Материал к теме №12. История русской философской мысли (X-XX вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал к теме №12. История русской философской мысли (X-XX вв.)



Цель лекции: изучить основные этапы становления и развития русской философской мысли как органической части мировой философии и культуры. Рассмотреть особенности языческого мировоззрения Древней Руси и его как предпосылку в возникновении философского сознания. Показать основные направления генезиса русской философии: феодально-религиозная ортодоксия, естественнонаучная философия, типы философского мышления Нового времени и т. д. Ознакомить студентов с содержанием учений основных течений русской философии: славянофилов, западников, русского просвещения, почвенников, русского космизма и др.

Ключевые слова и понятия: христианство, русская идея, богочеловечество, благодать, самодержавие, западники, славянофилы, почвенничество, соборность, анархия, космизм.

Основные вопросы

Весь материал будет представлен в рамках одного вопроса.Это связано с тем, что становление и развитие русской философской мысли проходит ряд этапов, сопоставимых с этапами развития русской государственности и культуры. Причем, с самого своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. И потому материал будет раскрыт в одном вопросе: «Основные этапы генезиса, направления и содержание русской философии».

Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы:

-Х - ХУ11 вв. – начальный период. Постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.);

-ХУ111 в. – первая четверть Х1Х в.: распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени – философия русского Просвещения (М.Ломоносов, В.Татищев, А.Радищев, М.Щербатов, П.Чаадаев); философия декабристов (П.Пестель, М.Фонвизин, Н.Муравьева, И.Якушкина и др.);

- Вторая четверть Х1Х – начало ХХ в. – становление и развитие самостоятельной философии в Росси. В ней можно выделить около девяти основных направлений. Это «западники»: А.Герцен, В.Белинский, Т.Грановский, Н.Станкевич, и «славянофилы»: А.Хомяков, И.Киреевский. К.Аксаков, Ю.Самарин. Далее идут революционные – демократы: Н.Чернышевский, В.Белинский; анархисты: М.Бакунин, П.Кропоткин; народники: Н.Михайловский, П.Лавров, А.Ткачев; марксисты: Г.Плеханов, В.Ленин; почвенники: А.Григорьев, Н.Данилевский, Ф.Достоевский; консерваторы: М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев; русские космисты: Н.Федоров, К.Циолковский. В.Вернадский, А.Чижевский; религиозные идеалисты:

Вл. Соловьев, Н.Трубецкой, Г.Флоровский, П.Флоренский, Л.Шестов, В.Розанов.

- Русская философия, после 1922 г., была представлена в основном философией Н.Бердяева, С.Булгакова, И.Ильина. С.Франка, Б.Вышеславцева, Л.Карсавина, проживавших за рубежом.

Основные темы и проблемы:

- тема человека, его судьбы и смысла жизни;

- проблема добра и зла;

- критика рационализма, обоснование особого «интуитивно- мистического» метода познания действительности (целостным духом);

- «русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета;

- поиск исторического пути развития России между Западом и Востоком;

- выяснение смысла истории человечества, ее будущее;

- тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной метафизике – изначального единства космоса, природы, человека и Бога, единства жизни, истории и познания;

- в ХХ веке русская философия занимается осмыслением кризиса мировой философской мысли и поиском новых путей философствования.

Илларион, ХI век. В «Слове о Законе и благодати» он объясняет суть христианского учения. Утверждается идея равенства народов перед «благодатью». Эпоха «закона» (эпоха до христианства) символизируется им образами тени, луны, а эпоха «благодати» – образом солнца, прославляется Русь и князь Владимир. Филофей (ХVI в.), создает религиозное учение о Москве как «третьем Риме». «Старый Рим», бывший центром христианства, был завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под ударами турецких завоевателей. «Третьему Риму» - Москве – предначертано исполнять роль продолжателя христианского вероучения. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как подлинной вере. Иван Грозный и Андрей Курбский (XVI в.) - переписка. Иван Грозный, ссылаясь на историю римских императоров, выступал за абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Андрей Курбский, обращаясь к просвещенному европейскому монархизму, отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, ограничений действий царя земским собором. Спор был решен в пользу Ивана Грозного: в России установилась самодержавная форма правления.

Философия Просвещения. М.Ломоносов, XVIII в. – материалист и атомист. Сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Выступал против норманнской теории образования русского государства. А.Н.Радищев, XVIII в. («О человеке, о его смертности и бессмертии», «Путешествие из Петербурга в Москву») – человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, поэтому человеческий род существует. Критикует деспотизм и самоуправство помещиков. Крепостное право не только противоречит естественным правам человека, но и неэффективно в экономическом отношении. Самодержавие – тормоз общественного прогресса в России.

