможно только через любовь – свободную, это подчеркивается Соловьевым и всеми его последователями. Любовь должна осуществить тройное воссоединение: восстановить индивидуального человека - союз мужчины с женщиной; восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу; восстановить универсального человека, его внутреннее живое единение со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и мира с богом – «в любви, через любовь с любовью». Л.Шестов критикует рационализм, столь характерный для западной философии. Мир иррационален и полон бесчисленных тайн. Мы даже не подозреваем, что творится во вселенной. Окружающий нас мир – это мир хаоса, господства стихии и случайности. Наш разум способен познать лишь необходимое, закономерное, а случайное и хаотичное, то, что составляет сущность мира, скрыто от него. Поэтому претензии науки и рациональной философии на познание действительности несостоятельны. Подлинная истина находится по ту сторону разума. Философия русского зарубежья. Н.А.Бердяев – прошел путь от марксиста до религиозного философа. Основ. соч.: «Дух и реальность», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека». Бердяев говорит о кризисе философии: бытие рационально, западная же философия пытается познать его рациональным способом. Основные идеи его философской концепции: 1) дух и природа противоположны. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность. Различия духов преодолеваются любовью. Природа – объект, вещь, необходимость, пассивная деятельность, то есть все то, что множественно и делимо. Бог есть дух. Природа вторична и производна. Только человек, обладающий свободой и способностью к творчеству, способен преобразить и одухотворить природу. 2) примат свободы над бытием. Бог не отвечает за зло, творимое в мире – он не сотворил свободу, которая привела человека к грехопадению. Существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода, существовавшая до бога и человека и из которой все возникло; рациональная свобода, направленная на исполнение рационального долга; и свобода, проникнутая любовью. Человек свободно отпадает от бога, движимой иррациональной свободой и призван свободно вернуться к богу по своей воле и привести, объединенный любовью весь мир к нему; 3) антроподицея (оправдание) человека. Человек есть точка пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие) и мир низший. В этой двойственности заключается сложность его существования. Он венец мироздания и микрокосм. Как образ и подобие бога, человек является личностью. Личность - категория духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем общество, нация, государство. Человек – сотворец бога, он призван к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы продолжать творение богом мира. Человек творит из ничего, исходя из свободы как «безосновной основы бытия». И именно в творчестве человек совершает преодоление костной материи и прорывается в высшую духовную реальность. Вопросы для самоконтроля 1. Что понимал Илларион под «законом» и «благодатью»? 2. Что такое исихазм? 3. В чем специфика мировоззрения «традиционалистов» и «модернистов»? 4. О каких принципах «законописи» говорил В. Н. Татищев? 5. В чем заключалась методологическая позиция М. В. Ломоносова? 6. В чем заключается специфика идеологии масонства в России? 7. Какие виды истины выделяет Я. П. Козельский? 8. Как изменялось отношение Д. И. Фонвизина к концепции просвещенной монархии? 9. Учение А. Н. Радищева о бессмертии и смертности души. 10. Что в первую очередь интересовало «любомудров»? 11. Суть формулы официальной идеологии «православие, самодержавие, народность». 12. П. Я. Чаадаев о положении в России и о необходимости сближения православия и католицизма. 13. Какие факторы, по Т. Н. Грановскому, действуют в истории? 14. Какой смысл в понятии «соборность» у А. С. Хомякова? 15. Чем отличаются взгляды западников от славянофилов? 16. В чем В. Г. Белинский видел источник социального прогресса? 17. Как А. И. Герцен рассматривает соотношение мышления и природы? 18. Что такое «разумный эгоизм» в понимании Н. Г. Чернышевского? 19. В чем заключается идея анархии у М.А. Бакунина? 20. О каких идеалах личности говорит П. Л. Лавров? 21. Чем, с точки зрения П. Н. Ткачева, отличается прогресс в обществе от прогресса в природе? 22. Как М. Н. Михайловский оценивал дарвинизм? 23. Что В. Соловьев имел ввиду под «Всеединством»? 24. В чем заключается главная идея «почвенничества»? 25. О каких трех стадиях развития народа говорил К. Н. Леонтьев? 26. Концепция непротивления злу насилием Л. Н. Толстого. 27. Что понимал Н. Ф. Федоров под «общим делом»? 28. К. Э. Циолковский о земном и космическом существовании человека. 29. Учение В. И. Вернадского о ноосфере. 30. Чем вызывается «эффект пассионарности» в концепции этногенеза Л. Н. Гумилева? 31. В чем евразийцы видели специфику России? 32. Что значит «антроподицея» у Н. А. Бердяева? 33. Что П. А. Флоренский понимает как «Столп Истины»? 34. В чем состоит интуиционизм Н. О. Лосского?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.181.205 (0.078 с.) |