ТОП 10:

Перечень возможных тестовых вопросов на ПГК



1. О двух составных частях марксистской философии. Ответ. Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма. Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается). В историческом материализме исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс; Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.

2. О ключевых позициях исторического материализма. Ответ. В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку , в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него.

3. Об общественно-экономической формации. Ответ. В учении К. Маркса об ОЭФ лежит определенный уровень производительных сил (средства производства + люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно- экономических формаций: первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил; рабовладельческая - экономика основана на рабстве; феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян; капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства, наемных рабочих; коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.

4. О могильщике капитализма. Ответ. К. Маркс считал, что с помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Пролетариат – рабочий класс, по Марксу, был способен стать могильщиком капитализма, так как он был наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством.

5. О неклассической философии конца Х1Х-ХХ века. Ответ. Начиная со второй половины Х1Х века тип мышления классической философии - рационалистическая парадигма - подвергается жесточайшей критике и начинается переход к неклассической философии. Философия конца Х1Х-ХХ века отказывается от: 1. рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей; 2. жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм; 3.от догматизма в философии – непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии.

6. Об основных чертах философии ХХ века. Ответ. Можно выделить следующие основные черты философии ХХ века: плюрализм в философском мышлении; терпимость (толерантность); Антропоцентризм.

7. О философии жизни. Ответ. Представители этой школы (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) полагали, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность. «Жизнь» в ней рассматривается как «творческая эволюция», целостный органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот постоянно изменяющийся поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма предшествующей философии.

8. Об иррационализме А.Шопенгауэра. Ответ. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе.

9. О философии Ф.Ницше.Ответ. Суть взглядов Ницше – это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя – самоутвердиться. Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным.

10. О христианской морали.Ответ. Ницше считал, что христианство проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «сумма условий сохранения бедных, полу удачных и полностью неудачных видов человека», - пишет Ф.Ницше. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства, как идеологии слабых, идеологии рабов, а не господ (жизни). Христианство умерло (бог умер!), оно не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для людей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, и виновато в этом христианство.

11. Об идее «Сверхчеловека». Ответ. Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов на мораль господ – «сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». У него «Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия.

12. Об основателе интуитивизма.Ответ.Основателем интуитивизма считают фр. философа-идеалиста Анри Бергсона. Жизнь, как становление, начинается в результате первоначального взрыва («жизненного порыва») и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к их взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств.

13. О философии экзистенциализма. Ответ. Основной объект исследования экзистенциализма – человек и смысл его существования. Основание всех построений экзистенциализма – это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего собой не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет вообще. Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование предшествует сущности.

14. О представителях экзистенциализма. Ответ.Экзистенциализм, или философия существования – это одно из самых популярных течений философии ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др.

15.О герменевтике. Ответ. Изначально герменевтика являлась наукой истолкования текстов. Само слово образовано от имени Гермеса – персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование посланий богов. Начиная с Х1Х в. из филологической дисциплины она становится самостоятельным философским учением. Для герменевтики понимание текста заключалось в наиболее точном и полном понимании психологии автора и его характера. Основным методом считалось только «вживание» в текст, именно оно позволяет понять, что движет рукой автора; изучение содержания, структуры текста не может привести к тем же результатам. Об учениях представителей герменевтики Ф. Шлейермахере, В.Дильтее, Х.Г. Гадамере подробно изложено в материалах лекции.

16. Об основателе Позитивизма. Ответ. Родоначальником позитивизма является французский мыслитель Огюст Конт.

17. Об учении Позитивизма. Ответ. Основу философской программы Позитивизма раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явления подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка методологии наук и поиск связи между ними.

18. О законе трех стадий. Ответ. О. Конт понимал позитивную философию как синтез, «совокупность общих научных положений» всего положительного естественнонаучного и социального материала. Исходя из чего, Конт формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической – он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической – сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общими понятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающего мира; на научной (положительной) – человек, наблюдая за явлениями, пытается установить между ними регулятивные связи (познание внутренних причин явлений невозможно).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.239.156 (0.004 с.)