Декабристы (П.Пестель, Н.Муравьев, И.Якушкин, М.Лунин, В.Кюхельбеккер и др.) ставили задачу положить конец крепостничеству, разрушить самодержавный деспотизм, сословные привилегии. Часть декабристов стояла за конституционное ограничение самодержавия, другая за республику. Свобода личности, слова и печати, свобода вероисповедания, наделение крестьян землей, неприкосновенность частной собственностипервоочередные задачи, которые надо решить в стране. Средство для их решения большинство декабристов видело в военном перевороте (без участия народных масс); некоторые считали целесообразным путь мирных реформ, проводимых сверху.

П.Чаадаев своими публикациями «Философические письма» буквально взорвал общественное мнение и вызвал бурные дискуссии на долгие годы. В его оценке России, многие увидели ниспровержение национальных святынь русского народа. Чаадаев говорит, что Россия, вместо того чтобы объединить Запад и Восток в силу своего географического положения, вообще как бы выпала из исторического прогресса. Он пишет, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые не входят в состав человечества…мы никогда не шли вместе с другими народами…мы стоим как бы вне времени…В России нет позитивной идейной традиции, так как в свое время она приняла христианство в его византийской форме (православие) и оказалась исключенной из единства европейских народов, основанного на католицизме. Если и было какое-то движение, то в нарастании рабства: освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство – крепостничество». Однако, бесплодность исторического прошлого России является по Чаадаеву благом. Если в католичестве заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало определенный политический уклад, философию, науку и литературу, улучшило нравы, то православие в России сохранило сущность христианства в первоначальной чистоте. Призвание России в сближении православия и католицизма. Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы, если усвоит ценности Запада. После Чаадаева тема самоопределения России и поиска ее места в системе «Запад-Восток» стала одной из главнейших в общественно- политической и философской мысли России. Возникло два основных направления: западники и славянофилы.

«Славянофилы» (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н.Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. Русский народ обладает собственными жизненными ценностями: православие с его духом соборности и святости и «крестьянская община», основанная на коллективизме и взаимовыручке. Для европейской культуры в отличие от русской характерны индивидуализм, эгоизм, рационализм, «мещанство» и культ посредственности. Славянофилы критиковали Петра 1 за то, что он направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного права и верили в великую миссию русского народа – именно Россия призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения и бездуховности.

«Западники» (В.Г.Белинский, В.П.Боткин, А.И.Герцен, Т.Г.Грановский, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин и др.), напротив, были убеждены, что России предстоит пройти тот же путь, что и Западу. Россия отстала от Западной Европы, законсервировалась сама в себе, и теперь должна наверстывать упущенное время. Никакого особого «уникального» исторического пути у нее нет. Они одобряли признаки буржуазного общества, которые появлялись тогда в России и положительно оценивали деятельность Петра Великого по европеизации страны. Западная культура привлекала их, прежде всего, своим гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинства личности, жаждой справедливости. Они критиковали деспотическую самодержавную власть и невежество народа. Россия должна освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Общее для этих течений. Это была попытка нарисовать такой путь развития России, которая отвечала бы национальным интересам России, вывела страну из отсталости и подняла до уровня разрешения не только собственных, но и общечеловеческих проблем. Славянофилы и западники решали общую задачу, но пути и средства предлагали разные. У них была «одна любовь к России, но не одинаковая» (А.И.Герцен).

Почвенничество. Ф.М.Достоевский как идеолог почвенничества говорил о негативных последствиях петровских реформ. Народ не принял европейскую цивилизацию. Задача русских «создать себе новую форму, собственную, родную, взятую из почвы, из народных начал и духа». Достоевский отмечает противоречивость русского характера. В которой уживаются как смирение и самомнение, так и страстность, и совестливость. Русский народ – «народ-богоносец», ему предназначена всечеловеческая миссия – духовное оздоровление Европы и создание новой мировой цивилизации. Русский «коллективизм» и «соборность» – великие преимущества русского народа. Основные темы произведений Достоевского – человек, свобода, борьба добра и зла в человеке. Человек – микрокосм, центр бытия, вокруг которого все вращается. Человеческая природа противоречива и иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба между добром и злом. Главное в человеке – это свобода. Прийти к добру человек может только через свободу. Именно поэтому Достоевский категорически против насильственного способа приведения к счастью людей - «принудительной гармонии» в обществе (навязывания добра), будь то католической или социалистической неважно (именно об этом известная притча, о «Великом инквизиторе»). Человек должен сделать сознательный свободный выбор. Однако и свобода неоднозначна: она может быть корнем и добра и зла и у нее есть свои пределы. Знаменитый вопросвсе ли дозволено человеку? Нет не все. Достоевский исследует тот случай, когда свобода переходит в своеволие, своеволие ведет к злу, зло к преступлению, а преступление к наказанию. Свобода, переходящая в своеволие не хочет знать никаких ограничений, никаких святынь. Если нет бога, если есть сам человек – бог, то все позволено. Но кто в своеволии своем не знает границ своей свободы, теряет свободу, становится одержимым своей «идеей». Страдание – последствие зла. Но страдание и очищает от зла: через покаяние душа преображается и происходит нравственное перерождение личности. Достоевский проводит в своих романах героев через этот процесс: свобода-зло-искупление.

Н.Я.Данилевский («Россия и Европа») для обоснования особого пути России создает оригинальную философско-историческую концепцию, которая положила начало целому направлению в этой области. Нет единой человеческой цивилизации. Человечество – это абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-исторические типы, которые проходят один и тот же путь развития: периоды зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели. Всякие разговоры о превосходстве той или иной культуры беспредметны: они не хуже и не лучше друг друга, только находятся на разных этапах развития. Европа и Россия – это две разные, не смешиваемые цивилизации, с различными культурными основаниями. «Европа не случайно, а существенно нам враждебна», - настаивает Н.Я.Данилевский. Европейская цивилизация прошла период своего расцвета и теперь находится на пути к дряхлению, ее сменит зарождающаяся славяно-русская цивилизация.

Консерватизм. К.Н. Леонтьев («Византизм и славянство») разделял учение Данилевского о множестве «культурно-исторических типов», однако он значительно видоизменил это учение. Прежде всего, Леонтьев пытался установить законы созревания и гибели культур. Каждая культура в своем развитии проходит три периода: «первоначальной простоты», «цветущей сложности» и «умирания» (через «вторичное упрощение») в процессе «уравнительного смешения». Второй период – цветущей сложности – характеризуется многообразием частей, при единстве целого. Это есть период социального неравенства, образования элиты – родовой и культурной, сильного государства с жесткой централизацией. Для периода смесительного упрощения характерно стремление к всеобщему равенству и демократизации, результатом ее являются: расцвет техники, умирание искусства, опошление жизни, жажда удовольствий, не творчество, а механическая работа. Западная Европа закончила к началу Х1Х века период «цветущей сложности» и находится на пути «эгалитарного процесса», т. е. демократизации и умирания культуры. Перед Россией стоит главная задача – не подчиниться Европе в эгалитарном прогрессе «устоять в своей отдельности». С этой целью он предлагал «подморозить Россию, чтобы она не жила», т.е. застыла в существующем виде до лучших времен. «Пора учиться делать реакцию»,- заявлял идеолог консерватизма. Оплот реакциивизантизм, основанный на православии и сильной самодержавной власти.

Л.Толстой - теория «непротивления злу насилием». Толстой считает, что решить существующие социальные проблемы и создать гармоническое общество можно только при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку. Насилие должно быть исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать ничего кроме насилия. Толстой одинаково осуждает за насилие и правительство и революционеров. Нужно нейтрализовать насилие. Для этого следует: 1) перестать совершать самому прямое насилие, а также готовиться к нему; 2) не принимать участия, в каком бы то ни было насилии, совершаемом другими людьми (в частности, чтобы нейтрализовать насилие государственной власти, нужно «не участвовать в этом строе, в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном учении и т.д.»); 3) не одобрять никакого насилия. Толстой сомневается в прогрессе общества. Прогресс коснулся лишь меньшинства, которое пользуется достижениями цивилизации за счет огромного большинства. Отрицательно писатель относится и к культуре. Он целиком на стороне «природы» против «культуры», а «природа» - это народ. В духе славянофилов Толстой идеализирует народ, называя его носителем истинной веры и чистой нравственности.

Революционно-демократическое направление. А.И. Герцен – автор концепции «русского социализма». Россия очень отстала от Запада, но русский человек сохранил свою душу и национальный характер. Дух русского народа воплощен в сельской общине в виде основ прямой демократии: мирского схода, совместного труда, совместного бытия. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми противоречиями. Но в то же время, индивид поглощен и подавлен общиной. Поэтому нужна западная наука, политические свободы и правовые нормы. Социализм должен быть средством освобождения личности. Он не приемлет насилие, и, резко отвергает террор. Н.Г. Чернышевский, основ. соч. – роман «Что делать?». Считал, что в истории действует закон нарастания прогресса, роль основного двигателя играет знание, а революция - средство коренного изменения всего общественного строя. Единственный способ решения острейших проблем России Чернышевский видел в крестьянской революции. На смену крепостному праву должен прийти строй производственно- сельскохозяйственных ассоциаций. М.Бакунин (основ. соч. «Государство и анархия») отстаивал идею без государственного социализма, анархизма. Вся история человечества представляет собой неуклонное движение из «царства животности» в «царство свободы». Основным угнетателем человеческого рода, источником зла и несчастий является государство. Оно представляет собой организованное выражение насилия и эгоизм чиновников. Осуществлять господство над людьми также помогает религия. Чтобы привести человечество к состоянию свободы, необходимо «взорвать» государство, исключить принцип власти из жизни общества. Бакунин был убежден, что русский мужик всегда готов к революции, так как он бунтарь по своей природе. В связи с этим революционерам следует идти в народ и звать его к бунту. На месте государства должно возникнуть общественное устройство, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций. П.Н. Ткачев выступал за террор против самодержавия как «единственного средства нравственного и общественного возрождения России». «Партия меньшинства» должна подталкивать государство к социальной революции, уничтожению существующего государства и созданию нового - государства революционной диктатуры. П.Л.Лавров («Исторические письма») считал, что главная движущая сила исторического процесса – это критически мыслящие личности, т.е. передовая интеллигенция. Лишь она способна сформулировать социальный идеал и донести его до трудящихся с помощью пропаганды. Он призывал интеллигенцию к активной пропаганде социалистических идей среди русского народа. Для подготовки революции надо идти в народ, слиться с ним и разбудить его. Вместе с тем, Лавров прекрасно осознавал, что революция не может быть искусственной – она должна созреть в недрах общества.

Русский космизмучение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса. Представители: Н.Федоров, Вл. Вернадский, К.Циолковский, А.Чижевский. Два направления: естественнонаучный и религиозный. Основная идея «философии общего дела» Н.Федорова – победа над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений. Нравственный долг потомков - вернуть жизнь всем предшествующим поколениям. Для воскрешения мертвых необходимо прекращение всякой вражды между людьми, нравственное объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и техники. Задача науки: 1) максимально продлить жизнь человека, сделать его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие предшествующие поколения местом для существования – путем освоения космоса и переселения на другие планеты. К.Циолковский («Грезы о земле и небе») полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Безграничное космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития: более «совершенные» и менее «совершенные». Более «совершенные» следят за порядком во Вселенной. Со временем в ходе эволюции будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала – в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная. Земля – «поздняя» планета, и ей дано право на самостоятельное развитие. Нравственная, космическая задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос. Изобретение ракеты для него как ученого не самоцель, а «метод проникновения в глубины Космоса». Суть его космической философии: «в переселении с Земли и в заселении Космоса». А.Л.Чижевский – основатель гелиобиологии – науки о Солнце и о его влиянии на земные процессы. Ученый доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от пульса Космоса. Солнце влияет не только на здоровье человека, но и на социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы (войны, бунты, революции) во многом предопределяются поведением Солнца. По подсчетам Чижевского во время минимальной солнечной активности – минимум массовых социальных движений 5%, во время пика – 60%. Цикл солнечной активности составляет 12 лет. Фатальные годы для России - 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1989 – пик солнечной активности.

Религиозно-идеалистическое направление. В.С.Соловьев. Основ. соч.: «Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве». Основные идеи: идеи всеединства, богочеловечества и цельного знания. Ни одно явление не может существовать и быть познанным вне его отношения к другим явлениям. Любая вещь познается в ее отношении к целому. А целое – это не просто множество вещей, а всеединство. Всеединое существует во всех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. Всеединство включает безусловное (абсолютное бытие – бог) и обусловленное (материя). «Всеединство» постигается «цельным знанием», представляющее собой синтез религии, философии и науки, иначе, – веры, мысли и опыта. Соловьев строит метафизическую систему «цельного знания», в которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология – обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал общества. Мир, созданный богом, в своем развитии проходит три этапа. Первый, это Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращение природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых для появления человека. ВторойИсторический процесс: с появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек – посредник в воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и природным миром». Его задача – в преодолении всех проявлений зла и несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека – служение Добру. Идеал совершенного человека – это Иисус Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя одухотворятся, становится живой. ТретийБогочеловеческий процесс: история человечества движется к Царству Божиему – преображению и воссоединению с богом. И указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божественное и человеческое начала в себе. В центре истории стоит божественная личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к вечной жизни. Соединение человека и мира с богом возможно только в Христе и через него – в Церкви (теле Христовом). Бог есть любовь и воссоединение с ним человека и мира, которое возможно только через любовь – свободную, это подчеркивается Соловьевым и всеми его последователями. Любовь должна осуществить тройное воссоединение: восстановить индивидуального человека - союз мужчины с женщиной; восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу; восстановить универсального человека, его внутреннее живое единение со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и мира с богом – «в любви, через любовь с любовью». Л.Шестов критикует рационализм, столь характерный для западной философии. Мир иррационален и полон бесчисленных тайн. Мы даже не подозреваем, что творится во вселенной. Окружающий нас мир – это мир хаоса, господства стихии и случайности. Наш разум способен познать лишь необходимое, закономерное, а случайное и хаотичное, то, что составляет сущность мира, скрыто от него. Поэтому претензии науки и рациональной философии на познание действительности несостоятельны. Подлинная истина находится по ту сторону разума.

Философия русского зарубежья. Н.А.Бердяевпрошел путь от марксиста до религиозного философа. Основ. соч.: «Дух и реальность», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека». Бердяев говорит о кризисе философии: бытие рационально, западная же философия пытается познать его рациональным способом. Основные идеи его философской концепции: 1) дух и природа противоположны. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность. Различия духов преодолеваются любовью. Природа – объект, вещь, необходимость, пассивная деятельность, то есть все то, что множественно и делимо. Бог есть дух. Природа вторична и производна. Только человек, обладающий свободой и способностью к творчеству, способен преобразить и одухотворить природу. 2) примат свободы над бытием. Бог не отвечает за зло, творимое в мире – он не сотворил свободу, которая привела человека к грехопадению. Существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода, существовавшая до бога и человека и из которой все возникло; рациональная свобода, направленная на исполнение рационального долга; и свобода, проникнутая любовью. Человек свободно отпадает от бога, движимой иррациональной свободой и призван свободно вернуться к богу по своей воле и привести, объединенный любовью весь мир к нему; 3) антроподицея (оправдание) человека. Человек есть точка пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие) и мир низший. В этой двойственности заключается сложность его существования. Он венец мироздания и микрокосм. Как образ и подобие бога, человек является личностью. Личность - категория духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем общество, нация, государство. Человек – сотворец бога, он призван к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы продолжать творение богом мира. Человек творит из ничего, исходя из свободы как «безосновной основы бытия». И именно в творчестве человек совершает преодоление костной материи и прорывается в высшую духовную реальность.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимал Илларион под «законом» и «благодатью»?

2. Что такое исихазм?

3. В чем специфика мировоззрения «традиционалистов» и «модернистов»?

4. О каких принципах «законописи» говорил В. Н. Татищев?

5. В чем заключалась методологическая позиция М. В. Ломоносова?

6. В чем заключается специфика идеологии масонства в России?

7. Какие виды истины выделяет Я. П. Козельский?

8. Как изменялось отношение Д. И. Фонвизина к концепции просвещенной монархии?

9. Учение А. Н. Радищева о бессмертии и смертности души.

10. Что в первую очередь интересовало «любомудров»?

11. Суть формулы официальной идеологии «православие, самодержавие, народность».

12. П. Я. Чаадаев о положении в России и о необходимости сближения православия и католицизма.

13. Какие факторы, по Т. Н. Грановскому, действуют в истории?

14. Какой смысл в понятии «соборность» у А. С. Хомякова?

15. Чем отличаются взгляды западников от славянофилов?

16. В чем В. Г. Белинский видел источник социального прогресса?

17. Как А. И. Герцен рассматривает соотношение мышления и природы?

18. Что такое «разумный эгоизм» в понимании Н. Г. Чернышевского?

19. В чем заключается идея анархии у М.А. Бакунина?

20. О каких идеалах личности говорит П. Л. Лавров?

21. Чем, с точки зрения П. Н. Ткачева, отличается прогресс в обществе от прогресса в природе?

22. Как М. Н. Михайловский оценивал дарвинизм?

23. Что В. Соловьев имел ввиду под «Всеединством»?

24. В чем заключается главная идея «почвенничества»?

25. О каких трех стадиях развития народа говорил К. Н. Леонтьев?

26. Концепция непротивления злу насилием Л. Н. Толстого.

27. Что понимал Н. Ф. Федоров под «общим делом»?

28. К. Э. Циолковский о земном и космическом существовании человека.

29. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

30. Чем вызывается «эффект пассионарности» в концепции этногенеза Л. Н. Гумилева?

31. В чем евразийцы видели специфику России?

32. Что значит «антроподицея» у Н. А. Бердяева?

33. Что П. А. Флоренский понимает как «Столп Истины»?

34. В чем состоит интуиционизм Н. О. Лосского?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.181.205 (0.078 с.)